Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
6.3378 |
- |
Лайфхак: чтобы прославиться, иногда достаточно оказаться в нужное время в нужном месте. Доказано бродячим котом, случайно оказавшимся на съёмочной площадке «Крёстного отца». Коппола экспромтом всунул кота в руки Брандо. И очень успешно. Теперь и в игре «Крёстный отец. Империя Корлеоне» этот кот всюду: и на коробке, и на всех картах.
Если применить это правило к нашей жизни, то можно сказать так: если в начале кампании «Crowd Games» по сбору средств на какую-либо игру написать статью про эту игру — то можно рассчитывать на значительное число комментариев.
Прежде чем говорить о самой игре, пара слов об организованной преступности. Или мафии. Знающие люди могут сказать, что эти понятия не совсем синонимы, поэтому придётся сделать оговорку, что везде далее, когда речь идёт о мафии, подразумевается именно организованная преступность.
Рассматривая полтора века американской мафии, можно выделить несколько значимых событий, повлиявших на образ действия преступных элементов. И периоды между этими событиями, значительно отличающиеся друг от друга. Всё началось с Великого голода в Ирландии. За ним последовала массовая миграция ирландцев в Америку. Нищие переселенцы, которые владели гэльским лучше, чем английским, подвергались насмешкам и нападкам, в результате чего вполне естественно образовывали уличные банды. Режиссёр Скорсезе, снявший про этот период «Банды Нью-Йорка» говорил: «Это было время, когда общество было разбито на «племена», которые постоянно вели войны друг с другом».
Второй период начал единственный профессор среди президентов США. Звучит странно, но основной целью Восемнадцатой поправки было облегчение интеграции в американское общество мигрантов, в первую очередь итальянцев, ирландцев и евреев. О да, это удалось, правда через криминализацию этих этнических сообществ: бутлегерство, грабежи банков, проституцию, букмекерство и т.п. Говоря о кинематографе, именно в это время разворачиваются события в прекрасном фильме «Афера». Как и «Банды Нью-Йорка», он номинировался на 10 Оскаров. И получил 7 против 0 у «Банд».
Третий по времени период можно отсчитывать от отмены Восемнадцатой поправки. Но я бы в качестве рубежа предложил Кастелламмарскую войну. Пару лет гангстеры вовсю истребляли друг друга, чтобы выяснить, кто из двух мафиози — Массерия или Маранцано — более достоин носить титул «босса боссов». Эта война отнимала не только много жизней, но и много сил, мешая ведению бизнеса. Поэтому в 1931 году Лаки Лучано прикончил обоих скандалистов. И вдобавок не стал претендовать на пост «босса боссов», а реформировал мафию по образу корпорации. Разделение бизнеса, «Пять семей», иерархия, решение спорных вопросов в первую очередь переговорами, а не перестрелками. Всё это заслуга Лучано (при поддержке Аль Капоне и Меира Лански от еврейской мафии). И именно про этот период (но уже в его послевоенной ипостаси) рассказывает фильм «Крёстный отец», получивший 8 номинаций и 3 «Оскара» и ещё кучу других призов.
Нынешний же период условно можно вести от конца 60-х, когда была принята федеральная программа защиты свидетелей. И чем дальше, тем охотней попавшиеся мафиози в тюрьме «начинали петь». Дошло до того, что в 2004 году пошёл на сделку со следствием действующий босс мафии, лидер одной из «Пяти семей», Большой Джо Массино. Впрочем, сделал он это после того, как его по полной сдали пара капо и заместитель босса.
Итак, как понятно из вышесказанного, действие «Крёстного отца» разворачивается во время максимального могущества мафии. И, в отличие от большинства российских фильмов, у которых в титрах есть надпись «Основано на реальных событиях», фильм (как и предшествующий ему роман) во многом основан на реальных событиях. Считается общеизвестным, что актёр, который ради главной роли в фильме обращался за помощью к Крёстному отцу, срисован с Фрэнка Синатры. Хотя в жизни всё было немного не так. Итальянец Синатра, имевший проблемы с голосом и из-за этого с карьерой, после болезни действительно получил роль итальянца в «Однажды и во веки веков» (1953 год) после того, как на эту роль уже был утверждён совсем другой актёр. Но только это была не главная роль, а роль друга главного героя (что подтверждает «Оскар» за роль второго плана). Синатра согласился играть практически бесплатно, и причина того, что он долго не мог получить желаемую роль, заключалась не в каких-то принципиальных расхождениях, а лишь в том, что режиссёр боялся брать в фильм-драму актёра, снимавшегося до этого исключительно в мюзиклах. Менее известна биография Фрэнка Костелло. Он был советником ранее упоминавшегося Лучано. И после его ареста возглавил семью. Во главе семьи он заработал прозвище «Премьер-министр». Детали его криминальной биографии позволяют предположить, что именно он мог быть прототипом дона Корлеоне. Под его руководством семья контролировала азартные игры и портовые доки, он дружил со многими политиками и судьями, активно противился торговле наркотиками. И после попытки его убийства в 1957 году выжил, но отошёл от дел.
И теперь, поговорив о настоящей мафии, перейдём к мафии настольной. Я попытаюсь обосновать два тезиса: это евро, и игра сделана с большой любовью к фильму. Так как любовь — вещь субъективная, уточню, что любви однозначно больше, чем у настольной игры «Ведьмак» по отношению к циклу «Ведьмак», настольной игры «King’s Bounty» к одноименной компьютерной игре, а той — к первой игре «King’s Bounty» (подозреваю, что всё то же самое можно сказать и про настольный вариант игры 1991 года, но не играл), фильма «Подземелья драконов» к RPG AD&D и т.д., и т.п. Когда Лэнг говорил: «Даже не зная правил игры, вы моментально окунётесь с головой в сюжет фильма. Это было моей целью», — он абсолютно не кривил душой.
Механики. Основная — выставление рабочих. У нас есть игровое поле, на котором расположено 7 районов Нью-Йорка плюс Центральный парк, который нельзя взять под контроль, в отличие от районов. И два типа мафиози — громилы и члены семьи (её руководство). Громилы ставятся в районы и получают награды для громил, а члены семьи ставятся между районами и собирают свои награды со всех соседних районов.
Пока звучит просто? Но у Лэнга так крепко переплетены все элементы игры, что всё не так просто, как кажется. Последняя фаза каждого раунда — «Подношение дону». Надо уменьшить число карт в руке до допустимого лимита. А карты на руке — это деньги, товары и сообщники. Т.е. в каждом раунде для успешной игры надо решить две задачи — заработать карты в руку и избавиться от карт в руке. А для победы — делать это лучше, чем другие.
Продолжим в том же перевёрнутом порядке и посмотрим на предпоследнюю фазу — «Подкуп». В каждом раунде игроки получают возможность приобрести сообщников из числа нейтральных жителей. Их на один меньше, чем игроков. Кому кто достанется, определяется с помощью закрытого аукциона. Игроки разбирают персонажей в порядке уменьшения сделанных ставок. Каждый сообщник один раз в раунд может сильно повлиять на ход игры. Но при этом деньги, потраченные на покупку — это недосчитанные победные очки в конце игры (т.к. победные очки — это накопленные за игру деньги плюс деньги, полученные в конце игры в качестве наград за контроль над районами и за выполнение поручений дона). И каждый сообщник — это карта в руке при подсчёте карт в последней фазе.
Продолжая рассказ о механиках в той же вывернутой последовательности, мы дошли до фазы «Война за территорию». Всё просто — от первого до седьмого района проверяем, кому из игроков он принадлежит. У кого больше в этом районе и около него мафиози, тот район и «крышует». В случае ничьей контроль остаётся за предыдущим владельцем, даже если в этом раунде он и не боролся за победу. Кроме победных очков в конце игры контроль даёт ещё один бонус — если по ходу игры кто-то что-то получает с вашего района, то и вы получаете то же самое. Изящно, хочешь перехватить контроль над районом — помоги текущему хозяину района.
Вторая фаза «Семейное дело» — это основной движок игры. В нём происходят все те действия, которыми занимается любая порядочная мафиозная семья. Казалось бы, что можно придумать оригинального в «Каждый игрок по очереди выполняет по одному действию из возможных»? Но и тут Лэнг изящно вписывает в правила мафиозную атмосферу. Пасовать игрокам нельзя, каждый продолжает играть, пока у него есть хотя бы один мафиози, который ещё не занят в рэкетирских делах. Ну а кроме отправки гангстеров на дело, о чём говорилось выше, есть ещё использование сообщников, о чём тоже говорилось, и выполнение поручений дона. Последнее — это карты заданий, которые в открытую лежат около поля. И кто первый успел, тот и молодец. Тем более, что дон просит всегда что-то, выгодное и самим игрокам. Например, получить дань с какой-либо локации ещё раз или пристрелить (удалить до конца раунда) чужого мафиози.
А вот оставшаяся первая фаза «Открытие локации» — она работает на атмосферу игры, с каждым ходом мафия становится всё сильней. Но в игру имхо добавляет лишнего рандома. Один из районов становится круче — в нём появляется ещё одно место, приносящее доход. Этот район делается привлекательней для установления контроля над ним. Но тот, кто его уже контролирует, получает небольшой игровой бонус. И кто это будет — заранее неизвестно.
Вот вроде и всё о ходе игры. Надо бы ещё отдельно рассказать про движение карт в игре и про чемоданы. Про карты сообщников и поручений я уже выше подробно рассказал. Первые покупаются за деньги, вторые — за товары. И те, и другие как правило добываются рэкетом на поле. И попадают под лимит руки. Товары меняются на поручения. А вот для денег есть ещё одно действие — «спрятать в чемодан». Т.е. помахать денежкой перед носом других игроков и убрать её в свой персональный чемодан. Если карты поручений туда уходят автоматически, то для денег надо приложить усилия. Именно из чемодана деньги идут на покупку сообщников, и именно деньги в чемодане в конце игры превращаются в победные очки. И при этом, убирая деньги, мы облегчаем себе проверку на лимит руки в конце раунда.
Это было про механики и мафию. А я ещё обещал про любовь. Слайды в студию, — как говорилось в одном анекдоте. И речь пойдёт про любовь работавших над игрой к одноимённому фильму. Отдельными фразами я уже затрагивал эту тему, но теперь вывалю всё, что не упоминалось раньше. В первую очередь бросаются в глаза названия раундов: Свадьба-Турок-Убийство Сонни-Предательство. Т.е. мы точно идём по сюжету фильма. И даже если бы этих названий не было, на фильм продолжали бы указывать другие детали: дон действует с самого начала игры, консильери доступен с раунда «Турок», а наследник — только после «Убийства Сонни». (Хм, не показывайте игру Аль Пачино. После его отказа от «Оскара» за лучшую роль второго плана, так как он считал, что Майкл — это главная роль, а Вито — второго плана. А тут такие правила.)
Наркотики — тоже важная часть сюжета — в игре, как и в фильме, оказывают влияние на события не с начала. Получать их и использовать можно только после «Турка» , зато они круты — являются джокером для карт товаров.
Ну и сообщники. Бррр, какое слово. Почему сразу сообщники? Просто хорошие люди, которым дон когда-то оказал услугу, и они не могут ему отказать, если он попросит об ответном одолжении… Да, вот они — и в игре тоже. Хотя есть странности. Например, «Голливудский режиссёр» — персонаж третьего раунда. Разве ему не стоило появиться пораньше?
Да, идеальных игр не бывает. Везде можно найти недостатки. В частности, я уже видел, что игру критикуют за то, что на всех картах один кадр из фильма. Но вот эту проблему я бы сформулировал более обще, а соответственно, и более глобально. Беда в двойственной позиции создателей игры — автора и издателя. С одной стороны — любовь к фильму и следование его сюжету, о чём я уже говорил выше, а с другой — попытки уйти от фильма и заявить, что цели следовать фильму и не было вообще, просто хотелось передать атмосферу. Поэтому и не предпринимали усилий по поиску соответствующих кадров для карт поручений. Поэтому и режиссёра засунули, куда захотели, а персонажей дали своих, не пересекающихся с фильмом. Вот такая странность, и мы можем только предполагать, чем она вызвана.
Ещё проблема — боюсь, у меня дочка сразу же заберёт чемоданы из игры для своих Барби. Шутка. Но… Я понимаю всю эту кучу слов на букву К — «Кмон», «Кикстартер», клёвые миньки. Но почему-то мне кажется, как еврогеймеру со стажем, что вариант с главарями и гангстерами в виде больших и маленьких кубиков или миплов, но с ценником в два раза ниже был бы по-своему тоже интересным. Вот как было в давешние времена: выходила новая игра с деревом, а после проверки временем к 10-й или более годовщине выходило делюкс-издание, где всё круто-круто. А тут игру ещё никто не щупал, а уже сразу то, что можно назвать делюкс.
И под конец вспомним, с чего начали. Есть в правилах ещё одна странность. Первый игрок не передаётся по ходу игры, чтобы стать им, надо совершить конкретное действие. Тогда ты становишься первым игроком и получаешь жетон первого игрока. Который выполнен в виде головы лошади. То есть понимаете — надо приложить определённые усилия, чтобы заполучить себе отрубленную лошадиную голову. А в фильме она не награда, а наказание. Но у меня есть простое решение, если вдруг эта нелогичность будет кого-то выбивать из атмосферы игры — замените жетон! И даже могу предложить на что — у «Звезды» в её модельном ряду есть котик в 1/35 (набор 3665). Первый игрок сможет его даже гладить, совершая игровые действия…