 
	     
	     
	     
	     
	    |  | С миру по нитке [30.10.2025] | 
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
|  | Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | 
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
|  | Идут сборы на Netherwatch | 
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
|  | Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | 
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
|  | Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | 
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
 
       Информация
Информация| игры | Temporum | 
| персоны | Дональд Ваккарино | 
| события | Internationale Spieltage SPIEL | 
| Дата: | 01 сентября 2014 | 
|  | 
| 9.5529 | 
|  | - | 
Речь в этой статье пойдёт об игре Temporum, которая будет представлена на выставке-ярмарке настольных игр в Эссене (официальное название — Internationale Spieltage SPIEL) в 2014 году. Формально говоря, игра уже была представлена на прошедшем в августе фестивале Gen Con 2014 в виде ознакомительного экземпляра. Но игра пока ещё не поступила в продажу, да и количество обзоров и отзывов от успевших сыграть в неё на фестивале можно пересчитать по пальцам.
Temporum — это новая игра Дональда Ваккарино, автора таких известных игр, как Dominion и Kingdom Builder. Что же он может предложить нам на этот раз? В статье представлено описание игры и предварительные размышления на основе правил, которые были выложены на сайте издателя.
Слово Temporum — это генитив (родительный падеж) множественного числа латинского слова tempus (время, эпоха). Так что не удивительно, что время, а точнее времена, эпохи, является основной темой игры. Игроки выступают в роли путешественников во времени, которые, перемещаясь по различным эпохам, пытаются установить контроль над будущим, добившись в нём наибольшего влияния.

В состав игры входит поле, карты зон четырёх эпох (Zone Cards), карты игроков (Player Cards), а также фишки и жетоны монет. Поле несёт только декоративную и вспомогательную функцию, вполне можно играть и без него. Так что перед нами почти карточная игра с небогатым, но вполне достаточным для игры набором компонентов.

Большинство игр Дональда Ваккарино известны одной довольно примечательной особенностью. В состав игры входит некоторое множество доступных игровых действий, например, в виде карт. А перед началом партии из этого множества выбирается подмножество, которое будет доступно в игре. Эта механика, вариативный стартовый расклад, позволяет влиять на многие характеристики игры, начиная от степени взаимодействия между игроками и заканчивая временем партии. Обычно такой подход, при достаточном разнообразии доступных действий, придаёт игре увеличение реиграбельности.
Естественно, что и в Temporum эта механика тоже была реализована. Игра начинается с того, что замешиваются четыре колоды карт, каждая из которых содержит в себе карты зон одной из эпох. На поле игры выкладываются случайные карты из соответствующих колод, таким образом, что карты образуют дерево, разветвляющееся сверху вниз: от одной карты в первой эпохе, до четырёх карт в четвёртой. Вспомогательные фишки путей выкладываются на светлые соединительные линии. Таким образом формируется дерево времени с вероятными путями развития истории. Та ветвь, что соединена на настоящий момент фишками путей, показывает текущий ход развития событий от прошлого к будущему, ветвь текущей реальности. Каждая карта зоны по сути является действием, которое игрок может совершить, посетив эту эпоху. Но попасть на конкретную карту зоны обычно можно только в том случае, если эта карта находится в ветви текущей реальности.
Все игроки ставят свои фишки путешественников на карту четвёртой эпохи, которая находится в ветви текущей реальности, эта зона представляет собой родное время путешественников, именно тогда и была изобретена машина, позволяющая путешествовать во времени. Далее игроки выставляют фишки влияния, короны, в области своего цвета справа от первой эпохи. Каждый участник получает по две начальных карты игрока.
Целью игры является перемещение всех своих фишек влияния из первой эпохи в четвёртую. Кто первым выполнил цель, тот и победил. Передвижение фишек влияния обычно происходит при посещении карты зоны эпохи и при розыгрыше карт игрока.

Игроки ходят по очереди, каждый ход состоит из четырёх простых фаз:
1. Фаза изменения истории.
Игрок может изменить историю, если он находится в любой из первых трёх эпох. Пользуясь своими знаниями, полученными в ходе путешествий во времени, он может достичь желаемого результата, наступая на нужное количество бабочек, устраивая знакомство определённых людей или всего лишь перемещая небольшой ящик с одной полки на другую. Но конкретная реализация остаётся лишь в фантазии игрока. В игровой механике изменение истории осуществляется перемещением фишки пути, находящейся непосредственно под картой, на которой в данный момент стоит фишка игрока. При перемещении фишки пути соответственно изменяется и текущая ветвь реальности. Все остальные игроки, находящиеся в будущем, автоматически переходят на карту, представляющую новую реальность.
2. Фаза перемещения во времени.
Игрок перемещает свою фишку на любую из четырёх карт текущей ветки реальности, то есть фактически перемещается во времени.
3. Фаза посещения зоны эпохи.
Игрок выполняет действия, описанные на карте зоны, то есть посещает реальность, и там происходят какие-то события с его участием.
4. Фаза проверки условия победы.
Если все десять фишек влияния игрока оказались в последней эпохе, то он получает контроль над будущим и выигрывает игру.
Иногда во время посещения зоны игрок получает возможность набирать в руку или разыгрывать из руки карты игрока. Карты позволяют получать деньги в качестве однократного бонуса, а также содержат некоторые события, которые срабатывают либо одноразово (карты с жёлтым фоном), либо действуют постоянно (карты с синим фоном).

Другой вариант использования карт игрока (score) позволяет передвигать свои фишки влияния из одной эпохи в другую, оплачивая указанную в нижней части карты сумму монет. За указанное количество монет игрок получает указанное количество передвижений. Передвигать можно как одну фишку, так и несколько, передвижения совершаются из эпохи с меньшим номером в эпоху с большим номером, нельзя использовать меньше передвижений, чем было получено. Так как одну карту нельзя использовать и для получения денег/полезных эффектов, и для передвижения корон, то игроку придётся решать, как и когда лучше употребить свои карты для максимизации выгоды.

Также у игрока есть возможность «править» (rule) эпохами. Этот термин иногда используется на картах зон и картах игрока, предоставляя «правителю» некоторые бонусы и дополнительные возможности. Игрок правит эпохой, если он имеет больше фишек влияния в этой эпохе по сравнению со всеми другими игроками (при игре вчетвером и впятером эпохой могут править двое игроков). Это интересный аспект, так как в процессе игры нужно будет искать компромисс между правлением в нужных эпохах и целью перемещения всех своих корон в четвёртую эпоху.
| Иван начинает свой ход в Римской империи (Roman Empire). Он изменяет развилку истории под ней так, что вместо революции воздушных шаров (Balloon Revolution) реальной становится промышленная революция (Industrial Revolution). |  | 
|  | Он передвигается во времени в индустриальную революцию и выполняет действия, указанные на карте. | 
| Иван играет карту изобретателя (Inventor) и получает 4 монеты. Так как перед ним лежит карта чёрного рынка (Black Market), выложенная на предыдущем ходу, то он дополнительно получает 2 монеты. |  | 
|  | Далее он получает два передвижения фишек влияния с помощью эффекта карты изобретателя и тратит их на перемещение одной своей фишки из эпохи I в эпоху III. Никто из игроков, кроме него, не имеет фишек влияния в третьей эпохе, поэтому Иван становится её правителем. 
 Продолжая выполнять действие карты зоны, Иван забирает карту изобретателя себе в руку, так как он стал правителем третьей эпохи. Никто не выиграл игру, поэтому ход переходит к следующему игроку, и игра продолжается. | 
Не увидев всех карт игры, нельзя с уверенностью точно судить об игровом процессе, но в целом можно сказать, что перед нами довольно несложная и быстрая карточная игра с фирменной «ваккариновской» вариативностью, которая хоть и не несёт в себе прорывных механик, как в своё время Dominion, но представляет из себя добротно сделанный продукт без излишних сложностей, с грамотно продуманной механикой игрового процесса, как в Kingdom Builder. Можно лишь понадеяться, что игра займёт достойное место среди успешных проектов Дональда. Кстати, в конце правил можно увидеть несколько вариантов наборов карт зон, которые формируют некоторые тематические расклады (для новичков, дружелюбная игра, жёсткая игра, богатства, контроль), аналогичные по сути наборам, встречающимся в Dominion и его дополнениях.