Anrimati написал 14 минут назад к игре Арборетум: # Мне не слишком понравилось, хотя и откровенно плохо про неё не скажу, ...
ValeryZ написал полчаса назад к игре Арборетум: # Баталию посмотрел правила/летсплей и не понял - оно правда интересно? ...
bg01cc написал полчаса назад к игре FateForge: Хроники Каана: # Зависит от желаемой вами цены и желания покупателя обзавестись конкрет...
ValeryZ написал полчаса назад к игре Арборетум: # Обе дуэльки. Нам-бы всё-ж поширше - 2-4. Можно 2-3 игрока - наиболее ч...
Anrimati написал полчаса назад к игре Арборетум: # Куры говорят похожи, по правилам реально похоже, но как-то упрощенно и...
С миру по предзаказу (17.10 - 06.11)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.
Идут сборы на B-17 Flying Fortress: The Bloody 100th Board Game
Кооперативный варгейм про бомбардировки Германии в ВМВ.
Идут сборы на Dice Commandos
Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны.
Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel
Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес.
Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard
Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends.

NskGamer

Гонка за галактику объявляется открытой

Обзор настольной карточной игры Race for the Galaxy, 17 декабря 2010

Информация

добавить
игры Борьба за галактику
персоны Том Леманн
Дата: 17 декабря 2010
Источник: «Заметки<br>новосибирского<br>настольщика»
Оценка пользователей
9.6327
-

Думаете, это легко — управлять целым галактическим сектором? Можете потренироваться, поиграв в рассматриваемую игру. Поверьте, легко не будет.

 

В «Борьбе за галактику» ваше поле деятельности — это множество планет и технологий, определяющих образ жизни на этих планетах. И нужно ведь развиваться, осваивая новые миры. Попутно вводя усовершенствования — прогресс, он-таки не должен стоять на месте.

 

А планеты такие разные! И у каждой есть какая-то своя изюминка.

 

Вот, например, планета, погибшая в результате загадочной эпидемии:

 

Plague World

 

Сама по себе, конечно, никакой ценности не представляет (там и жить-то нельзя, и полезных ископаемых нет). Зато она служит неисчерпаемым источником потрясающе разнообразных генетических материалов, за которыми исследовательские центры буквально выстраиваются в очередь.

 

А вот планета космических пиратов:

 

Pirate World

 

Её так просто к рукам не приберёшь, здесь обязательно придётся драться. Зато в случае успеха у вас окажутся залежи награбленного — предметы роскоши и произведения искусства главным образом. Пираты, они такие штучки любят. И если поискать как следует, то залежей таких на планете отыщется немало...

 

А это и не планета вовсе:

 

Lost Alien Battle Fleet

 

Это флот исчезнувшей древней космической расы. Но корабли огромные, там может жить уйма народа. И не просто жить: можно ведь откручивать с кораблей всякие запчасти и торговать ими. Артефакты Древних ценятся очень высоко. И сражаться этот флот ещё очень даже может. Так сказать, три в одном: здесь вам и место для жилья, и источник дохода, и боевая сила. :)

 

Планета-казино:

 

Gambling World

 

Конечно, сама ничего не производит, и цена ей как планете невелика. Зато здесь постоянно бывают всякие богачи, с которыми можно при случае заключить удачную сделку и пристроить им чего-нибудь из имеющихся в вашем распоряжении ресурсов. А можно и натуральным образом выиграть чего-нибудь: это же казино!

 

В общем, много планет. И все разные. Удачно сочетая их свойства и особенности,  можно получить для своего галактического государства немалый профит. Если с умом, конечно, действовать. А помочь в этом могут всякие технологии.

 

Кстати, под технологиями здесь понимаются отнюдь не только достижения научно-технического прогресса. Тут тоже много чего есть.

 

 Replicant Robots, Space Marines и New Military Tactics

 

 

Например, самовоспроизводящиеся роботы очень сильно упрощают колонизацию планет... но только мирных планет. Для воинственных миров придётся прибегать к чему-то другому. Скажем, сформировать корпус звёздного десанта. Или обратиться к профессиональным военным, чтобы те за плату разработали вам тактический план для данного конкретного случая. Но план — это на один раз, а корпус десантников можно использовать и для будущих завоеваний...

 

Если же завоевания планируются в широких масштабах, то имеет смысл заключить договор с Галактической Империей:

 

Galactic Imperium

 

Эти ребята весьма охотно предоставляют военную помощь против мятежных планет. И не только. Имперцы, прямо скажем, больше всего ценят тех правителей, которые много и успешно воюют. А если вас за это высоко ценят имперцы — то и всем другим волей-неволей придётся с вами считаться. :) Такая вот политика.

 

Но, может быть, вы предпочитаете не воевать, а торговать? Нет проблем, вступайте в Торговую Лигу:

 

Trade League

 

Там вам помогут пристроить ваши товары повыгоднее. Ну и, опять же, чем выше ваш авторитет в этой организации, тем выше статус в Галактике...

 

В общем, вы уже поняли. Игра представляет собой мощный симулятор стратегического развития с огромным набором возможностей: вышеприведённые примеры — это лишь капля в море. Причём автору (а игру создал Том Леманн) удалось построить очень интересную и сбалансированную модель государственно-военно-промышленного комплекса.

 

Кроме шуток: начав играть, вы быстро поймёте, чем чреват тот или иной перекос экономики, и вам придётся научиться его исправлять. Или не научиться… но тогда неизбежно будете проигрывать.

 

Вы поймёте, что планеты и технологии (имея, конечно, собственную ценность), важны не сами по себе, а в комплексе. Чтобы достоинства одних компенсировали недостатки других, усиливая весь комплекс в целом. Сунь-Цзы, наверное, был бы от игры в восторге, ибо она великолепно учит сочетать полноту и пустоту в построении выигрышной стратегии.

 

Механика игры чисто карточная (помимо карт используются лишь жетоны-счётчики победных очков), и сразу стóит сказать, чего в игре нет. В ней нет бумажных денег, кубика и пресловутого «кинь-двинь», набившего оскомину со времён «Монополии» (не к ночи будь помянута).

 

Зато есть широчайшее поле стратегических инициатив и необходимость в куче навыков. Здесь нужно уметь мгновенно адаптироваться к изменению ситуации. Делать нелёгкий выбор среди нескольких вариантов развития, жертвуя одними ради других. Справляться с потоком информации (через руки игрока постоянно проходит множество карт, которые там практически не задерживаются: чтобы разыграть одни, приходится сбрасывать другие). В идеале нужно ухитряться присматривать за действиями других игроков, пытаясь как-то прогнозировать их действия и обращать эти прогнозы себе на пользу. Последнее, кстати, самое сложное...

 

Механика игры, если не вдаваться в пересказ правил, довольно логична и внятна. Каждый ход может состоять из нескольких фаз — максимум пять. В первую фазу игроки могут пополнить из колоды запас карт на руке. Во вторую и третью — разыграть карты из руки на стол (технологии во вторую фазу, планеты в третью). В четвёртую — обменять свои товары-ресурсы на новые карты и победные очки. Ну, а в пятую фазу эти самые товары-ресурсы производятся.

 

Хитрость в том, что каждая фаза может сопровождаться для игрока бонусами и штрафами, которые определяются свойствами уже сыгранных на стол карт и их комбинаций. Они описываются значками-пиктограммами, которыми усеяны карты… и которые поначалу здорово сбивают с толку новичков. Потом-то приходит понимание того, как внятно и чётко продумана эта система, но это потом.

 

Фазы хода выбираются самими игроками — тайно и одновременно. Для этого служат специальные карты, набор которых раздаётся каждому перед началом игры. Наборы у всех однотипны, и если один игрок заявил некую фазу, то она же будет иметь место и для всех остальных игроков. Но! Заявивший получит в эту фазу определённый бонус: дешевле введёт в игру технологию, получит больше очков за освоение ресурсов и т.п. Все эти бонусы тоже обозначены на картах теми же пиктограммами.

 

Кстати о картах. Их дизайн и арт великолепны. В принципе описанной механикой можно было бы промоделировать любое военно-экономическое развитие: хоть древних цивилизаций, хоть нынешних... Автор в данном случае выбрал фантастико-футуристическую тематику, а художники и дизайнеры постарались на славу. Картами буквально можно любоваться.

 

И ещё кстати. В послесловии к правилам Том Леманн говорит, что игра во многом выросла из «Битвы за звёзды» («Duel for the Stars») — коллекционной карточной игры, которую он когда-то разрабатывал, но в тираж она так и не пошла. Честное слово, эти корни чувствуются. Начать с того, что разнообразие и комбинационность карт очень похожи на то, что мы привыкли видеть в мире ККИ. Дополнения (а их уже три) образуют чётко выстроенную сюжетную линию, логике которой следуют вводимые в колоду карты. Ну и, наконец, уже в первом дополнении вводится вариант правил с драфтом, когда каждый участник набирает себе мини-колоду и играет только ей...

 

«Высшим пилотажем» игры является умение спрогнозировать, какие именно фазы заявят на нынешний ход соперники, и обратить это себе на пользу. Отсюда вытекает интересная особенность.

 

Изначально Race for the Galaxy рассчитана на 2–4 игроков (расширения позволяют довести их число до 6). Но чем больше участников — тем, естественно, сложнее уследить за всем и делать адекватные предположения о чужих намерениях. Тем более рандомным становится процесс. Лучше всего играть вдвоём или втроём, причём для двоих предусмотрены дополнительные карты выбора фаз, позволяющие усложнить игру и сделать её более острой, «дуэльной».

 

Весьма желательно помнить ключевые карты колоды с их возможностями применительно к различным стратегиям. Это, кстати, не такой уж и большой объём информации. Но всё равно новичку легко не будет. Сразу следует иметь в виду — Race for the Galaxy относится к той категории игр, в которых настоящее понимание приходит только после определённого числа сыгранных партий. Обычно шести-семи. И конечно, крайне желательно, чтобы в этих первых партиях рядом был опытный игрок, способный в случае чего подсказать-объяснить. Хотя этому опытному игроку никак не позавидуешь: чтобы не взбеситься от новичковых вопросов (а они с неизбежностью будут повторяться, я это гарантирую), надо иметь поистине ангельское терпение. :)

 

Давайте подводить итоги. Игра сложная, вдумчивая, но чертовски красивая и интересная. Честное слово, она стоит того, чтобы распробовать её как следует.

 

Достоинствами игры я назову:

 

  • Великолепный арт и дизайн карт. Кстати, не удивлюсь, если для разработки системы обозначений автор консультировался с психологами-эргономистами.
  • Одновременность хода всех игроков. Не нужно скучать в ожидании своего хода.
  • Компактность хранения. В уложенном состоянии игра занимает очень мало места (если без правил и памяток).
  • Широчайшее поле возможных инициатив и интенсивный поток карт через руки. Возможность повторения партий абсолютно исключена, и даже в рамках идеологически одинаковой стратегии вам придётся каждый раз играть по-разному.
  • На высоких уровнях овладения игрой — возможность прогнозирования действий соперников и извлечения из них выгоды.

 

Недостатками игры можно назвать:

 

  • Реальную сложность механики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • Необходимость предварительных действий при подготовке партии: раздать карты выбора фаз, отсчитать жетоны очков, выбрать-разобрать стартовые миры и замешать потом их остаток обратно в колоду.
  • Тот факт, что для игры требуется много места. У каждого игрока на столе может быть до 13 (с расширением — до 14) карт, поверх которых могут класться другие карты. Плюс жетоны победных очков, плюс карты выбора фаз (которые бóльшую часть времени лежат на столе), плюс до 10 карт руки. Да ещё в центре стола остаток жетонов очков, колода и сброс. А с расширением — ещё и жетоны целей. Со вторым расширением — ещё и счётчики военной мощи, а с третьей — и жетоны престижа. В общем, понятно.
  • Сильное возрастание рандомности с увеличением числа игроков.
  • Проблематичность успеха без удержания в памяти особенностей карт.

 

В зависимости от предпочтений игроков как достоинствами, так и недостатками могут оказаться:

 

  • Тот факт, что игра лучше всего идёт с 2-3 игроками.
  • Абстрактность и сложность комбинационных цепочек, связывающих разные карты.
  • Довольно высокие требования к адаптационным способностям игрока в быстро меняющейся ситуации.

 

Напоследок позволю себе один совет. Добавьте к игровому комплекту счётную дорожку очков и отмечайте на ней текущие достижения игроков — те, которые обеспечиваются только картами стола. Сыграв на стол очередную карту, сразу же продвигайтесь по дорожке с учётом всех эффектов. Поверьте, это имеет смысл. Во-первых, в игру добавится психологии: сразу будет видно, что кому-то приходится догонять, кому-то удерживать преимущество и т.п. Это добавляет того самого взаимодействия, на якобы недостаток которого игре пеняют некоторые рецензенты. Во-вторых, так будет намного проще и быстрее финальный подсчёт очков. Неплохо также чем-то отсчитывать свою военную мощь (во втором дополнении средства для этого вводятся в комплект игры).

 

И ещё совет: обязательно обзаведитесь первым дополнением к игре. Второе и третье дополнения — это уже на любителя, а вот первое категорически рекомендуется. Ибо делает игру сильно интереснее.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
IGROKRATIYA написал 4 года назад: #

Великая игра!

Lexa_UKR написал 12 лет назад: #
Спасибо за статью.

Все не как не соберусь купить игру. Но именно из-за ее сложности, я ее и хочу=)
Автору отдельное спасибо!!) Наверно лучшая статья с обзором особенностей игры, которые я понял с первого раза, и читал на одном дыхании=)

Schulz написал 14 лет назад: # скрыть ответы

Супер статья! Игра, конечно, непроста в освоении... Пробовал играть в онлайн версию, прочитав корявый перевод правил... Честно - так толком ни в чем и не разобрался... Но после этой статьи захотелось ее вновь осилить... Пошел штурмовать ее мозгом)

oranged написал 14 лет назад: # скрыть ответы

Правила-то как раз просты. (: А вот процесс первые партии выбивает из колеи.

Schulz написал 14 лет назад: #

с правилами разобрался) главное понять все эти символы на картах и тогда они, действительно, становятся очень логичными и понятными. а вот процесс, да... проигрываю вчистую с разницей очков в 2 раза