С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
8.0812 |
- |
14 января 2012 состоится исторический матч по Сёги, в котором встретятся Кунио Юнинага (Kunio Yonenaga) и программа Bonkras.
Кунио Юнинага является одним из сильнейших игроков в «японские шахматы», мастером на пенсии, который возглавляет Японскую Ассоциацию Сёги (Japan Shōgi Association, JSA). С одной стороны, JSA поддерживает и спонсирует разработки компьютерных версий Сёги. С другой, Кунио Юнинага понимает, что поражение человека перед машиной на этом поприще всё ближе, поэтому в 2005 году JSA запретила профессиональным спортсменам играть против виртуального соперника, пока организаторы не внесут спонсорский взнос минимум 100 миллионов йен за матч (примерно 39 миллионов рублей). С 2005 года всего два спортсмена садились за доску Сёги против компьютера, и счёт ничейный. В 2005 Акира Ватанабе (Akira Watanabe) выиграл у программы Bonanza, которая годом ранее завоевала чемпионский титул на Чемпионате мира между компьютерными Сёги (World Computer Shōgi Championship). Три года спустя мастер-женщина Итиё Шимизу (Ichiyo Shimizu) проиграла программе Akara 2010.
Эики Ито, создатель программы Bonkras
Bonkras разрабатывается Эики Ито (Eiki Ito) с 1998 года, может обсчитать около 4 миллионов ходов в секунду и использует алгоритмы альфа-бета отсечения. В мае этого года Bonkras стал чемпионом мира среди компьютерных Сёги, обыграв в финале соперника, задействовавшего 200 персональных компьютеров! Сам Bonkras использует для расчётов всего 3 связанных персональных компьютера, обрабатывающих соответственно 1,7 миллиона, 1,4 миллиона и 1,2 миллиона ходов в секунду. Сложность таких распределённых систем в том, что велика вероятность, что один компьютер будет работать в полную силу, а остальные — спустя рукава. Если взять, что 1,7 миллиона ходов в секунду — это максимум, который можно выжать из персонального компьютера, то Bonkras выжимает 84% от максимально возможного результата для системы из трёх компьютеров. Кроме того, Bonkras использует в качестве базы знаний около 50000 отборных матчей топовых игроков Сёги, что позволяет гарантировать правильность принимаемых системой решений. Поскольку в Сёги убитые фигуры соперника можно возвращать на поле уже своими, без опыта экспертов программе не обойтись.
Эики Ито считает, что триумф программы над человеком в Сёги не перечеркнёт историю игры и не угрожает данной игре, как спорту. Но для него эта победа станет возможностью пойти дальше и начать работу над искусственным интеллектом для Го. В случае триумфа и этой программы, Ито попробует создать виртуального соперника для Маджонга.
На вопрос, каков его прогноз на предстоящий матч, Эики Ито заметил, что предсказать результат встречи он не может, поскольку не знает, насколько серьёзно будет готовиться к ней Юнинага, и скромно добавил, что сегодня искусственный интеллект компьютерных версий Сёги может посоревноваться с профессиональными игроками лишь среднего уровня.
На вопрос, как скажется триумф программы над человеком в Сёги, Эйки Ито ответил:
«Игроки и программы Сёги можно сравнить с машинами и бегунами. Мы все знаем, что машины гораздо быстрее, но с удовольствием следим за бегунами на Олимпийских играх. Компьютеры уже одолели человека в шахматах, но чемпионаты между живыми шахматистами по-прежнему популярны.»