Disclaimer. Стена текста, приведённая ниже, может оскорбить ваши религиозные, политические, этнические, этические и другие чувства. Автор текста не несёт за это никакой ответственности. Это игра такая. Всё, написанное ниже, имеет юмористически-развлекательный характер, не является точкой зрения автора и не предназначено для принятия близко к сердцу. Если вы всё ещё сомневаетесь, не читайте дальше.
Однажды в середине сессии "Dungeons & Dragons" одному из игроков срочно понадобилось уехать, а второй решил отправиться спать. Остальным в очередной раз пришлось поднять вопрос "Во что бы такое поиграть". И так получилось, что я как раз захватил с собой книжку правил и несколько шаблонов для Fiasco. Для начала расскажу подробнее о самой игре. "Фиаско" - это ролевая сторителлинг-игра Джейсона Морнингстара, изданная компанией Bully Pulpit Games. Игра повествует про несчастливые случайности и безумные совпадения, которые нарастают как снежный ком, обязательно приведя к краху для одного или даже для всех персонажей. Сюжет, сотканный из отношений, предметов, мест и нужд, очень быстро превращается в чёрную комедию, напоминающую кинофильмы "Большой куш", "Карты, деньги, два ствола" и им подобные. Правила можно полностью изучить за часик-другой, и тут же попробовать раскидать один из стартовых шаблонов. Скажу сразу, что игра очень взрослая по своей тематике и не рекомендуется для игроков школьного возраста. Полная партия может занимать от 1 до 3 часов в зависимости от активности игроков. Мы решили выбрать первый стандартный шаблон "В тихом омуте" и разложить его на четырёх человек. Этот шаблон можно найти в самой книге правил либо скачать с сайта издателей. Как оказалось позже, "Омут" поощряет истории с блекджеком и шлю... в смысле, с наркотиками и преступлениями. Если эти темы для вас неприемлемы, введите на них ограничение. Так как наша группа в этом отношении совсем без тормозов, мы решили оторваться по полной. Все участники этой партии играли в "Fiasco" впервые. Ниже описаны персонажи на момент окончания игры. Т.к. полный портрет персонажа вырисовывается в течении всей партии.
- Офицер Вамбайя (имя не помню, в дальнейшем просто офицер). Расист-афроамериканец (sic!). Работает в полиции, хранит дома небольшую партию наркотиков. Любит свою младшую сестру. Ненавидит всех остальных, особенно чернокожих. Жесток на грани садизма.
- Пиша Вамбайя. Младшая сестра офицера. Афроамериканка, студентка. Живёт с братом в одной квартире, мечтает легко разбогатеть. Эпизодически таскает наркотики из схрона брата для личных нужд и торговли в университете. Имеет связь, в том числе и половую, с одним из членов банды чёрных. Эгоистична в своей любви к брату. Ненавидит всех, кто претендует на отношения с ним.
- Элис Тейлор. Бывшая девушка офицера Вамбайи. Интеллигентка. Мечтает вернуть давнюю любовь. Владелица магазина бытовой техники. Всей душой ненавидит Пишу за то, что она мешает ей быть с любимым, и за то, что Пиша - "полная дрянь".
- Джим Купер (оригинальное имя не помню, в дальнейшем просто Джим). Чёрный парень из местной банды. С детства занимается разбоем, грабежами и т.д. Любовник Пиши. С Элис его объединяет тайная информация (эта связь в процессе игры практически не играла).
А вот и описание наших 16 сыгранных сцен:
- Офицер Вамбайя с сестрой сидят дома и обсуждают свои планы насчёт "товара".
- Пиша приносит Джиму очередную дозу и спит с ним.
- Джим ночью "выставляет" магазин Элис, вынося с пособниками телевизоры и другую технику. Она в панике запирается в офисе и звонит офицеру. Приезжает полиция и спугивает банду.
- Элис приходит к офицеру и под предлогом "давай вспомним прошлое" пытается соблазнить его, однако оказывается выставлена за дверь.
- Пиша и Элис встречаются в больнице, в которой идёт на поправку раненый офицер. У нас получилась очень сочная сцена со скандалами, криками "Ты это кому сказала, сучка?", бабскими драками и вырванными волосами.
- Разговор брата с сестрой дома. Ничем особо не примечательная сцена.
- Пиша встречается с Джимом в парке, приготовив для него очередную дозу. Это замечает проходящая мимо Элис и решает вызвать полицию, надеясь, что после этого офицер Вамбайя выгонит сестру из дома.
- Пишу задерживает патрульный. На место задержания прибывает её брат. Пиша устраивает скандал, обвиняя во всём Элис. Офицер замечает, что она "под кайфом", и заставляет патрульного отпустить её, упомянув, что не станет рассказывать начальству о "кое-каких пропажах из хранилища конфиската", а также пообещав сестре дома "серьёзный разговор с нанесением". Отличная сцена, заставившая понервничать сразу нескольких игроков.
После восьмой сцены по правилам игры мы выложили два события "сюжетного накала". Первым оказалось "Кто-то не настолько невинен, как кажется", а второй я, к сожалению, не могу вспомнить. Помню только, что там было что-то вроде заговора.
- Офицер арестовывает и допрашивает Джима, используя нетрадиционные методы, включающие в себя фейспалм, фейстейбл и фейсволл. :D Бандит, не зная, кто его допрашивает, сбалтывает, что наркотики ему принесла Пиша.
- Пиша приходит к Элис в надежде помириться и найти с ней общий язык. Она поняла, что делить им в принципе нечего и готова "отпустить" брата. Однако наталкивается на стену непонимания, злобы и обвинений в порочности. В конце сцены Пиша бросает угрозу через плечо в сторону Элис.
- Пиша уговаривает Джима, чтобы он со своими подельниками основательно избил Элис в подворотне. Джим хочет отказаться, но она угрожает ему тем, что перестанет приносить дурь. Джим соглашается.
- Элис, опасаясь за свою жизнь, покупает пистолет. Джим с товарищами подкарауливают её в подворотне. Получив несколько ударов, она находит в себе силы достать оружие и открыть огонь по нападавшим. Один из подельников падает замертво, сам Джим получает ранение и сбегает.
- Получив многочисленные травмы, Элис приходит к офицеру с очередными обвинениями в том, что "эта шлюха и наркоманка пыталась меня убить". Доказательств этому нет, и офицер выставляет её из дому.
- Домашний скандал брата с сестрой с истериками, битьём посуды и криками. В конце концов Пиша убеждает брата в том, что Элис преследует исключительно меркантильные цели и хочет разрушить их семью. Офицер понимает это и мирится с сестрой. (В этой переломной сцене было использовано событие "кто-то не настолько невинен, как кажется")
- Пиша требует от Джима убить Элис. Он отказывается. Она угрожает сдать Джима брату. Ему приходится согласиться.
- Второе покушение на Элис. Приезжает полиция и арестовывает бандитов.
В конце игры офицер Вамбайя оказался владельцем кубов разного цвета, на которых выкинул значение чуть ниже среднего. В сюжете это нашло следующее отражение:
"Вся эта ситуация офицеру окончательно надоела. Из-за постоянного стресса он начал более жёстко вести себя на работе, и начальству это не понравилось. Быстро всплыли записи его нетрадиционных допросов с камер наблюдения, и он был уволен. После этого он слегка поехал крышей и ударился в религию."
Пиша умудрилась набрать кубики только чёрного цвета и успешно выбросила значение значительно больше среднего.
"Пиша забрала с собой все запасы брата и переехала в крупный мегаполис. Там она успешно продала партию дури, на выручку открыла собственный небольшой бизнес, купила квартиру и вернулась в родной город, чтобы забрать брата к себе"
Джим и Элис оба набрали кучу разноцветных кубов, в итоге у них получились следующие концовки.
"Покалеченная физически и морально, Элис не выдерживает такого удара и предательства любимого человека, перестаёт верить в людей и в конце концов оказывается в психушке."
"Джима судят за разбой, покушение на убийство, хранение наркотиков и ещё кучу других преступлений, он оказывается в тюрьме, где его однажды убивают другие заключённые"
В целом впечатления от партии очень приятные. Было много смеха, эмоций, запоминающихся моментов. Особенно поразила холодная и суровая пофигистичность офицера на всё, что его окружает, которая в итоге стала причиной его "не очень хорошей" концовки. После этой партии в нашей игровой группе прочно закрепился мем "Офицер Вамбайя - аватар Чака Норриса". И так уж получилось, что девизом этой партии стала фраза "It's good to be bad".
--------------------------------------------------------------
Через несколько партий D&D мы решили вновь поиграть в "Фиаско", выбрав тот же самый шаблон, чтобы посмотреть на его реиграбельность. В итоге получилась партия, совершенно не похожая на предыдущую.
Вот то, что у нас вышло.
- Салим Аль-Фархади. Мусульманский экстремист, посланный своей ячейкой в город с целью оттачивания новых способов ведения "священной войны". Работает в типографии. Имеет при себе контейнер с листовками, на которых изображён голый пророк Мохаммед (sic!).
- Артур Свифт. Работает в типографии. Подчинённый Салима. В прошлом тихо, без скандалов развёлся с Эммой Свифт.
- Эмма Свифт. Бывшая жена Артура. Давняя подруга Элизабет Блэк. Одинокая и разочаровавшаяся в жизни женщина. Занимается парашютным спортом.
- Элизабет Блэк. Подруга Эммы Свифт. Пять лет назад имела курортную интригу с Салимом Аль-Фархади, и с тех пор не хочет его видеть. Имеет личный самолёт. Анархистка. Ненавидит губернатора города и его режим. Обожает мелкие хулиганства.
- Салим разрабатывает план "нового джихада". Он хочет развеять над городом листовки и использовать это как причину для объявления "священной войны" всем неверным. Ему нужно найти самолёт, к которому можно будет прикрепить контейнер с листовками и таймером. Для осуществления плана Салима снабдили шприцами со снотворным и смертельным веществами, а также пистолетом. Т.к. Салим не умеет управлять самолётами, он даёт задание Артуру найти ему самолёт с пилотом и обещает ему за это солидную сумму денег.
- Эмма встречается в кафе с Элизабет. Они болтают по душам и договариваются о воздушной прогулке.
- Эмма приходит в парашютный клуб на тренировку и случайно встречает там Артура, который пришёл посмотреть на "подходящий самолёт". Они разговариваются, вспоминают прошлое, обмениваются новыми телефонами. Эмма рассказывает Артуту о самолёте Элизабет.
- Разговор Салима и Артура в кафе. Артур сбалтывает Салиму, что у Элизабет есть самолёт.
- Салим приходит к Элизабет со словами "Детка, помнишь, как нам было хорошо?". Элизабет не хочет его видеть, называет его подонком, говорит, что никогда не забудет ту проклятую поездку на курорт пять лет назад, и захлопывает перед ним дверь.
- Элизабет и Эмма вылетают на воздушную прогулку. Эмма делится с подругой переживаниями после встречи с Артуром. Элизабет считает, что ничего у них повторно не выйдет и рекомендует Эмме больше с ним не встречаться.
- Эмма звонит Артуру и договаривается о встрече. Они встречаются, болтают о прошлом и проводят вместе ночь.
- Артур встречается с Салимом в кафе. Артуру предлагается уговорить Эмму помочь повлиять на Элизабет, чтобы та согласилась взять на борт Салима. Артур говорит, что подумает.
После восьмой сцены мы выбрали две связи, добавляющие в игру напряжение. Нам выпали "Идеально осуществлённый идиотский план" и "Небольшая ошибка, приведшая к краху".
- Флэшбек. В ней раскрывается, что же такого произошло пять лет назад в отеле между Салимом и Элизабет, и почему она его не хочет видеть. А вы как думаете, что же это было?
- Элизабет приходит к Эмме и рассказывает ей, что Артур - скрытый гомосексуалист, который притворяется. Эмма не хочет верить в это и в слезах убегает прочь.
- Артур и Салим разговаривают в автомобиле. Артур требует оплату за найденного им пилота. Так как Артур слишком много знает, а также не собираясь ему платить, Салим вкалывает ему "смертельный укол", оставляет тело Артура в машине и уходит.
- Оказывается, что Салим в спешке сделал Артуру НЕ ТУ инъекцию, и Артур просто вырубился. Артур выбирается из машины, еле-еле добирается до дома Эммы и падает у её порога, т.к. седативное вещество ещё действует. (В этой сцене я использовал событие напряжения "небольшая ошибка...")
- В больнице кровь Артура очищают от "химии" и он рассказывает Эмме, что Салим пытался его убить. Эмма гладит его по голове и говорит, что теперь всё будет хорошо.
- Салим, решив всё сделать сам, приходит к Элизабет. Он не хочет угрожать ей оружием, но готов это сделать, если придётся. Салим убеждает её подняться вместе с ним и контейнером в воздух, соврав, что он собирается устроить хулиганство, распространив листовки с изображениями голого губернатора в обществе проституток. В доказательство он демонстрирует собственноручно "отфотошопленную" фотографию губернатора. Элизабет нехотя соглашается.
- Салим прикрепляет контейнер к борту самолёта и запускает таймер. Они с Элизабет подымаются в воздух. В полёте таймер срабатывает, контейнер вскрывается и листовки с голым Мохаммедом разлетаются по ветру. (В этой сцене был использован "идиотский план")
- Поток воздуха каким-то невероятным образом прижимает одну из листовок к ветровому стеклу. Элизабет видит, что действительно изображено на листовке и неожиданно для Салима передаёт авиадиспетчеру сообщение "Террорист на борту". Салим пытается ей вколоть смертельный яд. Элизабет хватает парашют и выпрыгивает из самолёта. Самолёт начинает падать...
После такой кинематографичной концовки нам осталось только выяснить, что ожидает каждого из персонажей.
Артуру удалось набрать только чёрные кубы, а Эмме - только белые. Оба игрока выкинули максимально возможные значения. Можно сказать, их результат фактически является коллективной победой и вкратце выглядит так:
"Эмма и Артур вновь поженились, у них родилось двое детишек. Они купили себе большой дом на окраине города и жили в нём долго и счастливо, не зная бед."
Салим получил кубы разного цвета и умудрился бросить значение "Провал и смерть". Его история выглядит так:
"Салим, крича и матерясь, пытается рулить потерявшим управление самолётом. Самолёт падает. В последний момент Салим решает выпрыгнуть. К счастью, он совершает прыжок над небольшим озером и остаётся в живых. Вернувшись к организаторам теракта с отчётом об успешно выполненном задании, он обнаруживает, что в структуре группировки произошли изменения. Его "метод" посчитали слишком рискованным и неэффективным, а это значит, что Салим покрыл себя позором до конца жизни. Ему дают последнее задание во имя искупления собственных грехов - "убрать" свидетеля по имени Элизабет Блэк..."
Элизабет оказалась в худшем положении из всех возможных. После броска кубики указали ей, что она обречена на что-то, что хуже, чем смерть. Вот её концовка.
"В полёте Элизабет успевает надеть на себя парашют, и застегнуть его на себе, но по несчастливой случайности при посадке на полной скорости насаживает себя на торчащую острую арматуру. В этот момент она уже смирилась со своим концом, но злой рок заготовил для неё кое-что пострашнее. Несмотря на многочисленные травмы, её жизнь была спасена своевременной квалифицированной помощью медиков, однако она так на всю жизнь осталась инвалидом. Придя в сознание, она узнала, что обвиняется в пособничестве террористам и, если суд выдвинет приговор не в её пользу, она будет вынуждена провести остаток дней в тюрьме. Боязнь этого очень быстро трансформировалась в фобию. Она начала панически бояться мужчин восточной наружности, особенно бородатых. Несмотря на то, что суд вынес оправдательный приговор, она была публично опозорена и морально раздавлена. Через несколько месяцев судебного процесса она впервые подумала, что судьба смилостивилась над ней. В один прекрасный солнечный день она сидела в инвалидном кресле у окна в палате тихой загородной лечебницы и ожидала приход медсестры. Когда скрипнула дверь, она неловко повернулась, и её глаза расширились от ужаса и безумия. В палату тихо вошёл бородатый мужчина восточной наружности в белом врачебном халате, так подозрительно похожий на Салима, человека, ставшего причиной всех её злоключений. Он распахнул халат и куртку, под которой оказался увесистый пояс со странными брусками, торчащими из них разноцветными проводками и мигающей лампочкой... Крик."
Вот такая у нас получилась история. В отличие от прошлой партии, в этот раз добро всё-таки восторжествовало, а зло было жестоко наказано. Эта партия получилась гораздо смешней предыдущей. В некоторые моменты градус неадеквата просто зашкаливал. Но я повторюсь - игра поощряет подобные сюжетные ходы.
Что же я могу сказать о самой игре? Подобный "лёгкий" ролеплей оказался нам по нраву, и я с уверенностью могу сказать, что мы будем играть в неё дальше. Думаю, в следующий раз стоит использовать для игры ковбойский шаблон "Boomtown". Индейцы, револьверы, виски... что может быть интереснее?
Кстати, игра полностью переведена на русский язык Студией 101. На счету у компании также перевод системы Savage Worlds, вышедший под названием "Дневник авантюриста".
Ах да... совсем забыл. Детишки. Наркотики - это очень и очень плохо. Не употребляйте наркотики. Будьте счастливы.
Всё-таки разобрался с "Тесерой" и добавил связь с клубом. Одного только не пойму - как теперь сделать так, чтобы запись отображалась в дневниках клуба? Связь есть, а запись не появилась... :/
О, всё получилось! Всего-то надо было почистить кэш...
Отличный отчёт. Прекрасная реклама "лицом" для Фиаско. Прям хоть сейчас беги за покупкой.
Спасибо за интересное чтиво.
Спасибо за оценку. Будем стараться дальше. Думаю, в следующий раз напишу о Grey Ranks. Что-то во мне эта игра задела...