Оценка пользователей
7.8419
Оценить:
-

Trajan (2011)

время: 08 ноября 2011 место: Кофеин, Москва, м.Профсоюзная

Вчера с удовольствием принял приглашение присоединиться к партии в Trajan - новинку Эссена 2011 , за что огромное спасибо моим московским друзьям и соратникам по увлечению )

 

Странным образом не нашел игру не на boardgamegeek, не тут, на Тесере (потому что искал Trojan вместо Trajan'a). Фотографий, каюсь не делал, но попытаюсь рассказать свои ощущения. Прежде всего, ребята меня спросили играл-ли я в Финку? В Финку не играл, но возможно кто-то знакомый с этой игрой найдет некоторые узнаваемые моменты.

Итак, это евроигра, комплексная, довольно сложная. Каждый ход, и особенно первый - важен, поэтому лучше не надеяться сесть за нее не зная правил и разобраться по ходу игры. Игра представлена общим, довольно большим полем, и индивидуальными небольшими полями дл каждого игроков, колодой карт товаров, миплами армий-работников, генералов, деревянными компонентами - разноцветными цилиндрами для "тарелок", о чем позже, и разнообразными квадратными картонными тайлами.

 

Так вот, суть игры в выставлении по 6 тарелкам цилиндров. Выбрать в свой ход можно любую тарелку, все фишки с нее надо разложить по часовой стрелке. Например, выбираем первую тарелку, на ней 3 цилиндра. Один из них кладем на четвертую тарелку, один на третью, один на вторую от текущей. Соотв. выполняется действие то, на которое попадает первый из цилиндров (в нашем примере - нарисованное рядом с четвертой тарелкой).

Всего 6 тарелок  и 6 действий, соответствующих им. Действия разнообразные и влияют каждое на свою механику, отраженную на поле и компонентах:

1. Корабль - позволяет на выбор: взять 2 карты из колоды и вернуть одну из них в сброс слева или справа от колоды, сыграть одну из трех комбинаций - все карты разные, все карты одинаковые, все разные пары одинаковых карт (от длины комбинации зависит количество получаемых победных очков), либо выложить две карты на стол и взять 2 взамен них... в общем - разнообразные операции с картами

2.  Ворота - позволяют двигать ворота и выкладывать на их бывшее место плашку с двумя цветами. Каждая плашка дает какой-то бонус, срабатывает при совпадении на тарелке цветов фишек с цветами указанными на плашке.

3. Колонны - позволяют выбрать некоторый долговременный или короткосрочный ресурс удовлетворения потребностей народа

4. Шлем - операции с армиями и генералами (позволяют передвигать генерала, армии к генералу или армии в пул)

5. Молоток - операции с работниками (работники выставляются октогонально на фишки строений, комбинации строение приносят доп. победные очки и позволяются делать некоторые действия, если здание строится впервые, либо работники выставляются в пул).

6. Операции в сенате - тут все просто, кто больше всех за ход наберет очков в сенате берет лучшую плашку, второй - ухудшенную вторую, остальным дырка от бублика.

 

В зависимости от того на сколько фишек раскладывается каждым игроком с тарелки - настолько двигается фишка ходов, когда она делает круг - вскрывается потребность народа, после 4 кругов (3 потребности) происходит подсчет очков. Неудовлетворенные потребности дают отрицательные победные очки.

Как видите, игра даже в кратком изложении весьма объемная, смысла доносить все ньюансы правил попросту нет. Упомяну пожалуй возможности увеличения количества действий за ход за счет некоторых плашек, что делит все действия на краткосрочные и приносящие выгоду в долгосрочной перспективе.

 

По ощущениям она оставляет впечатление хорошего, качественного и сложного евро, с многочисленными путями достижения победы, со среднем уровнем взаимодействия между играми для евро игр, с не очень сложной математикой (если сравнивать, например, с подсчетами в Евросети или Through the Ages), с небольшим даунтаймом, и почти без ощущения того, что игра играет игроками. В общем я был от нее в восторге, друзьям она не сильно понравилась, по их ощущениям она слишком комплексная, там слишком много всего намешено - много разнообразных механик.

x_master05 написала 12 лет назад: # скрыть ответы

Заранее извиняюсь, если мой комментарий по количеству букавок окажется немного больше твоего обзора)
Обдумала немного эту игру...
В общем, если кратко: "пресная сборная солянка".
А если поподробней, то мнение-ощущение от нее такое:
Много механик? Да.
Много вариантов выбора всего-что-только-можно? Да.
Много одновременных вариантов "для проскориться"? Да.
Сложно было донести до остальных игроков правила? Да. (N.B. это не плюс)
Сложно было ИГРАТЬ? Нет.
Понимаешь какая штука, "много" - далеко не всегда равно "комплексно". Порой бывает такой вариант - "ненужно заморочена" называется... Имхо конечно, но второй вариант Траяну очень даже подходит)
Слово "комплексность" ведь подразумевает не просто сложные правила, не просто "много всего" //напихано лишнего и непонятно зачем//. Оно подразумевает какую-то системность, взаимосвязанность, что-то такое цельное, но при этом разностороннее... Не знаю, как точнее сформулировать... Знаю только, что в процессе игры этого самого ощущения "комплексности" у меня не возникало. Более того, со второй половины партии у меня устойчиво закрепилось ощущение однообразия происходящего за игровым столом... (хотя факт - в этой игре "много всего"!)...
Вчера я лаконично кинула фразу: "странная игра") Это потому что сразу после партии ощущения были странно-непонятные - вроде не хорошо, но вроде и не плохо; вроде понятно что и как, но вроде непонятно зачем; вроде все качественно, но что-то не то)) Вот такой был сумбур :D
Сегодня, "переварив" ее и проанализировав, я поняла, почему такое восприятие получилось. Тут мне видится два момента: во-первых, бессмысленность происходящего, во-вторых, такой парадокс: много //всего напихано// и вариативно, но, несмотря на это, просто и однообразно. Вот такое странное и не красящее в моих глазах игру сочетание)
Поясню. В Траяне в процессе игры ты:
- выбираешь действие А чтобы... получить победные очки (ПО)!
- выбираешь действие B чтобы... получить ПО!
- выбираешь действие C, чтобы... выставить мипла, чтобы... получить ПО! Ок, играем дальше.
- выбираешь действие D, чтобы... набрать карты (*Ура! Хоть какое-то разнообразие*), чтобы... В следующий раз по этому действию... получить ПО!
- выбираешь действие E, чтобы... через несколько довольно быстрых оборотов по кругу маркера-счетчика... не потерять ПО!
Так, ладно, продолжаем играть.
Выбираешь ... F, G, H... -> ПО!
Вау! Я тащусь от этой игры! Два часа подряд наблюдать за довольно быстрыми продвижениями маркеров ПО по краю игрового поля - да это же просто мечта любого еврогеймера! :D
Безусловно, я понимаю, что Траян - чистейшее евро. Также я понимаю, что формальная конечная цель любого евро - набери побольше очков и да будет тебе счастье! Но точно также я знаю кучу евроигр, в которых (один из примеров) я занимаюсь тем, что отправляю работника на рыбалку, чтобы поймать рыбу, чтобы потом накормить домочадцев, чтобы они сытые-довольные пошли-нарубили дров, чтобы построить сарай, чтобы завести корову... :)
Да, в этих играх периодически проскакивает скорринг, но он как-то что есть, что нет (акцент смещен, не замечаю); т.е. я В ИГРЕ - строю, развиваю, покупаю, доставляю до места назначения, завоевываю, чтобы в конце игры претендовать на самую крутую башню / титул императора галактики / главного овощного магната... и т.д. и т.п... Я ИГРАЮ.
Так вот в Траяне ничего подобного не было, акцент был очень сильно смещен в сторону постоянного получения/потери ПО - формальная цель на первом плане (собственно, никаких других целей я и не увидела)... А в остальном, за исключением вышеперечисленных минусов, все было кул!:))
P.S. Это все исключительно мои личные ощущения от игры, мое личное восприятие Траяна. И если тебе игра действительно понравилась - я только рада!!! :)
P.P.S. И в принципе могу согласиться как-нибудь еще разок на протяжении пары часиков устроить гонки между маркерами по счетчику победных очков... Только видела наш вчерашний экземпляр Траяна сегодня на Барахолке)

Galahed написал 12 лет назад: #

Ну с тем, что акцент игры целиком на победных очках - нельзя не согласиться, это и убивает атмосферность, и вообще не совсем понятна бэк-предыстория и как проиходящее в игре с ней связано

А действия... меня наверное радует наличие этих +2 и плашек с действиями, которые не приносят победных очков вообще, но действуют сквозь всю игру - получается на них можно выстроить некоторую стратегию.

Ну а в целом да, много всего, намешано... может надо еще пару партий сыграть чтобы понять что к чему. Первая партия в евро, на мой взгляд, далеко не показатель. Я по многим моментам жестко тупил всю игру :)

zuzubun написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Игра только Trajan называется :)

Galahed написал 12 лет назад: #

наверное поэтому ее и не нашел )
спасибо за корректировку