Рейтинг 9.17

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 9.1753
-

Покорение Марса редактировать

 

Предисловие

   Изначально планировал написать подборку мини-обзоров по сыгранному за год на основе статистики с БГГ, но лень оказалась сильнее графомании и решил ограничиться статьёй о более-менее свежей игре (а ещё её локализация (почти) доехала до бэкеров). Пишу на основе 12(+2 соло) партий в ПнП версию товарища Forlorn’а, за которую ему большое спасибо. Фото взяты с БГГ/Тесеры, я слишком увлекающаяся натура, чтобы делать их в процессе игры.

 

 Вводная

Автор игры со своим детищем.

  Итак, у нас поднявшаяся до топ-10 в рейтинге БГГ игра малоизвестного до этого автора, без миниатюрок и не по вселенной STAR WARS. При таких исходных данных ожидаешь получить проработанную и сбалансированную игровую систему и, в целом, ожидания оправдались.

  Основные механики игры – драфт карт с последующей их покупкой+построение карточного движка. В сильно упрощённой схеме игровой процесс можно представить схемой: Драфт карт –> прокачка производства/получение ПО -> наращивание возможностей розыгрыша большего количества более дорогих карт/получения ПО. Из-за необходимости выкупать надрафченные карты постоянно приходится в процессе игры искать баланс между желанием запасти больше карт про запас или раньше их разыграть, нарастить на перспективу производство или вложиться в ПО за счёт карт/поля.

  Также у нас есть общая для игроков поверхность Марса, с которой мы можем получить дополнительные ресурсы/ПО, глобальные параметры (температура, кислород, океаны), увеличение которых определяет продолжительность игры, и по 5 достижений и наград, дающих возможность получить дополнительные ПО в конце игры. Последние являются одной из самых интересных фишек игры и я остановлюсь на ней подробнее.

  Достижения и награды сходны с целями из дополнений к Race for the Galaxy: достижения достаются по принципу «кто первый», а награды «кто лучше в конце», но они не определены заранее, а из пяти возможных в каждой категории может быть выполнено только три, при этом их выполнение требуется оплатить. В результате подобной реализации в определённый момент игры происходит настоящая гонка за достижениями, когда ты после первого действия мог бы заявить сразу два (например, терраформиста  и садовника после озеленения), но из-за лимита действий успеваешь только одно, а к следующему твоему ходу уже все три достижения выполнены. Награды интересны тем, что заявка каждой следующей обходится дороже и приходится выбирать - вложиться в награду дешевле и раньше, рискнув что в борьбе за неё победит кто-то другой, или сначала увеличить шансы на её получение, рискуя что она обойдётся дороже или вообще не будет заявлена. По опыту партий создалось впечатление, что редко выполняют достижение «Планировщик» (мало кто хочет терять темп) и почти в любой партии, кто-то усиленно строит науку и заявляет награду «Учёный».

 

Взаимодействие

« - Опять эта … нехорошая человека сожгла весь мой запас травы.  

- Это всё ради человечества!» - после розыгрыша «Обрушение Деймоса».

 

 

1) Драфт – как правило, ты ищешь нужное тебе, но иногда важнее не то, что ты забираешь себе, а что отдаёшь оппоненту. Это особенно актуально для карт, требующих много символов науки, и обладающих свойством «1 ПО за символ Юпитера».

2) Достижения и награды – уже упомянутая выше гонка за достижениями. А рано заявленная награда существенно изменяет приоритеты в драфте.

3) Поле – «взорвать ядерную бомбу рядом с 2(а лучше 3) городами оппонентов – бесценно»(изменённая © Лавка игр). Также в тренде «озеленение» города за чужой счёт и ранний захват «вкусных» территорий (вроде океана с 2 картами или 2 титана).

4) «Доброта» - уничтожение ресурсов/снижение чужого производства: карт с подобными эффектами в колоде около 10% и большая половина из них работает с растениями. Предполагаю, что это для избежания перекоса баланса в пользу производства растений, так как каждый тайл озеленения это в перспективе 3 ПО.

При всём вышеперечисленном ситуаций «все против лидера» не наблюдалось, обычно цель выбирается исходя из максимизации ущерба (лучше сжечь 8 растений, чем 6), или из возможных целей(«к сожалению, титан производишь, точнее производил, только ты»), или просто мести («пора бросить ответным метеоритом»).

 

Баланс

  Большая часть корпорация отличаются только начальными ресурсами/возможностью их экономии/наращивания производства – кто-то любит строить электростанции, кто-то дорогие проекты, кто-то сбрасывать метеориты. Пара корпораций имеет более специфические бонусы, завязанные на получение ПО и своеобразные учёные, но, в целом, они все одинаково эффективны. По своему опыту помню, что одна и та же корпорация после одной игры показалась откровенно слабой, но во второй раз и при правильной тактике показала себя с лучшей стороны.

  Для любителей разнообразия (и с риском для баланса) можно добавить  ряд любительских, например, отсюда - https://boardgamegeek.com/article/26001591#26001591

  Баланс карт достигается за счёт стоимости, требований к параметрам и плюса/минуса к ПО. В качестве примера можно привести 2 карты с одинаковым эффектом увеличения производства растений на один, при этом одна стоит 9, вторая на 2 дешевле, но при этом требует температуру -24 и выше. В то же время есть ряд карт, которые, будучи сыгранными на ранней стадии, дают достаточно весомое преимущество(вроде «Катапульты с земли»).

 

Время партии

  Мало зависит от числа игроков, больше определяется их стилем игры. При условии, что игра идёт в «терраформирование», то есть увеличение параметров, то играется за полтора часа. Правда, у меня был опыт 3-часовой партии(15 поколений, у всех 100+ очков, у лидера 145), итог которой передаёт фраза «А город ещё можно где-то построить?». Не советую заниматься подобными «экспериментами» - из-за большого количества «синих» карт раунд сильно затягивается (прям как 5й в Поселенцах), наблюдается перекос баланса в сторону карт, накапливающих ПО (вроде 18 очков с физической лаборатории) да и места на столе начинает не хватать.

Не надо так)

Итог

« - Марс на удивление всем нравится, пока 100% среди игравших.

   - 90%» - из диалога между партиями.

  Эпиграф достаточно точно отражает статистику – из 11 человек, игравших в Марс, он не зашёл только одному. У остальных интерес к игре варьируется от «хочу купить» и «без Марса на клуб можешь не приезжать» до «выигрывать не умею, но играть интересно».

Плюсы:

-реиграбельность за счёт большого количества карт и их случайного прихода.

-хорошие взаимосвязь и взаимодействие механик

-достаточно сбалансированна

-малый даунтайм

Минусы:

-отсутствие кризисности: нету ощущения жёсткой нехватки всего, необходимости делать выбор между «лучшим и хорошим», а не «нужным и жизненно необходимым».

-достаточно «лайтово» - малая цена ошибки, простая арифметика выгоды той или иной карты.

 

Мысли, не вошедшие в основную статью:

  О начальном драфте: Однажды с удивлением обнаружил на форуме БГГ (https://boardgamegeek.com/thread/1705209/official-faq-rules-clarifications/page/4), что автор игры против драфта первых 10 карт, It's because TM is not just about getting good cards, but getting good combos. I can see people drafting just generally useful cards instead of finding cool combos. (Так как ТМ игра не только про про получение хороших карт, но и про постройку хороших комбо. Я вижу людей, которые только драфтят полезные карты вместо поиска крутых комбо). Данная мысль не нашла отклика у нас (что взять с ККИшников), поэтому все после первой партии играют с драфтом. Из встретившегося там же, но пока не опробованного – драфтить пять карт налево, а пять направо.

 

  Бонусы новичкам: имхо, 10 бесплатных карт стартовой корпорации недостаточны в качестве бонуса. Если вы уверены в своих силах, то можно дополнительно увеличить играющему в первый раз всё или часть производства на один (это бонус в 42-100 МЕ, растянутый на партию). И у вас будет хорошая отмазка в случае проигрыша.

 

Финал партии на 4х (или "почему  нет фото собственных партий")

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
KittenLS написал 5 месяцев назад: #

Спасибо за отчет, Марс действительно ожидаемая игра(вернее я от нее ожидаю большего чем от какой либо другой игры в этом году).
Скоро многие смогут попробовать, тоже жду коробки. Пока сыграл в Feast for Odin две дуэльные партии, хочу сравнить обе игры по эмоциям. И сделать заключительное сравнение трех лучших для меня евро выпущенных в том году, марса, одина и GWT.

VolchyaKoshka написала 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Интересный отчет

Маленькие советы:
1) Маленький пластмассовый ящичек с кучей отделений (рыболовный магазин или фикс прайс ) решит проблему с раскиданными по всему столу мелкими элементами. Цена вопроса рублей 50, но здорово помогает)
2) У распечатанного поля лучше срезать белые края (не пропечатанные поля). Смотреться будет лучше
3) Вазу с пряниками и любой другой едой лучше убирать со стала. Меньше крошек, больше места на столе, меньше шанс что в пылу игры есть то ее заденет и пострадает ваза или игра (если еда сильно пачкучая или же это напиток). Да и фотография будет выглядеть эстетичней)

Gendedwend написал 5 месяцев назад: #

1) Там всё очень плотно входит в небольшую коробку, поэтому не используется. Да и мелких разнообразных компонентов тут немного.
2) Игра не моя, но идею передам.
3) Напитки стараешься держать подальше, пока только один раз за пару лет "инцидент случился". Фото тут больше как образчик "почему не пользую свои" - или нету, или неудачны.

ForLorn написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Спасибо за советы, по факту:
1)Игронайзер - вещь полезная для любой игры с фишками/токенами/картами, но, думаю, его не будет, так как он не войдет в текущую коробку - а так, вся игра (кроме поля) укладывается (в зип-локах) в коробку в 2 раза меньше оригинальной.
2)На практике выходит, что лучше так не делать: во-первых, баннерная ткань - это ткань и от "бахромы" не застрахована; во вторых, поле скатывается в трубочку и довольно хорошо расправляется,но, иногда, возникает закрепить на столе/доске/картоне кнопками.
3)Имхо, наличие пряников лучше их отсутствия)))). По факту, портить тут особо нечего, все заламинировано скотчем, протекторами, а поле так вообще мыть в воде можно.

VolchyaKoshka написала 5 месяцев назад: #

Мыть поле в воде это сурово)))))) Вы все предусмотрели - молодцы!

Moldon написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

"При таких исходных данных ожидаешь получить или проработанную и сбалансированную игровую систему и, в целом, ожидания оправдались."
тут или "или" лишнее, или что-то из ожиданий потерялось.

Gendedwend написал 5 месяцев назад: #

Потерялась "новая оригинальная идея/механика" и отсылка к Пандемии, которая Легаси) Решил не перегружать фразу, а "или" осталась.

Moldon написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

"или увеличить сначала увеличить шансы на её получение" тут повтор слова
(или это надо в личку писать?)

Gendedwend написал 5 месяцев назад: #

Спасибо. Сам в подобных случаях пишу в личку, но не важно, главное, что "блоха" отловлена.

tolya21 написал 5 месяцев назад: #

Спасибо за обзор. Очень интересно написан.