В сёги, как и в сянци (китайских шахматах), фигуры обозначаются иероглифами. Это довольно утончённо и изысканно, однако вызывает у некоторых игроков трудности с овладением игрой. В данной статье я дам несколько рекомендаций[1], которые, думаю, помогут упростить эту задачу.
Начнём с короля. Это двоякий иероглиф – с одной стороны он очень прост и понятен, с другой – не вызывает прямых ассоциаций. Его рекомендую просто запомнить, как именно простой иероглиф (среди фигур сёги таковых два):
Первый рисунок – чёрный король; второй, с чёрточкой внизу, «сокровище», традиционное (как уже отмечалось в первой статье) обозначение короля белых.
Продолжим. Золотой генерал (или просто золото; он и обозначается этим иероглифом[2]):
Обратите внимание, как выглядит этот иероглиф – такой домик, довольно прочный в основе и укрытый крышей. А теперь вспомните ход золота:
Золотой генерал, и правда, укрыт своими ходами, прикрывая все направления вокруг себя. То есть – почти все, кроме традиционно затруднённого для фигур сёги движения назад[3]. Так и можно запомнить эту фигуру (а заодно – тактику её применения): приземистость, основательность, мощь (вспомните его участие в матовании), но и потребность иметь хорошую основу (так что – не ведите золотого генерала вперёд без нужды).
Теперь – серебряный генерал, серебро. Он похож на золотого и внешним видом (левая часть представляет собой именно иероглиф «золото»[4]) и ходом: Предлагаю запоминать особенность его хода следующим образом: тут у нас уже не такой надёжный домик, он «раздвоился» и теперь, вместо прочного хода назад у золота – имеем два гибких варианта отступления серебра; так и само серебро – слабее золота, но и гибче его.
А теперь посмотрим, что происходит, когда иероглиф состоит из 3-х частей:
Это упомянутый в примечании случай «сплющивания»; для обозначения превращённого серебра[5] (а также коня и копья) над ними рисуется специальная закорючка, которую я и попытался изобразить[6], ну а два другие иероглифа, входящие в состав, соответственно, становятся пониже.
Теперь рассмотрим иероглиф, являющийся, на мой взгляд, одним из самых простых – копьё:
Ходит оно, как известно, только вперёд, на любое количество свободных клеток – и, по-моему, это помогает легко запомнить, как то, что символ состоит из 2-х иероглифов, составленных один на другой (что сразу указывает на устремлённость его ввысь), так и то, что верхний из них (если не ошибаюсь, это иероглиф «небо»), имеет чёткую вертикальную ось.
Конь. Это иероглиф посложнее, но:
Здесь мы тоже имеем широкое основание, а также – две вертикальные оси. Предлагаю запомнить это так – начав со своего места-основания, конь имеет две клетки, куда может выпрыгнуть (не забываем, конь в сёги ходит только вперёд).
Далее рассмотрим превращённую пешку (до просто пешки ещё дойдём):
Это второй из очень простых иероглифов и, как и в случае с королём, эта простота многое значит. Король важен сам по себе; превращённая пешка же, вследствие силы слабых фигур, важна тем, что на доске она – золотой генерал, если же противник её заберёт – он получит лишь пешку.
Слон; этот иероглиф снова относится к тем, в изображении которых можно увидеть ассоциацию с ходом (хотя и не слишком простую):
Клеточки, из которых состоит центральная часть иероглифа, указывает на чётко-геометрических ход, а скошеность ножек и шапочки намекают на то, что он ходит по диагонали.
А вот превращённый слон (дракон-скакун) – шикарно-красивый (не в моём исполнении) иероглиф, один из тех, что прямо происходит из рисуночного письма (и потому эту фигуру легко узнать и в сёги, и в китайских сянци, и в корейских чанги[7]):
На первый взгляд – набор чёрточек. Но присмотритесь, и вы увидите мчащегося скакуна-коня, с развивающейся гривой, хвостом сзади и четырьмя ножками внизу. Правда, некоторой трудностью является то, что этот иероглиф фигурирует и в названии коня[8]. Но там это – нижний иероглиф, тут – верхний, так что путаница маловероятна.
Другая трудность – та, что иероглиф никак не намекает на ход. Что ж – тут пойдём традиционным (аналитическим) путём: сначала запомните, что дракон-скакун ходит, как слон, но может сделать, также, один шаг по вертикали-горизонтали – и проведите в голове аналогию, что скакун – это вот этот роскошный конь, а уж потом, увидев коня на доске[9], знайте, как им ходить.
Ладья открывает путь к паре сложных иероглифов (правда превращённая ладья, император-дракон, слегка смягчают сложность). Выглядит всё это так:
Начнём с превращённой: в ней и правда нетрудно опознать дракона с хвостом и крыльями, ещё и в короне императора (то есть – можно, опять, запоминать аналитически), а можно, обратив внимание на чёткость геометрического рисунка в центре (как и у слона), по нему запомнить, что эта фигура ходит почти, как геометрически-правильная ладья (только с добавлением альтернативного шага по диагонали, на одну клетку). Но лучше – аналитически; эта фигура снова относится к тем, которые могут быть изображены другим способом, но, в отличие от остальных таких фигур, нижний иероглиф альтернативного изображения будет, примерно, похож на приведённый.
А вот к ладье ассоциаций не подберу; я бы рекомендовал просто запомнить, что в сёги есть два ни на что не похожих, сложных, иероглифа (как есть и два простых) – и вот более сложный и есть ладья.
Ну а второй сложный, вот такой:
Его вы легко запомните и ни с чем не спутаете, потому что таких иероглифов на доске очень много, а обозначает он, конечно, пешку.
[1] Иероглифы буду рисовать сам. Возможно, выйдут не идеальны, но моя цель сейчас – не каллиграфия, а простота.
[2] Обозначается на диаграммах. Вообще, названия фигур сёги состоят из 2-х слов и, соответственно, иероглифов. Но в диаграммах используется, как правило, только верхний. Выучив верхние иероглифы – вполне легко научиться различать и полные названия фигур.
[3] Здесь и далее я провожу аналогию между иероглифом фигуры и её ходом, а не названием. Причина понятна – для того, чтоб играть, достаточно просто понимать, как фигура ходит; название же сможете выучить и позднее (тем более, что это легче сделать, понимая ход фигуры – например, убедившись в мощи описанной, вы уже легче проведёте ассоциацию к тому, чтоб называть её золотым генералом).
[4] И это не я ужал иероглиф, это традиционная форма записи: когда иероглиф состоит из сочетания нескольких других они, ужимаются и сплющиваются.
[5] В некоторых наборах, оборотная часть фигур выделяется красным, но это считается популяризированной формой. Тру-сёгисты должны уметь различать фигуру и написанную чёрным (тем более что, умея делать это – не составляет никакого труда различить и красные обороты – но не наоборот, привыкнув к красным оборотам, видеть превращённые чёрные).
[6] Правда (и это, пожалуй, самая тяжёлая часть в изучении фигур) – иногда используются и другие иероглифы. Что ж, это просто исключения, которые надо выучить.
[7] Правда в чанги, кажется, конь только одной стороны обозначается иероглифом «конь», а у второй стороны фигура та же, но иероглиф другой. Аналогичная ситуация, кстати, у слона в сянци. Впрочем, подобное касается и других тамошних фигур.
[8] Который, полностью, называется багровый конь, а для обозначения его используется иероглиф-название дерева, имеющего соответственный оттенок древесины – длинная, в общем, история.
[9] К сожалению – всё может оказаться не просто, так как эта фигура, нередко, также обозначается другим иероглифом. В этом случае, правда, её тоже нетрудно запомнить, так как низ её поход на букву «З», что переводит её в разряд простых иероглифов.
Домики это конечно хорошо.. но хочется рассказать, как мне запомнились те же генералы, например.
золото -- золотой генерал -- похож на самого настоящего самурая одетого в тяжелый доспех. вспомните самурайские шлемы -- вот мне он похож на образ иероглифа. ну и плюс ко всему -- этот тяжелый самурай непременно с мечем, с катаной -- который рубит одним широким ударом на 180 градусов. Ну, понимаете, да?
самое интересное, что образ вот такого вот тяжелого, но сильного и могучего война и говорит нам о том, какую роль играет золотой генерал в игре. Это верные спутники Императора, телохранители, им некуда спешить, они просто стоят рядом и ликвидируют любую угрозу.
Да, безусловно, на поле боя это так же грозная сила, но из-за своих тяжелых доспехов ему тяжелее маневрировать и он может стать легкой мишенью.
Далее куда более интересный тактически Серебряный генерал -- Серебро.
Иероглиф выглядит так же, но.. с флагом сбогу. Посмотрите. Это реально флаг. И приклепнел он сбоку. Смотрели фильмы Куросавы, про самураев? должны были видеть. ну или вот, например. http://www.niena.ru/_data/pics/full/2435_q5_v1.jpg
или вот http://www.fantasyladen.de/zvezda/Zv6401.jpg
И то, что они с копьями -- не случайно. Именно как воин с копьем у меня ассоциируется Серебро. Например, он может стоять за пешкой, или за тяжелым золотым генералом, и, малейшей опасности, выпрыгнуть по диагонали, нанеся точечный удар, и снова, тут же, отступить по диагонали обратно. Как удар копьем из укрытия.
Так же не случайно, как мне кажется, этот Генерал с флагом. Серебро непременно участвует в атаке, неся флаг королевства как бы зовет остальные войска вперед.
ну это так.. в двух словах :D
пешка мне и правда похожа на безликого пехотинца с мечем.
Конь ассоциируется примерно с этим http://prv0.lori-images.net/kon-na-privyazi-0000420648-preview.jpg
Посмотрите на иероглиф. я там вижу коня, условного, но на привязи, не знаю как правильно это называется..
Стрелка -- стрелка и есть. Копью. все просто.
Превращенные младшие фигуры.. они все ходят как золотой генерал и иероглиф как бы и означает тоже самое, но в упрощенной версии. И получаем.. что превращенное серебро максимально похоже на золото, а пешка это всего пара линий.. порядок сложности такой. пешка-стрелка-конь-серебро.
Это характерно - первая оценка (3) была выставлена, когда я ещё подгружал рисунки (то есть статья была очевидно не окончена)
^_____^
Что характерно, все, кто жалуется на оценки своим статьям, упорно не хотят выставлять галочку в "черновик".
з.ы. Я поставил девять, статьи хорошие.
я не жалуюсь, я констатирую, что, очевидно, оценка была сделана без внимания к материалу.
что такое "выставлять галочку в "черновик"?
ОФФТОП. Для того, чтобы голая болванка статьи не вылезла в эфир, надо либо поставить время публикации позже (как раз за это время можно ввести текст), либо для начала поставить галочку "черновик" и до тех пор, пока не снимешь галочку, статья не опубликуется.
спасибо, буду иметь в виду.
Смысл в том, что претензии типа "ну, чё вы наставили мне колов, сволочи!?" бессмысленны, так как единицы ставят именно за голую болванку, которую авторы выставляют на всеобщее обозрение до завершения работы.
Я ещё за нытьё по поводу оценок колы ставлю
Я в свое время много увлекался Сегами и запоминал фигуры так:
Серебро и золото - большой и маленький домик.
Большой "хороший" домик ходит по горизонтали и вперед (прямо и по диагонали).
Маленький "слабый" домик ходит по диагонали и вперед (прямо и по диагонали).
Диагональные ходы традиционно считаются "слабее" горизонтальных.
Стрелка - да, она просто похожа на стрелку или копье.
Конь - в правой части иероглифа "лесенка" ассоциировалась у меня с лошадью, а левая штука - длинное копье кавалериста. Вид сверху.
Ладья - ее вертикальные чуть сходящиеся вверх линии по форме действительно напоминает ладью.