Quo vadis? Обзор настольной игры Glory to Rome

 

Покуда Колизей неколебим,

Великий Рим стоит неколебимо,

Но рухни Колизей - и рухнет Рим,

И рухнет мир, когда не станет Рима

 

 

    Ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. вошла в историю как Magnum Incendium Romae («Большой пожар Рима») - всё началось с торговых лавок, что были неподалеку от Большого цирка, затем огонь перекинулся на другие здания, а к утру горел почти весь Вечный город. Пожар бушевал чуть ли не неделю и в итоге полностью сгорели одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима.


    Бытует легенда, что сам император Нерон поджег столицу Pax Romana и наблюдал за пожаром, став чуть ли не единственным создателем художественных инсталляций подобного масштаба, хотя все проще и прозаичнее - город был просто не готов к стихийным бедствиям такого размаха, а плотность застройки и количество населения (более миллиона человек!) лишь усугубили последствия пожара.


    По свидетельству Тацита, Нерон не только не поджигал Рим, но и принял самое деятельное участие в спасении города и людей - организация спасательных команд, обеспечение горожан продовольствием и так далее. Кроме того, был разработан новый план строительства города, согласно которому были установлены нормативы расстояний между домами, требования к самим домам (только камень!), а основные входы в здания могли быть только со стороны улицы, но никак не внутреннего двора.


   

   Если тема интересна, то обязательно почитайте роман Генриха Сенкевича «Камо грядеши?» (боюсь соврать, но чуть ли не Нобелевка по литературе), посвященный правлению Нерона и гонениям на христиан (именно они оказались крайними в ситуации с Великим пожаром и обвинены в поджоге). Также могу порекомендовать и экранизацию книги, Питер Устинов в роли Нерона и восемь номинаций на Оскар, но не всякий сейчас осилит такой олдскул, увы!

   Восстановление Рима из руин стало темой и настольной игры Glory to Rome («Слава Риму!»), что вышла в год MMDCCLVIII AUC (если следовать вычислениям Дионисия Малого, то в 2005 году от Рождества Христова). 

    Автором Glory to Rome является Карл Чудык (в соавторах часто указывают Эда Картера, но история тёмная и в лучших традициях римских заговоров), что ныне известен своей коммерчески удачной «Инновацией» (2010г., хотя и с жуткой терминологией), Uchronia (2012г., «Слава Риму!» плюс динозавры), Impulse (2013г., «Слава Риму!» теперь в космосе) и Mottainai (2015г., ориентал-версия «Слава Риму!»). Помимо схожих механик, большинство игр этого автора отличается весьма куцым («лапидарным»?) оформлением, что создает определенные трудности с процессом влюбленности в эти настолки и правильной оценки их тематичности. Иронизирую конечно, но что мешало сделать ту же Mottainai симпатичной игрой в духе Days of Wonder мне категорически неясно.



Первое издание игры, оформление...на любителя :)


   Однако ж не будем о грустном и продолжим. Об игре не раз и не два слышал, гики хвалили, «Инновация», к слову, вообще до сих пор всплывает в личных дневниках простых смертных (вот для чего нужна локализация!), но первоначальное оформление как-то немного отталкивало (от слова «да ну на!..»). Несколько лет назад приятель купил Black Edition, у которого совершенно фантастическая коробка (белый орел на черном фоне это реально «вау!»), собирались поиграть, но то одно, то другое…Занес в вишлист и успокоился. Однако ж круг замкнулся и вот, накануне Нового года, зашёл я как-то в «Декарт» (один из лучших магазинов настолок в Париже, рекомендую) и случайно увидел издание GtR от Filosofia Editions - с совершенно чумовым артом Игоря Вольски. Стоила коробка где-то в районе 25 евро (на Филибере - 18 евро, для сравнения) и сомнений не возникло - надо брать!


Обложка немецкого, французского, польского и прочих изданий


   Вернулся значит, распаковал, полюбовался на свежий картон, продрался сквозь не самые дружелюбные правила, разложил пробную партию со своим воображаемым другом и понял, что пропал. Безусловно, есть не менее крутая RFTG (которая до сих пор выглядит как Золушка, а феи все нет и нет), которая тоже с ролями, есть «Сан-Хуан», есть вышеупомянутая «Инновация», но комбо из механики и арта заставляет меня раскладывать Glory to Rome снова и снова. Пока персональная оценка где-то в районе 9 баллов из 10 возможных и если не пробовали, то настоятельно рекомендую. О геймплее я вам сейчас поведаю в деталях, а художественное оформление различных изданий вы сможете оценить самостоятельно, прокрутив статью до самого конца, не вникая в нюансы и детали. Приступим!

 

Black Box Edition


   В начале игры мы получаем персональный планшет, который символизирует наше родовое гнездо и по совместительству содержит подсказку по возможным действиям в игре, а также организует наше игровое пространство, ибо в течение партии мы будем получать и размещать карты по всем сторонам планшета в зависимости от их функционального назначения. Собственно вся игра это что-то в районе двухсот карт, три четверти которых составляют карты приказов. Вся прелесть GtR заключается в том, что практически любая карта может быть использована несколькими способами, в данном случае их пять: роль, сотрудник, здание, материал или товар. Есть еще особый вид карт  - «Сенатор», которые используются как «джокеры» при розыгрыше ролей, но обо всем по порядку.

Промо-карта сенатора "Инцитат" (тот самый конь в Сенате) 

 

   Игровой процесс разбит на раунды, чье содержание определяется исключительно текущим первым игроком - тот либо может сыграть карту с руки (в качестве одной из ролей), либо «думает» - берет игровые карты (приказы или сенатора) в свою руку. В этом случае раунд немедленно заканчивается, а фишка первого игрока передается соседу слева. 

    В первом же случае всё гораздо интереснее - после того как текущий первый игрок выбрал карту и положил её на свой планшет, определяя роль текущего раунда, оставшиеся игроки могут либо просто «подумать» и взять карты, а могут поддержать и сыграть карту с такой же ролью (при этом за нужную карту сойдет и «сенатор», и две любых карты с одинаковой ролью). После этого игроки в порядке очередности используют способности своих карт заявленной роли. 

    Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карты в колоде или не останется вакантных участков для застройки (об этом чуть позже), или кто-то не построит «Катакомбы» (партия немедленно завершается и считаем очки), или один из игроков не выиграет с помощью карты «Форум» (немедленно побеждаем, если у нас есть сотрудники и материалы всех типов). 


  Победа через "Форум"

 

 Если же досрочной победы не случилось, то игроки просто подсчитывают очки и определяют победителя. Победные очки в GtR начисляются за финальный параметр влияния (стартовые два очка плюс достроенные здания), проданные материалы (те самые товары в вашем хранилище), есть бонусные очки за виды и количество товаров в вашем хранилище, кроме того, некоторые здания также генерируют победные очки.

    Собственно вся игра это постоянные манипуляции с картами, их розыгрыш с руки, взятие с рынка (общий пул, формирующийся в течение партии из сыгранных ранее карт) или верха колоды, перемещение по игровым зонам. Фидлинг присутствует, но в этом как бы вся суть игры - правильный розыгрыш карты с точки зрения выбора её функциональной составляющей: сыграть как роль, а может как здание или оставить как материал, ведь на руках есть убер-комбо? Выбор, приоритеты и все такое, люблю такое.


 

   Однако вернемся к азам. Все карты приказов в GtR делятся на шесть категорий, что идентифицируются по цветам:

- желтые: различные здания из щебня (для их постройки нужен один щебень и приносят они в качестве материала именно щебень), при постройке они дают лишь одно влияние (а в качестве товара только одно ПО), возможная роль/сотрудник - рабочий;

- коричневые: деревянные здания, ценность аналогична щебню - всё по одному, а возможная роль/сотрудник - строитель;

- серые: здания из бетона, ценность - два (нужно две единицы бетона для постройки, дают два влияния или монеты), возможная роль/сотрудник - архитектор;

- красные: здания из кирпича, ценность - два, возможная роль/сотрудник - легионер;

- синие: каменные здания, ценность - три, возможная роль/сотрудник - торговец;

- фиолетовые: здания из мрамора, ценность - три, возможная роль/сотрудник - патрон.



Карты итальянского издания


   В игре порядка сорока разновидностей зданий, которые создают уникальные однократные  или длящиеся эффекты, позволяющие получать преимущество по ходу партии. Так, при наличии «Дороги» можно строить каменные здания, используя любые материалы, «Виллу» можно достроить, используя не три камня, а один камень, но если действуешь архитектором (и не обязательно камень, если есть «Дорога»), построив «Триумфальную арку» вы сможете брать материалы с рынка, если действуете архитектором, а при наличии «Подвала» можно использовать любого своего сотрудника как рабочего. Бесполезных или проходных карт в этой игре вы не найдете, полезность здания будет определяться вашим стилем игры, картами на руке и общей ситуацией за игровым столом. 

    Напомню, что строительство зданий приносит вам не только победные очки в конце партии, но и позволяет увеличить количество ваших клиентов (ну и товаров на складе). А так как кадры в этой игре решают всё, то рассмотрим их способности:

- «Патрон» (в русском неофициальном переводе он внезапно стал «начальником», ха!) - позволяет взять любую карту с рынка (из общего пула) и положить её в свою клиентуру (слева от планшета), тем самым вы нанимаете новых «сотрудников» (именно в кавычках, ибо отношения «патрон-клиент» не идентичны «начальник-подчиненный») и в дальнейшем сможете их активировать всякий раз, как сыграна карта их роли. Таким образом, если вы в первый ход взяли с помощью патрона другого патрона и в следующий раунд ваш соперник также играет патрона, то можете смело «думать», так как ваш ранее нанятый патрон всё равно сработает;

- «Рабочий» - забирает карту с рынка и кладет её на ваш склад (нижняя часть планшета); полученные таким образом карты могут быть в дальнейшем использованы для постройки различных зданий, а также проданы, что даст фиксированное количество победных очков;

- «Строитель» - позволяет строить здания; с помощью строителя вы можете начать строительство здания - любая карта из руки кладется на стол, а под нее помещается соответствующая карта строительного участка. Карты строительных участков сортируются перед началом игры и формируют шесть стопок, причем часть карт лежит в открытом виде (это участки внутри Рима), а часть в закрытом виде (вне городских стен, их вы можете использовать, если задействуете сразу двух строителей/архитекторов); строитель может также и достраивать здания, в качестве материалов используются карты из руки;

- «Архитектор» подобен строителю и также позволяет строить и достраивать здания, только в последнем случае он берет ресурсы не из руки, а с вашего склада; построенные здания остаются лежать перед игроком вместе с использованными материалами, а карта участка отправляется в верхнюю часть планшета владельца, чтобы наглядно продемонстрировать уровень его влияния в Риме;

- «Торговец» позволяет продавать товары со склада - карта перемещается со склада в ваше хранилище (правая часть планшета) и лежит там перевернутой до конца игры (смотреть нельзя!);

- «Легионер» — самый любопытный персонаж в игре, что позволяет забирать ресурсы не только с рынка, но и у соперников. Для этого вы показываете карту из руки, указывая тем самым вид требуемого вам ресурса, и если на рынке и у ваших соседей (не всех соперников, а только соседей) есть карты с таким ресурсом, то получаете по одной карте (максимально до трех) на свой склад.


Наброски по игре

   

    Итак, что же у нас получается? На старте вы будете располагать только картами в руке и двумя единицами влияния. Без клиентов и материалов. Соответственно, в первейшую задачу входит получение клиентов (архитектор и строитель приоритетнее) и постройка недорогих зданий, чтобы увеличить влияние с прицелом на увеличение числа клиентов и проданных товаров. Это собственно классический дебют, который вы будете разыгрывать от партии к партии. Естественно, что варианты такого розыгрыша будут различными, ибо всё зависит от карт на рынке, действий иных игроков и так далее. Кроме того, на протяжении всей партии вам нужно будет следить за оппонентами, чтобы вовремя сыграть ту или иную роль (забрать нужные материалы легионером, сыграть торговца, когда склады соперников пусты). Не стоит забывать, что игра не на три часа и другие игроки могут, внезапно для вас, закончить партию, банально разобрав все открытые стройплощадки. Поэтому не стоит разбрасываться и строить большое количество зданий, не особо понимая цели строительства и способы его завершения, лучше сосредоточиться на ключевых зданий, варьируя свои действия в зависимости от текущей игровой ситуации.

 

Самодельный планшет

   

   Такова общая канва игры, а дальше начинается…ступор. Нет, всё понятно, но что конкретно? Ведь на практике то нужных карт нет, то вражеский легионер требует отдать последнее, то внезапно построили «Катакомбы», а ты уткнулся в свои карты и не следил за столом. Немало фрустрируют и свойства зданий, так как большинство фиолетовых и синих зданий предоставляют какие-то сверхвозможности и как с таким картами можно играть совершенно непонятно. Ах да, его величество рандом и скилл не решает. Это первые мысли, которые надо гнать сразу и навсегда. Игра именно на скилл, на постоянный контроль за действиями оппонентов, оценку постоянно изменяющейся ситуации. Очевидной стратегией будет наращивание количества сотрудников, чтобы в каждый чужой раунд вы не пропускали ход, а совершали хотя бы пару действий своими клиентами, добирая при этом карты, но как объять необъятное?


 

   В безусловные плюсы я бы еще смело записал и оформление Игоря Вольски, которому удалось в манере европейского ироничного комикса изобразить повседневную жизнь Римской империи I века нашей эры - ругающиеся соседки в инсулах, кипящая работа в порту, жаркие дебаты в общественном туалете или триумф гладиатора в Колизее. После партии, даже если и упустил победу, приятно разглядывать построенный игроками Вечный город…

 

   Минусы у игры тоже есть:

- фидлинг: постоянное перемещение карт из руки на рынок, с рынка на склад, со склада в хранилище или под здания, кто-то может здесь увидит тему, кто-то начнет проклинать судьбу;

- на английском можно найти только Black Edition, но есть ПнП на языке Шекспира с артом Вольски;

- часто упрекают в сухости, говоря, что на такой движок можно было натянуть все что угодно (Чудык с ними и не спорит, ха-ха!), однако для меня это очень тематичная игра - все эти патроны, вомиториумы и термы, акведуки и цирки, всё это создает нужный настрой и погружение в тему (или просто я в свое время слишком много играл в Caesar 3);

- игра может внезапно закончиться, так толком и не начавшись, ведь всегда найдется умник, что построит «Катакомбы» первым своим зданием, мол, «ради фана»;

- первый раунд может с течением времени немного подбешивать, так как стартовая рука и карты на рынке не позволят сыграть в полную силу;

- игра раскрывается при трех-четырёх игроках, пять это перебор, а два игрока - слишком мало.


Польское издание шло с комиксом, хочу!


   В заключение могу добавить, что игра крайне рекомендуется всем любителям карточных игр как RFTG или New Era, хотя на последнюю GtR совсем непохожа. Игра однозначно не хуже RFTG, а где-то даже и лучше. Обязательно попробуйте, ведь это лучшая игра этого автора, правда-правда!

 

 

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Nouvelle написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Статья хорошая, ничего не скажешь. Хотя, можно сказать, что Glory to Rome это опреденно не Серп. Игра не "для всех", ироничный арт на картах лишен всякой эпики и пафоса, минек нет.
У меня Рим вызывает смешанные чувства.
На одной чаше весов процесс, который строится на умении правильно настроить синергию карт, что сразу добавляет баллов, на другой - неэргономичность, которая касается не только неоправданно большого пространства занимаемого игрой на столе.
Возможно, мои фрустрации вызваны тем, что мы играли во французское издание, и необходимость постоянно что-то уточнять или вспоминать лишнний раз - напрягает. Но, даже несмотря на это, Рим требует много контроля. Что построил, и что собирается строить соперник, какие фундаменты ушли, какие карты на рынке, клиенты соперников, товары в запасе и на складе - много переменных влияющих на процесс, и каждый из них может оказать большое влияние на течение партии.
Здесь сразу приходит на ум другая игра Чудыка. Сравнение Инновации и Рима достойно отдельной небольшой статьи. Видно как Чудык попытался упростить восприятие инофрмации (это не касается неудобной терминологии,в которой зашифрованы действия хорошо знакомые,наверное, всем люителям настольных игра), оставив всего 4 активных карты каждому игроку и изменив механизм набора очков. Поэтому Инновация в сравнении с Римом выглядит более стройной.
Однако, это совсем не означает, что любители Инновации могут проходить мимо Рима. Игра другая, она требует иного мышления и подхода. Может быть, чтобы освоиться в Риме потребуется больше времени, но попробовать стоит.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

У меня за дюжину партий не возникло ни разу ощущения, что сыграл правильно, как надо. То есть выиграть можно, но чувство голода остается.
Вроде бы и нет кризиса, но сидишь и мозги скрипят, ибо надо и здания построить, и клиентов нанять, и нужных материалов хапануть, но рынок пуст и в руке совершенно не те карты...
Я бы сказал, что игра для постоянной компании, которая готова в неё сыграть 50+ партий для полного понимания процесса и получения экстаза от решений и выкрутасов (типа как Огро описывает ощущения от ТИ).
И надо бы сыграть в Инновацию, чтобы понять плюсы и минусы двух игр.

catch_22 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Маэстро, просим сравнения с Инновацией) Такое впечатление, что они соотносятся друг с другом, как Поселенцы и МоО.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Совпадают по неким базовым принципам, как я понимаю, но геймплей оч разный (предварительно, сравнивая правила)

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

2 партии в Инновации для ознакомления есть. Вдвоём и на троих.
Хорошая игра, не евро (я и Рим не стал бы называть еврой) и совсем не Рим - движок не строим, карты не комбим, личинга нет и тд. Да, по мне, играть строго вдвоём.

PS Мне больше нравится Рим (хотя попробовали на двоих сушить до предела и игра реально ломается - пустой рынок и ожидание топдека).

catch_22 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо! Надеюсь, это был синопсис будущего подробного обзора/сравнения ))

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Из "похожести" только автор и кое-какие элементы, в остальном совсем разные. Вот совсем.
Инновация больше напоминает Орион, чем Рим, РФТГ и все остальное - несколько стеков, активная карта, условие атаки и тд
Рим это роли, личинг, движок и так далее.
В плюс Инновации запишу свой субъектив - в моем понимании это самая правильная "цивилизация". Здесь нет конкретных народов и нет антарктических эпик баттлов древних египтян против ацтеков, здесь открытия и изобретения, вехи и тд. Вот в чем суть игры про развитие человечества, а не Бонапарт с Ганди в напарниках. Жирный плюс.

catch_22 написал 8 лет назад: #

И еще раз спасибо! Впечатления от прочтения правил подтвердились. Теперь я окончательно убедил сам себя, что правильно сделал, не купив б/у Инновацию, имея схожий "механически" МоО.
Может, напишу ересь, но играя в МоО и читая правила Инновации, проводил параллели со Сплендором. В том смысле, что они соотносятся, как "большая" игра на контроль территорий с Восьмиминутной империей.

GeniusGray написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Про Инновацию. Не вижу у тебя её в коллекции. Есть уже варианты, где найти игру и компанию?
Если что, у меня есть в плюс к Инновации еще и Юхрония. Это чтобы совсем качественно сравнить творчество Чудыка. Оно на первый взгляд всё на одно лицо, а по факту (в том числе и из обзора) совершенное разное. Так что у тебя "неточность" в сравнение Юхронии, как Рим+динозавры. ;)

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Если есть желание в Инновацию, то давай. У меня нет, но есть у Аганова и Нувеля.

Можно было б и Uchronia попробовать, редкий гость.

Nouvelle написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Uchronia? Это интересно!

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Я недавно читал правила...показалось, что чуть изменённая GtR, но арт няшный и пурквапа, как пел М. Боярский :)

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Почитал на Т и БГГ про Ухронию...Все-таки удивительно, что у людей в головах)))
Убрали главную фишку Рима "1 карта-5 значений", разделив на здания и приказы, чуть подкорректировали правила из-за этого, добавили картинки с дино, некоторые карты переименовали (не все) и вуаля.

Вопрос один - "зачем?"

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Женя, пока не забыл! О минусах написал, но есть и плюсы по сравнению с GtR:
- здания строит только архитектор, читерского строителя убрали;
- ресурсы можно таскать как из общего пула, так и из руки;
- сенаторов/джокеров убрали и это правильно (хочешь вариативность, играй петицию);

PS еще и фундаменты убрали, строим за снос карты соответствующего цвета из общего резерва (то что сыгранный приказ лежит до начала следующего хода даёт опции по получению нужных зданий), но это плюс к эргономике, но 0 в плане механики

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

На БГГ, кстати, у Рима оценка чуть выше, чем у Инновации :))

Anthropod написал 8 лет назад: # скрыть ответы
Баланс

Одна из любимых игра, жаль, давно не доставалась с полки. Играл в нее 20+ раз, и по ходу дела мы ввели некоторые хоумрулы, так как при некотором понимании механики игры она довольно просто ломается так, что половина ролей перестает работать :) В-основном, правда, это касается партий с опытными игроками, ОСОБЕННО дуэльных.

Итак, начнем.
1) Самая сильная роль - Строитель. Тот, кто первым заполучил ее в клиентов, получает огромное преимущество. Поэтому на старте в пуле не должно быть коричневых карт (при определении первого игрока), т.к. первый игрок забирает его в клиентов сразу.

2) "Думать" и брать джокера - слишком круто, поэтому это можно делать только тогда, когда у тебя в руке карт меньше максимума. Если максимум - можешь просто добрать еще одну.

Тут объясню подробнее. Если игроки, опять же, понимают, что происходит в игре - они стараются "вкусных" ролей не скидывать в пул, и Строителей, Патронов и Мерчантов играть через Джокера. Да и все остальные роли тоже, чего уж там. Поэтому приток карт в пул становится крайне ограничен, а при таком раскладе Работник вообще ничего не делает, Архитектору нечем строить, Легионер становится сильно слабее, а Торговцу нечего продавать. Если затруднить получение игроками Джокеров, то игра начинает лучше работать, более того, многие здания внезапно начинают что-то делать, а не просто приносить очки.

3) На определенной стадии игры, тому, кто агрессивно играет через Строителей, становится очень просто закончить игру в нужный ему момент, просто выбрав квоту фундаментов. Поэтому условие победы по фундаментам лучше поменять на "закончились 3 стопки фундаментов за городом". Или запретить начало строительства какого-то цвета, если уже есть недостроенное здание этого цвета. Второе не тестили, но первое работает неплохо и делает игру чуть подольше и более "комбостимулирующей".

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за отзыв, а то мнений и отчётов на великом и могучем кот наплакал))))))
По пунктам:
1. Мне показалось, что игра совсем не дуэльная. Лучше выбрать РФТГ или нечто иное...На двоих можно игру просто засушить озвученным способом. На троих-четверых это будет сложнее.
2. Весьма напрягает первый ход - рынок слишком непредсказуем, а последний игрок в крайне невыгодной ситуации. Увеличил бы до пяти карт на старте.
3. Сенаторов в принципе можно убрать вообще, но оставить петицию по республиканским правилам.
4. Строитель хорош, особенно на старте. Хоумрул любопытный, надо попробовать.

Anthropod написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Кстати говоря, мне очень нравится как раз первоначальное оформление. Как говорится, на вкус и цвет... Ну и забавно, когда в шутливой обертке содержится такой евро-алмаз :)

1) Игра, конечно, не совсем дуэльная, но вполне достойно играется на двоих. "Засушивание" - отличный способ проверить механики на "вшивость". Та же Новая Эра для меня раскрывается только в дуэльном режиме, да и РФТГ, разумеется, тоже. Оптимальный состав для Слава Риму - 3 игрока.
2) Даже в случае 5 карт на столе - тот, кто захапал Строителя - в долгосрочной перспективе будет скорее всего в выигрыше. Единственный более-менее адекватный способ противостоять или хотя бы оттянуть конец - быстренько продать товар на 3 очка (+3 за эксклюзивность еще), чтобы мастер стройки не смог быстренько построить Катакомбы и закончить игру.
3) Это сейчас о чем речь? Сенаторы - это джокеры в смысле? Совсем убирать их нельзя, они дают гибкость и стратегическую глубину, потому что игра, как и Пуэрто-Рико, скорее, о том, как нажиться на чужих ролях и не дать остальным нажиться на своей роли.

Однако, если все играют только через джокеров, то тот, кто успел сделать себе Строителя, строит по "2 карты" в ход, а остальные по одной, и то в случае, если есть джокер. А остальные игроки вынуждены изобретать хитрые схемы, как бы запихать карты в пул, но так, чтобы они достались тебе :) Играть самому в Строителя, когда у кого-то лежит такой клиент, резко становится невыгодно, в отличие, опять же, от всех других ролей, кроме, может быть, Легионера.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

1) тут даже не спорю))
2) с этим тоже, из стартовой раскладки лучше убрать
3) можно их сделать однократными или дать возможность брать только через двойного патрона (хотя может не заморачиваться и просто оставить как предлагали)

Anthropod написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Вспомнил про петицию! Мы этой опцией никогда не пользовались, всегда проще взять джокера, чем скинуть в пул 2 (или 3, в базовой редакции) карты, которые тебе не достанутся с большой долей вероятности.

Была еще мысль запретить "думать" в свой ход вообще. Наверное, это оживило бы игру. Но это уж совсем жесткие костыли :)

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Однако))))
Надо будет с Юшиной поиграть с оказией;)

terjul написала 8 лет назад: # скрыть ответы

Выглядит очень вкусно, только где ж её сейчас взять...

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Насчёт BE не знаю, а французское издание спокойно продаётся. Или ПНП.
:)

terjul написала 8 лет назад: # скрыть ответы

Я, конечно, французский в школе учила, но такое ниасилю(( С ПНП тоже не дружу.
Но всё равно спасибо за обзор и совет. При случае буду смотреть на наших барахолках!

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А на Dutch не было??

terjul написала 8 лет назад: #

Неа((

WildWespe написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Вот евро - совсем не мое, но чего то так поиграть захотелось). Спасибо за обзор!

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

а евро ли?)))
НЗЧТ)

WildWespe написал 8 лет назад: #

Что значит имя?//Роза пахнет розой... была бы игра хорошая,

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А "форумов" в колоде сколько? Он же инставин?

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Единички в шести экземплярах, двойки и тройки по три.

Форумом выиграть достаточно проблематично - нужно его построить и собрать всех сотрудников и материалы в кучку. А до той поры его могут стащить тюрьмой, расшарить лестницей и так далее