В то время как нормальные люди изыскивают разные способы, чтобы добыть новинки этого или хотя бы предыдущего Эссена, я прилагаю, наверно, столько же усилий, разыскивая игры, которые уже вышли из печати :) Летом я себе добыла Ярость Дракулы, теперь вот в нашей компании оказались Снежные хвосты.
Эту игру я добавила в свой вишлист сразу же после чтения обзора на "2 фишках". Меня очень привлекла тема - у нас в семье очень любят зимние виды отдыха - и упоминание о том, что игра хорошо помогает детям освоить устный счет. Моя пятилетняя дочка как раз находится в том возрасте, когда ей очень нравится считать, и игры со счетом идут у нее очень хорошо. Вот я и решила, что игра со счетом на тему катания на собачьих упряжках по заснеженным трассам ей будет очень кстати. К тому же игра нравится многим взрослым, и я рассчитывала, что и наша взрослая компания проведет за ней немало интересных часов.
Какое-то время игра не переиздавалась, и найти ее в продаже не получалось. Поэтому, когда я увидела объявление о продаже б/у, то очень быстро договорилась и приобрела ее. Когда я получила игру и прочитала на коробке "от 10 лет", это был большой сюрприз. Я даже немного огорчилась. Ведь тема игры очень семейная, значит, дело не в ней, а в геймплее, который авторы сочли настолько сложным, чтобы поставить такой возраст на коробке. Поэтому у меня возникли большие сомнения, получится ли играть в Хвосты с дочкой. С другой стороны, упоминание на "2 фишках", что игра отлично тренирует устный счет, как-то не вязалось с десятилетним возрастом - устный счет дети осваивают гораздо раньше. В общем, игру я дочке показывать не стала, а решила сначала опробовать на взрослой компании. Тем более, что в нашей компании люди уже привычные к разбору новых правил, можно сначала вместе с ними вникнуть во все нюансы, разобраться и подготовиться к игре с дочкой, если это покажется возможным.
В Снежных хвостах каждый игрок управляет санями, запряженными двумя собаками. Соответственно, у каждых саней три параметра: сила каждой собаки и тормоз. Скорость (а точнее, количество клеточек, на которые переместятся сани в ход) считается как сумма сил собак минус тормоз. Если одна собака сильнее другой, то она сильнее тянет сани, и сани поворачивают в ее сторону. Разница между силами собак определяет, сколько раз сани должны будут сместиться не по прямой, а по диагонали. На рисунке ниже сила левой собаки 5, сила правой собаки 3, тормоз 3. С такими значениями сани должны будут сместиться на 3+5-3=5 клеток вперед, причем 5-3=2 перемещения из этих 5-ти должны будут совершиться по диагонали влево (в сторону более сильной собаки). Игрок сам выбирает, в какой точке смещаться по диагонали. Таким образом можно объезжать препятствия на поле, да и в зависимости от того, в какой именно точке свернут сани, конечная клетка может получиться разной.
У каждого игрока своя колода карт с числами от 1 до 5. Обычно на руке 5 карт, из которых в свой ход можно сыграть 1-3 карты, но числовое значение на всех играемых за ход картах должно быть одинаковое. Каждая карта играется либо на собаку, меняя ее силу, либо на тормоз саней. В конце хода игрок добирает карты до 5 в руке.
Трасса, по которой мчатся гонщики, составная и собирается из отдельных участков. На трассе игроков поджидают разные трудности: крутые повороты, узкие ущелья и насаждения елок. Врезаться в препятствия крайне не рекомендуется. Если сани игрока влетели в чужие сани, то после хода игрок просто не добирает карты (но доберет их после следующего хода). А вот если сани врезались в елку, в камень или выскочили за границу трассы, то игрок до конца игры получает штрафную карту, которая уменьшает количество полезных карт в его руке. Такое же наказание грозит за превышение скорости на поперечных линиях контроля скорости.
В первой партии мы довольно долго тупили, пытаясь понять, как смещаться по диагонали на крутых поворотах. Судя по отзывам в интернете, эта проблема довольно часто возникает у новичков в этой игре, поэтому я нарисовала картинку-иллюстрацию. На ней для каждых саней показаны варианты возможного следующего перемещения. А так же мы вывели мемо-правило, которое помогает на первых порах: при смещении по диагонали у новой клетки и у старой должна быть минимум одна общая точка (одна точка обычно имеет место быть на прямолинейных участках, а на поворотах это почти всегда общий отрезок).
После разбора этого нюанса проблем в игре больше не возникало. Забавно, что с какого-то момента все повскакивали на ноги и начали кружить вокруг стола, примеряясь, как лучше походить. Обычно у нас идет борьба за место на диване, а в этой игре на диване можно было даже спать :) В общем, полезная игра, подвижная. Можно размять ноги и попу :)
В игре присутствует даунтайм, особенно поначалу. С другой стороны, в этой игре можно и нужно планировать не только текущий ход, но и следующий, так что особо прозорливые игроки, продумавшие свой ход заранее, ходят почти мгновенно. Правда, иногда их может подрезать другой игрок, и планы приходится менять на ходу.
Нашей компании игра понравилась. Теперь мы ее раскладываем на каждой игротеке. Сейчас землю понемногу засыпает снегом, и играть в Снежные хвосты в теплой квартире так уютно и тематично.
После того, как дочка увидела, что взрослые играют в новую игру, потребовала, чтобы сыграли с ней. Конечно, продумывать ходы в Хвостах ей сложновато. По сути игра не просто на устный счет, а на решение простейшего алгебраического уравнения: надо подобрать значения основных параметров таким образом, чтобы получить нужный результат. Пока играем так: мы с папой ей подсказываем, какие карты лучше положить, проговариваем свои мысли, почему именно эти, она соглашается (или не соглашается, мы свое мнение не навязываем), кладет карты, потом подсчитывает значения и сама перемещает сани. Ей нравится, т.к. с двойной помощью папы и мамы, она частенько выигрывает у нас обоих :) Самое классное то, что этот процесс побуждает ее думать, прикидывать и считать самой. В отличие от многих "развивающих" игр, где устный счет - цель, в Снежных хвостах он - средство. В этом смысле Snow Tails кажется мне очень хорошей и полезной игрой. Так же подумала еще одна игравшая с нами мама, которая после первой же партии заказала себе одну из последних коробок Snow Tails с Амазона :)
Резюмируем.
+ Приятная и благодатная семейная тема, особенно для зимних игротек. Почти все любят кататься на санках и любят собак.
+ Совсем нет никакой агрессии. Самая страшная пакость, которая тут может случиться, - кто-то перекроет вам дорогу, и вам придется придумывать другой ход.
+ Очень простые правила, надо только вникнуть, как поворачивать (см. рисунки).
+ Составное поле - трассу можно каждый раз менять, делать ее короче, если хочется "покататься" по-быстрому, длиннее, проще, сложнее. Также удобно, что можно убирать со стола лишние куски трассы и доставлять следующие, т.е. в принципе необязательно сразу собирать на столе всю трассу, если, скажем, места маловато.
+ Игра очень хорошо тренирует устный счет и ориентацию в пространстве. Все бегают вокруг стола, поворачивают шеи то так, то эдак и бормочут: "Пять плюс три минус два..."
+ В игре очень мала доля случайности. Конечно, карты все набирают разные, но колода у каждого игрока своя. Поэтому все примерно в равных условиях, и важно своими возможностями разумно распорядиться. Можно и нужно свои действия продумывать на 2 хода вперед.
Несмотря на перечисленные плюсы, игра явно понравится не всем.
- Есть люди, которые не любят, играя, чувствовать себя, как на уроке математики в первом классе. Таким людям однозначно не стану рекомендовать Snow Tails.
- Если в компании есть люди, склонные долго раздумывать над ходом, и люди, которых это бесит, то для этой игры это взрывоопасная ситуация :) Но если говорить серьезно, то в первых 2-3 партиях у нас был заметный даунтайм. В состав игры даже входит специальный жетон-лапа, который предлагается вручать тем, кто слишком долго думает над ходом. Но спустя несколько партий, когда все вникли в игровой процесс, даунтайм практически исчез, т.к. те игроки, которые обычно вдумчиво играют и хорошо продумывают свои ходы, в этой игре просчитывают ситуацию на ход вперед, а те, кто ничего не продумывает, и так ходят быстро :)
- Последнее даже не минус, а какое-то смутное ощущение несоответствия легкой веселой темы с очень вдумчивым и суховатым математическим процессом. Что обычно несведущие люди представляют при мысли о поездке на санях, запряженных собаками? Мороз, солнце, дышим полной грудью, радуемся жизни. Хотя, наверно, более правильные ассоциации - это гонка, и ваша жизнь в лапах собак. Неверно натянули поводья - влетели в елку. Любоваться красотами времени нет, т.к. все время отнимает просчет. Как-то так. Только в жизни все решается за доли секунды и с всплесками будоражащего кровь адреналина, а в этой игре затягивается на дольше и почему-то сводится к сложению-вычитанию трех чисел. Тот, кто ждет от игры веселья, бесшабашной гонки, возможности посмеяться над незадачливым соперником, когда он врезался в елку, могут быть разочарованы. Во-первых, у нас сейчас почти никто никуда не врезается, единственное исключение - когда это делается намеренно, чтобы не терять несколько ходов на объезд препятствия. Во-вторых, такая аккуратность достигается тем, что иногда партия проходит почти в полной тишине, все пялятся в свои карты и в глазах отражаются числа, пробегающие в мозгу.
замечу так же, что игра прекрасно подходит под ПнП .. и довольно просто мастериться
мастерится
Ох, мне кажется, это все-таки для фанатов ПНП, коим я совсем не являюсь. Для меня единственная игра, которая хорошо подходит под ПНП - это Love Letter и ее друзья. А в Хвостах надо распечатать 120 карт, сделать качественно куски трассы, чтобы были ровные, твердые и не гнутые, выпилить елочки и саночки ;-) Насчет елочек и саночек это, скорее, шутка, вряд ли кто-то их выпиливает, но мне очень нравятся в этой игре компоненты, и я совершенно не вижу смысла их делать самой. Не лежит у меня душа к таким извращениям :-) Я как-то делала ПНП Сказки - цена получилась даже дороже, чем просто купить игру (но там я хоть дизайн меняла, была причина, почему оригинал мне казался чуть хуже ПНП).
насколько мне известно в оригинале участки трассы двухсторонние .. при ПнП (распечатать на самоклейке и приклеить лист на картон) у вас будет таких участков сколько угодно. Карты можно распечатываются на ч/б принтере. Ну а чем заменить ёлочки и санки я пожалуй и писать не буду. Игра понравилась, но играем редко, точнее один раз играли, в прошлом году. Поэтому покупать всё подряд не вижу смысла.
Диагональный сдвиг самый первый тупёж) Это всегда так. Потом подтупливаем когда нужно отдельно движение и отдельно смещение учитывать. Ну и самое главное действительно вроде как веселые гонки, а получается что-то навроде черепашьих бегов с математикой. Что впрочем не умаляет достоинств игры. Мне она сильно напоминает К2 и немного Энергосеть :)
Кстати появилась идея в новогодние праздники провести мини-турнир) Хмм...
На К2 я уже давно пристально смотрю. Последний раз рука дрогнула и убереглась от покупки только потому, что объявили о выходе Mount Everest. Хотелось дождаться полноценного сравнения, чтобы выбрать.
Где-то уже сравнивали, но только по верхам.
Да, по верхам я читала, но мне показалось, что это было сравнение по правилам, т.е. сравнивающий сам в Эверест не играл.
Отличнейшая игра. Одна из самых любимых в нашей семье. Поздравляю с покупкой :)
Спасибо!
Смещение по диагонали объясняется очень просто: "клетка", на которую сани могут переместиться, должна заканчиваться ЗА клеткой, на которой сани находились до момента перемещения. :)
P.S.
Вы все ёлки выставьте и трассу сделайте не по схеме из правил (они очень лёгкие), а с максимальным количеством поворотов и ущелий. Тогда и адреналин будет и столкновения, и смех над отстающими ;)
Заканчиваться ЗА клеткой - это понятно. Судя по вопросам в инете и нашим терзаниям вначале, многие допускают, что и начинаться диагональная клетка может ЗА клеткой, где сейчас стоят сани, а это уже не так. Вот, например, тут стоял этот вопрос, ты еще давал на него ответ
http://xn--80acgwjcjchf0am4jm.xn--p1ai/2011/10/12/snow-tails-%D1%81-%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9-%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0/
Веселье было в первых партиях, пока не научились играть. Кстати, самая первая партия была и с ущельем и с елками (Yquem Inspired из правил) - народ настоял, чтоб сразу посложнее. В той первой партии только один человек получил штрафную карту. Он же получил штрафную карту во второй партии. И все, больше штрафных карт никто не получал. Все стараются играть очень аккуратно. Хотя потихоньку приходим к мысли, что иногда лучше елку сбить и получить штраф, чем тратить несколько ходов на ее объезд.
Трассы из правил нам не очень нравятся тем, что длинные. Слишком долго длится игра. Так что теперь мы сами накидываем ущелье, елки и парочку поворотов для спринтерской поездки.
Забыла написать: на взрослых игротеках мы в Хвосты играем все время впятером. Наверно, потому и получается долго.
Не, начинаться она должна обязательно в диапазоне клетки, откуда уходишь... То есть внахлёст они должны быть. Там трасса вся по такому принципу и сделана.
Ну, главное, что разобрались :)
Хороший отчёт. Игра отличная, молодцы, что купили! Пожалуй, тоже начну своих приучать:)