Так случилось, что за последний месяц мне довелось сыграть несколько партий в Билет на поезд: Пенсильванию / Великобританию и одну совершенно поломанную (из-за нашей ошибки) партию в Sails and Rails. Ниже мои поверхностные впечатления и, самое для меня и моих друзей главное, вопрос / недоумение по Великобритании. Мне очень интересно узнать, что думают об этих двух версиях другие любители Билетов; как-то в карточках игр отзывов совсем немного. Прошу не-фанатов взять свою волю в кулак и удержать руку от комментариев вроде: «Все Билеты угг» :)
Билет на поезд: Пенсильвания / Великобритания - это дополнительная двустороння карта. Чтобы сыграть в этот доп, нужна еще и базовая коробка (Европа или США).
Основная фича Пенсильвании, которой не было в других Билетах – это акции. В игре игроки собирают акции девяти компаний, у каждой компании доступно разное количество акций. Возле каждого соединяющего два города железнодорожного перегона (кроме одного) отмечено, акции какой компании может получить игрок, построив этот перегон. Т.е. каждый раз, когда игрок ставит свои вагончики на поле, он еще и выбирает, какую акцию себе взять. Рубашки у всех акций одинаковы, поэтому в каком-то смысле, у кого какие акции – это закрытая информация в игре. Нет, конечно, можно попытаться удержать это все в голове, но 4 соперника, 9 типов акций – мой мозг ниасилил :( К тому же пытаешься ведь и за другими нюансами следить…
Фото с БГГ - автор François + Daphné.
Фото с БГГ - автор 'Arctica' Gary.
В конце игры, помимо стандартных очков за маршруты и вагоны на поле, игроки еще получают очки за акции. Игроки сравнивают собранное количество акциий по каждой компании отдельно, и по каждой компании получают бонусы за первое, второе и т.д. места.
В целом, играется очень бодренько. Акции собирать очень увлекательно, но… акции вносят дополнительный фактор неизвестности в подсчет очков. Вообще, в первых версиях Билетов очки складывались из полностью открытой информации – вагоны на поле - и закрытой, во многом случайной – собранные / несобранные маршруты. Пожалуй, для себя я решила, что мне не нравится, когда в этот салат добавляют еще какие-то закрытые ингредиенты. Нидерланды с их деньгами еще куда ни шло (запоминать надо лишь 1 число на каждого человека, к тому же деньги занятно переходят из рук в руки), а вот 9 типов акций – это для меня слишком. Очень уж большим сюрпризом становится подсчет очков. С другой стороны, те, кому не хватало хардкора в этой игре, могут воспринимать ее как 2 в 1 – обычный Билет + нехилую такую мемори :)) А что? Еще и польза будет для развития памяти :)
В Великобритании создатели решили нас порадовать Технологиями :) Задумка очень интересная. Вся карта разбита на несколько регионов, и изначально игрок может строить перегоны только в 1 регионе, и они могут состоять не более, чем из 2 вагонов. За все остальные возможности надо платить, докупая карты технологий (цена покупки – 1-4 локомотивов). Хочешь выйти в другую область, купи карточку, хочешь построить отрезок из трех вагонов, купи карточку, хотите выйти из-за стола и налить чаю – ну вы поняли :)
Все бы ничего, звучит очень даже интересно, но в игре есть 3 технологии, которые кажутся значительно сильнее других. Первая: возможность строить все перегоны, использую на 1 карту вагонов меньше, чем положено (но минимум 1). Вторая и третья: 2 одинаковые карточки, позволяющие брать в свой ход 3 карты вагонов вместо двух. Великобритания позволяет играть максимум вчетвером. Вот и получается, что первые три игрока покупают эти три читерские карты, а четвертый может идти курить бамбук :/ ну или, как минимум, ему будет ОЧЕНЬ трудно конкурировать с остальными тремя. Наши друзья сыграли несколько раз и пришли к тому, что теперь всегда выбрасывают эти 3 карточки технологии.
Фото с БГГ - автор François + Daphné.
Мне довелось попробовать эту карту без тех трех злополучных "технологий". Пожалуй, Великобритания мне понравилась. Технологии – открытая информация, вчетвером на карте играть очень тесно, интересно учитывать свои возможности по развитию, сравнивать их с другими игроками и строить планы, опираясь на эти факторы. Но мне очень хочется узнать, какие впечатления у других игравших от вышеописанных трех карт? Мне лично возможность загребать в полтора раза больше карт и возможность строить перегоны меньшим количеством карт кажутся довольно читерскими. В игре довольно много перегонов, состоящих всего из двух вагонов, получается, что один игрок на эти перегоны вообще потратит в 2 раза меньше карт, чем другие. Пока одни будут ждать выхода хотя бы второй парной карты, он может затыкать многие отрезки всего лишь одной картой. Если все действительно так странно и грустно, то возникает вопрос, достаточно ли времени и внимания в Days of Wonder уделили тестированию этой версии?
В целом же, если отказаться от использования трех карточек, дополнение Пенсильвания / Великобритания довольно интересное и его вполне можно рекомендовать для попробовать.
Тут должно было быть описание партии в Rails and Sails, но уже в конце партии мы обнаружили, что играли совершенно неправильно. Придется воспользоваться принципом: когда не о чем писать, заполняем пробел описанием и фотками компонентов :)))
Если Пенсильвания / Великобритания – это дополнение, в которое невозможно играть без базы, то Rails and Sails – полноценная версия, бери и играй. Коробка у Rails and Sails гигантская, как если, скажем, на Европу поставить еще и дополнение Азия или Нидерланды.
Как уже, наверное, многие знают, в этой версии пластмассы стало гораздо больше :) Помимо 165 вагонов в коробку входят еще и 250 пластиковых кораблей. При этом вагончики существенно уменьшились в размерах, так что те, кто думает, что Sails and Rails стоит дорого, могут утешаться тем, что издатель все-таки сэкономил на пластмассе - могло быть еще дороже :))) На фото нижний ряд вагонов взят из Европы:
Поле в игре двустороннее. Если не ошибаюсь, это единственная полноценная версия, которая сразу радует двусторонним полем. С одной стороны изображена карта мира, с другой – карта Великих озер Северной Америки. На поле помимо перегонов, отмеченных прямоугольниками (по которым будут ездить поезда), появились перегоны, состоящие из овалов – на них нужно выставлять кораблики, причем последних перегонов значительно больше. Это понятно и из соотношения корабликов / вагонов в игре. Например, в первой партии предлагают каждому игроку взять по 20 вагонов и 40 кораблей.
Соответственно, в игре теперь 2 колоды с различными рубашками: колода вагонов и кораблей. «Локомотивы»-джокеры есть только в колоде вагонов. Очень не понравилось оформление «лица» обеих колод. Карты кораблей и вагонов ну очень похожи. Внизу фотография вагонов и кораблей в одном цвете (корабли выглядят светлее из-за бликов света, на деле карты по тону совсем одинаковые):
А вот как это примерно выглядит в руке:
Честно говоря, в веере карт в руке различить вагоны и корабли ну очень сложно. Подруга постоянно спрашивала меня: «Вот скажи, тебе не хочется взять и, скажем, обвести все карты вагонов черной рамкой?» Хочется, но побаиваюсь испортить карты… В итоге, практически все игроки хранили карты на столе двумя пачками и периодически хватали то одну, то другую. Это помогало не запутаться.
Ну и самый неожиданный сюрприз – цветов карт стало меньше! В Rails and Sails нет оранжевых и синих карт, поэтому, несмотря на огромное количество пластмассовых фигурок и внушительную цену, использовать Rails and Sails в качестве базы для других дополнений не получится, и вот это уже совсем печально :(
У последнего сюрприза есть еще одно следствие: сильно изменилось соотношение карт локомотивов в колоде. Если в Европе отношение карт локомотивов к общему числу карт 14 / 110, то в Rails and Sails 14 / 80 ! Т.е. теперь стало ГОРАЗДО выгоднее тащить карты вслепую в надежде вытянуть локомотив. Боюсь, это не пойдет на пользу процессу.
Фото карт вагонов рядом с картами из Европы (на фотографиях это не очень заметно, но, в целом, оформление карт гораздо насыщеннее, чем в Европе ):
Примеры маршрутов с наибольшими и наименьшими значениями:
Интересная придумка реализована на карте мира. Появились особые машруты, названные турами, которые содержат сразу несколько городов, соединенных линиями. Если получится соединить перечисленные города, следуя строго по нарисованным линиям, то игрок получает максимальное количество очков. Если просто соединить все города каким-нибудь иным образом, то чуть меньше, ну и рискует получить огромный минус, если вообще не справится с заданием.
За сим откланиваюсь :) Надеюсь, в ближайшее время получится сыграть полноценно в Rails and Sails, тогда, возможно, захочется написать еще ;)
В предпоследнем дополнении Англия вообще не понравилась.
Технологии жутко затягивают игру. Человек у которого локомотив на руках на старте игры имеет значительное преимущество. А уж карты прогрессивных технологий, которых меньше чем возможное кол-во игроков автоматом отваливают игрока, его некупившего.
Плюс перегон Саутгемптон-Нью-Йорк, дающий 40 очков. Карта в основном состоит из маленьких путей, что фактически не дает возможности отыграть этот маршрут.
Пенсильвания понравилась. Да, акции в закрытую, но в целом спокойно читается на какую компанию нацеливается соперник.
Новую коробку хотел взять, но отзывы на БГГ оттолкнули, да и цена кусается.
Не очень понимаю, какое кардинальное преимущество дает лишний локомотив. По правилам у каждого игрока на старте всегда есть 1 локомотив + 4 случайные карты. 4 случайные карты = 1 локомотиву, т.е. можно сказать, что у каждого игрока в начале игры 2 локомотива, за которые он может сразу же купить какую-нибудь технологию. Даже если у кого-то среди 4х случайных карт попадется локомотив, у него все равно получатся те же 2 локомотива + еще 3 карты вагонов. 3 лишние карты вагонов - не такое уж большое преимущество.
Спасибо за обзор. Из всего описанного понравилась только Пенсильвания, так как если есть чит-карты и дисбаланс с локомотивами, то очень грустно.
Англия без трех неудачных карт очень даже ничего. К тому же она идет в нагрузку к Пенсильвании :)))
Забыла, кстати, упомянуть, что т.к. в Англии очень многое завязано на локомотивы, то в коробке идет отдельная колода карт вагонов, в которой тоже изменен баланс локомотивов (их в ней на 6 больше, чем в стандартных базовых версиях). На карте Англии правила предписывают играть именно этой колодой.
Мы, кстати, когда первый раз играли сыграли вобче забавно - взяли из коробки только половину колоды :) Случайно... и всю игру играли половиной колоды, которая неимоверно быстро заканчивалась. Один раз даже получилось, что на столе тупо не осталось карт - все были на руках. И за всю партию даже ни разу не возникло мысли, что тут что-то не так... И знаете - в этом что-то было :)
После игры, когда заметили, еще удивлялись, что цвета карт между 2-мя половинками разошлись относительно равномерно...
Тогда вам в Rails and Sails :) Два раза сыграли, и оба раза полностью разошлась по рукам колода кораблей - мне не понравилось :)
Спасибо. Ушёл из вишлиста.
Отличный обзор!
Сама недавно приобрела Rails & Sails. Идея с турами очень привлекла, надо посмотреть, как это будет выглядеть на практике.
Мне почему-то Rails and Sails показались перегруженными. Возня с разными карточками (вагоны, корабли) немного раздражала. Будем надеяться, что частично это наша ошибка сказалась. Мы ухитрились практически исчерпать колоду кораблей и в конце игры несколько раундов были ни о чем совсем.
Но больше всего мне обидно, что R&S нельзя использовать в качестве базы. У меня базы нет, играем дружественной, купила R&S как раз для того, чтобы завести у себя базовую версию :(
Она значительному количеству людей такой показалась, судя по отзывам и обзорам.
у нее ЦА соответствующая, трудно будет найти поддержку в дальнейшем усложнении, наверно надо продолжать рисовать новые карты и няшные паровозы
Мне кажется, это лишь одна из причин. Для меня движение в сторону бОльшей хардкорности - это увеличение просчитываемых параметров в игре. Например, если играть вдумчиво и серьезно и запоминать все параметры, то Пенсильвания и Великобритания смещают игру в сторону бОльшего хардкора. А вот R&S я пока не поняла вообще. Фактически колоду вагонов разбили на 2 колоды. Одни пути мы строим одними картами, другие - другими. В чем-то это уменьшило контроль над игрой, т.к. раньше игроки выбирали карты из 5 выложенных, а теперь они набирают 2 вида карт из общего рынка в 6 карт. Фактически, на мой взгляд, выбор уменьшился. Локомотивов в колоде вагонов стало значительно больше в относительном соотношении (в R&S их 14/80 против 14/110 в Европе), поэтому выгодно играть наудачу и тащить вслепую карты вагонов. А игра вслепую - это не хардкор, а ерунда какая-то в стиле push-your-luck. Будем надеяться, что более поздние партии в R&S развеют это неприятное первое ощущение.
не удержусь, все билеты уг))
да я не люблю билеты, но обзор хороший) и скажу что мне нравиться направление в котором движутся билеты и я бы наверно даже сыграл вот то что с кораблями и с науками да и с акциями, а желательно вот все в одной игре увидеть, чтобы сразу
Мне все-таки кажется, что если хочется чего-то эдакого лучше выбрать другую игру :)
ну как гейтвей т е играть не думая особо, здорово же просто строить,ну или как такой филер семейный
>играть не думая особо
Это не про ТтР, у игры от гейтвея - только простые правила. Думать и высчитывать, анализировать какие у соперников карты маршрутов по тому что они делают, следить за тем какие цвета ушли в сброс - приходится много. Т.е. в режиме поединка гиков - игра вполне себе серьезное евро.
У меня не получается серьезно относиться к ттр, да угадывать чужие маршруты пытаться не дать их построить это интересно, но в игре катастрофически не хватает глубины. В ней мало механик, мало вариативности.
Вообще собравшись гиками можно разные игры хардкорно играть, но вот степень полученного удовольствия разная будет).
Извините но тут(базовые ттр + разные карты) до серьезного евро как на поезде до луны(( Хотя вот допы что то меняют, но народ на них жалуется уже.
Есть и иные игры про построения маршрутов)))))