Оригинал отчета и другие статьи про варгеймы можно прочитать в моем блоге Новосибирский Варгеймер .
Сыграли с Максимом во Flying Colors- варгейм посвященный сражениям парусных кораблей в эпоху Наполеоновских войн. Играли уже третий раз, и чем дальше, тем больше он мне нравится. Все больше чувствуется атмосфера. Прямо соленые брызги в лицо!
Играли сценарий про сражение у Доггер-Банки 5 августа 1781 года. Сражение произошло в ходе Четвертой Англо-Голландской войны между британской эскадрой род командованием адмирала Хайд-Паркера Старшего и голландской под началом вице-адмирала Йохана Зутмана. После тяжелого сражения эскадры разошлись каждая в свой порт. Голландия объявила о победе, хотя в действительности исход боя был неопределенным. Потери в сражении составили 1 корабль у голландцев.
Я сел играть за британцев, а Макс за голландцев (Британцы красные, голландцы оранжевые).
Заметим, что стартовая расстановка сильно не в пользу голландцев. Они двигаются линией практически против ветра, а разворот в сторону англичан мало поможет-они тоже будут стоять почти против ветра и еле-еле ковылять. В то же время англосаксы двигаются по ветру и полностью владеют инициативой.
Начало игры |
Линии начинают движение. Англичане могли бы просто встать на дальней дистанции и спокойно расстреливать голландские корабли, пользуясь попутным ветром(дающим бонус при стрельбе по корпусу) и национальными бонусами за стрельбу. И голландцы ничего не смогли бы сделать из-за ветра. Чтобы это предотвратить, Максим выделяет из основной линии группу для обхода англичан (далее-группа 1, соответствено другая группа-2) и захода к ним с подветренной стороны. Это вынуждает меня действовать активнее.
Конец 1-го хода |
Ситуация развивается...
Конец 2-го хода |
Я намереваюсь разбить группу 2, пройдя между судами противника и сокрушив их продольными залпами (стрельба вдоль корабля наносит больше повреждений, потому что ядра пролетают больший путь непосредственно над кораблем), а затем расправиться с оставшимися, пользуясь численным превосходством.
Конец 3-го хода |
Прогремели первые залпы.
Конец 4-го хода |
Суда противника перестраиваются, видимо пытаясь зажать меня между двух линий.
Конец 5-го хода |
Оставив пару кораблей для прикрытия от группы 1, остальными пытаюсь привести в исполнение первоначальный план.
Конец 6-го хода |
Эпичнейший момент-мой корабль(на фото сверху правый нижний) за один ход делает два продольных залпа по кораблям противника практически в упор, нанося им колоссальный урон. Остальные корабли довершают дело, и вот уже эти два корабля спасаются бегством, чтобы не быть потопленными!
Но и голланцы времени не теряют, и проводят практически аналогичный маневр двумя своими кораблями (левый верхний угол фото снизу)!
Конец 7-го хода с разложенными маркерами |
Восьмой ход проходит в добивании англичанами поврежденных кораблей. Сказываются большие потери, понесенные голланцами при маневрировании в начале игры, и чаша весов начинает сильно клониться в сторону британцев.
И вдруг неожиданно голландцы бегут с поля битвы(бросок на бегство-0, при бегстве только на 0!). Британия в очередной раз доказала свое звание Владычицы морей!
Финальная ситуация |
Судьбоносный бросок! Голландцы бегут! |
P.S. А в списке p500 на сайте GMTgames находится очередная игра серии, посвященная русскому флоту-Blue Cross, White Ensign.
мне реокмендовали Скорпиус эту игру недавно. Порог вхождения высокий?
Блин, как неуч написал.
Скорпиус рекомендовал
Да порог не слабый. Собственно отчёт по 3 битве потому что в первых двух были большие косяки.
Максим, вы по последнему варианту правил играли и использовали ли карточки?
Насколько я понимаю у меня второй принт базовой игры. И правила второй версии. Я не смотрел насколько это последние если честно. Но в допе по линейным кораблям были более старые.
Карты не использовали, да их и нету. У меня только доп по линейным кораблям есть, а карты во втором добавили.
Посмотрел. У меня правила 2.10. На сайте 2.11. Изменения минимальные. Самое большое про заслоняющие корабли. Очень гм сложное для понимания.
Понятно, просто хотелось узнать, стоит ли с карточками заморачиваться и делают ли они игровой процесс более увлекательным или более глубоким.
Честно говоря я даже читать про них не стал. А то дополнение где их ввели и покупать не собираюсь. И так в целом очень целостная система. Она выдаёт вполне себе реалистичный результат, а процесс захватывает.
Я помню был варгейм на миньках по корабликам. Не помню, как называется. Мне очень понравились учеты ветру, повороты кормы и прочие нюансы. Мне нравятся такие вещи в играх
Sails of Glory?
Наверное нет, там старая игра. В 2007 году я ее видел
Close Action?
Скорее всего! Вроде она
Да, достаточно высокий. Как первый варгейм мне кажется лучше не пробовать-можно разочароваться.
Я уже не помню что там рекомендовал, но раз говоришь было, значит было. :)
На самом деле порог вхождения действительно не слабый, и мозг мне правила вынесли, это факт. Но послевкусие было отличным, и это того стоило. Это тоже факт. Если бы сейчас вплотную не занялся бы изучением и отыграшем EastFront 2, с удовольствием бы даже пожалуй вернулся в ФГ :). Правда правила подзабыл уже, и это опять ломка мозга....:) Но блин, это ей Богу того стоит.
Кстати, раз уж на то пошло у меня вопрос к игрокам. Меня немного смутило то что одна сторона получает бонус на повреждение снастей и парусов, а другая на повреждения корпуса.
Пока ты выпиливаешь у противника снасти, твой корабль как правило уже на последнем издыхании из-за повреждения корпуса. И даже если выпил снастей произошёл успешно, любое неосторожное движение приводит к тому что ты всё равно подпадёшь под прицел неуправляемого корабля противника, и получишь свою порцию ядер. Как то это грустно.
Я конечно понимаю, можно выделять отбившиеся корабли, лишать их парусов, а потом возвращаться в кучу малу и всё такое....
Но блин...не знаю....мне всё равно кажется что выпил парусов решает слишком мало, и основной упор надо делать на корпус. По крайней мере такое впечатление после трёх полноценных партий.
Маловато конечно, для полноценного вывода. Но всё таки хотелось услышать мнение игравших, каким макаром можно использовать уничтожение оснастки и парусов противника?
Тут наверное лучше спросить у тех, кто разбирается в военно-морском искустве данного периода, возможно в реальности как раз и был упор на корпус (что разработчики видимо и отразили), а с оснасткой разбирались либо по остаточному принципу, либо только в каких то специальных ситуациях.
Вот у меня как раз и сложилось впечатление что ситуация должна быть уж очень специфическая (или специальная). Получается однако, что одна сторона имеет бонус к атаке по корпусу (на повреждения которого идёт основной упор), а вторая на оснастку (специальная ситуация). К чему я тут повторяюсь собственно? Просто как по мне некий дисбаланс тут....Из-за того что одна сторона свой бонус, использует чаще чем есть смысл использовать свой бонус второй стороне. Как раз вот и хотел выяснить, что в тактическом плане в этой игре я недопонял...
Англичане с конца 17в сделали ставку на уничтожение корпуса корабля противника, в то время как во вранцузском флоте во времена Людовика XIV огневая доктрина была нацелена на выпиливание рангоута и такелажа книппелями.
Ошибочность этой доктрины стала ясна на протяжении всего 18в, когда англичане раз за разом, даже имея численный перевес противника, побеждали или вынуждали французов уходить.
Когда, наконец, наступила пора Республики, Консульства - и, наконец, императора Наполеона, адмирал Вильнёв не смог уже ничего сделать - экипажи британских кораблей весьма жестко практиковались в стрельбе и даже были научены использовать двойной заряд (вещь, очень опасная для орудийного дека и всего корабля, если орудие взорвется, не ровен час).
А у французов и испанцев было максимум одно (!) учение-стрельбище за два месяца - не хватало пороха.
Это все привело к двум катастрофам: при Абукире и при Тральфальгаре, после чего Великий Французский флот прекратил свое существование.
Генадий, спасибо развернутое пояснение, теперь понятно, что такой дисбаланс и должен был быть отражен в игре.
Хотел бы пояснить. Я опираюсь на Мэхэма в этом случае.
Стрельба по корпусу была ничуть не более действенной. Именно потому много сражений до Революции кончились ни чем. Потопление корабля в сражении большая редкость. Чаще либо уходит, либо сдаётся. Мэхэм даже приводит пример когда у французов взорвался корабль от попадания в пороховой погреб и как все бросились спасать выживших.
Флот Республики и Наполеона это вообще отдельная тема. Во-первых королевский подготовленный флот банально разбежался. И если матросов каких то собрали, то офицеры то были дворянами. Вообщем мало их было. Во-вторых до Наполеона про флот просто забыли. И действительно тренировок было очень мало. Кроме того выходить в море банально опасно, вокруг злые англичане рыскают. Вообщем революционный флот это сборище кораблей.
Про игру. Я бы сказал что есть некоторый перекос в сторону стрельбы по корпусу. В реале оба варианта достаточно эффективны. Хотя вот сразу приходят на память сражения Ушакова. Он тоже по корпусу тренировал стрелять, а турки по парусам.