| Fantasy Flight Games анонсирует проект Vault | |
| Анонс переиздания старых игр от FFG. | |
| Идут сборы на Microrama Collection | |
| Набор из четырех компактных соло игр. | |
| «Комитет»: не то, чем кажется на первый взгляд | |
| При первом знакомстве с описанием настольной игры «Комитет» может сложиться впеч... | |
| Идут сборы на Bantam West | |
| Соревновательное/кооперативное вестерн - РПГ приключение в открытом мире. | |
| Идут сборы на Restless | |
| Приключение с большим открытым миром, генерирующим истории. | |
| игры |
Kingsburg: To Forge a Realm
Кингсбург |
| компании |
Stratelibri
Hobby World |
| Дата: | 10 июля 2012 |
![]() |
| 9.6433 |
![]() |
- |
Хороших игр — много. Плохих явно больше. Отличных и самых любимых — можно на пальцах пересчитать. «Кингсбург» — игра неординарной популярности (21-е место в списке лучших семейных игр, хотя это весьма сомнительный список) и красоты. Если и есть игра для быстрого настольного старта, то это именно «Кингсбург». С 2007 года игра прошла довольно длинный и славный путь — прочно укоренилась на столах любителей не сложных и красочных еврогеймов, покорила сердца фанатов кубиков и стала желанной гостьей на семейных игротеках. Игру есть за что хвалить и за что с укором пожурить. Но об этом по порядку.

Нет надобности лишний раз пересказывать правила — будет достаточно прочитать многочисленные обзоры и описания игры. В с воё время (несколько лет назад) Денис Клочко опубликовал в своём блоге «Мельница Spotty» один из лучших обзоров этой игры — с качественными фотографиями и осмысленным текстом. Метко подметил, что «Кингсбург» — это игра с механикой «размещения рабочих». Места для промысла постоянны, а вот только изменяются условия, при которых можно поставить туда или сюда. Собственно, все условия — это кубики. А общие впечатления от игры свелись к тому, что игра скучновата и малореиграбельна, кубики вносят неопределённость и стратегий развития в игре всего две.

В свою очередь Snowbody ругал первое издание за то, что поля были выполнены в виде пазла (тут уж на вкус и цвет товарищей нет) и рассказывал, как первый раз сыграл в эту настолку.
Также на BGG заметил краткий обзор Константина Ласко с подытоживанием всех плюсов и минусов. Ещё в рецензиях «Мира Фантастики» «Кингсбург» промелькнул с итоговой оценкой 8 из 10. Юрий Тапилин тоже был замечен (1,2) за этой игрой. Остальное, что мне удалось найти, касалось в основном рекламы, а не субъективного мнения — краткими и многочисленными обзорами пестрят интернет-магазины, в основном там рассказывается о правилах игры.
Хорошо, что, когда я сыграл в эту настолку первый раз, я всего этого не читал и непредвзято сел за стол с разложенными компонентами.
На столе игра занимает довольно много места. Большое поле и персональные карточки игроков. Компонентов в меру и их количество не превращает подготовку к партии в отдельную игру. Кубики приятные и деревянные, впрочем как и ресурсы. В новом издании русской версии будет поле из пазлов. Плохо это или хорошо — решать вам. Лично мне практически всё равно, и это не влияет на впечатления от игры. Иллюстрации — то, что надо: абстрактное и шуточное фэнтези, красочно и сразу привлекает взгляд. Кстати, оформляли игру неизвестные художники из группы Mad4GameStyle. Кроме «Кингсбурга» в их портфолио удалось найти только «Крагморту» и карточную «Игру престолов».

При создании каждой настольной игры всегда возникает краеугольный вопрос: если есть элемент случайности и неопределённости, то как его моделировать? Можно брать определённое количество карт из колоды, а можно и бросать кубики (возможно, вариантов больше). Многие не любят кубики, дескать случайность, рандом и как на этом строить стратегию. Если в «Кингсбурге» мы заменим кубики на карты, то сложно и страшно представить, какой неуклюжей и однообразной получится игра. Если кубики и есть, то здесь они явно к месту. Развлекают не самых усидчивых и оживляют стратегию.
По сути, это чистой воды экономическая игра с ресурсами. Но всё это спрятано под антураж взяток или подношений сильным мира сего. Что выкинул, то и получил. Но не всё так просто — нужно уметь понять, что в данный момент выгодно сделать и как можно насолить противникам. Стратегия и баланс в игре несомненно есть. Стратегия такой сложности, что не удаётся просчитывать всё наперёд. Может этого и не надо. Оставим эту прерогативу другим играм. Несколько раз я пробовал развиваться по уже определённому плану, всё просчитал и в итоге подстраивался под действия других игроков. В этом вся и суть — каждый раз совсем другая игра получается. В «Кингсбург» не получается играть изолированно от всех — приходится постоянно смотреть за ставками других игроков. Во время фазы подношений очень важно, с кого начинается круг и кто куда поставит свои кубики. Взаимодействие на этой фазе есть, и игра держит тебя в напряжении.

Как оценивать баланс? Сложный вопрос. В «Кингсбурге», как ни пытайся — вперёд не вырвешься, да и сильно отстать не получится. Несмотря на случайности от кубиков, возможность выбрать из разных сооружений делает своё дело. При этом постройка нового здания может изменить стратегию оппонентов. Плюс, можно конкурировать, заняв место подношения тому или иному советнику. Словом, взаимодействия в игре хватает, как и конкуренции.
Не секрет, что в новой редакции «Кингсбурга» в базовую коробку включено расширение «Построй империю». В это расширение входит пять маленьких дополнений, каждое из которых может быть самостоятельно включено в игру.

1. Расцвет зодчества. Нам предлагают новые листы провинций вместо уже известных. В новых листах два дополнительных ряда зданий с новыми постройками. Лесопилка, каменоломня и плавильня расширяют границы возможного извлечения золота из ресурсов. Например, лесопилка позволяет получить три золота за одно дерево в конце каждого лета. Лагерь рекрутов и укрепления спасут зазевавшихся игроков от необходимости вести войну малыми силами.
2. Провинциальный колорит. Тут приготовлено аж 14 новых рядов зданий на отдельных картонках. Есть несколько способов того, как их можно выбрать, но в итоге то, что вы получите, приятно скрасит ваше провинциальное поле с постройками. В любом случае — это новые здания.

3. Характер вождя. Выбираем одну карту губернатора, которая добавит вам возможностей по ходу игры или увеличит количество победных очков под конец. Это довольно классический вариант выбора персонажа без элементов отыгрывания. Допустим, Чародей может в начале третьего года возвести до трёх зданий из крайней левой колонки бесплатно (при этом не получив победных очков). Как и всегда, карты персонажей держатся в закрытую.
4. Гримасы судьбы. 29 карт событий по одной на каждую фазу года. Это дополнение не даст заскучать и найдёт своих поклонников. Например, карта событий «Тайные сделки» говорит, что каждый игрок может положить свой жетон построек на одного советника и этот советник в течение года будет неподкупен для остальных игроков.
5. Разум стратега. Шесть жетонов для каждого игрока с королевским подкреплением. С помощью этих жетонов игроки сами планируют, какое подкрепление они получат в конкретной битве.

В принципе, все минидополнения можно замешать в базовую игру одновременно и тем самым увеличить её продолжительность до двух часов, а то и больше. Мы сыграли уже несколько партий — и все сразу, и по отдельности. Да, игра становится длиннее и интереснее. Особенно приятно играть, если базовая версия уже заиграна и ты не ждёшь ничего нового. Расцвет зодчества показал себя лучше всех — есть где разгуляться. Характер вождя и гримасы судьбы вносят внешнее разнообразие и добавляют разнообразия, не влияя значительно на стратегию. Хотя некоторые карты персонажей однозначно в начале игры указывают, что нужно делать в первую очередь. В целом, карты персонажей были приняты благосклонно в нашей компании. А вот разум стратега специально предназначен для тех, кто требует от игры большей определённости и жаждет военной стратегии. Мой совет — замешивайте все пять модулей и смело играйте. Если вы уже знакомы с базовыми правилами, то расширенная игра не займёт и двух часов. Все сошлись на мнении, что бесспорно лучше играть с расширением, хотя каждое из них обзавелось как ценителями, так и порицателями. Мне вот ни разу не повезло с картой персонажа — то Проповедник попадётся, то Вор. А вот Фея (каждым летом бросайте один добавочный белый кубик) и Ловкач — самое оно.

В итоге перед нами игра со значительным элементом случайности, который каждый из игроков волен усмирять по своему. Тут уж любители серьёзных игр без рандома и стратегий, где почти всё можно просчитать, вознегодуют — от удачи и случайности не уйдёшь, приходится приспосабливаться и выкручиваться. От того, как ты будешь развивать своё технологическое древо построек, зависит потенциальная победа. Определённых рецептов, как и ожидалось, нет — каждый раз приходится придумывать на ходу, подстраиваясь под остальных игроков. Намеченной стратегии следовать тяжело — в руки само всё не плывёт. Несмотря на это, особенно сложной игру не назовёшь — она скорее приятна, атмосферна и реиграбельна (тут всё целиком зависит от компании), чем стратегична.
Если вы играли только в «Колонизаторов» и только начинаете свой настольный путь, то «Кингсбург» — самое то, лучше и не придумаешь. Настольные гики, поостерегитесь — долгих правил и появления новых из них в середине партии не стоит ждать. Зато можно будет соблазнить этой игрой на пару партий совсем новичков и между делом рассказать про «Цивилизацию Сида Мейера».