| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
Ульянова Мария
«Лаборатория игр»
Новосибирск
«Колонизаторы» предлагают колонизировать не просто новую землю, нам предлагают колонизировать рай, землю обетованную, идеальное пространство, прекрасный новый мир. Рай на земле нам обещает даже коробка: Катан, «приветливый и дружелюбный», встретит вас тепло и радостно, позволяя выбирать самые плодородные земли.
Безупречная колонизация предполагает, что рай изначально никому не принадлежит. Поэтому его невозможно взять силой, его невозможно и не надо ни у кого отвоёвывать. Новый свет нужно освоить. Именно это определяет сюжетную позицию игрока — культурного героя, который несёт цивилизацию в дикий, но плодородный мир, а мир принимает его с распростёртыми объятиями.
Ещё одна значимая особенность сюжетной организации — отсутствие войны. Освоение земли должно происходить безболезненно и бескровно. Вам не придётся сражаться ни за самую сочную точку на карте с соседями, ни отвоёвывать землю у аборигенов. Рая хватит на всех: кому-то больше, кому-то меньше, но абсолютно все построят свои идиллические государства. Просто одно из них будет чуть богаче и чуть идилличней. Это идеальное воплощение мифа об освоении новой территории. Вас призывают правила: развивайтесь в мире.
Однако игра не исключает агрессию из мира вообще, а заковывает её в одной точке: в пустыне, населённой разбойниками. Разбойники тем самым метонимически замещают войну с местным населением и войну между соседями-освоителями. Итак, война оказывается вычеркнута из сюжета, но не из механики, что позволяет создавать приятное ощущение азарта и не отягощать душу.
В связи со всем сказанным, в игре можно увидеть чётко построенную мифопоэтическую пространственную модель. Всякая подобная модель строится на главной мифологической антиномии: космос — хаос. Традиционная схема помещает воплощение космоса в центр (храм, дом, город), а хаос оттесняет к периферии (город окружает непроходимый лес, смертоносная пустыня или бушующее море). В настольных играх такую схему эксплуатируют довольно часто. Например, в «Ужасе Аркхэма» центральная часть карты — город — относительно безопасна, а край карты — иные миры, куда более опасные и непредсказуемые. Или «Игра престолов», где северный край карты — стена, откуда вот-вот могут прийти одичалые.
В «Колонизаторах» мы имеем дело с инверсией такой модели. Катан, эту ничейную, добрую землю окружает дружелюбное тёплое море. В этой модели именно море должно нести самые теплые коннотации, море — это образ связи с домом, то есть метонимически домом является само море. Море осуществляет связь с домом с помощью выгодной торговли (экономика — это всё, что у нас есть, поэтому выгодная торговля чуть ли не важнее заявления о дружелюбии моря в правилах). Море — это дом, его нет надобности населять чудовищами и пиратами. А вот центр карты — пустыня, населённая разбойниками, сосредотачивает все доступные в игре силы хаоса. Однако все опасности этого мира не слишком страшны и разрушительны, их при случае можно даже подчинить себе (как карту рыцаря, например).
Надо ли говорить, что более сложная мифология или более тяжёлый сюжет не просто не нужны, а потенциально опасны для прозрачной экономической стратегии.
Остальные статьи цикла: