Siar написал полторы минуты назад к статье Обзор Frostpunk: # Башня в которую бросают кубики угля. События с выбором варианта действ...
kuzynatra написал 11 минут назад к мысли на тему Мнение о нескольких играх: # Всё так. Лежит "Чёрный ангел" на продажу после 0,5 партий. Убедили, по...
merlin написал 13 минут назад к игре Храм Минакши: # А есть что-то похожее?
PSARUS написал 25 минут назад к новости С миру по нитке [04.06.2024]: # Точно так же у меня)
bg01cc написал полчаса назад к игре Century: Полное издание: # В этом издании планшеты и так двухслойные.
Обзорная башня [04.06.2024]
В этом выпуске: обзоры игр Frostpunk и Masmorra: Dungeons of Arcadia, превью игр...
С миру по нитке [04.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» изда...
С миру по нитке [03.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издатель...
С миру по нитке [01.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпу...
С миру по нитке [31.05.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World прин...

JPall

Три-четыре. Часть четвёртая

Детские настольные игры на принятие решений, 18 апреля 2015

(В предыдущих сериях...

Часть 1: http://tesera.ru/article/525830/.

Часть 2: http://tesera.ru/article/530939/.

Часть 3: http://tesera.ru/article/534824/.)

 

ИГРЫ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

 

Принятие решений — это, конечно, никакая не механика. Это вообще такой умозрительный класс игр, которые я выделил среди всех остальных совершенно искусственно. Ведь принимать решения ребёнку приходится в любых хороших детских играх: и в играх на ловкость, и на память, и даже в ходилках.

 

Другое дело, что значимость этих решений для достижения победы может очень разниться.

 

Вот, собственно, в этом, последнем, разделе я постарался собрать все игры, где принимаемые решения напрямую влияют на итоговый результат, а фактор случайности играет менее значительную роль.  

 

«Черепашьи бега»

 

 

О чём:

 

Шесть разноцветных черепах бегут к финишу. Стремительные наскоки, манёвры, рывки, тактические отступления. Ну, в общем, как обычно это у черепах принято.

 

Ведь победитель будет только один.

 

Как играть:

 

В игре всегда принимают участие все 5 черепах, сколько бы за неё ни село игроков.

 

В начале игры каждый игрок получает 1 тайл черепахи, смотрит на него и никому не показывает. На тайле изображена черепаха его цвета. Именно её предстоит вести к победе в течение игры. Лишние тайлы черепах убираются в коробку, никто не должен видеть, что на них нарисовано.

 

Затем каждый игрок получает по 6 карт из колоды.

 

В свой ход игрок выбирает из руки 1 карту, играет её, а затем добирает из колоды 1 карту.

 

Карты позволяют двигать черепах определённого цвета (изображённого на карте) вперёд или назад на 1 деление (есть карты, которые позволяют двигать черепаху вперёд и на 2 деления). Кроме того, есть карты-джокеры, позволяющие перемещать черепаху любого цвета, выбранного игроком. А ещё есть карты, которые позволяют двигать вперёд (1 или 2 деления) отстающих черепах.

 

Важным элементом игры является стремление черепах забираться друг на друга. Если одна черепаха приходит на деление, уже занятое другой черепахой, то она не встает рядом, а забирается на панцирь своей соседке. Теперь, если нижняя черепаха двигается, то она перемещается со всеми, кто сидит на ней. Причем ограничений по высоте пирамиды из черепах нет — хоть все пять могут встать друг на друга.

 

Если финишную черту пересекают одновременно несколько черепах, то победителем объявляется нижняя.

 

Впечатления:

 

Моё мнение: это очень хорошая игра. Она, конечно, не для детей трёх лет. Строго от четырёх. Ведь в игре используется новая для большинства детей этого возраста механика руки карт (которые надо держать в закрытую от соперника), и из которых надо постоянно выбирать одну. Кроме того, свою черепаху надо держать в секрете (даже просто не проболтаться по ходу игры ребёнку сложно), а ещё ведь надо сдерживать себя и не двигать вперёд только свою.

 

В общем, целый набор новых игровых навыков. Одно спасает бедное дитя. Более искушённые соперники в пылу разборки между собой могут забыться и существенно продвинуть к финишу твоё заветное земноводное.

 

Несомненным плюсом игры является наличие целых шести черепах, поэтому даже проиграв в игре один-на-один, ребёнок может не сильно расстроиться, так как с большой вероятностью займёт высокое место среди шести соперников (ну, нескольких-то «ботов» он обогнать сможет). Поэтому элемент конкуренции здесь не такой жёсткий, как в других играх. Да и черепахи очень часто ходят туда-обратно целыми стадами-пирамидами, так что обиды по ходу игры не возникает.

 

Ребёнку игра тоже нравится. Анамнез обычный: вначале играли много раз подряд, потом достаём под настроение. Второго всплеска интереса не было, но игра достаётся регулярно. Это одна из тех игр, которые ребёнок с полным правом требует сыграть от взрослых, когда к родителям приходит компания их друзей. В принципе, у игры нет возрастного потолка, в ней есть, что поделать и не-ребёнку, а кроме того она быстрая (10–15 минут), поэтому взрослые часто безропотно соглашаются.

 

Качество игры нормальное (краешки карт не треплются, поле не рвётся, деревянные черепахи никуда не уползают).

 

Оптимальное число игроков — 4. При бóльшем числе ребёнку будет сложно дождаться своего хода, а кроме того, у него будет меньше шансов занять достойное место.

 

Ну и цена. Игра локализована. Поэтому цена — прекрасна.

 

Ищите «Яндексом» и «Гуглем». Думаю, дешевле всего выйдет напрямую в магазинах локализатора.

 

Let’s catch the lion

 

 

О чём:

 

Два игрока пытаются опередить друг друга в вопросе пленения льва соперника. Битва проходит на поле из 12 клеток (3 x 4).

 

Как играть:

 

Прежде всего, нужно понимать, что это детская версия японских шахмат. Поле в ней урезанное, фигур тоже меньше, но принципы такие же.

 

В начале игры расставьте фигуры, как показано на картинке выше. Определите очерёдность. В свой ход игрок может подвинуть одну из своих фигур на одну клетку в направлении точек, указанных на фигуре (отличная идея разработчика — дети никогда не забудут, как ходят фигуры). Если фигура приходит на клетку соперника (а на клетку, занятую своей фигурой, ходить нельзя), то она «съедает» этого соперника и, сняв с доски, кладёт себе в запас. Самая слабая фигура — цыплёнок, — дойдя до последней клетки, превращается в нечто грозное (аналог ферзя), изображённое на обороте фишки.

 

Вот почти и все правила.

 

Но, в отличие от классических шахмат, здесь есть одно важное дополнение. В свой ход, вместо того, чтобы походить фигурой, игрок может взять из своего запаса (где хранятся «съеденные» им фигуры соперника) одну фигуру и выставить её на поле в любом месте в качестве своего бойца. Единственное ограничение: цыплёнок, выставленный на последний ряд (ближайший к сопернику), в «ферзя» не превращается.

 

Кто первый «съел» льва у соперника, тот и выиграл.

 

Впечатления:

 

Сначала о самом важном. Разработчик указывает минимальный возраст — от 4 лет. Пользователи BGG говорят о шести годах, как о минимальном. Я склонен согласиться с BGG. 4 года (если только вы не фанат шахмат и ваш сын/дочь не имеет выраженных талантов в этой области) — это рановато.

 

Поэтому я бы счёл эту игру неудачной в целом покупкой — ребёнку играть в неё трудно. Несмотря на внешне простые данные — 12 клеток, 8 фигурок — в игре уже на втором ходу возникает множество вариантов, цена ошибки велика, требования к качеству ходов — огромные. А поле маленькое, поэтому игра страшно конкурентная и напряжённая.

 

Из 4 сыгранных партий 3 вообще ничем не завершились в связи с отказом продолжать игру.  Да и какого-то интереса возвращаться к ней у ребёнка нет.

 

С другой стороны, игра лежит, есть не просит, ждёт своих шести лет. Должны же быть в доме детские абстракты. В своё время почему бы и не сыграть.

 

Кроме того, хочу отметить качество самой игры. Тяжёлые деревянные фишки, плотное поле, удобные пиктограммы. Ну и процесс совсем не банальный — есть где подумать и детям, и взрослым.

 

А кроме того история, как она мне досталась, придаёт этой игре в моих глазах некоторую ценность. Я успел год назад ухватить её через магазин Amazon.com, коий объявил в рамках популяризации японских шахмат бесплатную доставку по всему миру всех их вариантов. В общем, я, кажется, был первым заказавшим из России (7 долларов за коробку, доставка бесплатная). И очень вероятно, что последним. Ибо через 1 час после оформления заказа бесплатная мировая доставка сменилась на бесплатную доставку в выборочные страны (России в списке не было). Но к чести «Амазона», моя коробка пришла ко мне через 3 недели. Прямо из Японии. Заботливо завёрнутая в настоящую японскую газетку.

 

Вот такая история с поимкой льва.

 

Viva Topo

 

 

О чём:

 

Мыши бегут от кота в сырный рай, по пути решая дилеммы в духе «синица в руке или журавль в небе».

 

Как играть:

 

Каждый игрок получает набор мышей своего цвета (по 5 штук при игре вдвоём, по 4 — при игре бóльшим составом). И ставит их на стартовую точку. Кошка выставляется на свою стартовую отметку (примерно на треть круга дальше от мышей, давая им фору).

 

В свой ход игрок бросает кубик и передвигает любую свою мышь на выпавшее количество делений. Если на кубике выпадает «1» (а это случается немного чаще, чем на обычном кубике), то вместе с мышью двигается и кошка (кошка двигается не подряд по делениям, а по своим иконкам; так, что её ход под конец игры ускоряется).

 

Любая мышка может, если позволяет кубик, закончить игру раньше, чем добежит до финиша. Если она может попасть на одно из боковых полей (по стрелке), то она остаётся там в безопасности до конца игры и в награду получает немножко кусочков сыра (одинарный — с ближайшего поля, двойной — со следующего, и так далее).

 

Дойдя же до конца (сырный рай), мышь получит шестерной кусок сыра, поэтому есть за что бороться. С другой стороны, если кошка достигает клетки с мышами, то все мыши выбывают из игры.

 

Ещё одно правило: на каждом поле может находиться не более 4 мышей (любых цветов), если ваша мышь пятая — то придётся походить другой, даже если это не так выгодно.

 

Если игрок остаётся без мышей (все выбыли из игры, либо уже в безопасных местах), то он всё равно бросает кубик — сам не ходит, но при выпадении «1» кошку двигает.

 

В конце игры (когда последняя мышь либо дойдёт до безопасного места, либо будет съедена) игроки подсчитывают свои кусочки сыра. У кого больше, тот и победил.

 

Впечатления:

 

У меня есть две новости по поводу этой игры. Хорошая и не очень.

 

Начну с хорошей.

 

Это прекрасная, умная игра. С отличным, драйвовым игровым процессом, необходимостью принимать решения (оценка рисков), простыми и понятными правилами и отличными компонентами (яркие деревянные фигурки мышей и кошки, плотное поле, большой кубик).

 

Теперь плохая: мой ребёнок до 4,5 лет отказывался играть в эту игру. Ведь там КОШКА ОХОТИТСЯ ЗА МЫШАМИ. Это вам не какие-нибудь сопляки привидения или монстры. Кошка — вещь серьёзная.

 

Мышек жалко.

 

В момент, когда кошка начинала догонять мышей, ребёнок использовал стратегию ухода. Попросту бросал игру.

 

Тем не менее игру нельзя назвать неудачной покупкой. По возрасту она вполне подходит ребёнку. Сейчас она в неё уже играет, но старается как можно скорее расфасовать всех своих мышек по убежищам, что в итоге оборачивается для неё поражением по количеству кусочков сыра. Думаю, к пяти годам придёт к мысли, что надо всё-таки рисковать.

 

По моему мнению, в игру лучше всего играть полным составом. Тогда конкуренция больше и кошка двигается быстрее. Ну, это с моей точки зрения. А ребёнку поначалу лучше поспокойнее. Трёх игроков будет вполне достаточно.

 

Игру можно с переменным успехом найти и на «Кулстафе», и на Amazon.de. Вообще, много где можно найти, если поискать.

 

Monza

О чём:

 

Гонки! Уже третьи за сегодня. На этот раз классические. На машинках. И кубик есть. Даже шесть кубиков.

 

Как играть:

 

Ставим машинки на стартовые позиции. Выбираем первого игрока. В свой ход игрок бросает шесть кубиков. На кубиках может выпасть шесть разных цветов.

 

Трек тоже составлен из сегментов разных цветов (см. картинку выше).

 

Далее начинается процесс выбора. За один кубик можно продвинуть свою машинку на сегмент цвета кубика. Этот сегмент должен находиться по соседству с тем, на котором стоит машинка (иметь хоть сколько-нибудь общей границы). А ещё он должен быть расположен дальше по треку (движение назад запрещено).

 

Вот собственно и всё про движение. Задача игрока — составить из своих кубиков дорожку, которая позволит двигаться как можно дальше (т.е. задействует максимальное число кубиков). На треке есть возможность двигаться по разным траекториям, поэтому вся игра состоит из микровыборов. Иногда они безальтернативные. Но бывает, приходится принимать и более сложные решения.

 

Впечатления:

 

Из всех игр, представленных в этом разделе, Monza вызывает у меня наибольшие сомнения, по праву ли она здесь находится. Не место ли ей в «кинь-двинь». В этом меня укрепляют несколько узких мест на треке, где для продвижения дальше необходимо выкидывать определённое значение на кубике. И если, к примеру, вам не выпал зелёный ни на одном из шести кубиков, то извольте стоять, пропуская ход.

 

Но я всё-таки решился отнести её к этому разделу. В игре случается, что надо прикидывать на 2–3 клетки вперёд и смотреть, какой кубик стоит использовать сейчас, а какой придержать на потом. Хотя, конечно, сложно выиграть, если соперникам чаще выпадают кубики разных цветов за один бросок.

 

Покопавшись на BGG, можно найти (и распечатать) экспертную версию трека. Которая имеет примерно столько же «узких» мест, но примерно в два раза длиннее, что в итоге ещё уменьшит роль удачи в этой игре.

 

В остальном игра очень хорошая. Не длинная, не короткая. Интересная для ребёнка. И с понятными правилами. Она точно подойдёт четырёхлеткам. Трёхлетки тоже могут в неё играть с подсказками родителей. Поначалу будут просто искать, куда им можно походить с их результатами на кубиках. Но и этого достаточно. Сличать имеющиеся кубики с возможными областями для следующего хода, это вполне себе интеллектуальный процесс, требующий от ребёнка напряжения ума.

 

Про всплески интереса говорить не буду — недавно купили, понятно, что ещё рано судить о долгоигручести.  Замечу лишь, традиционно, что рекомендовал бы играть втроём. На четверых может борьба и поинтереснее будет, но даунтайм будет заметный.

 

Считаю удачной покупкой.

 

Покупал на phillebernet.com. Она там периодически появляется (и периодически оттуда пропадает). Можно найти и на Amazon.de. В Москве тоже недавно обнаружил магазин, торгующий продукцией Haba. В общем, поисковик вам в руки.

 

Cardline animals

О чём:

 

Игроки избавляются от карт с животными, выкладывая их в карточный ряд, стараясь точно разложить своих животных по одному из трёх критериев (рост, вес или продолжительность жизни).

 

Как играть:

 

В начале игры каждый игрок получает несколько карт из колоды с животными (точное количество зависит от числа игроков). Он кладёт их в открытую той стороной, где нет цифр, только картинка и название животного.

 

Игроки определяют критерий, по которому будут проходить игра. Для детей это, конечно же, будет рост животного: от головы до самой дальней точки тела, не считая хвоста; кроме рептилий — у них хвост считается.

 

На стол выкладывается верхняя карта колоды.

 

В свой ход игрок должен выбрать одну из своих карт и попытаться положить её в ряд так, чтобы точно втиснуться между уже существующими картами по выбранному критерию. После чего карта переворачивается и все видят, правильно она была положена или нет. Если правильно, то карта остаётся лежать в ряду. Если нет, то она сбрасывается, а игрок в наказание тянет новую из колоды.

 

После того, как один игрок избавился от всех карт, ход продолжается, пока не сыграет игрок справа от делавшего в партии первый ход.

 

Затем при наличии нескольких игроков без карт объявляется дополнительный раунд. Они тянут по карте и играют на вылет до момента, когда все, кроме одного, ошибутся. Он и будет объявлен победителем.

 

Впечатления:

 

Игра, вообще-то, приобреталась на вырост. Но из-за того, что стояла низко и была в красивой маленькой жестяной коробочке, попала в цепкие руки ребёнка. По требованию дочки сыграли в неё. И, я вам скажу, не увидел я, что там в этой игре «на вырост». Вполне можно играть с четырёхлетним дитём. Думаю, даже с трёхлетним можно. Заодно это будет тест для вас, как для родителей. Если вы не устроили в первые три года ребёнку сенсорную и интеллектуальную депривацию, и он к этому возрасту уже знает животных, то ему будет интересно играть, и иногда он будет даже выигрывать без поддавков. Ситуации в этой игре бывают сложными и для взрослых.

 

Можно также упростить для ребёнка правила победы. Давать ему ходить первым и играть до момента, когда кто-нибудь не избавится от всех карт. Получается, у малыша будет небольшая фора.

 

Игра проходит очень быстро, можно сыграть несколько раз подряд. Ситуации в игре случаются разные. Карты могут придти «лёгкие», а могут и такие, что вы в конце игры будете сидеть с полной рукой. Так что ребёнок усваивает через некоторое время, сложно было ему или нет, и начинает оценивать свои усилия не только через призму «победил/проиграл», но и насколько много карт смог правильно положить в сложных ситуациях.

 

Подводя итог, хочу сказать, что в этой игре принятие решений впервые в жизни вашего ребёнка будет задействовать его эрудицию, а не только логику.

 

И это есть хорошо.

 

Играть можно вдвоём, втроём, вчетвером. Даутайм маленький, но сложность с увеличением числа игроков будет возрастать — животных-то больше будет, втиснуться сложнее. 

 

Игру можно  купить на «Кулстафе», «Миниатюрмаркете». На philibertnet.com она тоже есть, но на французском языке (названия животных), зато будет в метрической системе (у меня англоязычная версия с футами и дюймами).

 

Недавно ещё вышло издание с динозаврами. Это уже по интересам. Тут обучение, видимо, будет проходить уже в процессе игры, ибо вряд ли можно ожидать большой эрудиции в вопросах размеров динозавров у детей такого возраста.

 

«Дети Каркассона»

 

 

О чём:

 

О выкладывании тайлов, на которых есть дороги и человечки.

 

Как играть:

 

Игроки по очереди достают 1 тайл из стопки и прикладывают его уже к существующим тайлам (к любому из выложенных так, чтобы у них образовалась общая сторона).

 

На тайлах есть человечки четырёх цветов, идущие по  дорогам. Куски дороги на тайле бывают открытые с двух сторон или заканчивающиеся с одной стороны тупиком: озером, болотом, стенами, воротами.

 

Задача игрока: «закрывать» дороги со своими человечками (т.е. дорога, составленная из нескольких тайлов, должна начинаться с какого-то тупика и завершаться каким-то тупиком). Когда дорога закрывается, на неё выставляются фигурки человечков, которые изображены на тайлах с этой дорогой.

 

У каждого игрока по 8 фигурок своего цвета. Кто первый выставит все 8 на поле, тот и победил.

 

Впечатления:

 

Отличная детская игра на выкладывание тайлов. Процесс понятен даже трёхлетке. Со временем простое закрытие своих дорог разбавляется попытками вредить другим игрокам, продлевая их дороги в ненужные стороны, а также стремлением выстроить свою дорогу, как можно длиннее (ведь это самый экономичный способ выставить своих человечков побыстрее).

 

Конечно, элемент удачи тут высок, но зато каждый ход у ребёнка есть несколько вариантов расположения тайла (его же ещё можно поворачивать). Особенно интересными мне кажутся ходы, когда ребёнок вытягивает нейтральный для него тайл (без своих человечков и без тупиков, нужных для закрытия своих дорог). И если первоначально такие тайлы размещаются при помощи генератора случайных чисел (предустановлен в голову каждой трёх-/четырёхлетки), то в дальнейшем они уже используются более осознанно (см. абзац выше).

 

Что касается восприятия этой игры самим ребёнком, то она вызывает у него значительный интерес. Причём даже несколько больший, чем можно было рассчитывать. Ведь у игры нет никаких особо интересных штуковенций, обычно привлекающих детей (ни ярких пластмассовых деталей, ни механизмов, ни кубиков). Только тайлы и человечки. Но этого оказывается достаточно для того, чтобы ребёнок возвращался к ней, несмотря на наличие более ярких настольных развлечений.

 

Количество игроков — любое от 2 до 4. Ход занимает минимум времени, с большей конкуренцией играть интереснее. С другой стороны, как и в обычном «Каркассоне», увеличение числа участников ведёт к потере контроля над ходом событий.

 

Игру можно купить практически во всех специализированных магазинах Москвы.

 

Заключение

 

Спасибо за внимание. Вместо какого-либо философского осмысления в конце позволю себе ещё две рекомендации.

 

1) Если вам нужна красивая детская игра для 2,5 лет, то обратите внимание на Orchard (не Little Orchard, а именно Orchard). На рынке есть мини-версия в жестяной коробке, а есть полноценная, большая. Это неплохой гейтвей для детей в мир игр.

2) Советую также обратить внимание на детскую не настольную игру «Домовята». Это активное развлечение, в котором детям надо искать запрятанные по всей комнате карточки эльфов (на время). Её можно изготовить и самостоятельно, но, по-моему, проще купить. Ребёнку эта игра очень нравится, по количеству просьб сыграть она у нас в топ-3.

Вот и всё, всем удач. 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
RK_and_family написал 4 года назад: #

Спасибо! Отличная статья! Как раз сейчас занимаюсь поиском игр для одной из дочек (ей скоро будет три годика)!

DIWolf написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за хорошую статью и совет по скачиванию ещё одного трека. Скачал.

Правда, я думаю, что роль удачи, вернее разброс результатов с увеличением длины трека возрастет. Например, если кидать вдвоём по кубику и считать разброс значений или кидать три кубика, то средний разброс значений будет больше во втором случае.

JPall написал 6 лет назад: #

Кастомный трек оказался плохим. У него есть пару мест, где нужно ввкинуть два конкретных значен я подряд. Это сильно увеличивает роль удачи. И кроме того, я считал, что автор использует какие-либо иртересные последовательности, развилки, где надо подумать, выбрать не очевдный вариант. Но таких почти нет.

JPall написал 6 лет назад: #

В теории, наоборот вроде, чем больше бросков, тем меньше роль удачи. С другой стороны, кастомный трек не настолько больше, чтобы количество бросков значимо возросло с точки зрения статистики

LordKain88 написал 9 лет назад: #

Как всегда отличный обзор.
Ещё не дочитал, а уже настроение поднялось на весь день. =) Жаль нет фотографии во что превращается цыплёнок из "Давайте поймаем Льва"

aazrus написал 9 лет назад: #

Спасибо за статьи! Конкретно и компактно.
Советую обратить внимание на игры компании DJECO http://tesera.ru/company/djeco/ (их на самом деле побольше, но это самые основные)
У нас с них всё началось :)

Romich написал 9 лет назад: #

Спасибо за отличные статьи. Оказывается, хороших игр для малышей намного больше, чем я думал.