С миру по нитке [03.06.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки издатель... | |
С миру по нитке [01.06.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [31.05.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World прин... | |
Голосуем кошельком [30.05.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [30.05.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Звезда» выпусти... |
игры |
Blood Bowl: Team Manager - The Card Game
|
персоны |
Эрик Лэнг
|
компании |
Fantasy Flight Games
|
Дата: | 25 марта 2016 |
9.3366 |
- |
Знаковый деятель в индустрии настольных развлечений FFG выпускает множество первосортных коробок, которые из года в год обсуждаются по всему миру на десятках страниц профильных форумов. Из-за названия ли, из-за привносимых идей и инноваций, или потому что коробки просто хороши — не важно, FFG умеет подать свою продукцию так, что её хочется купить. Однако есть коробки-хэдлайнеры, которым посвящены кучи рекламно-развлекательных статей на сайте производителя, и есть так называемая «серебряная серия», где издаются всякие маленькие игрушки.
Где-то рядом с этим серебром плавают проекты, которые «просто есть» в каталоге компании, являющиеся и не мелочью, и не каким-то существенным приобретением в коллекцию. Сегодня взглянем на настолку из этой категории 2011 года выпуска. По сути, это перерождение и переосмысление игры с тем же названием середины-конца восьмидесятых, выпущенной аж в трёх редакциях великой и ужасной Games Workshop. Метаморфоза прошла не совсем гладко — миниатюры (это ж «Ваха») в наши дни превратились в карты, и получилась Blood Bowl: Team Manager — The Card Game.
Американский футбол — развлечение на любителя, готов смотреть на подобное зрелище далеко не каждый. А состязания по американскому футболу среди орков с эльфами — это уже передоз и подрыв мироустройства.
Думаю, именно поэтому настольная игра Blood Bowl: Team Manager не стала популярной у нас в России. Бородатые гномы в рогатых шлемах, бегающие по полю с кожаным мячом — зрелище не для слабонервных и не для оперирующих повседневной логикой людей. Однако рейтинги данной карточной игры довольно высоки, да и отдельные любители подобных аномальностей у нас в стране имеются. Они-то и заманили меня на турниры по фэнтезийному футболу в качестве тренера одной из команд.
Итак, каждая партия в Blood Bowl: Team Manager — это управление своей футбольной командой в течение условного сезона, длящегося пять раундов (недель в игровых терминах): приобретение/увольнение игроков, получение дополнительных умений, распределение спортсменов по матчам и пиар в виде сувениров для фанатов и прочего подобного. Выражается всё это в карточках. Но главной частью игры является разброс игроков по состязаниям, проводящимся в текущую спортивную неделю (раунд). Именно грамотно направивший куда нужно своих парней тренер получит больше всего профита и фанатов для своей команды.
Так как игра каточная, понятное дело, тут куча карточек, помимо которых не обойтись без любимых FFG жетонов. Но самое приятное — это ставшие уже фирменными счётчики очков с крутилками.
Карты игроков шести команд. Плюс, две колоды дополнительных игроков, нанимаемых по ходу партии:
Карты матчей, на которых указаны призы за участие/победу в состязании:
Маленькие карты улучшений для команды, позволяющие более эффективно проводить встречи или получать победные очки при определённых условиях:
Всякие жетончики и кубы:
Партия длится пять раундов. У каждой расы своя команда, состоящая из 12 карт игроков. В начале каждого раунда случайно тянется 6 из них, ими и придётся обходиться. Из специальной колоды выкладываются несколько матчей, которые проводятся на текущей футбольной неделе. Цель — победить как можно в большем количестве из них, или хотя бы поучаствовать ради призов для аутсайдеров, указанных на карточках матчей.
Основное действо Blood Bowl: Team Manager — это распределение доступных карт членов команды по предложенным играм. По кругу, в свой ход, все выкладывают по одному футболисту на любой из доступных стадионов, и так шесть раз. Как только игрок выходит на поле, он применяет своё свойство (перехватить мяч, толкнуть противника и прочее). По итогам этих шести кругов определятся победители в каждой отдельной игре — подсчитывается «сила» присутствующих на поле футболистов, и участникам состязания / первому месту выдаются соответствующие награды.
Причём, понятное дело, можно хоть всех шестерых своих ребят отправить в одну игру, пренебрегая остальными, и стопроцентно стать победителем, набрав высокий показатель силы. С другой стороны, участие в нескольких матчах зачастую куда выгоднее, так как призы, пусть и не такие большие, выдаются не только победителям, но и лузерам. Тут главное соблюсти баланс и понимать, что вам сейчас нужнее — получаемые плюшки нарисованы на картах матчей.
Бывают они условно трёх типов:
И коль вспомнил про эти самые сувениры, не могу не отметить, что трэшовый «баланс» в игре процветает. Некоторые карточки апгрейдов настолько мощнее остальных, что их лучше сразу вышвырнуть из коробки (хотя, с другой стороны, вы знаете, на что идёте, садясь за партию). Еврогеймеры ужаснутся, но это ж спорт — всякое здесь бывает. Страшно им станет ещё и от того, что одной из основных механик являются «толчки» игроков, результаты которых определяются двумя кастомными кубами. А ещё тут есть механика «фолов», то есть нечестных приёмов в матче, последствия которых так же определяются случайно, при помощи вытягиваемых из мешочка жетонов.
И хотя можно утверждать, что диапазоны рандома тут известны каждому, что есть возможности подправлять броски апгрейдами или вообще обходиться без фолов/толчков, факт останется фактом — тем, кому критически не везёт с дайсами и случайностью, от которой порой зависит, выиграл ты матч или проиграл, Blood Bowl: Team Manager точно не понравится.
Вышеописанный процесс модифицируется в последующих раундах, благодаря получению командами карт апгрейдов. То есть игроки, которые до этого не умели толкаться/перехватывать мяч/фолить, могут научиться это делать, или смогут выстоять под атакой более сильного футболиста, не дав себя уронить на траву. Также станут доступны новые тактические решения, благодаря таким апгрейдам, как «получи фанатов за победу в матче со звёздным игроком», или «получи фанатов за причинение травм противнику», что будет соответствующе менять ваши приоритеты и цели при выборе матчей.
После пятого раунда подсчитывается количество фанатов каждой команды, и определяется победитель. Забавный факт: в правилах написано, что при равенстве победных очков Футбольный комитет заподазривает тренеров обеих команд в сговоре и присуждает победу следующей за ними по очкам команде. Трэшовый антураж — трэшовые тайбрейкеры.
Играть быстро и интересно. Чувствуется какой-то драйв футбольный, с примесью безумия, привнесённого... да вы сами посмотрите — крысы и демоны дерутся за мяч. Что тут сказать можно? Только плечами пожать и просчитывать диспозицию своих лучших тэклов и ресиверов. Швыряем карточки в выбранный матч и тут же применяем умения игрока. Удар. Пас. Трюк. То же делают остальные участники партии. Но главный цимес, понятное дело, не в потных майках орков, а в тактике менеджера на протяжении игровой недели — куда и когда направлять конкретных игроков, в каких самых прибыльные матчах принять участие и как, наконец, победить там противника?
Подогревается накал спортивных страстей бросками кубиков, когда проводятся толчки, являющиеся одной из основ соревнований. Подобный элемент случайности, наряду с проведением трюков, из-за которых могут удалить игрока с поля (или же добавить очков в матче, если не заметят грязной игры), отвратит от Blood Bowl: Team Manager немало настольщиков. Стоит изначально понимать, что игра даже близко отношения не имеет к евро, а представляет собой хороший карточный трэш. Хорош он тем, что грань безумия здесь не преодолена, баланс соблюдён неплохо, что немаловажно для коробки, которую хочется доставать с полки и раскладывать снова и снова.
Несмотря на творящийся на полях стадионов беспредел, игрок, как уже было сказано выше, постоянно принимает множество решений. Куда посылать ударных бойцов, в какой момент применять свойства карт улучшений, стоит ли вообще ввязываться в матч или приберечь силы для важной встречи? Нельзя сказать, что последствия будут строго следовать плану тренера, ведь непредвиденные обстоятельства — кубы, фолы, неизвестно какие игроки на руках противников, — могут испортить лучшие прогнозы, однако, на подобное можно закладываться и, в конце концов, понадеяться на богов хаоса (что, как ни странно, любит делать команда Хаоса, напропалую фоля направо и налево, вытягивая пачки жетонов, среди которых нередко можно увидеть удаление игрока с поля).
В итоге для карточной игры с подобной темой дух спортивных состязаний передан как нельзя лучше — много менеджмент-тактики, много сражений на полях. Каждая из представленных в коробке шести рас имеет центральную идею своей команды, выраженную в способностях игроков: так, орки большие и сильные (могут сильно толкаться и валять остальных по полю), эльфы быстрые и ловкие (перехватывают мячи и прокручивают колоду в поисках подходящего в данный момент игрока), хаос нарушает правила и может выиграть у сколь угодно сильного противника, однако и удалений из матча нахватать способен много.
Это не ККИ, где ядро вашей колоды составлено изначально и партия стремится выстроиться по заготовленному заранее сценарию, поэтому колода в Blood Bowl: Team Manager не так важна, да и командный ростер обновляется новыми картами в течение игры. Настолка, скорее, представляет собой вариацию на тему контроля территорий от Книции (с его Battle Line), смешанную с карточным Warhammer 40k: Conquest (WH40kCCG), где вы получаете профит от завоёванных территорий, и лёгким декбилдингом. Плюс, немного безумия и рандома в виде получаемых постоянно апгрейдов и неожиданных результатов на кубах (в последних трёх партиях мои противники упорно выкидывали два креста на обоих дайсах при попытках атаковать — а это 2,8 % шанс)
Blood Bowl: Team Manager — это динамично, неглупо и, при правильном настрое, весело. Что ещё нужно от небольшой карточной игры? Если вам мало, то выходили два дополнения с ещё шестью командами и всякими нововведениями, типа контрактов для команд и специальных штрафов за нарушения. Но даже с базовой коробкой можно долго играться, занимая народ на полчасика-час.