Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
Сегодня я решил разнообразить свою публицистическую практику и опубликовать интервью. Но поскольку беспокойной заднице на месте не сидится, а фанаты не дремлют, то я решил подбросить немножко субстанций на циклотрон =)
Слава богу, что «первой жертвой пал» Ю. Ямщиков, который не только один из самых плодотворных российских геймдизайнеров последних лет, но и, как выяснилось, мастер изящных ответов на спорные, а местами и откровенно грубые вопросы. Спасибо Юрию, что он согласился поучаствовать в этом эксперименте, и начнём с небольшой справки о нём!
Космонавтор
Юрий Ямщиков сегодня — один из тех российских авторов, за чьи игры потом не бывает стыдно. Обычно работает в соавторстве с Надеждой Пенкрат, и единственная игра, где я увидел только одну фамилию творческого дуэта — «Экслибриум».
На текущий момент Юрий отметился такими проектами, как «Космонавты» (изданы португальским издательством MESAboardgames, а затем дистрибутированы в Россию), «Лабиринт Зеркал» (обзор тут) и «Экслибриум». Кроме того, в состоянии, близком к изданию, находятся «Огромные боевые роботы» (новость тут) и «Гранд-базар» (обзор одной из ранних версий смотреть тут).
Известные мне игры Юрия отличает наличие центральной механики, вокруг которой земля и вертится; лаконичность, внимание к хитро-организованному движению (и да, «Экслибриум» в каком-то смысле тоже висит на той же ниточке, ведь организация последовательности действий — здесь едва ли не самая вкусная часть геймплея).
А ещё Юрий — кощей бессмертный, т.е. лидер бессменный Гильдии разработчиков настольных игр (страница проекта тут) и один из организаторов и вдохновителей первого в России авторского конвента — «ГраНИкона», который состоится в начале июня в городе разводных мостов и хорошей погоды.
С достоинством и чувством такта Юрий отвечает на вопросы посетителей первого «ГРаНИкона».
Ну или мобилку у кого-то отрабатывает =)
— Привет! Многие интервью с российскими разработчиками красиво причёсаны и содержат стандартный набор пристойных вопросов, «как вам пришла в голову эта идея» и «что вы посоветуете молодым авторам». А я решил позадавать тебе вопросы, которые довольно остры и, может быть, даже неприятны. Ответишь?
— Привет! Попробую, что не сделаешь для хорошего человека :)
— Юрий, как ты относишься к тому, что ваши с Надеждой Пенкрат игры довольно абстрактны? Это любовь к евро и абстрактам, что-то профессиональное или просто так получается?
— Как автор самой атмосферной игры 2012 года по версии «Тесеры», позволю себе не согласиться с твоим утверждением :)
Как и раньше, я считаю, что в наших играх тема и механика достаточно крепко связаны. Как не старайся, не получается перенести действие «Космонавтов» в какой-нибудь подводный мир или сделать «Гранд-базар» не про торговлю. Другое дело, что есть люди, которые ошибочно называют абстрактными игры, в которых фактор удачи сведён к минимуму, а от игроков могут требоваться хотя бы зачатки пространственного мышления.
Да, мы с Надеждой не пишем многостраничного бэкграунда к нашим играм, но всё-таки мы воспринимаем настолки в первую очередь как интеллектуальное развлечение, а не как интерактивные книги или что-то в этом роде.
Юрий и Те самые «зеркала раздора», поделившие обзорщиков на два лагеря
— Насколько важна для тебя чистота механики? Остаётся ли игра для тебя математической моделью или ты пилишь её до тех пор, пока тема не срастается с механикой на твой взгляд?
— В идеале я стремлюсь «рожать» их сразу вместе. Те же «Космонавты» с первой своей секунды были игрой про путешествие по Солнечной системе, «Лабиринт зеркал» — странствием по отражающему зеркальному лабиринту, а основной идей «Гранд-базара» сразу же была грамотная расстановка магазинов на пути следования покупателей.
И да, разумеется, я осознанно стараюсь добавлять к механике игры какие-то специфичные элементы, которые завязаны на узкую тему игры.
— Ваша первая игра, «Космонавты», вышла в Европе. Однако с тех пор вы издаётесь в России. Почему не хотите / не получается повторить первый опыт?
— Возможности по изданию своей игры в России сейчас сопоставимы с тем, что есть в Европе, а сил, времени и денег это требует в разы меньше. Нам всё-таки больше нравится разрабатывать игры, а не заниматься поиском издателей. К тому же некоторые наши издатели успешно продвигают на Запад игры российских авторов.
— Насколько помогает в деле издания личное знакомство и территориальная близость к издательству?
— Как бы печально это ни звучало, но личные контакты, жизнь в одном городе с издателем, а также удача часто оказываются более весомыми факторами, нежели талант разработчика. Впрочем, активное участие в ГРаНИ на практике позволяет уменьшить проблемы с большим расстоянием до издателя. Я знаю уже несколько игр, которые были изданы вообще без личной встречи издателя с автором, благодаря посредничеству участников Гильдии.
Тестов мало не бывает. В любых обстоятельствах и на любых мероприятиях Юрий готов играть в свои и чужие прототипы.
— Как ты относишься к негативным отзывам на свои игры?
— К конструктивной критике, безусловно, прислушиваюсь и благодарю за неё. На этапе тестирования это вообще чрезвычайно ценно, хотя и после издания позволяет понять что-то и исправить это во втором тираже или просто учесть при разработке следующих игр.
А вот принципиальных хейтеров и любителей сетевых видов спорта, конечно, фильтрую. Благо, что Бог миловал и на моём пути попадается довольно мало неудовлетворённых своей реальной жизнью чудаков, ищущих повода докопаться хоть до кого-то. Ну и надо понимать, кто критикует, если видишь не один обзор/отзыв, а всю картину критики и похвальбы конкретного автора, то становятся понятны некоторые неочевидные на первый взгляд пристрастия или даже осознанные мотивы.
— Любишь ли играть в собственные игры? Или когда игра завершена, то изданная коробка торжественно ставится в дальний угол и больше не извлекается?
— Люблю, притом во все, во всяком случае изданные или хотя бы завершённые . В конце концов, я стремлюсь делать игры, в которые интересно играть самому. Да, бывает, что издатель хочет упростить что-то в расчёте на массовую аудиторию, но лично я решаю это наличием двух наборов правил: попроще для широкой аудитории, и продвинутых, которые уже делаются под опытных настольщиков. У этого подхода есть, пожалуй, только один минус — ленивые (ну или очень занятые) обозреватели порой ограничиваются первым.
Но, скажу честно, в последнее время играть удаётся очень мало во что-то помимо прототипов — своих и коллег. Того, что хочется реализовать, как обычно, больше, чем времени и сил, а сейчас возможностей для издания в разы больше, чем раньше — и жалко их упускать.
— За последнее время на уровне продуктивности вашего дуэта, кажется, работают только Ю. Журавлёв и Н. Пегасов. Как ты относишься к тому, что входишь в «топ-3» российских разработчиков?
— Несмотря на раздутое ЧСВ, то, что я знаю о реальном мире, не позволяет мне отнести себя к «топ-3» российских разработчиков. Даже если забыть таких титанов игростроя, как Алексей Калинин и Сергей Мачин, а также первые два места твоего хит-парада, всё равно есть более продуктивные в плане издания авторы — Герман Тихомиров, Макс Трофименко, Костя Селезнёв, Женя Никитин, Сергей Голубкин и творческая группа «Трёхгранник». Если напрячь память или заняться гуглением, то наверняка всплывёт ещё немало достойных имен, которые мне сходу не вспомнились.
А вот, кстати, и герой нашего интервью с Германом Тихомировым. Фото Геры Егорова.
— Какая из собственных игр тебе нравится больше всего? А какую ты считаешь самой неудачной?
— В каждый момент времени мне больше всего нравится та изданная игра, в которую я играл последней :)
А что касается наименее любимой — это моя первая, ещё школьная поделка. Девяностые были трудным временем, игр было мало, поэтому моей первой пробой пера был клон клона «Монополии», с преферансом и поэтессами, малым и большим кругами и крестообразно расположенными между ними дорожками. В свои игры, которые появились на пару-тройку лет позже, я бы сыграл и сейчас, но за эту мне уже немного стыдно. Впрочем, полезный опыт я на ней получил, плюс, могу последовать мудрому совету, гласящему, что, сделав первую игру, надо отправить её прямиком в корзину. [Прим. ред. — На самом деле речь шла о первых десяти играх. К сожалению, автора изречения я уже не помню.]
— Почему задерживается издание «Гранд-базара»? Вроде бы отличная игра была уже в том виде, в котором я с ней знакомился.
— К сожалению, издатели с этим не согласились. А на усиленное продвижение у нас с Надеждой сейчас нет ни сил, не времени — успеть бы вовремя сделать то, что мы уже обещали доработать.
— Какую игру известных российских разработчиков ты считаешь самой удачной, а какую — самой неудачной? Ну и почему, для пущего баттхёрта ;)
— Если говорить про изданные игры — моим фаворитом являются «Поселенцы. Основатели империи», сочетающие в себе оригинальность, простоту в связке с глубиной, проработанность и сбалансированность. Если про неизданные, то тут явно надо составлять большой список, т.к. есть много вкусного, а сравнивать разные жанры довольно сложно, поэтому я затрудняюсь остановиться на одной игре.
Про неудачную же промолчу, ибо будучи официальным лицом ГРаНей, я вынужден быть предельно корректным в своих публичных высказываниях.
Больше всего, судя по предоставленным самим «ответчиком» фотографиям, Юрий любит фотографироваться с «Космонавтами». Совпадение? Не ду...
P.S. Следующие интервью «Тесера» планирует взять у владельцев независимых магазинов, не входящих в розничные сети — на Урале, Белом и Чёрном морях, а потом — у краудфандинговых команд, которые выводят мировые проекты на российский рынок и наоборот.
Если вам интересны конкретные персоны / организации / проекты, чьи ответы на скользкие вопросы хочется прочитать, то оставляйте пожелания в комментариях.