| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
«Агентство ВРЕМЯ» — это настольная кооперативная игра и ролевое детективное приключение. Если сравнивать грубо и объяснять в двух словах, то это компьютерный квест на столе, только проходите вы его вместе с друзьями в реальности. Отыграв три сценария, я бы хотела немного дополнить и собрать воедино свои мысли и впечатления об этой игре.
Дисклеймер: Эта статья написана для проекта «Сова и Ворон» на сайте Crowd Games по их просьбе. Но целиком и полностью выражает именно мои взгляды и мысли.
По истории, вы — начинающие агенты в специальной службе, главной задачей которой является следить за целостностью времени и искоренять нарушения в его потоке, предотвращая глобальные негативные последствия.
Кстати, здорово, что в русском названии очень хорошо отразили общую суть игры — «Агентство Внутривременной Реконструкции Естественности Масштабных Явлений», — на мой взгляд, такой перевод ни в чём не потерял и даже выиграл по отношению к оригинальному названию (Tachyon Insertion in Major Events Stories).
Итак, для выполнения каждого задания вы будете «вживаться» в различные роли на выбор (примерно от 4 до 10 в каждом сценарии), а потом отправляться в разные точки во времени (и даже в параллельные вселенные) с заданиями.
Каждый сценарий — это колода карт, где будут локации, предметы, встречи, особые правила и тому подобное. Вам за отведённое время будет нужно докопаться до разгадки и выполнить миссию, заходя в локации, исследуя их и совершая разные действия в зависимости от того, с чем вы столкнулись. Будут и загадки на ловкость, и бои, и шифры, и ловушки, и поиск предметов, и много-много всего разного. В каждом сценарии одни и те же кубики и компоненты из базы и новая колода карт будут превращаться в уникальное, не похожее на предыдущее приключение.
Всё, что вы видите на картинке ниже помимо карт — фишки, кубики, жетоны, поле и т.д. — входит в базовую коробку и нужно для игры во все сценарии. Каждое дополнение представляет собой только колоду карт с новым приключением.

Первое задание, которое входит в базовую игру, — это посещение некоей психиатрической лечебницы во Франции 20-х годов XX века, где были замечены события, которые вам необходимо во что бы то ни стало предотвратить… Больше ничего не скажу про сценарий, каждый достоин того, чтобы прочувствовать это сам. ;)
Перейдём теперь к плюсам и минусам.
• Геймплей и идея совместного ролевого квеста на столе лично мне кажется просто шикарной. Когда приключение так красиво и наглядно оформлено и лежит перед глазами, погружение в историю начинается сразу же и само собой. Любите подобные компьютерные игры или популярные нынче квест-румы? А представьте теперь что-то такое на столе с красивыми картами и фишками, друзей вокруг и совместное решение загадок! Время пролетает незаметно, таких жарких обсуждений и такого взаимодействия у нас, пожалуй, ни с какой другой игрой не было (да, мы прошли и «Пандемию: Наследие»:)).
• Нелинейность сюжета. Как и в самых лучших квестах, «Агентство» не играет тобой. Нет такого, что нужно в строгой последовательности проходить локации и находить «ключи» один за другим. Тут достаточно линий, по которым можно уйти, тупиков и ловушек, в которые можно попасть, случайных событий и встреч, чтобы именно от игроков и их решений в каждый момент зависело, как будет протекать игра (ну, и от кубиков немного :)).
В разные локации можно добраться разными способами, разные действия дадут разный результат. Во всех трёх сыгранных сценариях было несколько путей достижения конечной цели, некоторые из которых мы даже не нашли, и это не помешало нам победить! И это очень здорово. У каждого сыгравшего может быть свой опыт.

• Кооператив без альфа-игрока. У меня в компании есть люди, которые терпеть не могут кооперативы, а когда играют, постоянно норовят решать за других. Знакомо? Тут же такой проблемы практически не возникает, ибо ну как ты можешь знать и утверждать, что именно все должны делать, когда перед тобой загадочный сюжет с кучей ответвлений и возможностей?
Из чистых кооперативов для меня это первая игра, в которой решения принимаются в большей степени совместно и где нет очевидно сильных и слабых ходов, а один игрок не может «сломать» игру, делая что-то сам по себе, поскольку группа всегда передвигается вместе. И да, даже те мои самые нелюбители кооперативов получают от этого удовольствие.
• Разные персонажи. В каждом сценарии предлагается несколько героев на выбор. Играть разными персонажами здорово: в разных попытках можно менять носителей, основываясь на том, что вам уже удалось узнать по сюжету и какие качества вам больше понадобятся дальше.
Однако не очень понравилось, что как минимум в первом сценарии персонажи не настолько сильно отличались друг от друга, а некоторые были явно предпочтительнее других. У нас люди соглашались взять другого персонажа в «Лечебнице» только из соображений, что надо же кем-то другим попробовать сыграть.

В «Деле Марси» было всего четыре персонажа, даже выбрать не из кого. Но вот уже в третьем сценарии «Пророчество драконов» персонажей было снова много и они сильно отличались друг от друга, и выбор тех или иных героев оказывал ключевое влияние на то, как протекал геймплей и что вы могли или не могли сделать. Вот это уже было очень интересно.
И конечно, вы можете отыгрывать свою роль, если есть на то желание. Попробуйте изобразить маленькую девочку-каннибала или сурового немногословного гнома, если захотите!
• Простые правила. Действия, которые вы будете делать, очень простые механически, с небольшим количеством нюансов, запоминаются легко и на автомате. Практически ничего не будет отвлекать вас от самой игры по ходу партии!
• Не слишком специфическая тема. Если вы ищете игру со сценариями и сильной атмосферой, из лучшего у вас есть довольно ограниченный выбор между фэнтези, «Звездными войнами», зомби и Лавкрафтом. «Агентство» же предлагает нечто не настолько узко-тематичное и специфичное (и даже почти всё это в одной игре!), а потому способно охватить большую аудиторию и принести больше разнообразия.
• Оформление. Игра очень красива, карты шикарно проиллюстрированы, стилизованы каждая под свой сеттинг, оформлены лучшими художниками, работающими в индустрии настольных игр. Органайзер внутри крут, а возможности для «сохранения» игры (как в компьютерном квесте, игру можно «остановить» на любом моменте) — это вообще круть (правда, мы не пользовались).

Но есть и претензии: карточки и жетон времени из своих углублений достать довольно тяжело. Но в остальном оформлено всё прекрасно. Стильная белая коробка тоже очень многим нравится (хотя лично я люблю чуть поярче).
• Начнём с самого очевидного минуса, который сразу замечают все: одноразовость игры. Да, каждая колода-сценарий рассчитана на прохождение один раз, как бы ни тешили себя надеждами те, кто говорит, что через полгодика-год можно и ещё раз пройти. Можно, но это как второй раз пойти в квест-комнату или пройти квест на компьютере. Что-то вы забудете, но все самые интересные моменты и загадки запомнятся.
Мне кажется, мало найдётся людей, которые готовы будут ещё 3—4 часа посвятить прохождению одного сценария второй раз. Даже в другой компании, хотя, возможно, тут есть свой интерес: понаблюдать, как будут решать те же задачки другие игроки… Ну, может быть. Но в любом случае, для большинства людей и компаний эта коробка одноразова. Я для себя решила, что впечатления, которые я получаю от одного прохождения, с лихвой окупают стоимость игры, но каждый решает за себя.
• Зависимость от дополнений. Из первого минуса вытекает второй. Без дополнений эта игра не имеет смысла, как DVD-плеер с одним-единственным фильмом (причем фильм ещё и детектив, в котором вы после первого раза будете знать, кто убийца :)). Хуже того, возникнет зависимость от дополнений другого рода: очень велика вероятность того, что вам будет ОЧЕНЬ хотеться допов после прохождения первого сценария. Очень. А выходят они так редко!

• Трек времени и необходимость проходить одно и то же несколько раз. А вот главный недостаток игры, который выделяю лично я. Игру несколько раз приходится начинать сначала, делая одно и то же снова и снова. Ибо пройти любой сценарий с одной попытки, на мой взгляд, исключительно сложно: слишком мало времени обычно выделяется, и цена каждой ошибки высока. А как не ошибаться, когда кругом полно тупиков с ловушками, а в ход событий постоянно вмешиваются кубики? Вот и приходится мыкаться, как слепым котятам, в этом тумане загадок в поисках ключей.
По правде говоря, мы только один сценарий из трёх прошли «по-честному», уложившись в установленное время. У нас в компании вообще прозвучала мысль, что счётчик времени портит эту игру. Что если бы была возможность просто сесть и пройти её от начала и до конца в своём темпе, получая удовольствие от истории, без этих вечно кончающихся ЕВ и без необходимости всё собирать и заново раскладывать, то было бы интереснее и лучше.
Я даже не знаю, с одной стороны, мне претит мысль сделать что-то не по правилам (нарушится атмосфера? испортится игра? не будет напряжённости? просто неправильно и нечестно?), с другой — мне тоже не нравится, как мы на третьем прохождении уже даже не читаем текст на картах, не отыгрываем роли, а просто быстренько заходим куда нужно за чем нужно и идём потом дальше, чтобы просто наконец пройти сценарий. И атмосфера от этого очень страдает. Плюс ну какая разница, за один раз мы прошли или за три? Подсчёт очков в конце кажется ни к селу ни к городу в игре про приключения со сценарием, хотя и даёт определённые «плюшки» в зависимости от ранга.

Но должна сказать, что уже в третьем сценарии «Пророчество драконов» эту проблему довольно эффективно попытались решить, за что создателям честь и хвала. Надеюсь, что в дальнейших дополнениях тоже будет с этим получше.
• Боб и его недовольство. Вы будете смеяться и поймёте только тогда, когда сами сыграете, но я была удивлена, когда раз за разом сталкивалась с этим в отзывах сыгравших людей. Большинству не нравится, что игровой «куратор» агентов Боб постоянно недоволен и ругается, когда они проваливают задание! А проваливать вы будете как минимум один раз каждый сценарий, если не чаще. В последних играх я просто перестала читать реакцию Боба на наши неудачи, потому что и так проиграли, а тут ещё этот товарищ ругается почем зря. :))
И ещё добавлю, что минусом игры раньше была необходимость не просто знать английский, а знать его на хорошем уровне, ибо создать богатую атмосферу ролевой игры, когда приходится читать с карты и на лету переводить-пересказывать, довольно сложно. Играть можно, но играть именно так, как задумывали авторы — с цветистыми пересказами и вживаниями в роль, нелегко. Локализация такой игры всегда даёт сто очков вперед нелокализованной версии. Хорошо, что это скоро больше не будет минусом.
Как вы уже поняли, я очень люблю «Агентство ВРЕМЯ». Это очень интересный, необычный и захватывающий жанр и формат игры. Приключение-квест в живой компании друзей — это же так здорово! Мало какая другая коробка в коллекции сравнится с этой для меня.
Да, одноразово, да, занимает достаточно много времени и частенько приходится проходить снова и снова, но тем не менее эти партии — одни из самых ярких игровых впечатлений во всём моём опыте, несмотря на все минусы. Мы и злились на неё, и ругались, и впадали в отчаяние, но каждый раз хочется к ней вернуться и снова пережить эти эмоции. И каждого нового сценария ждёшь с трепетом.

А теперь пара советов от меня начинающим, чтобы они, возможно, не повторяли наших ошибок и получили удовольствие от каждой минуты игры:
• Записывайте, что и где находите. Лично я не люблю игры на память, а записи в «Агентстве» разрешены авторами (специально проверяла на BGG). Так что вы не только не нарушите правила, но и облегчите себе жизнь, особенно если знаете, что не удастся пройти весь сценарий за один вечер. Загадок там предостаточно, и просто пометить, где нашли какой-то предмет или где была ловушка, будет лишь небольшой подмогой в будущих прохождениях.

• Не торопитесь! Обязательно внимательно читайте все карты, запоминайте детали, держите все предметы на виду, обращайте внимание даже на буквы и предлоги. Мы серьёзно завалили «Лечебницу», упустив из виду одну штуку, и очень сильно усложнили себе жизнь в «Пророчестве драконов», просто не заметив один предлог между словами. Потом, когда уже всё проходишь, хлопаешь себя по лбу — как всё было просто! А пока играешь и реально не знаешь, где тебя подстерегает ловушка, а где что-то полезное, и что вообще происходит, принимать верные решения очень тяжело, и торопиться не стóит.
• Проходите сценарии за один присест. Да, это может быть долго (3—4 и больше часов) и несколько утомительно, но я бы советовала проходить всё-таки за один день, но опять же не торопясь. Да, в игре предусмотрена возможность «сохранения», но такое ощущение, что если ею воспользуешься, только хуже себе сделаешь. Мы ни разу в середине сценария не останавливались. Если же не получается пройти за один вечер, ничего, мы чаще всего не успевали, и это на атмосферу не очень влияет. Только тут уже без записей точно не обойтись.
• Помните, что главное — это история и ваши впечатления и эмоции. Это не евро на очки, это игра-загадка с сюжетом и историей. Важно, чтобы все получали удовольствие от прохождения, а для этого порой приходится отойти от официальных правил.
Наш опыт: один из игроков очень не любит трек времени и необходимость проходить снова, вместо того, чтобы просто наслаждаться историей и сценарием. Если с первого-второго раза не получается пройти сценарий по правилам в отведённое время, мы волевым решением при третьем прохождении игнорируем трек времени и просто идём до конца. Перфекционист во мне плачет горькими слезами, но с другой стороны, это же просто игра, и «фан» для всех тут важнее.

«Лечебница» мрачная и жутковатая; мне нравятся такие сеттинги, потому что я люблю мистику и нуар, но с детьми в это играть не советую. В целом это отличный обучающий сценарий, уроки которого аукаются потом дальше. Он научил нас бояться каждого куста, не доверять никому и не вестись на разные уловки. А ещё тому, что иногда нужно не бояться и рисковать, и это окупится сторицей. :) И, конечно, относиться очень внимательно ко всему, что мы видим на картах. Однако наше крайне неудачное прохождение подпортило для меня впечатления, увы.
Больше всего на данный момент, думаю, мне понравилось «Дело Марси». Возможно, свою роль сыграл более интересный мне сеттинг, возможно, то, что это единственный сценарий, который мы прошли совершенно честно (т. е. в отведённое время). Многие говорят о том, что тут слишком много боёв, но у нас и в «Лечебнице» их было ой как предостаточно в своё время. Тут было меньше скрытых локаций, и история была чуть более прямолинейна, но мне понравилось: и сам сценарий, и история, и то, как он бодро проходится, и всё то, чем он отличался от «Лечебницы».

«Пророчество драконов» очень понравилось тем, как в сценарии попытались решить проблему прохождения одного и того же по нескольку раз. Это просто классная придумка, сами увидите. ;) Фэнтезийный сеттинг мне не настолько по душе, как предыдущие два, но зато с лихвой компенсируется тем, как по-разному можно проходить этот сценарий с разными героями, и сколько тут путей к цели, и сколько всего интересного в сюжете. И пара милых пасхалок к предыдущим историям. :)
Играйте с удовольствием!
Предзаказать игру «Агентство ВРЕМЯ» можно на сайте http://www.crowdgames.ru/.