| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
| персоны |
Бруно Файдутти
|
| проекты |
Статьи транзитом
Идеальная людотека |
| Дата: | 21 июля 2015 |
| Источник: | faidutti.com |
![]() |
| 9.5172 |
![]() |
- |
[Прим. ред. — Перед вами перевод статьи «The Boardgame Bubble», опубликованной 16 июля 2015 на сайте faidutti.com.]
Двадцать лет назад большинство аналитиков рынка предсказывали полное вымирание традиционных настольных игр. Они обещали, что их место займут более современные и яркие компьютерные игры, произойдёт, так сказать, обыденное выживание сильнейшего. Двадцать лет позади — и вот, рынок настольных игр разросся, как на дрожжах. Никогда ещё в мире не было так много игроков, разработчиков и издателей, и продажи игр растут с каждым годом. А поскольку львиную долю моего дохода составляют настольные роялти и ещё я немножко разбираюсь в экономике, меня всё чаще посещает мысль: не наблюдаем ли мы с вами явление настольного пузыря? Не лопнет ли он в ближайшем будущем, как это случилось несколько лет назад с рынком комиксов?
Инстинктивно каждый историк знает, что, если одни люди начинают спрашивать, а не пузырь ли это, то сколько бы ни нашлось других людей, упорно доказывающих обратное (например, здесь и тут), пузырь точно есть. Однако при этом очень сложно предугадать, будет ли продолжаться недавний рост рынка настольных игр, как со стороны спроса, то есть игроков, так и со стороны предложения, то есть авторов и издателей, будет ли он плодотворным и как долго продлится. Надеюсь, что всё будет хорошо, потому что в мои планы входит продолжать разрабатывать игры и получать от этого некоторую финансовую отдачу.
Профессионалы настольного бизнеса сравнивают ситуацию в мире настольных игр с аналогичной ситуацией с комиксами 15 лет назад, иными словами, с преддверием обрушения их рынка без какой-либо надежды на восстановление (я имею в виду во Франции, хотя, говорят, после этого и в США индустрия комиксов стала уже не та). Проведённая параллель становится ещё более правдоподобной, если учесть, что эти два мира довольно похожи и взаимосвязаны, кроме того, оба являются продуктами современной культуры, известной своим тяготением к перемене моды и вкуса.
Что до видеоигр, то пока им точно не удастся взять верх над настольными играми. Сегодня настольная игра — более модное и общественно признанное явление, крайне популярное среди 40–50-летних стиляг и верхних слоёв среднего класса, людей с определённой покупательской способностью и, вместе с тем, людей, обращающих пристальное внимание на колебания моды. Если настольные игры — просто мода, то мы увидим, как они исчезнут, оставив после себя лишь горстки переполненных необъяснимым энтузиазмом гиков.
Ситуация вроде бы и правда похожа на комиксы пятнадцать лет назад, но есть одно занятное отличие. Зачастую рядовой поклонник комиксов оказывался простым коллекционером, скупавшим все книги одной серии или даже все книги одного автора. В Америке такой человек называется «completist», во французском языке похожего слова нет, наверное, из-за того, что в Европе это не так распространено. [completist — «коллекционер, стремящийся собрать полное собрание каких-либо предметов, например, сочинений какого-либо автора». В русском языке, по всей видимости, простого слова тоже нет. — Прим. пер.] При этом им мог ещё и двигать некий смутный расчёт на то, что его комиксы 80-х годов со временем станут дорогими и редкими, как стали комиксы 60-х. Разумеется, ничего такого не произошло бы, но пузырь продолжал увеличиваться в размерах. В настольных играх коллекционирования и спекуляций нет (либо они есть в незначительных количествах), «Magic the Gathering» стала единственным заметным исключением. Вот почему спрос на настольные игры навряд ли когда-нибудь сможет упасть внезапно.
Популярность настольных игр в последние годы нельзя объяснить просто модным увлечением. Дело в том, что ролевые игры в 80-е, коллекционные карточные игры в 90-е, странное возрождение покера в последние 10 лет и компьютерные игры вот уже 30 лет наконец-то заставили людей принять игры — игры любого рода — и убедили их, что это совсем не детское времяпровождение, точнее, уже не детское, а вполне взрослое. Имея более притягательный и привычный вид и требуя ощутимо меньше времени и денег на занятие хобби, настольные игры смогли привлечь к себе недавних ролевиков, собирателей ККИ, а также поклонников покера и онлайн-игр. Именно поэтому, кстати, нас не должно слишком беспокоить, что среднестатистический поклонник настольных игр относительно стар.
Получается, что развитие компьютерных игр, которое, как предполагалось, вытеснит другие игры, парадоксальным образом стало одной из главных причин роста популярности настольных игр. Наиболее искушённые игроки играют и в компьютерные, и в настольные игры, поскольку в их глазах они не соревнуются друг с другом, а дополняют друг друга. Даже несмотря на то, что современные видеоигры перестали быть тем полузадротским развлечением для одного человека, каким они были двадцать лет назад, большинство игроков так и продолжают относиться к игре в компьютер очень серьёзно и предпочитают делать это в полном одиночестве. Настольные игры для них совершенно противоположное занятие: компанейское и несерьёзное, ведь обычно за столом собираются друзья, и в большинстве случаев в качестве дополнительного компонента игры на столе присутствует бутылочка чего-то вкусного.
Нет большой разницы, как слушать музыку: через старенький CD-плеер или онлайн. Нет почти никакой разницы, как читать книгу: в бумажном виде или в электронном. Но есть огромная разница между игрой в компьютер и в настольную игру. И пока они остаются такими разными и взаимоисключающими, нет никаких причин считать развитие компьютерных игр угрозой существования и продажам традиционных настольных игр.
Однако всё может измениться. Уже сейчас есть высокоинтерактивные компьютерные игры вроде «Space Team», но на данный момент они исключение, а не правило. Очевидно, что в будущем будет появляться всё больше игр-гибридов, старающихся вобрать лучшее из обоих миров: техническую глубину и разносторонность компьютерных игр и компанейскую весёлость настольных игр. Я вот, например, сейчас работаю над игрой, в которой игрокам нужно кричать и бегать вокруг стола. Тем не менее, беспокоиться о том, что в ближайшие 5 лет исчезнут картонные игры, не стоит. По всей видимости, раньше сгинут всё-таки бумажные книги.
Кстати говоря, у компанейской дружелюбности настольных игр есть интересная особенность. Процесс игры всегда жёстко отделён от реального мира, поэтому за игрой можно отлично проводить время с друзьями без необходимости мучительно подбирать слова для беседы, когда сказать в общем-то нечего. Кроме того, это хороший способ избегать разговоров о политике, которая становятся всё запутаннее, и религии, которая становятся каким-то табу. По этой грустной причине нам нужно ещё больше настольных игр, особенно патигеймов.
Многие культурные отрасли в последние годы стали жертвами пиратства — кинопроизводство, музыка и (в меньшей степени) литература. Относительная сложность производства настольных игр со всеми этими компонентами, картами, фишками и картонными полями делает их копирование практически нерентабельным. В ближайшие годы общественность не будет готова играть в скаченные настольные игры, поэтому компьютер не подложит нам свинью и таким способом. Конечно, и это когда-нибудь придёт, как приходят скаченные из Интернета машины и пицца, но не в ближайшее время.
Впервые современные настольные игры добились популярности в Германии, это произошло примерно за 20 лет до завоевания ими Франции и Америки. Сейчас Германия уже не то настольное Эльдорадо, каким была ещё 10 лет назад, однако нельзя сказать, что продажи настольных игр упали, они сохраняются на относительно высоком уровне. Если в этой стране и наблюдается настольный кризис, то связан он с избытком предложения, но об этом чуть позже. Рынок Франции и США тоже выглядит довольно стабильно, но на смену им уже идут другие, совсем недавно появившиеся рынки Польши, России, Бразилии, Кореи и Китая. И, разумеется, разработчикам и издателям из Франции, Германии и США придётся с ними считаться.
Если вернуться к пузырю, то логично предположить, что возникает он не с подачи тех, кто играет, а тех, кто придумывает, издаёт и продаёт. Поэтому давайте посмотрим, что происходит на другой стороне — на стороне предложения.
Настольные игры отлично продаются, в этот бизнес приходит всё больше и больше людей. Понятно, что не обходится без паразитов, старающихся заработать на модном веянии, но всё-таки большинство новичков сами являются опытными игроками, желающими дать жизнь своему хобби, будь то разработка, иллюстрирование или издание игр. И это, опять же, ещё одна вещь, роднящая настольные игры с комиксами.
Во Франции есть поговорка о бизнесе с минимальными или нулевыми начальными затратами: увидел свет и пошёл на него. То же самое можно сказать и про индустрию настольных игр, в которой временные и денежные затраты на организацию производственного процесса очень малы, а точка безубыточности крайне низка, особенно если сравнивать с компьютерными играми.
В большинстве случаев для создания компьютерной игры требуются десятки, а то и сотни разработчиков, годы труда и бюджет в несколько миллионов долларов, если не больше. Чтобы всё это ещё и принесло прибыль, компьютерная компания должна умудриться продать готовый продукт миллионами копий. Для издания же настольной игры нужен один разработчик, один художник, два-три толковых человека со стороны издателя и бюджет, исчисляющийся пятью цифрами. Издержки издателя окупаются при продаже 3–5 тысяч копий, напечатанных не в самых дорогих типографиях Китая или Восточной Европы. Не удивительно, что в разработку и издание настольных игр идёт так много людей, ещё меньше удивительного, что многие приходят туда из компьютерной индустрии, где удача улыбается далеко не каждому. Шансы нажить состояние на настольных играх не так высоки, но зато невелик и риск прогореть, по крайней мере, пока на свет не идёт слишком много желающих.
Кризис немецкого рынка настольных игр последних лет связан с жёстким противостоянием чересчур большого количества издателей, выпускающих слишком много игр. Снижение цен, вызванное конкуренцией и продажами игр крупным магазинам, и снижение тиражей, вызванное резко подскочившим числом издателей и новых игр, приводит к уменьшению маржи и прибыли. Некоторые издатели выходят из бизнеса, некоторые поглощаются более крупными. И ещё раз, это очень похоже на то, что во Франции (и, как мне рассказывали, в США) происходило с комиксами.
Вероятность того, что то же самое случится и за пределами Германии, увеличивается пропорционально развитию краудфандинга, позволяющего новичкам обходиться без банков и дистрибьюторов. Ни в какой другой индустрии нет такого ажиотажа на площадках краудфандинга (особенно на «Кickstarter»), как в настольном бизнесе. И эти площадки ещё больше популяризуют существующий тренд, помогая сотням как бы разработчиков легко становиться мелкими издателями, находить по Сети дешёвых художников и выпускать игры практически без какого-либо риска, не говоря уже о решении проблем с банковской и дистрибьюторской системами.
Как и у писателей, у всех разработчиков настольных игр обычно всегда была другая, основная, работа. Издатели же, напротив, занимались своим делом постоянно, как правило, все они были профессионалами, имевшими за плечами опыт издания литературы или комиксов. Теперь же, поскольку настольные игры стали модным, простым и доступным бизнесом, в издательском (или самиздательском) деле пробуют себя обычные игроки, для которых настольные игры являются второй работой, подработкой на выходные, как говорят у нас во Франции. И большинству из них по душе такая жизнь: им не нужно платить самим себе зарплату и им приятно видеть, что их игры покупают и обсуждают в Интернете. Однако это лишь усиливает риск повторения истории с комиксами (которая, хочу напомнить, произошла ещё до «Кickstarter»): увеличивающаяся конкуренция будет снижать маржи настоящих профессионалов, в то время как рост числа новых игр и снижение их качества разочаруют и отпугнут покупателей.
Пока что качество выпускаемых игр остаётся на высоте, думаю, оно даже выше, чем было двадцать лет назад, но не уверен, что так будет продолжаться и дальше. Низкие производственные затраты, которые помогают людям становиться разработчиками и издателями настольных игр, в то же самое время заставляют настольный мир развиваться динамичнее. Появляется всё больше и больше хороших идей, но игры не проходят никакого отбора, и поэтому большинство из них выглядят так, будто их разработали на заре человечества, что особенно обидно видеть в действительно неплохих настольных играх, которые я поддерживал на «Кickstarter». Я получил несколько отличных игр, однако было немало и тех, в которых хорошие идеи будто бы не были доведены до конца. Я нисколько не сомневаюсь, что профессиональный издатель, приглашённый разработчик или опытный специалист по развитию игр мог бы превратить их в более достойные игры. Но начинающих разработчиков всё устраивает, ведь они не только отбивают вложенные деньги, но и зарабатывают что-то сверху. Однако когда-нибудь игроки устанут от этого или превратятся в более требовательную публику.
С таким хаотичным, если не сказать раздробленным, предложением, частично задаваемым издателями-любителями, для которых вопрос их марж имеет не самую высокую важность, мир настольных игр в ближайшие годы рискует быть доведённым до нищеты, как это произошло с миром иллюстраций.
Будучи разработчиком настольных игр, я нахожусь в затруднительном и неоднозначном положении.
С одной стороны, все эти юные разработчики и издатели привносят немало динамики и веселья в мир современных настольных игр, и я желаю им всяческих успехов. Каждый месяц я поддерживаю 2–3 игры на «Кickstarter», а иногда даже разрешаю какому-нибудь маленькому юному издателю выпустить мою игру, если вижу, что человек он не только хороший, но и способный реально смотреть на вещи.
С другой стороны, я бы хотел, чтобы рынок настольных игр оставался прибыльным и наращивающим обороты именно в этом направлении. Иными словами, я за твёрдые маржи и более структурированную, если не сказать сконцентрированную, индустрию. Ведь если начистоту, ребята из «Asmodée» или «Fantasy Flight» сделали для настольного мира не только несравнимо больше, но и сделали это раньше, кроме того, люди они точно хорошие.
На сегодняшнем рынке настольных игр имеются не только мелкие издатели. Тот факт, что компанией «Asmodée» управляет крупный инвестиционный фонд, уже вовсю воплощающий амбициозные планы развития, включающие поглощение других компаний, доказывает, что в настольном бизнесе могут сосуществовать и даже приносить друг другу пользу разные стратегии и совсем разные люди. Люди с большими деньгами и аналитическими инструментами, куда более сложными, чем туманные предчувствия и интуиция автора этой скромной статьи, люди, полагающие, что рынок настольных игр по-прежнему способен расти и приносить прибыль. И это здорово успокаивает.
Не думаю, что этим длинным постом я высказал какие-то новые оригинальные идеи. Я просто попытался собрать и взвесить мысли, которые много раз слышал в последние месяцы в нашем маленьком настольном мирке. В качестве итога выскажу предположение, что если рынок настольных игр не будет расти так быстро, как он делает это в последние годы, ему не грозит никакой крупный коллапс.
Мы с вами живём в золотом веке настольных игр, золотом веке их продаж, инноваций и качества (все эти вещи всегда взаимосвязаны). В мире ещё никогда не продавалось так много игр, но ещё никогда они не были так хороши. И если мы хотим, чтобы так было и дальше, мы не должны опускать планку. Это как раз то, чем намерен заниматься я сам.