RyuSparda написал 5 минут назад к игре Adrenaline: Team Play DLC: # Поиграл в командный режим вдвоём, было действительно очень увлекательн...
Exhumanfact написал 13 минут назад к игре Звёздные войны: Восстание: # На boardgamer ru Правда, там перевод вроде неофициальный.
Angvat написал 21 минуту назад к статье Обзор «Нейрошима-6»: # Про допы это да. Благо я в свое время умудрился взять на уценке Вавило...
hyhe написал полчаса назад к игре Звёздные войны: Восстание: # Ребят, где можно поискать файлы для самостоятельной печати? Покупка ба...
amberLord написал час назад к игре Проект «Гайя»: # Да, конечно
С миру по нитке [26.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Эврикус» выпу...
С миру по нитке [25.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: 4GAMES выпусти...
С миру по нитке [21.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Эврикус» выпу...
С миру по нитке [20.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» ...
С миру по нитке [19.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Доброе хобби»...

oranged

«Эра Водолея. Десять лет спустя». Голоса за кадром

Интервью с одним из соавторов второй «Эры», Ярославом Тхаем, 06 июля 2011

Информация

добавить
игры Эра Водолея
персоны Ярослав Тхай
компании Игрология
Дата: 06 июля 2011
Оценка пользователей
8.6414
-

В ближайшее время в продажу поступит вторая редакция российской ролевой игры «Эра Водолея». И пока это ещё не произошло, самое время пообщаться с одним из соавторов второй «Эры», Ярославом Тхаем, чтобы вспомнить, что скрывается под обложкой книги и чем может удивить её переработанное издание, или же познакомиться с первой изданной российской ролевой игрой. Первой российской ролевой игрой, которая разошлась по рукам тиражом более 5000 экземпляров и считается раритетом. И первой российской ролевой игрой, которая удостоилась второго издания, разработанного с разрешения авторов оригинала «Эры Водолея», Евгения Медведева и Вячеслава Макарова. Издателем второй «Эры Водолея» выступает проект «Игрология».

 

Здравствуйте. Прежде чем перейти к вопросам касательно содержимого самой книги, хотелось бы поинтересоваться её историей и направленностью.

Есть ли у «Эры Водолея» заграничные аналоги или же мир и игровая система являются исключительно русским продуктом?

 

И да, и нет. «Эра водолея» — это городское фэнтези, и этот жанр не изобрели ни мы, ни авторы первой «Эры». На Западе много игр в этом жанре, в том числе и настольных ролевых: это и «Мир Тьмы», и Delta Green, и «Бюро 13», и … Мы их знаем и любим, и наверняка не избежали влияния, даже когда заново изобретали велосипеды.

 

Проблема в том, что всё это западные игры, и реалии там зарубежные. Чтобы поиграть в «Маскарад», приходится или забираться в шкуру современного нью-йоркера, или долго и вдумчиво дорабатывать мир напильником. Потому что в официальных книгах написано про волков клана СЕРЕБРЯНЫЦ КЛЫКЦ, древнюю вампиршу Baba Yaga и прочую клюкву. Абстрактно-фэнтезийные миры более или менее интернациональны, но очарование этого жанра в том, что можно играть в родном городе, так, чтобы герои проходили прямо под окном дома, где сидят игроки. «Эра водолея» — и старая, и новая — делалась так, чтобы российским игрокам было легко и приятно зачаровать ей знакомый мир.

 

Сохранилось ли у игры анимешное оформление? И если да, то каковы причины такого решения?

 

Сохранилась, и по той же причине, что и в старой «Эре»: «НРАВИЦЦА» :)

 

Если серьёзно, то так истерически слежалось, что «Эра» возникла среди членов клуба Р.Ан.Ма, и всю историю в неё играло и над ней работало множество анимешников. Это не значит, конечно, что игра предназначена только для японофилов: прямой связи между игрой и аниме нет. Это только источник вдохновения, но превосходный, не хуже западных игровых систем.

 

Когда началась работа над книгой, кто и каким образом повлиял на конечный результат?

 

Началась работа над книгой в тот момент, когда нам в руки впервые попала старая «Эра» :) Ролевые игры прекрасны тем, что это вид искусства, который в принципе невозможно просто потреблять и не творить самому. И появление «Эры» вызвало какой-то фантастический взрыв творчества, я до сих пор с нежностью вспоминаю старый форум «Проекта 7» и выросшие вокруг него ресурсы: «Дайслорды», «Холодный подвал», «Аквафреш»... Ну и ту Yahoo-группу, из которой в конце концов вышла новая «Эра». Творили все, и творили самозабвенно. Просто когда проект стал чахнуть, кто-то переключился на другие игры, а мы решили идти до конца и пошли к создателям. Сначала речь шла про «Бубен среднего мира» — простой сборник официальных дополнений и расширений для старой «Эры». А потом расширили настолько, что стало ясно: надо перезапускать всю систему.

 

Каков жанр «Эры водолея»? К чему эта игра ближе — к боевикам или детективам?

 

Жанр «Эры водолея» тот, в котором в неё играют. Здесь мы не стали ограничивать игроков каким-то одним жанром, ужастиком или комедией, и дали инструменты, чтобы можно было собрать всё, что угодно. Для этого мы и ввели несколько играбельных организаций — каждый может выбрать и героев, и злодеев по вкусу.

 

Чего в механической стороне игре больше: реализма или комикса, позволяющего главным действующим лицам выполнять немыслимые трюки и подвиги?

 

Реализма. «Эра» — не «Дикие миры» и не «Седьмое море», бегать с десятком пуль в разных частях тела тут не выйдет. Даже хорошо раскачанному персонажу не получится просто забрасывать проблемы кубиками.

 

Каков он, игровой мир «Эры»? Есть ли у него ключевые черты, делающие его узнаваемым и запоминающимся? Где и когда происходят события игры?

 

В первую очередь, это наш мир — тот, на улицы которого мы каждый день выходим из дома. И одновременно это мир, в котором существует сразу два новых измерения, две неведомых грани. С одной стороны, это магическая сторона мира: оказывается, среди нас живёт всё то, о чём пишут в газете «Очень Страшные Ступени Тайного Оракула». С другой стороны, правы оказались конспирологи: оказывается, множество людей обо всём этом знает, но до времени молчит. А главное, мир вот-вот изменится: мир «Эры водолея» — это мир накануне того дня, когда тайное станет явным. Для нас самое важное в мире «Эры» именно это чувство хрупкости мира, ощущение огромных перемен и возможность для каждого лично повлиять на то, какими они будут.

 

Конечно, заморачиваться всеми этими тонкостями необязательно. Можно просто стрелять в зомби.

 

Обладателям первой «Эры» не будет лишним узнать, остался ли игровой мир прежним или же изменился? И если изменился, то не могли бы вы перечислить главные изменения?

 

Новая книга могла бы называться «Эра водолея: десять лет спустя». Мир изменился так, как он мог измениться за 10% века — сильно, необратимо и неуловимо. Новые технологии изменили и явный мир, и тайный. Знакомые по первой «Эре» герои постарели, появились новые лица. Но по сути своей это всё тот же мир. Только времени осталось ещё меньше...

 

Чья роль ложится на плечи игроков, кто выступают главными действующими лицами «Эры Водолея»? Что держит персонажей вместе? Какие организации готовы приютить их или помочь в общем деле? Кто прячется под обликом их врага?

 

Играбельных организаций в игре три — Институт и два его молодых союзника. Старый добрый ИПЭ — для любителей детектива, вдумчивого расследования с минимумом стрельбы. Защитники — наоборот, для тех, кто, как та девочка из комикса в старой «Эре», разочарованно тянут: «Ну во-о-от, а мне пострелять не досталось». И Утописты — дети Лары Крофт и Индианы Джонса, внуки Остапа Бендера, прохиндеи, всегда лезущие, куда не просят. Здесь персонажи объединены членством в организации: в ИПЭ они ячейка, в Защитниках — боевой отряд, в Утопистах — команда единомышленников. Если кому-то в этих рамках тесно, можно играть и за свободную команду, дружественную им, враждебную, или даже вовсе о них не знающую.

 

У каждой из этих организаций есть ощущение контроля над происходящим — более или менее иллюзорное. Всем было бы легче, существуй некий суперзлодей, в которого можно было бы ткнуть пальцем и пойти на него войной, но злодея-то и нет. Их враг — то, что называется «Волной»: слишком быстрые перемены и не готовые к ним люди. Все эти сумасшедшие маги и дождавшиеся своего часа вампиры — на самом деле мелкие неприятности по сравнению с главным вопросом: как перейти из эпохи науки в эпоху магии с минимумом жертв и разрушений? Хорошенько поприключавшись, герои могут обнаружить, что, хотя враг и побеждён, вреда от их победы — испуганных, запутавшихся, сделавших неверные выводы людей — вышло гораздо больше, чем пользы.

 

Конечно, заморачиваться всеми этими тонкостями необязательно. Можно просто стрелять в зомби.

 

Присутствует ли в книге текст, позволяющий погрузиться в определённые аспекты игрового мира, лучше понять главных героев и узнать о том, какого поведения от них ждут?

 

Главных героев в игре нет — ими в каждой истории будут персонажи самих игроков. Но, конечно, все действующие лица и организации изображены в красках, с цитатами и случаями из жизни. Хотя «Эра» и базируется на большом и сложном реальном мире, у неё есть свои личности и объединения, задающие событиям тон.

 

Кому в первую очередь предназначена книга — опытным ролевикам или же новичкам в этом виде хобби? Чем вторая «Эра» может удивить и порадовать как бывалых, так и неопытных игроков и ведущих?

 

Работая над «Эрой», мы имели в виду, что для многих читателей она станет первой настольной ролевой игрой, поэтому там есть все необходимые объяснения, подсказки и советы для начинающих. Это, конечно, не значит, что она годится только для новичков: ролевая игра — это то, что вы из неё делаете.

 

Каков предполагаемый возраст игроков? А их оптимальное количество? Какое время занимает отыгрыш стандартного модуля (сценария)?

 

«Эра» довольно взрослая игра, даже если вы собираетесь просто стрелять в зомби. Детям больше подойдёт другая выходящая у «Игрологии» ролевая игра — «Перекрёсток миров». Я начал играть в «Эру» где-то классе в десятом, и это, пожалуй, и есть минимальный возраст, на который рассчитана книга.

 

Размер партии зависит от самих игроков, но обычно это от двух до пяти человек, плюс мастер. Игра один на один получается слишком напряжённой, а в большой группе легко рассеивается внимание, и игра превращается в вечеринку.

 

Такой вещи, как стандартный модуль, не существует. Мы сейчас заканчиваем длинную игру, которую начали ещё прошлой весной и вели, встречаясь по выходным — сессия занимает целый день. Но совсем коротенький модуль можно от начала до конца пройти часа за три-четыре.

 

Вторая «Эра» является, по сути, дополненной редакцией первой или же абсолютно самостоятельным проектом, написанным с нуля? И если сиквелом, каковы главные отличия между правилами редакций?

 

Это книга, целиком написанная нами. Про изменения в игровом мире я уже говорил, а механику мы изменили, постаравшись сделать её с одной стороны удобнее, а с другой — избежать глюков первой части и закрыть некоторые дырки. «Эра» изначально заявлялась как low-magic world, мир, где магия есть, но её мало. При этом правила допускали совершенно читерские фокусы с магией и экстрасенорикой. Эту часть правил мы переписали целиком, одновременно убрав слишком мощное колдунство и привязав сверхъестественные силы персонажа к его личности, его верованиям и страхам.

 

Есть ли в книге главы, помогающие игрокам освоиться в ролевых играх в целом? Есть ли информация, облегчающая жизнь ведущему: советы, как создавать сюжет, готовые персонажи?

 

Да, конечно. Это же необходимая часть инструментария мастера и игрока.

 

Можете ли вкратце описать основы правил?

 

Персонаж описывается набором из семи характеристик (Сила, Ловкость, Выносливость, Мышление, Образование, Уверенность, Везение), к каждой из которых прикреплён набор навыков, плюс уникальные особенности и Парадигма, от которой зависит магия. Попытка сделать что-то — это бросок кубиков плюс навык плюс атрибут против определённой мастером сложности. Система здоровья — всё та же, что в старой «Эре», пирамидка. Система развития — всё те же плюшки, причём быстрого роста не ждите: развиваются персонажи, как и в реальном мире, очень медленно. В общем и целом, никаких велосипедов. Почти.

 

Есть ли уникальные особенности системы магии и других мистических сил, свойственные только этой игре?

 

Есть. Это та часть правил, которая относится к особым способностям героев: система парадигм. Вкратце, парадигма — это то, в каком мире живёт герой, во что он верит и — это не менее важно — что верит в него. Нельзя верить во что попало и ждать, что от твоей личной веры внезапно появится твой личный бог, но такие старинные мировоззрения, как герметизм, православие или асатру, существуют вполне объективно, и человек, в них погружённый, имеет все шансы встретиться с тем, во что верит. Христианин с ангелами, родновер — с лешим. Когда почему-то происходит наоборот, то человека, который встретил то, чего не бывает, накрывает парадигмальный шок: он рискует лишиться веры или повредиться умом. Парадигма имеет уровни погружения, и чем глубже человек в своём мире, тем более сильные чудеса ему доступны: маг получает доступ к новым заклятиям, христианин с пятой парадигмой — это святой. Халява из первой «Эры» ликвидирована: больше нельзя применять одновременно две магических школы. Правда, есть сумасшедшая нео-парадигма, которая пытается собрать изо всех вер и магий единую систему, но пока у них плоховато получается.

 

Есть ли особые разделы правил, посвящённые, скажем, автопогоням, полётам на самолётах и т.д.?

 

Да, у нас есть целая глава, посвящённая тонкостям, хиростям и непонятностям правил.

 

Есть ли вводный сценарий? Есть ли примеры готовых персонажей игроков?

 

Да, в книге есть целый раздел с персонажами-шаблонами: солдат, учёный, ведьма, хакер... Каждый из них описан в терминах игровой механики и снабжён коротеньким вступлением: кто это такой и как во всё это ввязался. Отдельное приложение — небольшой сценарий, пригодный для любой из организаций: там есть и за кем пошпионить, и кого уболтать, и в кого пострелять (нет, в этот раз не зомби).

 

Можете привести несколько «зацепок», из которых ведущие смогут вырастить несколько своих сценариев? Чтобы читатели лучше поняли, о чём эта игра, и что движет сюжет приключений в «Эре» вперёд.

 

Во времена активной жизни на форумах старой «Эры» это был целый жанр: «неожиданные завязки» и «злобные замыслы». Жаль, большинство не сохранилось: там мелькали очень яркие идеи. А лично я, водя по «Эре», просто покупал десяток жёлтых газет с новостями и проходился по ним с ножницами. Скажем, у меня была вырезка о самом заурядном событии: девушка ушла из дома, её долго искали, потом нашли похожий на неё труп и похоронили. А она вдруг взяла, да и вернулась — оказалось, жила в другом городе у парня. Я подумал: а вдруг это вернулась не она? А если так, то кто вернулся вместо неё и почему? Кому нужно всё это устраивать? Десяток таких вопросов к любой новости из уголовной хроники может подарить вам интереснейшее приключение. Ну а про газеты про всякую чертовщину можно и не говорить: из одних писем читателей можно сделать целый сборник.

 

Какие вы можете посоветовать фильмы и книги в качестве источников идей для сценариев и атмосферы? Под какой стиль музыки рекомендуете играть? Не могли бы вы привести список музыкальных композиций, которые могут составить саундтрек для вводного сценария?

 

Чтобы не превращать интервью в библиографию, перечислю навскидку. Для игры за Институт можно вдохновляться книгой Дивова «След зомби», сериалом «Файлы Дрездена», аниме Darker than Black. Защитникам подойдут книга Ника Поллотты «Бюро 13», фильм «Обитель зла», аниме «Хеллсинг». Утопистам — книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», фильм «Охотники за привидениями», аниме Ghost Hunt. Конечно, всё зависит от вашего стиля игры, но «Эра» подойдёт и тем, кого вдохновляет Стивен Кинг, и тем, кто предпочитает ему «Сэйлормун»... И, конечно, тем, кто хочет поиграть в «Ночь живых мертвецов».

 

Подбор музыки — отдельная и сложная тема: даже если безжалостно грабить саундтреки к играм и кино, всё равно подобрать подходящую музыку к персонажам и сценам — работа не на час и не на два. Сейчас навскидку я вам саундтрек не перечислю — но, пожалуй, стоит добавить рекомендуемую музыку в описания наших следующих официальных сценариев. Спасибо за идею!

 

Насколько сложно сделать конверсию «Эры Водолея»? Например, если игроку нравится игровая система Savage Worlds, сможет ли он быстро находить информацию в книге только по игровому миру, опуская всё остальное?

 

Основная механика довольно стандартная, но вот над конверсией магии и экстрасенсорики придётся поломать голову — их для другой системы придётся выдумывать заново. Но механика и сеттинг в книге разведены по разным главам: можно вести хоть словеску.

 

Сколько страниц в книге? Сколько из них надо знать игроку?

 

В книге триста страниц. Они делятся пополам между основной частью и дополнениями, которые служат в качестве справочника: списки оружия, заклинаний, экстрасенсорных эффектов, статистика чудищ... Хотя бы пролистать (а лучше всё-таки прочитать) желательно всё, но основное ядро правил занимает двадцать страниц, и ещё сорок — общее введение в игровой мир.

 

Планируется ли информационная поддержка игры? В чём она заключается? Будет ли форум, на котором можно общаться с разработчиками и задавать им вопросы по правилам? Будут ли сборники ответов на часто задаваемые вопросы, бесплатные сценарии, эррата?

 

Нам очень хотелось бы, чтобы повторилось то творческое чудо, которое мы видели во времена первой «Эры». Официальный форум игры — надеюсь, к моменту публикации интервью он уже откроется — станет чем-то вроде открытой лаборатории для игроков и мастеров. Мы приглашаем всех, кому интересно работать над этим миром, развивать его, жить в нём. Тем более, что одновременно с выходом «Эры» начинается бета-тестирование её приквела (готов уже процентов на 90) под рабочим названием «Алая заря» — он посвящён предку Института, Комиссии по ликантропии и вурдалачеству, которая действовала во времена Гражданской войны.

 

Дополнения — новые персонажи, злодеи, заклинания и целые модули — мы будем публиковать постоянно. Что до следующих книг... Постучим по дереву :)

 

Случилось чудо: на момент публикации на «Тесере» действительно открылся официальный форум новой «Эры Водолея». Ну а мы продолжим…

 

Чтобы получить полную картину, я также задал несколько вопросов продюсеру проекта, Тимофею Бокарёву.

 

Здравствуйте, Тимофей. «Игрология» известна по большей части, как издатель так называемых пати-геймов: «Свинтуса», «Из грязи в князи», «Крокодила» и других. Почему выбор пал на ролевую игру?

 

Лично я считаю, что именно настольно-печатные ролевые игры являются самыми интересными и глубокими. Именно здесь могут во всей красе проявиться не только стратегические и тактические навыки, но и артистизм, творческие возможности.  Игры такого типа являются наиболее социализирующими. Новая «Эра Водолея» — прекрасная возможность внести лепту в популяризацию этого типа игр в России. У «Игрологии», кстати, есть и собственная разработка на эту тему — «Перекресток Миров». Игра ждёт своего часа и, если планы не поменяются, издадим её ближе к концу этого года.

 

Каков формат книги? Твёрдая или мягкая обложка, размеры, полноцвет или ч/б. Почему был выбран именно такой формат? Цена? В каких магазинах и федеральных сетях игру можно будет приобрести?

 

Если мы говорим о ТТХ книги, то это более 300 страниц формата А4, цветная мягкая обложка и более 100 ч/б иллюстраций внутри.

 

Игра будет продаваться как минимум в ряде интернет-магазинов, в торговой сети «Мосигра» и на профильных мероприятиях. Что до традиционной книжной розницы, нет уверенности, что они смогут обеспечить достойные продажи, ведь для них это всё же неформатный продукт, но будем ещё с ними общаться. Для пользователей «Тесеры» мы дадим возможность приобрести игру с автографами авторов и бонусным игровым модулем в цифровом формате.

 

Так и подмывает закончить фразой: «Конечно, заморачиваться всеми этими тонкостями необязательно. Можно просто стрелять в зомби». (:

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Zaknafeein написал 12 лет назад: #

Как скоро книгу можно будет купить?
Просто ехать на Ролекон не очень хочется, да и не факт, что сможется, а книгу хочется заиметь хотя бы в коллекцию к первой )

Причем хочется как можно скорее ее получить ) Все таки столько лет ждали )

vladdrak написал 12 лет назад: #

Про "Перекресток миров" года два назад (если не больше) была новость, что ее чуть ли не Министерство образования поддержало и спонсирует. Хорошо, что ЭВ без таких поддержек возродилась:)

Slider написал 12 лет назад: #

Спасибо, читал с удовольствием.
Но на последнем вопросе поперхнулся ежевикой:

МЯГКАЯ ОБЛОЖКА?!!?

[img]facepalm.jpg[/img]

AASever написал 12 лет назад: #

"парадигмальный шок"

простите, но :lol:

Хотя в целом по описанию новая система магии выглядит интересно и логично.

Читая же строки:
"из семи характеристик (Сила, Ловкость, Выносливость, Мышление, Образование, Уверенность, Везение)"
и
"персонажами-шаблонами: солдат, учёный, ведьма, хакер..."
сразу же вспоминается старая добрая "ЭВ".