Оценка пользователей
5.7914
Оценить:
-

Домашние правила: Монополия, Катапульта

 

Хоумрулы много лет были значимой частью моей жизи настольщика. Огромное количество отечественных игр советского и раннего послесоветского периода я вообще не могу себе представить без собственной модификации правил. Впрочем, не буду непатриотичен: знаю и иностранные игры, которые тоже нуждались в корректировке…

 

В последнее время потребностей в создании хоумрулов становится все меньше. Одна из причин – рост числа игр. Теперь в большинстве случаев, когда тебе кажется, что игра несбалансирована или что нет какой-то изюминки, ты не выдумываешь свое, а просто берешь другую игру…

 

Среди хоумрулов есть «молнии» (сыграл пару раз и забыл) и долгожители. Одного из таких долгожителей я и хочу предложить вашему вниманию. С этими домашними правилами я познакомился в 1978-м, и понятно, что это хоумрулы к «Монополии» – а к чему ж еще? Я не только не претендую на авторство, но и обязан сказать, что больше 10 лет играл по этим правилам, даже не догадываясь, что имею дело с хоурулами.

 

Зато в качестве альтернативы представляю мои собственные правила расширения «Каркассон: Катапульта», датированные только что ушедшим 2011-м годом. Это уже самый настоящий хоумрул, принятый для улучшения игры, и последний (на сегодняшний день) в моей коллекции.

 

Монополия

 

Перенесемся на минутку в начало 1990-х, когда в московских и ленинградских магазинах впервые появились «Кооперативы» и «Менеджеры» – «агенты западного влияния», клоны «Монополии». Адаптировав к российским условиям названия участков, авторы бережно отнеслись к правилам первоисточника. Вот тогда я и насчитал в своей игре-самоделке, которую  привык  считать «Монополией»,  около 20 существенных отличий от прародительницы. Всех их я уже – за давностью лет и множеством игр – и не припомню, да и не все они являются хоумрулами в полном смысле слова: так, для самого моего любимого правила (авиации) требуется вносить изменение в игровое поле. Поэтому расскажу всего о двух.

 

Два (или даже три) игрока, совместно владеющие всей недвижимостью одной цветовой группы, вправе договориться и объявить о создании совместной монополии.

 

Как известно, в основе «Монополии» лежит обмен. Самостоятельно купить всю цветовую группу малореально, это должен быть фантастический элемент везения, на который ориентироваться нельзя. Значит, требуется уговорить соперника совершить взаимовыгодный (якобы) обмен, а чаще всего – выстроить цепочку таких обменов.

 

Однако через несколько партий игроки уже разбираются в ценности каждой недвижимости и понимают, что даже две «серых», скорее всего, – недостаточная компенсация за одну «зеленую», если в результате образуются монополии у обоих. На невыгодный или рискованный обмен идти никто не хочет, договориться становится все сложнее, в результате полноценный выигрыш становится невозможен, а единственный способ окончания игры – истечение времени…

 

Использование права совместного владения обогащает игру. Например, очень интересен сам процесс заключения договора, уточнение нюансов. Основные принципы кооперации понятны – прибыль пропорциональна стоимости вложений, а друг другу скооперировавшиеся участники за попадание на совместное владение, как правило, не платят.  Но возможны варианты: кто-то заключает соглашение «два к одному»: у меня две недвижимости,  у тебя одна;  я строю дома на двух своих, ты на одной своей; доходы получаем соответственно. Кто-то договаривается об «обратном соглашении»: у тебя два участка, зато я строю вдвое больше домов – и прибыль пополам (это бывает выгодно, когда один из компаньонов, потратившись на недвижимость, не имеет достаточно средств для инвестирования в строительство). Кто-то соглашается, что доход с каждого участка одной цветовой группы делится между компаньонами, кто-то предпочитает получать только со своей недвижимости, но зато полностью. Есть еще целый ряд возможностей. При этом один игрок может входит в кооперацию с разными соперниками (на разных цветовых группах) на разных условиях. Кстати, объединение коммунальных предприятий и станций тоже допускается.

 

Главным плюсом этого хоумрула я считаю снижение влияния фактора удачи в начале игры. Зачастую игрок, засидевшись на старте, приходит к концу первого круга с приличными деньгами, но почти без фирм – разобрали более быстрые конкуренты. В обычной игре у него практически нет шансов. Грамотно заключенное соглашение об объединении дает ему возможность продолжать игру, вплоть до победы.

 

Нет ограничения на число домов, которые можно построить  на одном участке. Не действует правило о равномерной застройке участков. Общее число домов неограниченно. Дома могут свободно перемещаться между участками одной цветовой группы.

 

Много ли можно заработать, если построить по одному домику на трех, даже дорогих, участках? В общем-то копейки. А если все три дома стоят на одном из них? Тогда попадание на недвижимость без домов почти ничем не грозит, зато на тот единственный участок, где стоят дома, лучше не заходить. А уж если там обнаружиться два-три отеля… (Кстати, рента за 5 домов равняется ренте за отель, за 6 – ренте за отель плюс ренте за один дом и так далее.)

 

В общем, цель этого хоумрула – увеличить шансы тех, кто слабее. Дать возможность инвестирования и после того, как все фирмы уже полностью застроены. А еще –  противопоставить случайности кубика знание теории вероятности.

 

Перед тем, как очередной участник бросит кубики, любой игрок может сказать «стоп!» и изменить расположение домов на своей монополии. Понятно, что если соперник стоит на расстоянии один, два и четыре участка до недвижимости твоей цветовой группы, то какой смысл держать дома на первом из участков – он точно туда не попадет! А вероятность попадания на третий втрое больше, чем на второй… Тут все просто.

 

Но что делать,  если противник остановился на расстоянии 6,8 и 9? Тут решение далеко не очевидно. Сторонники решительного риска («полюбить – так королеву») поставят все на 6 и 8, умеренные предпочтут получить поменьше, на зато не остаться без дохода и при выпадении довольно вероятной «девятки»…  А если при этом монополия кооперативная, а ее участники относятся к разным группам? Споры о расстановке домов вносят в игру немалое оживление…

 

А что делать с домами, если к твоей недвижимости никто не приближается? Те, кто скажет «ничего», забывают об очаровательных карточках типа «Отправляйтесь на Mayfair». Ведь если равномерно распределенные дома на этих клетках пережить еще можно, то попасть на все, причем в том момент, когда вроде никакой опасности нет…

 

…Зато владелец множества домов с большой опаской вытягивает карточку «Шанс»: ремонт может сделать его банкротом…

 

Каркассон: Катапульта

 

«Каркассон Средневековье» – это моя любимая игра. Я стараюсь (если хватает времени и места)  играть в нее со всеми возможными расширениями. А их,  этих расширений,  я насчитал 19 (не учитывая неофициальные).

 

Особняком среди них стоит «Катапульта». Очень точное ее описание (жаль, не мое) – «Самое сумасшедшее дополнение к Каркассону, которое удивило многих фанатов и заставило усомниться в адекватности создателей игры». Действительно, представьте, что в обычных шашках официально вводится вариант, разрешающий (при некоторых условиях) перейти на игру в «Чапаева». Это и есть «Катапульта».

 

Собственно говоря, я и не покупал себе «это расширение, пока не придумал для него хоумрул.

 

Мой вариант правил «Катапульты» требует  наличия «Графа Каркассона». Другие расширения не обязательны.

 

Напомню, что по официальным правилам игрок, выложивший тайл с изображением катапульты, используя один из четырев жетонов запускал круг «перестрелки» из игрушечной катапульты, входящей в набор. В зависимости от жетона надо либо пытатся сбить мипл соперника, либо попасть на нужный тайл, либо поймать летящий жетон и заработать очки... 

 

Собственно, из официальной редакции правил я сохранил только одно предложение:  каждый игрок в начале игры получает по одному жетону каждого типа.

 

Тайл с ярмаркой (катапультой) выкладывается в общем порядке. Игрок может положить на ярмарку один из имеющихся у него жетонов, а сверху поставить своего сторонника как менестреля.

 

В любой последующий ход игрок вместо выставления фишки может активировать ранее выложенный жетон и выполнить соответствующее действие. Жетон возвращается в запас (и может быть использован повторно), а менестрель остается на ярмарке до конца игры.

 

Жетоны позволяют выполнить следующие действия соответственно:

 

1)      «Слушатель»: Игрок немедленно получает по 3 очка за каждую фишку (неважно – свою или чужую), находящуюся в Городе Каркассон в момент активации жетона  (и за Графа тоже).

 

2)      «Фокусник»: Игрок может поменять местами две любые фишки сторонников, одна из которых находится в Городе Каркассон, а другая – на поле, не обращая внимания ни на квадрат Города Каркассон, в котором находится фишка, ни на положение Графа.

 

3)      «Рыцарский турнир»: Все игроки ставят по одному стороннику из запаса в квартал Замок Города Каркассон. Фишка Графа перемещается туда же.  Если у игрока нет свободных сторонников, он обязан заплатить владельцу менестреля 5 очков (вычитаемых у него и добавляемых владельцу менестреля).

 

4)      «Соревнование менестрелей»: Игрок может вернуть в запас одного чужого менестреля, жетон которого еще не был активирован. Жетон, естественно, тоже возвращается.

 

В конце игры менестрель не приносит очков. Однако при подсчете очков за крестьян каждый менестрель приносит по 3 очка. Если ярмарка полностью находится на территории законченного города, то  город с менестрелем приносит 6 очков.

 

Если вам придет в голову использовать «Катапульту» с другими расширениями, то следует учесть ряд моментов. Менестрелем может быть большой сторонник или фантом, но не мэр и не карета. Игрок, активирующий жетон, не может в тот же ход не только выставлять фишки, но и возвращать их назад, и перемещать фею.  Фокусник может менять местами любые фишки (в то числе простую на большую),  но при этом не может создаваться запрещенная ситуация (мэр на дороге или в квартале Кузница, карета на башне и т.п.). В конце игры очки за менестреля увеличиваются с учетом свиньи и свинофермы, получает их и ферма, однако очки за менестреля, находящегося в осажденном городе, не удваиваются. Менестреля может съесть дракон или взять в плен башня.

 

В хоумруле я попытался максимально использовать возможности, предоставляемые «Катапультой» (тайлы с изображением ярмарки и жетоны) и сохранить идею этого расширения о принципиально разных возможностях, предоставляемых каждым типом жетона. Мне кажется, удалось соблюсти  и общие принципы расширений «Каркассона».  В то же время с хоумрулом «Катапульта» перестала быть инородным телом в семействе расширений.

 

Я буду рад, если мои правила окажутся полезным любителям «Каркассона» и заставят их изменить отношение к «Катапульте». Что же касается «Монополии», то маловероятно, что среди посетителей «Тесеры» найдутся люди, которые побегут тут же проверять их на практике. Придется поверить мне на слово, что с ними «Монополия» стала немного дальше от унылого «кинь-двинь» – в сторону, как ни странно, party-игр.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Xevier написал 6 лет назад: #

заценил хоумрул по монополии (объединение), внесем в игру!
имхо, в монополиподобных играх без изменений никак, большое пространство для хоумрулов

zhentiai написал 6 лет назад: #
Каркассон

Про Катапульту - действительно здорово придумано! Обязательно попробую хоумрул.