![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... | |
![]() |
Идут сборы на BattleForge: Berserker |
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р... | |
![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game |
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии" | |
![]() |
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку |
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/... |
Le Havre — вторая игра в трилогии «Урожай» Уве Розенберга (первая — «Агрикола», третья — At the Gates of Loyang). На мой взгляд, его игры отличаются логичностью игрового процесса и продуманностью темы, и игра Le Havre не стала исключением. При первом знакомстве меня удивило то, что игра про современный город, но в нём нет практически никаких зданий. Но на это оказались свои причины. Дело в том, что в 1944 году Гавр был практически стёрт с лица земли, и пришлось его отстраивать с нуля. Восстанавливал его архитектор Огюст Пере, который впервые поставил на поток строительство типовых домов из железобетона, хорошо знакомых нам по советским «хрущевкам». Помимо этого, Гавр является городом-побратимом Санкт-Петербурга. Удивительно, как этот город близок к нам!
Некоторые здания, которые нам предстоит строить в игре, имеют реальные прообразы
Итак, начинаем игру. Перед нами открывается пустынный город, в котором успели построить только причал, склады и несколько строительных фирм. Игрокам предстоит проделать путь от мелкого предпринимателя до владельца заводов, газет, пароходов.
Количество раундов в игре напрямую зависит от количества игроков и может быть от 7 при соло-игре до 20 при игре впятером (существует ещё короткая версия игры, но она хороша только для изучения основ). Каждый раунд состоит из 7 шагов, по завершении которых необходимо заплатить городу налог в виде продовольствия или денег. Для уменьшения налога необходимо строить корабли. Каждый корабль уменьшает налог на определённую величину, и чем лучше корабль, тем больше он уменьшает налог.
Ходы отмечаются на специальном треке, который выполняет несколько функций: показывает, кто сейчас ходит; сколько ходов осталось до конца раунда; и какие товары добавляются на причалы в начале хода каждого игрока. Если у кого-то есть проблемы с отслеживанием, чей сейчас ход, то в игре Le Havre никаких трудностей не возникнет. Удивительно!
Начальная расстановка не занимает много времени. Нужно разложить по стопкам карты стандартных и специальных зданий, которые нам предстоит построить, и стартовые ресурсы на причалы.
На механизме формирования стопок стандартных зданий хочется остановиться поподробней. Дело в том, что в начале игры для строительства должны быть доступны простые здания, а к концу более продвинутые. Автор решил этот вопрос очень просто: каждому зданию присвоен номер: чем продвинутей здание, тем больше номер. Карты перетасовываются, раскладываются на три стопки и в каждой стопке сортируются по порядку номеров: меньшие номера наверху, большие — внизу. Таким образом, в начале игры будут доступны только простые здания. Удивительно просто!
Перейдём к механизму накопления капитала. У игрока есть два обязательных (предварительное и основное) действия и одно дополнительное. Предварительным действием игрок перемещает свой корабль на треке шагов и определяет, какие товары добавляются на причалы.
Основное действие является обязательным, во время него игрок должен либо взять товары с причала, либо войти своей фишкой в здание и выполнить действия. Как водится у Уве, все здания уникальны, и действия в них выполняются разные (за исключением строительных фирм и пары верфей). Особенность состоит в том, что действие выполняется, только когда фишка заходит в здание, а заходить можно в те здания, где нет фишек других игроков. Поэтому игроки могут блокировать доступ в здания друг другу.
Дополнительное действие: можно либо покупать, либо продавать здания или корабли. Очень полезное действие, которое можно выполнять до тех пор, пока хватает наличности, с тем лишь ограничением, что нельзя купить и продать одно и то же здание (или корабль) в течение одного хода. Основное и дополнительное действия могут выполняться в любой последовательности, независимо друг от друга.
Фотография взята с BGG
В конце игры подсчитывается капитал игрока, который складывается из стоимости зданий и кораблей, а также наличных денег. Наиболее успешные бизнесмены удостаиваются звания почётного гражданина города и полагающегося в этом случае бесплатного проезда в общественном транспорте. Вот и все незатейливые правила, но с этого момента начинается самое интересное.
Несмотря на простые правила, Уве удалось сделать удивительно захватывающую игру, в которую хочется играть снова и снова. В прошлой партии я дубил кожу, может, сейчас попробовать плавить сталь? Или строить корабли и здания? А, может, просто ловить рыбу и сдавать её в магазин? От разнообразия возможностей разбегаются глаза, и тут нужно постараться взять себя в руки, остудить голову и рассчитать всё на несколько ходов вперед. В этом и состоит главная изюминка игры.
В качестве нарекания (скорее, придирки) могу отметить только то, что собственные здания игроки выкладывают перед собой, и это немного затрудняет процесс отслеживания того, какие здания построены. Но эта проблема решается очень просто: здания выкладываются в центр стола и помечаются любой фишкой цветом игрока. Здания находятся у всех на виду, а игроки имеют удобный доступ к ним.
Фотография взята с BGG
В заключение хочу отметить, что меня удивил список с благодарностью 272 людям, которые тестировали игру! Теперь я понимаю, чем отличаются отличные игры от просто хороших: в отличных играх продумано всё до мельчайших деталей. Хотя меня и не легко удивить, но игра Le Havre смогла это сделать. Она заслуженно занимает место в десятке лучших игр по версии BGG. Пойду разложу партеечку...