Dojo написал 4 минуты назад к мысли на тему Эссен 2017 — WTB, WTP, WTF: # допа к Адреналину не будет. Не успевают. В карточке на бгг на форуме п...
dar_ling написал 14 минут назад к мысли на тему Эссен 2017 — WTB, WTP, WTF: # По обсуждениям говорят, что Clans - опять же очень похожа ТМ, но "с ба...
GeekWars написал полчаса назад к мысли на тему САГА для начинающих. Пособие по выбору фракций: # Я попробую вкратце просветить: 1) Размер. САГА -- скирмиш, там не нуж...
battrack написал полчаса назад к игре Агентство «ВРЕМЯ»: # Очень долго ждал возможности сыграть, часто посматривал на лежащую кор...
cyril2012 написал полчаса назад к новости Эссенский проект «ГаГи»?: # Замечательная тема, оригинальная идея, глубоко копнули! Дайте ещё хот...
Разборки по адресу ул. Гномов, 75
«Фабрика игр» выпустит русскую версию игры 75 Gnom' Street компании Ankama.
Sword & Sorcery: планы на будущее
Ares Games планирует выпустить нескольких героев и новую кампанию.
Эссенский проект «ГаГи»?
GaGa Games выпустит игру Игоря Виденкова «Лорды фьордов».
«Серп», 2 дополнения и аксессуары. Предзаказ
На сайте CG запущен сбор предзаказов. Доставка до Нового года.
FFG адаптирует классику НРИ под EH
Fantasy Flight Games анонсировала 8-е дополнение к Eldritch Horror.

oranged

Из 2014-го в 2015-й: Hobby World

30 декабря 2014

Информация

добавить
персоны Михаил Акулов
компании Hobby World
Дата: 30 декабря 2014

Рейтинг 9.34

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 9.3473
-

[Здесь и далее прим. автора. Общение шло голосом — а поговорить мы любим, — поэтому получилось объёмно и сумбурно, зато очень интересно! Фотографии и подписи к ним предоставлены отделом маркетинга компании Hobby World. Для удобства разделил текст на фрагменты заголовками.]

 

Иван Попов и Михаил Акулов (фото: The Village — бывш. Hopes&Fears)

 

1. Достижения 2014 года

 

— Каким для вас выдался 2014 год? (Можете ответить в виде краткой хронологии событий в жизни вашей компании.)

 

— 2014 год достаточно двойственный. Думаю, не только для нашей компании, но и для всей страны. Мы очень правильно подошли к этому сезону, так что рост компании с октября или декабря прошлого года составил 80%. Потрясающий результат! По итогам этого года мы планировали укрепиться в двойке лучших издательств настольных игр.

 

— А кого вы метите на первое или второе место? Asmodee?

 

— Я не люблю расставлять по позициям… Но в мире сейчас только одна мощная компания. И да, это Asmodee. Правда, с текущим рыночным курсом нам не удастся осуществить задуманное. Несмотря на результат, великолепную подготовку и то, что все составляющие компанию команды замечательно провели год.

 

У нас подобралась одна из лучших команд на рынке. (А ведь я очень критичен к коллективу и всегда могу найти недостатки, места, где что-то можно улучшить.)

 

Не секрет, что мы ездили в позапрошлом и прошлом годах по Европе и встречались с издательствами, вели переговоры и анализировали их. В т.ч. и их склады. Не был я разве что в складских помещениях Asmodee и не знаю, как у них там всё организовано. Но если брать другие компании, то логистическое подразделение у нас лучшее  в Европе. Более того, складывается забавная ситуация: многие партнёры просятся к нам на экскурсию, чтобы посмотреть, как у нас всё организовано.

 

Отдел продаж, который умудрился во время кризиса и общего падения рынка сделать 70-процентный рост — тут всё ясно и без слов.

 

Отдел производства, который несмотря на такой рост (а его невозможно предсказать) смог обеспечить наполнение склада — это очень большое достижение. Для тех, кто не знаком с производством, скажу, что это работа с кучей подрядчиков, которые могут нарушать сроки. Так что так отработать — это потрясающе. Да, не обошлось и без накладок и задержек. Например, «Зомбицид» в лучшем случае выйдет на этой неделе, либо уже после Нового года. А «Пуэрто Рико», боюсь, поступит в продажу уже только в начале января. Хотя это именно те продукты, которыми мы хотели порадовать наших клиентов в середине декабря, под ёлку.

 

Редакция за год выпустила 74 новые игры! Из них 3 игры с нашей графикой и дизайном! Спасибо вам, ребята, отлично поработали. Без них мы бы не выпустили такого количества игр.

 

Отдел маркетинга, который делает крупнейший посвящённый настольным играм конвент «Игрокон». Он позволяет привлечь всё больше и больше покупателей. Тащить на себе все вопросы по организации такого мероприятия — это очень гигантский и стрессовый труд, и я очень доволен их работой. Делать конвент для 10 000 посетителей очень сложно. А ведь «Игрокон» показывает рост посещаемости около 50%. Всё это дорогого стоит.

 

Так что если бы не обстоятельства, на которые мы не могли повлиять, мы бы уже забрались на вершину. Но мы видим перспективы в в следующем году. Постараемся держать цены на приемлемом уровне, ещё больше переносить производство в Россию — чем больше компонентов производится здесь, тем ниже цена на конечный продукт.

 

— Да и логистика проще (и дешевле).

 

— Ну да. Пока у нас для части продукции длинная логистика. И дорогая.

 

— Всё-таки приведите несколько главных событий из жизни компании. Пока вы обрисовали ситуацию в общем.

 

— Внутри компании мне тяжело что-то выделить. Например, возможность отгружать то количество продукции в день, что мы сейчас отгружаем — тоже достижение. А достичь этого — значимое событие.

 

— Несколько видимых событий. Например, сейчас идёт шумиха вокруг «Наместника» и «Находки для шпиона». Игры засветились в списке The Hotness (популярности) портала BoardGameGeek.

 

— Да, мы гордимся этими играми, немногие компании попадают в «хотнесс», команда отлично спродюсировала и представила эти отличные игры на мировой рынок.

 

Также хотел отметить наши договоренности с Ravensburger о выходе «Пуэрто-Рико». Выпустить этот продукт мы мечтали чуть ли не с основания компании и неоднократно вели переговоры. Добавить такую жемчужину в нашу коллекцию — это очень большое достижение.

 

Колонка Михаила Акулова для «Цукерберг Позвонит»: «В кризис спрос на настольные игры растёт»

 

1.1. Народное финансирование: «Кикстартер»

 

Также в этом году нам сопутствовал успех на «Кикстартере». Были замечены наши игры «Наместник» и «Голливуд». Мы довольны тем, как у нас идут дела за рубежом. Мы поставляем достаточно много проектов на зарубежный рынок. Там очень тепло встретили «Наместника», Юрий Журавлёв — талантливый автор с большим потенциалом. Нашей командой совместно с Юрой было потрачено много сил и ресурсов на данный проект. И мы рады, что игра оценена по достоинству.

 

1.2. Принципы работы с авторами

 

Мы одними из первых начали работать с зарубежными издательствами. Наша идеология: за всё платить, а не заниматься пиратством, и при работе с авторами работать с роялти. Вообще существует два подхода: выкупать полностью права (разовый гонорар, фиксированная сумма) и платить роялти (регулярные авторские отчисления). Издателю выгоднее выкупать права, но мы так никогда не работаем. Потому что мы считаем, что издатель и автор должны быть оба заинтересованы в качестве продукта и его продвижении. Мы хотим, чтобы автору тоже было интересно следить за судьбой продукта, делать какие-то дополнения, общаться по детищу на форумах и т.д. Мы хотим ситуации win-win, выгодной и для издателя, и для автора.

 

1.3. «Берсерк»

 

Мы расширяем вселенную «Берсерка», и очень приятно, что «Наместника» тепло встретили на Западе.

 

— Заодно экономите на иллюстрациях.

 

— Вовсе нет. Мы каждый год делаем гигантское количество новых иллюстраций.

 

— Понятно. Потому что выпускаете в год где-то по два новых выпуска карт для коллекционной карточной игры «Берсерк».

 

— Расширять вселенную хорошо, потому что любителям сеттинга это даёт возможность пробовать его на разном уровне. Если сделать семейную игру (несмотря на то, что «Берсерк» — не семейный сеттинг) — будет ещё лучше. Любые расширения бренда — это хорошо. Тем более для коллекционного продукта.

 

— Раз уж мы коснулись «Берсерка», как поживает основная игра на Западе? Я знаю, что компания Asmodee подписала с вами бумаги на распространение «Берсерка»...

 

— «Берсерк» вышел в Северной Америке уже давно. Сейчас вышла World of Tanks: Rush. Её распространением, причём на трёх рынках, тоже занимается Asmodee. Где-то игра поступила в продажу только несколько месяцев назад, но в Польше и Чехии уже есть коммерческий успех — местные компании будут участвовать в печати дополнительного тиража.

 

У нас есть несколько предложений от более специализированных компаний, чем Asmodee, которым очень интересен этот продукт. Поэтому, возможно, в следующем году «Берсерк» выйдет ещё на нескольких языках. И мы рассчитываем на больший успех, потому что эти компании специализируются на играх такого рода. Поскольку Asmodee уже стала больше заниматься именно массовым рынком. А у этого есть как свои плюсы, так и минусы.

 

1.4. «Наместник» и «Находка для шпиона»

 

Что касается «Наместника» и «Находки для шпиона», я, честно говоря, больше доволен вторым проектом. Потому что «Наместник» за счёт арта «Берсерка» получил дополнительное внимание от тех, кто знаком с источником. А Spyfall ещё и пати-игра, и, например, на том же BGG к таким играм отношение достаточно спорное. У нас гигантское количество контрактов и предложений по «Находке», и подсчитанный тираж Spyfall гораздо больше, чем у других игр. Конечно, свою роль играет и то, что игра лёгкая в правилах и недорогая. Мы очень довольны сотрудничеством с её автором. Александр Ушан — отличный человек и большой профессионал.

 

— Ну да, игра точно выйдет в Польше, Франции и США.

 

— Ну, территория там будет гораздо больше. Более того, в России у нас уже ушёл первый тираж.

 

Посетители зоны Hobby World в Эссене

 

2. «Кикстартер» : цели и планы

 

— Считаете ли вы успешными свои первые шаги на поле народного финансирования (краудфандинга)?

 

— Безусловно. Все проекты собрали на «Кикстартере» запрошенную сумму. Например, тот же «Голливуд» собрал больше, чем планировалось. Но меньше, чем я хотел. А «Голливуд» — это игра, которая мне нравится.

 

— Меня больше интересует оборотная сторона медали. Полагаю, это был больше пиар и промо, нежели финансовые проекты.

 

— Это просто маркетинг.

 

— Т.е. вы тем самым заявили, что хотите выйти на мировой рынок?

 

— Мы проверяем аудиторию и ожидания потребителя.

 

— А заодно и партнёры под шумиху подтягиваются?

 

— Да.

 

— Есть ли у вас отдельный отдел по работе с краудфандингом?

 

— Нет, это часть нашего международного маркетинга.

 

— С какими играми выйдете на «Кикстартер» в ближайшее время?

 

— Мы подумываем о нашей вампирской «Мафии» («Кровная месть»). У нас есть несколько хитрых концепций, и мы думаем, как их запустить. Не знаю, насколько они сработают. Возможно, мы просто вернёмся к обычной «Мафии».

 

Вообще, наша «Мафия» своеобразна. Здесь и роли расписаны по-другому: вампиры выступают «хорошими парнями», а в качестве «плохишей» — охотники на нежить.

 

Но видение команды, которая у нас занимается «кикстартерами», не совпадает с моим видением. Поэтому проект пока притормозили. Но всё может измениться, как только мы придём к общему знаменателю.

 

Участники российского этапа всемирного чемпионата по игре «Колонизаторы» (осенний «Игрокон-2014»)

 

3. Топ продаж

 

— Можете поделиться топом продаж среди вашей продукции? (С т.з. издателя. Без цифр. Пронумерованным списком.)

 

— Да, конечно.

 

  1. «Колонизаторы» (3-е рус. изд.);
  2. «Ticket to Ride: Европа» (3-е рус. изд.);
  3. «Манчкин» (цветная версия, 2-е рус. изд.);
  4. World of Tanks: Rush;
  5. «Каркассон» (2-е рус. изд.);
  6. «Свинтус» (новая версия);
  7. «Игра Престолов», 2-е изд. (новая версия);
  8. «МАФИЯ. Вся семья в сборе» (2-е рус. изд.);
  9. «Ужас Аркхэма» (новая версия);
  10. «Цивилизация Сида Мейера» (3-е рус. изд.);
  11. «Descent. Странствия во тьме» (вторая редакция);
  12. «Цитадели» (5-е рус. изд.);
  13. «Робинзон Крузо. Приключения на таинственном острове»;
  14. «Черепашьи бега» (2-е рус. изд.);
  15. IN LOVE (3-е рус. изд.);
  16. «Берсерк. Буря Стихий» (2-е рус. изд.);
  17. «Бэнг!» (3-е рус. изд.);
  18. «Вображарий»;
  19. «Грузи и вези» (2-е рус. изд);
  20. «Крагморта» (3-е рус . изд.).

 

Победитель российского этапа и бронзовый призёр мирового чемпионата по игре «Ticket to Ride: Европа» Пётр Гречун

 

4. Жизнь в условиях кризиса

 

— Как будете выживать в условиях начавшегося кризиса? Коснётся ли он ваших клиентов и каким образом? В ноябре произошло резкое повышение цен на вашу продукцию — это связано с падением курса рубля? Что ожидает цены в будущем? Вы говорили, что после Нового года повысятся цены и на продукцию, которая производится в России. Если рубль укрепится и начнёт расти, можем ли мы ожидать снижения цен?

 

— Зарубежное производство не составляет большого оборота нашей компании. Поэтому на самом деле мы не сделали этой осенью общего повышения цен. Да, на зарубежные товары подняли цены, и не во всех случаях это нас спасло. Помешали различные условия: где-то действует предоплата, на ряд товаров действуют кредитные линии, по которым при любой ситуации мы оказываемся в минусе (досрочно ли мы их гасим или постфактум) — колебание курса рубля сейчас таково, что всегда оказываешься в минусе. Даже несмотря на поднятие цен. Поэтому в следующем году мы больше рассчитываем на российское производство и на то, что наши зарубежные партнёры пойдут нам на встречу, чтобы мы смогли больше продуктов делать в России.

 

— А давайте попробуем перевернуть вопрос про кризис с ног на голову. Может ли нынешний кризис, наоборот, помочь вам укрепиться на рынке (с учётом того, что вы переносите производство в Россию)? Ведь теперь ваши локализации могут стать существенно дешевле оригиналов, которые завозятся отдельными интернет-магазинами или приобретаются конечным потребителем в иностранных интернет-магазинах.

 

— Любой кризис помогает местному производителю, пока не убивает покупательскую способность клиентов.

 

— Курс доллара уже снизился до 50 с хвостиком рублей. [В день беседы это было именно так.]

 

— Ну да. Вот только кредитные ставки существенно поднялись. Становится нерентабельно бизнесу брать кредиты вообще.

 

— Т.е. придётся рассчитывать только на собственные средства.

 

— Ну мы и раньше не особо-то и пользовались кредитами. А сейчас вообще сведём их к минимуму.

 

— Продолжим. Вы с каждым годом наращиваете и количество выпускаемых позиций...

 

— По этому критерию мы где-то в тройке лидеров по миру.

 

— Можно ли ожидать такого же «наплыва монстров» в 2015 году?

 

— В компании существует несколько мнений на этот счёт. Но мы точно знаем, что будет прирост аудитории, и новой аудитории будут нужны проверенные хиты, те игры, с которыми легче всего войти в наше хобби. В любом случае мы не забудем наших любимых гиков. 100%, что мы выпустим больше игр, чем любая другая российская компания. Но сколько их будет? У нас был месяц, за который вышло 7 новинок — это уже перебор.

 

— Это удар по кошельку, даже когда рубль силён.

 

— Да. Поэтому мы намерены удерживать планку несколько новинок в месяц, но не 7.

 

Опять же, возвращаясь к ценам, скажу, что на товары массового производства (да и спроса), такие, как «Каркассон», мы постараемся держать цены на минимальном уровне (и они будут ниже, чем у западных аналогов), делая их более доступными для как можно большего количества покупателей. Но для игр, которые расходятся меньшими тиражами (в среднем один тираж в год), мы не сможем сдерживать цены, поэтому они будут стоить, как западные оригиналы или близко к тому. Что касается игр, большая часть комплектации которых состоит из приобретаемых за рубежом компонентов, чтобы сдерживать цены, нам придётся переносить хотя бы часть производства в Россию. (Например, это касается игр FFG.) Чем больше удастся производить компонентов для них в России, тем дешевле они будут для потребителя. Но боюсь, что количество копринтов в следующем году в любом случае будет меньше. И продукты типа Zombicide или Descent становятся очень спорными.

 

Редакция издательства Hobby World (Фото: Павел Головкин / «Коммерсантъ»)

 

4.1. Особенности производства

 

Как ты помнишь, я рассказывал, что мы заказали за много американских долларов станок про производству карт с листа. [Когда мы обсуждали итоги 2013 года, Михаил Акулов сообщил, что в одном из вариантов бюджета на 2014 год были заложены инвестиции в производство.] Это кастомный станок, поэтому его производство занимает около полугода. Мы рассчитываем получить станок в начале следующего года и уже к осени перейти на автоматизированное производство карт. Это позволит собирать карты в колоды с листа и тем самым свести расхождения цвета внутри одной колоды к минимуму, а также нарастить скорость и качество производства.

 

— А что с картоном? Насколько я понимаю, это камень преткновения, например, с Fantasy Flight Games (и то, что препятствует налаженному выпуску живых карточных игр FFG в России).

 

— В случае с FFG мы были готовы закупать напрямую рекомендуемый ими картон. Так что в этом случае камень преткновения во внутренней политике FFG. Поясню, в чём дело.

 

Копринты [совместные тиражи] для основного издателя дешевле. Они позволяют дёшево доставить товар на родную территорию. Как работают издатели? Ну разве что, кроме Asmodee, у которой игровые студии разбросаны по всему миру. У тебя есть родная территория, где самые высокие продажи, и где ты осуществляешь их без посредников [дилеров], т.е. с максимальной маржой [разницей между отпускной ценой и себестоимостью]. На чужих территориях ты работаешь соответственно через дилеров, предоставляя им гигантскую скидку. У тебя всё равно остаётся какая-то маржа, но не такая вкусная. Так вот за счёт массовых тиражей издатель снижает себестоимость товара для своей территории.

 

В России мы, кстати, пока не можем применять этот подход. Хотя сейчас планируем производить зарубежные тиражи на территории России. Да и партнёры нам это уже предложили. Сейчас себестоимость российского производства достаточно конкурентна не только с Европой, но и Китаем. Но это продлится недолго, потому что...

 

Например, белый картон в России не производят вообще. Так что он закупается за рубежом за доллар (или евро). Сейчас основные поставки картона идут из Китая. И его качество упало. Получается смешно: у тебя тот же сертификат качества на руках, та же марка картона, но, например, если раньше ножа хватало для нарезки полутора миллиона карт, теперь его хватает лишь на двести тысяч. Поэтому на излёте тиражей (несмотря на несколько уровней контроля качества) бывают накладки: нож затупляется и режет более грубо, так что картон может лохматиться. И поэтому нам пришлось отозвать несколько тиражей игр из продажи (Star Realms и Lost Legacy) — неприятное событие.

 

Нам пришлось менять картон, а его массовым покупателем в России по сути являемся только мы. И выбора особого среди картона нет. Слава Богу, отдел производства эту осеннюю проблему преодолел, правда, дорогой ценой.

 

— Насколько я знаю, также жалуются на то, что сыпется краска.

 

— Это та же проблема. Краска же не с центра сыпется. Неаккуратно прорубается уголочек картона, и он лохматится. В итоге краска не лежит на нём ровно. Это всё от ухудшения качества картона. Мы решаем проблему с картоном и, думаю, объявим о результатах в следующем году, как только срастётся.

 

Кстати, большой успех (тьфу-тьфу-тьфу), что мы стали делать нормальные поля. Во многих наших играх мы делаем раскладные поля самостоятельно. И пытаемся замахнуться на шестисоставные (как в «Ужасе Аркхэма», например). Пока что они получаются достаточно дорогими, не отличаются по цене от западных. Но это издержки наладки производства и экспериментов — большое количество производственного брака. Наши поля уже неотличимы по качеству от полей той же Ludo Fact.

 

— Ещё одна беда — выгнутые игровые поля.

 

— Это две проблемы — качество и  климат. С качеством мы решаем проблему, а вот с климатом ничего сделать не можем. :) Даже поля с 5-миллиметровым картоном, сделанные Ludo Fact, бывает, выгибаются. И это на тёплых отапливаемых складах.

 

Что касается нашего собственного производства, тут мы экспериментируем, потому что никто не раскрывает секретов своей технологии сушки полей. Например, технология сушки наших китайских партнёров предназначена для влажного климата и у нас не работает. Сейчас мы самостоятельно стали делать двух- и четырёхскладные поля. По большим полям пока процент брака около 30%, и мы совершенствуем технологию сушки.

 

— А как вообще у вас выстроен процесс отслеживания брака? Меняется ли производственный процесс на основе обратной связи?

 

— У нас есть определённые стандарты, которых мы придерживаемся. Определённое количество случайных коробок из тиража проверяется не только на производстве, но и приезжает в редакцию.

 

— А можем ли мы рассчитывать, что когда-нибудь в России начнут печатать карты под «лён»?

 

— Мы возим много продукции и производим, наверно, чуть больше полумиллиона коробок в год, но всё равно этого объёма для эффективности недостаточно. Плюс, карточные поставщики не очень заинтересованы в поставке такого разнообразия. Например, в частности по производству у нас есть определённые соглашения с Fantasy Flight Games (по LCG) — они требует производить карты из определённого картона. Так вот мы получаем образцы этого картона уже восемь месяцев, ведь нам нужно понять, как в наших типографиях на этот картон ляжет краска.

 

Зимний «Игрокон-2014» в пространстве «8 колонн»

 

5. Тренды

 

— Пойдём дальше. Можете наметить тренды российского и мирового рынков? В этом году Asmodee приобрела сразу два больших и значимых издательства — Days of Wonder и Fantasy Flight Games; можно ли говорить о том, что в индустрию настольных игр пришла глобализация (и в итоге на рынке останется один-два игрока на весь мир)?

 

— Глобализация на пустом месте не возникает. Значит, это кому-то нужно. Потребителя интересует большое количество новинок и их разнообразие, новые приключения и ощущения каждый раз: сегодня ты бьёшь драконов, завтра осваиваешь остров Катан, а послезавтра летишь в космос. А большие движения нужны только бизнесу. При этом, как мне кажется, Asmodee просто стремится перейти из разряда частной компании в разряд компании, которая будет котироваться на акционерном рынке, стать по сути вторым Hasbro, ну и выйти на IPO [первичное публичное предложение]. Потеряет ли что-то от этого потребитель? Теряет ли качество продукт от того, что производящая его компания становится всё больше и больше? Не факт. Как мы ни ругаем Microsoft, тот Windows, что сейчас стоит на ПК, не сделать на коленке в гараже в лохматых 80-х.

 

— Мониторинг мнений о слиянии Asmodee и Fantasy Flight Games показал, что настольщики боятся следующего: чем меньше игроков на рынке, тем меньше конкуренция между продуктами и тем хуже качество с точки зрения механик. Т.е. того, что издатели перестанут искать, а просто будут поддерживать ассортимент посредственными играми.

 

— Всё зависит от внутренней кухни компании. Возможно, у той же Asmodee поддерживается конкуренция между принадлежащими ей игровыми студиями. А то же слияние с FFG, скорее, не приобретение ещё одной студии, а укрепление своих позиций на американском рынке, в т.ч. за счёт качественного и налаженного отдела продаж.

 

Наш опыт слияния говорит о том, что штат в результате не сокращается. Слияние даёт буст [«рост»], и штат в итоге ещё и расширяется. Так что ещё одна причина слияния — это люди и технологии.

 

— Пару слов о трендах?

 

— Я последние два года замечаю тенденцию, что всё реже появляются на рынке игры, которые мне нравятся. И вот мне интересно, это моё личное восприятие или окружающая действительность?..

 

— Лично я наблюдаю примерно то же самое. И даже снова возвращаюсь к настольным ролевым играм (своему прежнему хобби).

 

— Только не говори, что мы стареем. Человек, который играет в настольные игры, не может состариться!

 

6. Новинки 2015 года

 

— Можете рассказать о планах компании на 2015 год? Если можете, поделитесь, пожалуйста, какой-нибудь эксклюзивной новостью в качестве новогоднего подарка.

 

— Steam Мартина Уоллеса. Выйдет в январе. Должна была выйти в декабре, но подвели западные поставщики. С русскими поставщиками работать удобнее: как возникла проблема, к ним можно тут же приехать и поговорить. Вообще, учитывая мой огромный багаж опыта общения с западными партнёрами, могу сказать, что мы работаем более отлажено.

 

— Ага, это один из тех проектов, которые подразумевал Николай Пегасов, ваш директор по развитию бизнеса, когда сообщил в комментариях блога boardgamer.ru, что, помимо выпущенных в России игр «Финикийцы», Runebound, «Плоский мир. Анк-Морпорк», «Хоббит. Карточная игра» и «Плоский мир. Ведьмы», на русском языке будут изданы и другие игры Мартина Уоллеса.

 

— Да. Также мы выпустим карточное «Метро 2033», The Castles of Burgundy, Loonacy и Samurai Spirit.

 

— На сайте издательства Stratelibri среди языков, на которых в этом году выйдет игра Kingsport Festival, числится русский. Мы предположили, что игру в России выпустите вы. Во время нашей предыдущей беседы вы подтвердили информацию. Так что же случилось?

 

— Я очень люблю наших итальянских друзей. Но они настоящие итальянцы: мы уже два месяца не можем забрать компоненты со склада.

 

— Но они уже по бумагам есть и оплачены?

 

— Нам говорят, что они есть. Но почему-то мы их пока не можем забрать.

 

— Но выпуск игры — вопрос решённый?

 

— Мы уже её всю сверстали и сделали. И ждём западные компоненты. В итоге игра оказалось более сложной в организационном моменте, чем я думал изначально.

 

Посетители фестиваля «Игрокон-Петербург»

 

7. Турниры

 

— В июле вы сообщили о том, что намерены в августе и сентябре этого года провести в России официальные национальные чемпионаты по играм «X-Wing. Игра с миниатюрами», «Игра Престолов. Карточная игра» и Android: Netrunner. Что помешало их провести?

 

— К сожалению, игры не успели вовремя поступить в продажу. Переговоры по локализации Netrunner продолжаются. Как только продукты появляются в России, мы начинаем их поддерживать. Нет продукта — нет поддержки. Но мы помогаем клубам, которые проявляют инициативу и проводят у себя локальные турниры — заказываем и поставляем им официальные турнирные наборы.

 

— Чемпионаты России по «Колонизаторам» и «Каркассону» уже становятся доброй традицией. Также вами был проведён ЧМ России по Ticket to Ride. Наши «спорстмены» в этом году добились высоких результатов и на чемпионате мира. Планируете ли и в дальнейшем проводить турниры по этим играм? А по другим? (Или были планы, но кризис их перечеркнул?)

 

— Есть разный взгляд на маркетинг. И я пока точно не решил. Отдел маркетинга хочет.

 

— Предположу, что решение не из простых, поскольку маркетинг — не та сфера, где можно оценить «выхлоп» [эффект] сразу же. Если вообще возможно это сделать.

 

— Я думаю, маркетологи с этим не согласятся. В общем, я пока не знаю, будут ли ещё чемпионаты.

 

— Но вопрос стоит, обсуждение идёт?

 

— Да, мы сейчас утверждаем бюджеты, как у нашего правительства, оптимистический кризисный и антикризисный. Вообще, достаточно уверенно смотрим в будущее и не верим в «апокалипсис» страны. Соответственно, мы думаем, что будем радовать игроков всё больше, и больше, и больше. И всё будет хорошо. И уже хорошо, что у нас есть собственное производство. Правда, оказалось, что в России не делают деревянные компоненты. Вернее, делают, но очень дорого. Как оказалось, мы — не деревянная страна.

 

8. Цифровые проекты

 

— В декабре 2014 вы выпустили на iOS цифровую версию настольной игры «Сантьяго-де-Куба». Изначально планировалось также выпустить её на Android, PC и Mac. Как обстоят дела сейчас?

 

— Цифровую версию делали несколько команд (переделывая друг за другом). Это наш первый опыт, который вылился в долгострой. Потрачено столько денег и сил, что было бы обидно не выпустить. Что до портирования на другие платформы, покажут продажи.

 

— Раз уж первый шаг сделан, планируете ли и в дальнейшем присутствовать на цифровом рынке?

 

— Вообще-то мы уже присутствуем на рынке. Нам частично принадлежит достаточно известная компьютерная студия. Но будем ли там присутствовать с настольными играми?.. Наша команда хочет, рвётся в бой и обязуется выпускать чуть ли не по одной настолке в месяц, но пока так и не предоставила бюджет, во что нам обойдётся такое рвение по деньгам.

 

Гости фестиваля «Осенний «Игрокон-2014»

 

9. Система анонсирования проектов

 

— Хотелось бы узнать, когда вы внесёте прозрачность в ваши издательские планы? Аудитории хочется узнавать о будущих локализациях заранее. Возможно ли это в российских реалиях?

 

— Тут у нас опять идут споры. Отдел маркетинга хочет анонсировать проекты. Как и отдел продаж. А я не люблю давать обещания, которые, возможно, потом не выполню. Есть же уже примеры. Те же компоненты для Kingsport Festival, которые я уже два месяца не могу получить со склада Stratelibri. Тот же Steam, комплектующие которой напутала Ludo Fact. Тот же «Пуэрто-Рико», который приехал с приличным опозданием.

 

— Переносы дат — обычное дело. И потребитель это понимает.

 

— Я пока не пришёл к какому-то однозначному видению этого вопроса.

 

— Т.е. пока единую политику вы не выработали?

 

— Пока нет. Но на меня давят. А я считаю, что если ты знаешь английский язык, игра тебе понравилась и ты хочешь её купить — ты не будешь ждать и купишь её на любом языке. Потому что это ожидаемая покупка.

 

— Но я, например, специально ждал выхода Eldritch Horror на русском языке, поскольку, помимо пары человек в нашей игровой ячейке, никто не может похвастаться «дружескими» отношениями с английским.

 

— Это уже другой вопрос. Попробую объяснить. У нас есть куча подрядчиков. Причём зарубежные подрядчики сейчас косячат уже больше, чем русские подрядчики. Поверь моему большому опыту работы с западными (в том числе крупными) издательствами — они нарушают оговоренные производственные сроки чаще, чем наше собственное производство. Например, могут забыть включить наш заказ в мировой тираж, несмотря на долгие и продуктивные отношения. Да, они потом могут напечатать нашу часть отдельно, чтобы загладить свою вину, но все сроки при этом уже будут нарушены. Поэтому мы и не рискуем называть сроки.

 

У нас есть издательские планы. Мы их формируем на год вперёд. Но потом мы приезжаем на выставку, где замечаем любопытный продукт, или же получаем письмо с уведомлением, что кто-то из наших партнёров делает какой-нибудь интересный проект... Мы стараемся все новинки выпускать по возможности одновременно с оригиналом. Правда, не всегда это получается, особенно в случаем с маленькими издательствами — они живут в собственном ритме жизни и редко быстро присылают нужные файлы.

 

Плюс, мы всё-таки любим анонсировать продукты, когда они уже почти у нас. Чтобы не получилось так: мы анонсировали продукт, а потом остались недовольны поступившими из производства экземплярами и завернули тираж.

 

— Ну, у той же FFG на сайте есть удобный план выхода продуктов. Со значками и примерными сроками выхода, с точностью до квартала.

 

— У меня есть доступ к производственному плану FFG, на основе которого я строю план выхода их продуктов в России. Ну, так вот они меняли свой план в этом году уже четыре раза! Там пропадали тиражи, на которые мы рассчитывали, поэтому этот Coming Soon [«Скоро в продаже»] может оставаться Coming Soon ещё долгое время. Мы, конечно, можем обнародовать полный список, скажем, на 50 продуктов, которые у нас будут Coming Soon в этом году. Но без указания дат. И в этом случае начнутся бесконечные вопросы: «Ну где?», «Ну когда уже?» и т.д…

 

Электронная версия настольной игры «Сантьяго-де-Куба»

 

10. Официальный сайт компании и другие веб-разработки

 

— Окей. Расскажите, пожалуйста, про официальный сайт компании. И есть ли другие проекты, которые повысят прозрачность вашей работы для потребителя?

 

— Мы долго его делали, и я считаю, что он получился отличным. Думаю, многих порадовали разделы «Где купить?» и «Где поиграть?». Например, тыкаю я в Астрахань и вижу два магазина: «Слон» и «Игрослон».

 

— Получается, что сейчас все обновляют свои сайты. «Правильные игры» тоже порадовали нас новым сайтом. Как выяснилось, «Звезда» уже давно работает над новой версией (текущую же считает морально устаревшей).

 

— Я считаю, что пока у нас лучший сайт. Сейчас мы заполняем раздел «Где поиграть?». Порадует новым сайтом и «Игрокон». Но пока ресурсов на всё не хватает, потому что мы делаем ещё два больших сайта для IT-компаний. И соответственно, как покончим со всеми этими сайтами, возьмёмся за «Игрокон». Новый сайт фестиваля будет посвящён играм, процессам игр и т.д. Мы хотим, чтобы он облегчал поиск игр и игроков.

 

— Получается, что сейчас ваши программисты заняты на проектах для третьих лиц?

 

— Нет, не так. Это совместные проекты. У нас сейчас достаточно большая студия веб-разработки.

 

— Всё это, как я понимаю, касается B2C-сектора [«бизнес для потребителя»]. А есть ли что-нибудь для B2B [«бизнес для бизнеса»]?

 

— Ну, мы планируем запустить в марте следующего года наш долгожданный сайт по краудфандингу. Уже есть команда. Проект технически готов. Там будут не только настольные игры, но и наши идеи и задумки по другим продуктам.

 

— Я так понимаю, что основная целевая аудитория — разработчики. Смогут ли они не только собирать деньги на проекты, но и пользоваться вашими услугами, как производителя?

 

— Именно так. Мы всегда приветствуем появление новых разработчиков и издателей. Очень тяжело, знаешь ли, двигать рынок одному. Даже появление маленького издателя развивает рынок, и мы готовы его поддерживать, но мы не поддерживаем тех издателей, что занимаются пиратством.

 

11. Новогодние пожелания

 

— Большое спасибо за ответы! С наступающим вас Новым годом! Хотите ли что-нибудь пожелать нашим читателям?

 

— Много настольных игр в новом году! Если вы хотите что-то сделать, делайте, а не просто думайте и разговаривайте про это. У каждого человека, который не просто просиживает одно место, а что-то делает — всё будет хорошо. Желаю всем двигаться вперёд, что-то делать… Ну и удачи!

 

— Ход за ходом двигаться к победной цели, набирая очки...

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
zuzubun написал 2 года назад: #

>> Ну, мы планируем запустить в марте следующего года наш долгожданный сайт по краудфандингу. Уже есть команда. Проект технически готов. Там будут не только настольные игры, но и наши идеи и задумки по другим продуктам.

Март почти закончился. Интересно, есть ли прогресс по этому проекту?

Kuroi написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Порадует новым сайтом и «Игрокон». Но пока ресурсов на всё не хватает, потому что мы делаем ещё два больших сайта для IT-компаний. И соответственно, как покончим со всеми этими сайтами, возьмёмся за «Игрокон»".

А до тех пор самого Игрокона не будет? Что-то ни слова о грядущем янаврьском. И в группах анонсы на январь пятимесячной давности.

oranged написал 2 года назад: # скрыть ответы

Да, пока складывается впечатление, что зимнего «Игрокона» не будет. До ориентировочных сроков проведения осталось чуть больше недели. (Сужу по предыдущим зимним конвентам.)

P.S. С другой стороны, зима-2015 — это и февраль. Может, просто перенесут?

Kuroi написал 2 года назад: # скрыть ответы

Вот нашёл последнюю запись (не столь давнюю, но и не столь свежую, как хотелось бы): "7 окт 2014 в 17:12
Очень долгое время всех волнует один и тот же вопрос: когда следующий «Игрокон»?

Друзья, мы будем рады вновь встретиться с вами на традиционном зимнем фестивале настольных игр, который пройдет в Москве в середине января!

Мы уже начали паковать игры, придумывать интересные конкурсы и готовить для вас насыщенную интересную программу фестиваля.

Будьте с нами и следите за новостями!"

Следим-следим, а новостей всё нет.

oranged написал 2 года назад: # скрыть ответы

Компания HW под НГ в новый офис решила переехать, так что, видимо, сейчас просто не до анонсов. Может быть, всё не так страшно, и конвент перенесут на февраль.

Kuroi написал 2 года назад: # скрыть ответы

Конечно, может такое быть, но можно же как-то об этом оповестить заинтересованных.

oranged написал 2 года назад: #

Так праздники же. (: Все отдыхают. (Ну, почти все.)

yushin написал 2 года назад: # скрыть ответы

не сомневайтесь, оповестят. когда придет время.

Kuroi написал 2 года назад: # скрыть ответы

В следующий раз будем выбирать костюмы с тем прицелом, чтоб от сроков не зависеть вовсе. ХD

yushin написал 2 года назад: # скрыть ответы

Адам и Ева? :)

Kuroi написал 2 года назад: # скрыть ответы

Есть игра о них? >_>

yushin написал 2 года назад: # скрыть ответы

а то!
http://boardgamegeek.com/boardgame/9473/adam-eva

Kuroi написал 2 года назад: #

Довольно внезапный обыгрыш известной истории. XD
Но персонажи не зацепили. XDDD
Да и косюмы, прям, совсем без вызова.

sputnik1818 написал 2 года назад: #

Когда Игрокон пройдёт, тогда и оповестят. Чего волноваться:)

ZoRDoK написал 2 года назад: # скрыть ответы

"если ты знаешь английский язык, игра тебе понравилась и ты хочешь её купить — ты не будешь ждать и купишь её на любом языке"

Посмотрите на барахолку - завалена Пуэрто Рико. Все срочно продают, чтобы купить русскую. Гики подождут, если будет инфа.

seeman8813 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Полностью согласен, и барахлки тому подверждение. Не конкретизируйте сроки до месяца, чтобы не вознкало волны "Когда же уже?!", но обозначайте, что контракт заключен и производство пошло. Люди готовы ждать локализованный продукт. Я готов ждать.

igelkott написал 2 года назад: #

Я не готов ждать так, как приходилось ждать Терру Мистику. Поэтому мне как раз больше нравится политика МХ.

igelkott написал 2 года назад: #

Мне кажется, это специфика ПР, отечественное издание просто обещает быть лучше стандартного западного. Для остальных игр это, как правило, не так.

Asteyar написал 2 года назад: #

Отличное интервью! Спасибо!!

sputnik1818 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Какое грамотное интервью: хорошие вопросы - интересные ответы!
За Замки Бургундии отдельное спасибо - проще будет купить. Давно засматривался, после того как поиграл в Брюгге)

oranged написал 2 года назад: # скрыть ответы

Чем больше зацепок для подготовки к интервью (а они берутся из открытых источников), тем оно в итоге интереснее.

yushin написал 2 года назад: #

Я знаю и тебя и Михаила как исключительно интересных собеседников. Поэтому и интервью стало шикарным.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Да, после Пуэрто подумал, что дальше - только Бургундия, и вот она! Отлично!

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

И то, что Андроид не заглох, тоже хорошо.

sputnik1818 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Андроид отлично, если выпустят (лучшая LCG), но смущает один факт. Star Wars LCG и Игра престолов LCG по сути загнулись.
Опять прозвучит фраза, что "будет зависеть от продаж" и играйте в свои базы. Если я правильно понял: им надо переносить печать карт FFG в Россию и тогда возможно будет поддержка.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Воу-воу, Doomtown: Reloaded не забываем, да?

Legion написал 2 года назад: # скрыть ответы

А что с Думтауном? Тоже планируют локализовать?

Aganov написал 2 года назад: #

Не слышал об этом. Просто игра шикарная, особенно интересна идея с быстрым прокручиванием колоды.

Gorthauers написал 2 года назад: #

В точности то же самое подумал)

Djm написал 2 года назад: #

Хорошо бы если бы Бургундию со всеми дополнительными полями выпустили...