| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| игры |
Война Кольца (Второе издание)
Кемет Кемет. Та-сети |
| компании |
Matagot
|
| Дата: | 15 июля 2016 |
![]() |
| 9.6766 |
![]() |
- |

Kemet — стратегическая игра 2012 года, которая уверенно входит в лучшую сотню на портале BGG. В процессе игры от двух до пяти могущественных египетских богов (Собек, Гор, Анубис, Уаджит и Бастет) отправляют войска в битву для демонстрации своей власти, питая силу для поддержки войск и призыва мифологических существ для побед в битвах.
Детальный обзор игры можно почитать в дневниках, я же хочу более подробно рассмотреть то, как это работает, и показать многообразие путей к победе. Для тех, кто не играл, или кому лень читать подробный обзор — сперва краткое описание игры.
Игра довольно проста по своей механике, но может занять 2-3 часа у новичков из-за разнообразия используемых возможностей. Ход делится на две фазы, ночную и дневную. В ночной фазе игроки получают поддержку в виде карт божественного вмешательства и очков молитвы, а в дневную выполняют выбранные действия. Вариантов действий всего пять — это наем войск, перемещение войск, молитва для получения очков молитвы, улучшение пирамид и покупка тайлов силы. Самих действий в ход игрок может совершить тоже всего пять (в процессе игры количество может вырасти до семи). Действия отмечаются на планшете игрока, причем выбор ограничен тем, что необходимо выполнить хотя бы одно действие с каждого уровня пирамиды на планшете, т.е. не получится не потратить ни одного жетона на перемещение и наем войск.

Игра длится несколько ходов и заканчивается, когда кто-то из участников наберет в конце хода требуемое количество победных очков (8 либо 10, в зависимости от выбора играющих), причем разнообразные победные очки (ПО) делятся на временные и постоянные.
В первую очередь, ПО даются за контроль храмов (1 временное ПО за храм + 1 постоянное ПО за два и более храмов) и пирамид (1 временное ПО за пирамиду четвертого уровня). ПО можно получить за покупку тайлов силы и жертву воинов в святилище.
И, конечно же, ПО даются за победы в боях — каждая успешная атака приносит 1 ПО, но при условии, от отряда хоть что-то да осталось. В игре встречаются ситуации, когда номинальный победитель не получает ничего, а проигравший остается на месте целый и невредимый. Кроме этого, в отдельных случаях от боя можно уклониться и даже получить ПО за победу в обороне.

Бои проходят просто — суммируется сила отряда (количество воинов), уровень силы на выбранной боевой карте (карт всего 6, а с дополнением 8, одна из них играется в закрытую, а еще одна выбранная идет в сброс, т.е. колоды хватает на 3-4 боя, уровень силы на карте от 1 до 5), добавляются бонусы за существ в отряде, тайлы силы и карты божественного вмешательства (КБВ). При равенстве побеждает защищающийся, далее смотрятся показатели урона и защиты с каждой стороны, и если урон превосходит защиту, то отряд теряет соответствующее количество воинов вплоть до нуля.
Карты божественного вмешательства и тайлы силы являются основными инструментами выстраивания стратегии на игру, благодаря их количеству и разнообразию каждая партия получается не похожей на предыдущую, поэтому предлагаю рассмотреть их подробнее.

Вы вечно молитесь своим богам
И ваши боги всё прощают вам
Отсидеться в обороне не получится, а для того, чтобы играть было веселее, имеются тузы в рукавах, точнее, карты божественного вмешательства. Колода не особо большая, но эффектов довольно много, так как каждая карта встречается обычно всего в двух-трех экземплярах. КБВ могут использоваться либо днем, либо в бою, либо в ответ на другую сыгранную КБВ. Часть из них (те, что помощнее) требуют расплатиться очками молитвы (ОМ) в момент использования. Иногда КБВ могут серьезно повлиять на течение партии или исход боя из-за того, что противник не знает, какие карты у вас имеются. В вашем распоряжении могут оказаться следующие карты:
Карты, играемые в бою (вместе с боевыми картами)
Карты, играемые днем
Карты, играемые в ответ на действия соперников
* — карты из дополнения Ta-Seti
Как мы видим, карты достаточно разнообразные, лично мне они напомнили карты поддержки из Nexus Ops как своими эффектами, так и тем, что повлиять на приход нужной карты нельзя. Карты божественного вмешательства — один из двух основных механизмов, на которых держится игра.

You can't mess with geometry, friend. Pyramids? Dangerous things. Asking for trouble.
Пирамиды — это то, с чего начинается каждый город, в городе их может быть максимум три — белая, красная, синяя, в дополнении появляется черная. Пирамида может иметь уровень от 0 (отсутствующая) до 4 (максимальный уровень), и игрок в начале игры решает, с какими пирамидами он начинает игру — можно либо выбрать три с уровнем 1, либо две, одну с уровнем 2 и одну с уровнем 1. Каждая пирамида, которую контролирует игрок, позволяет приобретать тайлы силы соответствующего цвета и уровня, заплатив за это очками молитвы.
Тайлов силы в каждом из четырех цветов по 16 (если не учитывать 6 существ из Киклад и 4 промо-тайла), некоторые встречаются в нескольких экземплярах, но иметь более одного тайла с одинаковым рисунком/эффектом нельзя.
Уровень I
Простой тайл в двух экземплярах, полезен в том случае, если главным источником ОМ молитвы будут базовые действия.
Достаточно полезный и универсальный тайл в двух экземплярах. В среднем за партию игрок покупает 8-12 тайлов силы, тут экономия очевидна. Более полезен, чем «Жрец», т.к. экономия постоянна, и не надо тратить действие на молитву для получения выгоды.

Уровень II
С помощью данного тайла можно за один ход прокачать пирамиду с 0-го до 4-го уровня всего за 6 ОМ вместо 10 ОМ.
Хороший пассивный доход, который по сути дает одну базовую дополнительную молитву в ход, имеет смысл брать в начале игры.
Хороший доход, но сложно одновременно и выигрывать бои, и наносить много повреждений.
Большой выбор КБВ в руке — расширенные возможности для выстраивания стратегии, которым очень сложно противодействовать.

Уровень III
Очень сильный тайл (а другие тут бывают?) — за три хода можно бесплатно получить три пирамиды 4-го уровня из трех пирамид 3-го уровня (в обычной жизни это 12 ОМ без учета скидок). Противоядия нет, кроме непосредственного захвата этих пирамид.
Аналог поиска из RftG. Ввиду того, что конкретные КБВ имеют малое количество экземпляров, тайл полезен, когда требуется найти конкретную карту.
Хороший источник дохода для сильных армий. Сценарий использования — налетели большим отрядом на отряд послабее, победили, заработали 1 ПО, 4 ОМ и отозвали выживших.
Есть в каждом цвете, но игрок может купить только одно из них. При игре до четырех участников и с пирамидами четырех цветов тайлов этих тайлов хватает всем, но если не подсуетиться, то придется биться за чужую пирамиду нужного цвета.

Уровень IV
Да, именно так, любая! Т.е. если что-то стоит 1 ОМ, то это достается бесплатно.
Продвинутая версия «Верховного жреца», купленная рано приносит ощутимый доход и позволяет забыть о молитвах днем.
Единственное существо среди белых тайлов силы, но сильное, быстрое и с очень приятным бонусом.
Есть в каждом цвете, аналогично можно иметь только один. Играя одно из пяти действий в свой ход, можно сразу выполнить дополнительное действие по тем же правилам, т.е. выложив жетон на пустое место. Очень удобная возможность — можно походить 2 раза подряд, например, провести вербовку войск и сразу атаковать, или провести две атаки, или купить два тайла…

Уровень I
Позволяет экономить ОМ на найме войск. На мой взгляд, малоинтересный тайл — лучше иметь источник дохода ОМ, который позволит тратить их на любые цели, а не только на наем.
При равенстве силы в бою побеждает защищающийся, при наличии у него такого тайла атакующему нужно будет очень постараться, чтобы выиграть бой.

Уровень II
На мой взгляд, один из самых ценных тайлов — фактически, можно без затрат иметь силу отряда на 2 больше.
Очень сбалансированное и при этом недорогое существо, многие его недооценивают.
С этой картой можно даже проиграв бой, не потерять свой отряд и ответным ходом напасть самому. Подходит для осторожной игры, правда с ней в Кемет выиграть очень непросто.
Змей уравнивает шансы отрядов в бою, что очень полезно, когда у противника в отряде есть мощное существо.

Уровень III
Приятный бонус, но за такую цену… Не уверен, что покупка этого тайла оправдана в обычной ситуации.
Имея такой тайл, противники дважды подумают, нападать на вас или нет. Единственный способ зарабатывать ПО в боях, не нападая самому.
В целом очень полезный тайл. Да, все в открытую играется только одна боевая карта, КБВ играются, как обычно, боевая карта в сброс — тоже. Обычно позволяет победить малой кровью, точнее, наоборот — минимальной силой, при этом либо максимально защитив свой отряд, либо максимально проредив отряд противника.

Уровень IV
Весьма крутой тайл — если ваш отряд не выпилили за день, то он восстанавливается, причем его не надо долго и нудно гонять по пескам. Это помимо того, что на подкрепление не надо тратить ОМ.
Сильное существо, но в первую очередь тайл интересен тем, что это еще одно ПО, которое можно просто купить за ОМ.
Данный токен можно использовать в любое свое действие вместе с обычным токеном; он кладется на 4-й уровень пирамиды на планшете игрока, и при помощи него можно совершить только действие перемещения или найма. Очень удобно, когда вам у вас не осталось войск или нужно сделать марш-бросок на дальнюю дистанцию либо через городские стены; в концовке игры дает владельцу большой простор для тактических маневров.

Уровень I
Дешевый и крайне полезный тайл для тех, кто не собирается отсиживаться обороне.
Экономия ОМ при частых телепортациях, своеобразный «проездной» для владельца тайла.
Учитывая, что базовая скорость отряда равна единице, то бонус получается весьма солидным.

Уровень II
Тайл для самых кровожадных игроков. Может оказаться более полезным, чем кажется на первый взгляд, ведь ослабленный отряд намного проще победить.
Даже в случае поражения позволяет хорошенько проредить численность отряда соперника.
Многие считают данный тайл абсолютно читерским. Дело в том, что в обычном случае для того, чтобы войти во вражеский город, нужно начать движение непосредственно с соседней с городом клетки, иначе нужно тратить еще одно действие перемещения для их преодоления. Чаще всего владелец тайла выступает этаким шакалом, который в свой ход выискивает жертву в чужом городе, нападает и отступает. С одной стороны, это удобно, но с другой — обычно против него играют максимальный урон, и игрок тратит единственный найм в ход только для восстановления войск, тогда как другие смогут атаковать дважды.
Данная способность полезна в двух случаях — когда ваш отряд застрял где-то в храме, и чтобы либо собрать отряд из разрозненных воинов, либо разбросать их по храмам.

Уровень III
Очень мощное и быстрое существо — где только таких откармливают…
Просто бонус в бою, по сути заменяет КБВ «Ярость войны».
Очень полезный тайл, если у вас есть щедрый источник КБВ — можно и выигрывать бои, и сливать ненужные карты.

Уровень IV
Самое кровожадное существо в игре, и тем приятнее выиграть бой у противника с ним в отряде.
Еще один «злой» тайл. Сильнее, чем просто существо с бонусом +2 к силе, т.к. в данном случае противник должен будет потратить 2 ОМ для найма убитых. Минус тайла — если у соперника всего два воина, то бой не состоится, и ПО не заработать.
Ужас, летящий на крыльях ночи, и для которого нет преград. Один тайл, который заменяет пару — сильное существо и «Открытые ворота». Хорошо работает в скифском стиле — ударить в слабое место и отступить.

Уровень I
Наемники бывают мужского и женского пола, каждой твари по тройке, но смысл одинаков — с момента покупки тайла резерв вашей армии составляет не 12, а 15 воинов.
Очень удобная возможность пополнения отрядов в дальних походах: пополнили, и снова в бой— экономия на перемещение войск, по крайней мере в начал игры, налицо.
ОМ лишними бывают редко, но, с другой стороны, золотой жетон у игрока может быть только один, даже если купить несколько тайлов с ними.

Уровень II
С этим тайлом можно не задумываться о защите, т.к. потраченные на найм ОМ вернутся назад.
Небольшой бонус, которым поощряется агрессивный игрок, но не уверен, что покупка этого тайла оправдана в большинстве случаев.
Существо довольно простое, но с вредной особенностью — за то, чтобы его атаковать, нужно еще и заплатить.
Полезно для агрессивной скупки тайлов в начале игры, если удастся обеспечить себя необходимым доходом.

Уровень III
Чуть медленнее скарабея, но зато можно телепортироваться от обелисков.
Полезно для длинных марш-бросков, чтобы не тратить ОМ на телепортацию или преодолевать городские стены.
Странно, что с помощью черной пирамиды можно приобрести такой тайл силы, который очень похож на синие тайлы, дающие преимущества в обороне. Видимо, добавили для баланса.

Уровень IV
Ходячий спецназ и машина по добыванию ПО в финале игры, когда ценность ПО за победы возрастает.
Хороший, но дорогой тайл, который даст преимущество 2-3 раза за игру. Все то же самое можно получить и при помощи КБВ, если наладить их добычу.
Неплохая прибавка в доходе, вот только хватит ли времени, чтобы воспользоваться этим тайлом в полной мере?

На мой взгляд — работает отлично. В первую очередь, за счет многообразия КБВ и тайлов силы, а так же их синергии. В этом кроются и основные плюсы, и главный минус игры.
Минус в том, что различных тайлов силы почти шесть десятков, и у новичка без подготовки в первой партии шансов практически нет. Да, ему даже наверняка дадут полидировать в первой части партии. Почему? Потому что отстающий по очкам игрок определяет порядок хода перед дневной фазой. Что это значит? Это значит, что опытный игрок поставит себя ходить именно тогда, когда нужно ему, а оппонентов заставит действовать в максимально неудобном для них порядке. Хочу купить тайл силы? Буду ходить первым. Хочу последним действием собрать много очков и не дать соперникам возможность ответить мне? Буду ходить последним. У соперника есть слабая армия — кандидат на выпиливание? В зависимости от положения на поле, этот соперник или станет легкой добычей для другого игрока, или наоборот, пусть он ходит раньше и потратит ход на укрепление своей армии, чтобы не дарить ПО другим.
Причем заметьте — никакой дипломатии в игре не подразумевается, но есть скрытая борьба за то, чтобы определять порядок хода, и при этом не отстать безнадежно от других игроков — одна из изюминок игры. С этим можно легко ошибиться, так же как и в Race/RollftG можно слишком рано или поздно уйти в производственную стратегию, проиграв партию.
Другой тонкий момент — как заставить противников потратить действия перемещения и наема в начале хода, чтобы ближе к концу хода иметь больше пространства для маневра. Типичный ход из пяти действий выглядит так: покупка 1-2 тайлов силы, получение ОМ либо прокачка пирамиды, далее наем и 1-2 перемещения, в идеале с атаками и победами, разумеется. Менять такой порядок может заставить либо ваш рейд по вражеским тылам, либо наоборот, когда кто-то неосторожный забрел к тебе "на огонек" и дает возможность заработать. Только перед атакой спросите у себя — а не ловушка ли это?

Но вернемся к взаимодействию тайлов силы, или к тому, почему 1+1=3. Например, если у вас имеются тайлы силы Защита! и Победа в обороне, а вдобавок к этому 2-3 КБВ, то мало кто осмелится напасть на ваш отряд, не убедившись в своем превосходстве. Если добавить к этим двум тайлам Смертельную ловушку, то гостей вы вряд дождетесь. Имея Звездные врата и Крылатого Сфинкса, можно занедорого одним действием пробежаться по всем незанятым храмам и в каждом оставить по воину, что может принести от 3 до 6 очков. С Легионом и Змеем пустыни можно атаковать чужой отряд с любым существом, сразу имея превосходство в силе +2, а если добавить тайл Лезвия Нейта, то и +3.
Это самые простые примеры, в игре иногда получается построить действующее "комбо" и из трех-четырех тайлов, но если все следят друг за другом, то сделать это будет нелегко. Как быть в таком случае? Постараться извлекать максимальную выгоду из каждого своего действия, и все время корректировать свою стратегию в зависимости от действий других игроков. От себя могу сказать, что в игре нет однозначно выигрышной стратегии, которую не могли бы совместными усилиями сломать хотя бы два противника.
Некоторые относят к минусам игры то, что зачастую победитель отсиживается за спинами соперников, а последним ходом набирает большую часть очков и вырывается вперед. Такое, к слову, часто случается и в Nexus Ops (как сказал один уважаемый настольщик, Nexus Ops — это игра про то, кому в руку пришла миссия на атаку вражеской базы драконом с монолита).
Но что бы не говорили про игру, это все же евро на зарабатывание ПО с открытой для игроков информацией, тайной являются только КБВ и часть боевых карт, которые сбрасываются втёмную, но не количество карт на руках игроков. Основными ресурсами по преобразованию в ПО являются сами действия и ОМ, а КБВ и тайлы силы являются только механизмами преобразования одного в другое.
Для меня игра выглядит как своебразный гибрид Dungeon Twister (в части боя с помощью набора известных карт + уникальные свойства отрядов за счет тайлов силы — в DT это свойства юнитов) и Nexus Ops (в части контроля территорий, ПО за атаки и использования КБВ в бою — в Nexus Ops это карты поддержки). С дополнением Ta-Seti появляется возможность использовать самые сильные способности не только тому, кто успел купить конкретный тайл силы, но и другим игрокам.
Здесь нет никаких аукционов, как в Cyclades, никакого драфта, как в Blood Rage, никаких случайных миссий, как в Nexus Ops, никакой "прокачки" планшета или дипломатии, как в десятках игр, никаких кубиков в бою, как в сотне других игр. Предполагаю, что Kemet понравится далеко не всем, но попробовать советую каждому любителю сражений и контроля территорий, только новичку желательно подготовиться к партии и ознакомиться со всеми тайлами силы.

Тем, кто уже играл, предлагаю решить пару "задачек" по игре.