| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| Идут сборы на Song of Silveranth | |
| Нарративное фэнтези-приключение в открытом мире от Райана Локета. | |
![]() |
| 9.0559 |
![]() |
- |
(Прим. ред. — Перед вами перевод статьи “How to Teach Games”.)

Обучение игре — это перевёрнутая пирамида
Иногда друзья признаются, что я отлично объясняю правила игр. Я решил разобраться, почему они так считают и что делает пересказчика правил игры действительно хорошим. Я заварил чай, сел за стол и записал пришедшие на ум мысли, ими я сейчас с вами и поделюсь.
Обучение настольной игре — процесс структурированный. Его общий принцип можно изобразить в виде перевёрнутой пирамиды. Начиная с самого верха, вы спускаетесь всё ниже...

Перед тем как мы перейдём к детальному разбору пирамиды, хочу сразу озвучить самое главное правило обучения настолкам.
Звучит как нечто очевидное, да? Но на самом деле бывает и так, что человек вызывается рассказывать правила, а сам то и дело лезет в буклет — это немного раздражает, поэтому не будьте таким человеком.
Знайте игру. Вникните в правила. Посмотрите видео-обучение. Разложите игру. Опробуйте её в одиночку, играя за всех участников сразу. Сделайте всё, чтобы познакомиться с игрой поближе, и лишь после этого учите ей других. Не тратьте время своих друзей впустую.
Окей... Душу я отвёл, так что можно забраться на вершину нашей перевёрнутой пирамиды.
(В обучении абстрактным играм этот пункт пропускается.)
Я всегда начинаю с самого начала. Расскажите участникам, о чём игра. Перескажите тему. Объясните общую идею игры. Игроки должны знать, чем примечательна эта настолка. И они хотели бы вжиться в образы своих протагонистов (насколько это возможно). Как минимум, вы обязаны объяснить, в каком мире оказались игроки, и постараться мысленно перенести их в него.
Настольные игры — штука весёлая, и обычно веселья бывает больше, если игрокам удаётся полностью погрузиться в тему.
Теперь, когда все знают, о чём игра, они хотели бы услышать, как в ней победить. Или, на худой конец, как/когда она закончится.
Я считаю, что крайне полезно узнать это как можно раньше. Терпеть не могу, когда тебе объясняют правила, говорят о 30 разных нюансах, а потом кто-то спрашивает: «А кто выигрывает?». Поэтому после разговора о теме игры я перехожу к рассказу об условиях победы.
Игроки должны знать, при каких условиях они победят. Настало время посвятить их в то, как этого достичь.
Вы рассказываете им о механиках игры — о том, что им придётся делать по ходу партии. Эта часть обучения игре самая долгая. Во время своего рассказа я рекомендую следовать следующим принципам:
Рассказывая, как протекает игра и какие вещи при этом происходят, не перепрыгивайте с одного на другое. Если, условно говоря, ход игры состоит из нескольких шагов, описывайте эти шаги отдельно и по порядку.
Когда рассказываете о происходящих вещах, не вдавайтесь в подробности, дайте игрокам общее представление. Всё остальное вы поведаете им позже.
Напоминание о связи разных игровых фаз с условиями победы делается для того, чтобы участники быстрее поняли, как эффективнее всего придти к победе.
А приводить примеры, как текущие решения влияют на будущие, просто полезно.
Рассказав общими словами о том, что происходит в игре, вернитесь назад и заполните пробелы. Игроки знают, как протекает игра, пришло время снова рассмотреть каждый шаг, на этот раз более подробно. Не упускайте ни одной детали.
Участники должны узнать каждую мелочь, но не раньше, чем они получат представление об общем ходе игры.
Сейчас я покажу, как бы я обучал вас игре Compounded. Её разработал Даррелл Лаудер и её выпустило издательство Dice Hate Me Games. Мне она очень нравится, и лучшего примера для этой статьи не отыскать. Если вы ещё не играли в неё, крайне рекомендую это сделать. Итак, начнём с первого пункта — идеи/темы.

Вы — начальники лабораторий, работающие с самыми известными человечеству веществами. Ваша задача — управлять своей лабораторией лучше других. Для этого вам придётся создавать различные вещества, улучшать лабораторию и получать атомные очки.
Просто и быстро. Дайте участникам общее представление об игре и их целях.
Победит тот, кто наберёт наибольшее количество атомных очков. Очки даются за созданные вещества. Чтобы создавать вещества, вам нужно выкладывать химические элементы на такие вот карты (показываю карты). Создав вещество, вы получаете очки и бонусы, о них мы поговорим чуть позже. Игра заканчивается, когда кто-то набирает 50 атомных очков (либо когда выполняются условия В или С).
Итак, я спустился на следующий уровень пирамиды. Игроки зарабатывают очки. Каким образом? Создают вещества. Как? Выкладывают на них элементы. Начните с главного и постепенно заполняйте пробелы, именно так игроки лучше поймут устройство игры.

Теперь, когда вы знаете, как получать очки, давайте посмотрим, как мы будем это делать. Каждый раунд состоит из четырёх фаз (показываю на верхнюю часть личного планшета, где перечислены все фазы). Сначала идёт фаза открытий, в которой мы получаем новые элементы из мешочка и при желании торгуем друг с другом. Затем следует фаза изучения, в которой мы выбираем вещества, помечая их диском своего цвета. Далее мы переходим в фазу исследований, в которой выкладываем элементы на вещества и стараемся их полностью собрать. Последняя фаза — фаза управления лабораторией, в которой мы смотрим, есть ли у нас готовые вещества, и пополняем лабораторию новыми веществами.
Как видите, когда я объясняю правила Compounded, то сперва вкратце рассказываю о четырёх фазах раунда, избегая излишних подробностей. Так игроки узнают, что происходит в раунде и какие вещи им придётся делать в каждой фазе. Описав ход игры, я перехожу к деталям.
У нас несколько фаз, давайте обсудим каждую. В фазе открытий игрок получает столько элементов, сколько составляет его текущий уровень исследования открытий. Начальный уровень каждого игрока 2. Также в фазу открытий игроки получают возможность торговать друг с другом. Можете торговать чем угодно, за исключением атомных очков и уровней исследования. Можете торговать даже будущими бонусами, которые только намереваетесь получить. При этом никто не заставляет вас выполнять данные обещания, это дело вашей профессиональной этики. Окей, далее мы переходим в фазу изучения. Каждый из нас может положить один диск на вещество...
Я мог бы продолжать дальше, но сейчас для меня главное донести мысль, что на этом этапе вы должны рассказать об игре во всех деталях. Например, когда дойдёте до фазы управления лабораторией, покажите участникам маленькие символы в углу карт и скажите, что они либо дают бонус, либо поджигают лабораторию, либо делают что-то ещё. Игрокам будет важно это узнать.
Вот так я и объясняю правила Compounded новым игрокам — просто последовательно перехожу с одного уровня перевёрнутой пирамиды на другой.

Хочу отметить, что издательство Dice Hate Me поступило совершенно правильно, продублировав информацию о фазах раунда на планшетах игроков. На рисунке выше вы можете видеть, как можно использовать планшет для объяснений правил по пунктам 3 и 4.
Личный планшет показывает, как идёт ход игры и какие детали нужно учитывать игрокам, таким образом, он одновременно служит ещё и памяткой, и по ходу партии игрокам не придётся задавать одни и те же вопросы.
Знаю, что не все согласятся с моим методом обучения настольным играм. Если у вас есть собственный алгоритм, работающий безошибочно и эффективно, обязательно расскажите о нём в комментариях. Спасибо за внимание!