Плюсы: 1) Достойная всяческого уважения попытка сделать танковую игру «от командования», а не от набивших оскомину бесконечных «попал — не попал», «пробил — не пробил», «экипаж выскочил — не выскочил». Здесь автор решил выдать игрокам на руки их командную структуру в виде карточек. Даже 30 лет спустя это чуть ли не единственный опыт в данном направлении. 2) Ещё один аспект, вызывающий уважение: попытка показать разницу в советском и немецком стилях командования, опять-таки отсутствующая в подавляющем большинстве тактических игр. 3) По форме очень хорошо реализовано. Самые простые правила, которые я когда-либо читал: достаточно один раз прочесть и потом только иногда подглядывать. Простые игровые механики. 5 базовых сценариев, 10 повышенно сложности. Минусы: 1) Выглядит все достаточно однообразно. В первую половину войны быстрые немецкие танки удирают от медленные советских, во вторую половину — наоборот. Много чисто танковых странных боев на мостах и в деревнях. 2) Выглядит не сильно исторически, мягко говоря. Можно с ротой немецких «трёшек» выбить роту КВ (немцы, конечно, пострадают) за счёт того, что немцы всегда будут стрелять первыми. 3) Придуманная автором командная структура так и остаётся толком не востребованной. Ни в одном из десятка сыгранных сценариев она полностью не развёрнута, бои ведут отдельные роты, активируемые по отдельности карточками, которые выглядят особенно-то и не нужными. Конечно, игре уже за 30 лет. Но общий вывод (перефразируя «Операцию Ы»): за изобретение «пять», а за реализацию «неуд».
Приведу мнения, прочитанные мной на форумах (или услышанные в процессе игры), которые хорошо её характеризуют. «Новички зачастую ожидают чего-то необыкновенного от игры карточек. На самом деле карточки играют только вспомогательную роль по отношению к тому, что происходит на игровом поле». «Автору надо было просто выбросить карточки и сделать нормальный варгейм. А то играет, по сути, один немецкий игрок, а советский его только развлекает». «У Хилла в записках указано, что такая-то фишка — это советская 45-мм пушка, такая-то — 57 мм, такая-то — 76 мм. А в штабе стрелковой бригады еще какая-то. Что это за орудие?». — «37 мм?». — «У русских, кажется, таких не было». — «Тогда не знаю». — «Ребята, не мучайтесь. Хилл всегда был импрессионистом, когда дело касалось технических деталей».
Комментарии
Плюсы:
1) Достойная всяческого уважения попытка сделать танковую игру «от командования», а не от набивших оскомину бесконечных «попал — не попал», «пробил — не пробил», «экипаж выскочил — не выскочил». Здесь автор решил выдать игрокам на руки их командную структуру в виде карточек. Даже 30 лет спустя это чуть ли не единственный опыт в данном направлении.
2) Ещё один аспект, вызывающий уважение: попытка показать разницу в советском и немецком стилях командования, опять-таки отсутствующая в подавляющем большинстве тактических игр.
3) По форме очень хорошо реализовано. Самые простые правила, которые я когда-либо читал: достаточно один раз прочесть и потом только иногда подглядывать. Простые игровые механики. 5 базовых сценариев, 10 повышенно сложности.
Минусы:
1) Выглядит все достаточно однообразно. В первую половину войны быстрые немецкие танки удирают от медленные советских, во вторую половину — наоборот. Много чисто танковых странных боев на мостах и в деревнях.
2) Выглядит не сильно исторически, мягко говоря. Можно с ротой немецких «трёшек» выбить роту КВ (немцы, конечно, пострадают) за счёт того, что немцы всегда будут стрелять первыми.
3) Придуманная автором командная структура так и остаётся толком не востребованной. Ни в одном из десятка сыгранных сценариев она полностью не развёрнута, бои ведут отдельные роты, активируемые по отдельности карточками, которые выглядят особенно-то и не нужными.
Конечно, игре уже за 30 лет. Но общий вывод (перефразируя «Операцию Ы»): за изобретение «пять», а за реализацию «неуд».
Приведу мнения, прочитанные мной на форумах (или услышанные в процессе игры), которые хорошо её характеризуют.
«Новички зачастую ожидают чего-то необыкновенного от игры карточек. На самом деле карточки играют только вспомогательную роль по отношению к тому, что происходит на игровом поле».
«Автору надо было просто выбросить карточки и сделать нормальный варгейм. А то играет, по сути, один немецкий игрок, а советский его только развлекает».
«У Хилла в записках указано, что такая-то фишка — это советская 45-мм пушка, такая-то — 57 мм, такая-то — 76 мм. А в штабе стрелковой бригады еще какая-то. Что это за орудие?». — «37 мм?». — «У русских, кажется, таких не было». — «Тогда не знаю». — «Ребята, не мучайтесь. Хилл всегда был импрессионистом, когда дело касалось технических деталей».