ВАЖНО. Речь о переиздании от ноября 2025 г. Если я неверно понял какие-то правила, поправьте меня, буду только рад ошибиться. Но пока что "Тевтонский удар" оставляет двойственное впечатление: игра кажется довольно глубокой, но при этом страдает от критического дисбаланса.
Главная проблема, на мой взгляд, кроется в географическом дисбалансе в сочетании с преимуществом первого хода. Тевтонцы имеют прямой выход к морю, а это означает мгновенный доступ к ветке морских технологий. Это позволяет им уже за три-четыре хода разогнать невероятный экономический снежный ком, полностью доминируя в гонке технологий, поскольку общий пул карт они скупают буквально как пирожки на базаре, и соперник просто не успевает ничего захватить.
Если Орден ходит первым, они могут сразу же закупить ключевые экономические бусты («менялы», «рекруты») в столице, используя стартовые 10 голды. Вкупе с постройкой причала, портов и использованием бонуса Швеции, их доход взлетает до 12 золотых уже на 3-4 ход, ставя Славян в безвыходное положение. Конечно, если первыми ходят Славяне, они могут немного выровнять ситуацию, скупая тех же «менял», но Тевтонцам все равно потребуется всего 3 хода, чтобы сравняться по доходу, если они построят город и купят ремесленников (кстати, странно, что имея Столицу, по правилам, нельзя покупать улучшения нижних этажей). При этом Славянам добраться до моря крайне сложно: оно граничит с базой Ордена, что чревато обстрелами и потерей армий, да и путь до «Суми» неблизкий. Не очень понятно, почему Новгородская земля вообще закрыта от моря границей. Фактически, это автоматом убивает одно из победных условий для Славян, развязывая при этом руки Тевтонцам.
Продолжая тему стратегических районов, не могу не отметить, что у Тевтонцев более быстрый доступ к району №1. Этот район позволяет одной армии совершать два действия за один ход, что еще сильнее усугубляет положение и без того несчастного оппонента.
Игра в целом поощряет долгий экономический разгон, но этот разгон несоизмеримо легче даётся одной стороне. Раш практически невозможен из-за особенностей карты и мощных гарнизонов, да и Тевтонцам он просто не нужен. Славянам он поможет в лучшем случае в одном из десяти случаев. В итоге мы получаем очень высокую асимметрию, которая в половине партий превращает игру в бессмысленную борьбу за выживание.
Помимо общего научного пула, меня смутила система атак в ближнем бою. Она работает не одновременно и больше похожа на внезапный наскок или засаду, чем на полноценное сражение. При этом лором или правилами это никак не обосновано. Из-за такой системы боя держать даже одного генерала с ополчением на территории становится очень рискованно, что сильно снижает общую мобильность армии на карте.
Еще более странной ощущается очередность нанесения урона: сначала атакующая сторона выбирает цели среди зданий или ополчения, и только потом наносится урон генералу. Получается, что противник может обстрелом уничтожить столицу, не заходя в нее, и полностью сломать экономику оппонента. Конечно, это можно контрить крепостями и буферными зонами, но на карте таких размеров это проблематично. Хотелось бы, чтобы здания давали больше пользы, чем просто быть губками для урона или магазинами. Возможно, стоило бы рассмотреть очередность «здания-ополчения-генерал» или «ополчения-здания-генерал», но не ту странную комбинированную схему, которая есть сейчас.
В целом, все эти механики, безусловно, дают игре оригинальность и высокую асимметрию, но я боюсь, что новичкам будет очень нелегко начинать своё знакомство со гейтвей-стратегиями именно с такой неоднозначной игры. Ей бы не помешала вторая редакция, которая либо исправит эти огрехи, либо преобразует их в явные, обоснованные фишки.
И, наконец, о компонентах. Меня поразило качество: обратная сторона жетонов даже не представлена рубашками, а о толщине картона говорить вообще нечего, это точно скажется на долговечности игры. Это конечно не уровень игры "Орда" или "Тартария" в которые играть страшно а то вдруг сломаешь, но ощущения близкие.
Сделайте, пожалуйста, делюкс за 2500 рублей, но с адекватными картонными компонентами и улучшениями «вширь» в плане геймплея. Я бы купил без раздумий!
ВАЖНО. Речь о переиздании от ноября 2025 г. Если я неверно понял какие-то правила, поправьте меня, буду только рад ошибиться. Но пока что "Тевтонский удар" оставляет двойственное впечатление: игра кажется довольно глубокой, но при этом страдает от критического дисбаланса.
Главная проблема, на мой взгляд, кроется в географическом дисбалансе в сочетании с преимуществом первого хода. Тевтонцы имеют прямой выход к морю, а это означает мгновенный доступ к ветке морских технологий. Это позволяет им уже за три-четыре хода разогнать невероятный экономический снежный ком, полностью доминируя в гонке технологий, поскольку общий пул карт они скупают буквально как пирожки на базаре, и соперник просто не успевает ничего захватить.
Если Орден ходит первым, они могут сразу же закупить ключевые экономические бусты («менялы», «рекруты») в столице, используя стартовые 10 голды. Вкупе с постройкой причала, портов и использованием бонуса Швеции, их доход взлетает до 12 золотых уже на 3-4 ход, ставя Славян в безвыходное положение. Конечно, если первыми ходят Славяне, они могут немного выровнять ситуацию, скупая тех же «менял», но Тевтонцам все равно потребуется всего 3 хода, чтобы сравняться по доходу, если они построят город и купят ремесленников (кстати, странно, что имея Столицу, по правилам, нельзя покупать улучшения нижних этажей). При этом Славянам добраться до моря крайне сложно: оно граничит с базой Ордена, что чревато обстрелами и потерей армий, да и путь до «Суми» неблизкий. Не очень понятно, почему Новгородская земля вообще закрыта от моря границей. Фактически, это автоматом убивает одно из победных условий для Славян, развязывая при этом руки Тевтонцам.
Продолжая тему стратегических районов, не могу не отметить, что у Тевтонцев более быстрый доступ к району №1. Этот район позволяет одной армии совершать два действия за один ход, что еще сильнее усугубляет положение и без того несчастного оппонента.
Игра в целом поощряет долгий экономический разгон, но этот разгон несоизмеримо легче даётся одной стороне. Раш практически невозможен из-за особенностей карты и мощных гарнизонов, да и Тевтонцам он просто не нужен. Славянам он поможет в лучшем случае в одном из десяти случаев. В итоге мы получаем очень высокую асимметрию, которая в половине партий превращает игру в бессмысленную борьбу за выживание.
Помимо общего научного пула, меня смутила система атак в ближнем бою. Она работает не одновременно и больше похожа на внезапный наскок или засаду, чем на полноценное сражение. При этом лором или правилами это никак не обосновано. Из-за такой системы боя держать даже одного генерала с ополчением на территории становится очень рискованно, что сильно снижает общую мобильность армии на карте.
Еще более странной ощущается очередность нанесения урона: сначала атакующая сторона выбирает цели среди зданий или ополчения, и только потом наносится урон генералу. Получается, что противник может обстрелом уничтожить столицу, не заходя в нее, и полностью сломать экономику оппонента. Конечно, это можно контрить крепостями и буферными зонами, но на карте таких размеров это проблематично. Хотелось бы, чтобы здания давали больше пользы, чем просто быть губками для урона или магазинами. Возможно, стоило бы рассмотреть очередность «здания-ополчения-генерал» или «ополчения-здания-генерал», но не ту странную комбинированную схему, которая есть сейчас.
В целом, все эти механики, безусловно, дают игре оригинальность и высокую асимметрию, но я боюсь, что новичкам будет очень нелегко начинать своё знакомство со гейтвей-стратегиями именно с такой неоднозначной игры. Ей бы не помешала вторая редакция, которая либо исправит эти огрехи, либо преобразует их в явные, обоснованные фишки.
И, наконец, о компонентах. Меня поразило качество: обратная сторона жетонов даже не представлена рубашками, а о толщине картона говорить вообще нечего, это точно скажется на долговечности игры. Это конечно не уровень игры "Орда" или "Тартария" в которые играть страшно а то вдруг сломаешь, но ощущения близкие.
Сделайте, пожалуйста, делюкс за 2500 рублей, но с адекватными картонными компонентами и улучшениями «вширь» в плане геймплея. Я бы купил без раздумий!
Игру перевыпустили
https://www.ozon.ru/product/tehnolog-nastolnaya-strategicheskaya-igra-s-miniatyurami-voinov-evropa-tevtonskiy-udar-2996638900/?oos_search=false&prev_collection=135533732