Пародоксально, но о Затрикии с ее единственным (!) в мире вещественным экземпляром мы уже знаем больше, чем о древнеегипетской игре Мен, артефактов и свидетельств о которой осталось побольше, чем о Затрикии. Так что уж если выбирать самую загадочную игру, то это скорее Мен, чем Затрикия:)
А еще Никлас Хилбом, один из первых, кто предложил правила для этой игры. С его правилами можно познакомиться и даже сыграть по ним здесь: https://ludii.games/variantDetails.php?keyword=Knossos%20Game&variant=183
Так что восхищаюсь вашей типологией с одной лишь поправкой в том, что человечество шло не от манкал к походным играм, а как раз наоборот, от походных игр с высоким влиянием элементов случайности к военным походам все еще с некоторым влиянием случайностей, но уже с большим влиянием тактики, а затем к чисто тактическим военным играм, играм захвата территории, позиционным и "посевным" типа манкалы. Именно такой порядок подтверждают археология и антропология!
Ваша мысль про связь игр с деятельностью человека и их прикладное значение просто великолепна и вызывает моё искреннее восхищение. Единственный нюанс, который мне хотелось бы уточнить, это ваша хронология. Манкалу уже давно не относят к самым древним играм. Многие исследователи убедительно доказали, что манкала - игра намного более поздняя, чем игры бронзового века, о которых вы пишете во второй части и которые вы относите к типу походных, а те свидетельства более раннего существования манкалы, на которые опирались ранее, давно подвергнуты критике и разбиты в пух и прах. Более того, вам наверняка будет интересно почитать работы Тьери Деполиса, например, его научную статью здесь - https://sciendo.com/pdf/10.2478/bgs-2020-0007 Где он предлагает свою типологизацию и хронологию игр и аргументирует ее не только с позиции археологической науки, но и с точки зрения культурной антропологии, а именно связи появления игровых механик с развитием мышления людей. Вы тоже связываете появление игровых механик с развитием опыта людей. И надо сказать, что главная идея Тьерри Деполиса, что включающие в себя элементы случайности игры на несколько тысячелетий опережают все чисто стратегические игры без генераторов случайностей (какими являются манкалы,а также многие позиционные игры и некоторые военные игры в терминах вашей типологии), не только не противоречат вашей типологии, но скорее дополняют и подтверждают ее. В вашей типологии манкалы стоят особняком, а могли бы занять вполне естественное место где-то недалеко от игр позиционных. Я, конечно, понимаю вашу идею, что земледелие и распределение ресурсов - это весьма ранний человеческий опыт, но все-таки неоспоримые археологические и антропологические данные о том, что манкалы появились позже, а не раньше Бронзового века,невозможно сбросить со счетов.
Мне очень нравится ваша типологизация игр, спасибо вам за такой прекрасный труд. Хотела поделиться с вами размышлениями о Затрикии. Дело в том, что про нее же все-таки кое-что известно. В этом замечательном блоге, посвященном древним играм, Эли Гуревич цитирует еще один набор правил помимо правил, предложенных Дмитрием Игоревичем Скирюком, - https://www.ancientgames.org/knossos-game-zatrikion/ А в комментариях к его статье про Затрикию пишет Alexios Pliakos, опубликовавший в 2015г. статью, иллюстрирующую, что это не игра, а календарь - https://www.academia.edu/37720493/One_and_four_year_Minoan_solar_calendars Лично мне, когда я увидела Затрикию впервые, она мне показалась похожей не столько на игру 20 квадратов или Ур, сколько на игру Шэн, особенно если сравнить ее с образцом из Лурестана, хранящемся в Лувре, нельзя не заметить просто поразительное сходство - https://www.pinterest.ru/pin/639511215808184183/ Но, познакомившись с интерепретацией Алексиса Плиакоса, я склоняюсь к тому, что скорее это все-таки календарь, чем игра...
Вот еще одна интересная статья, обсуждающая происхождение и возраст манкалы - https://sciendo.com/pdf/10.2478/bgs-2021-0001
Пародоксально, но о Затрикии с ее единственным (!) в мире вещественным экземпляром мы уже знаем больше, чем о древнеегипетской игре Мен, артефактов и свидетельств о которой осталось побольше, чем о Затрикии. Так что уж если выбирать самую загадочную игру, то это скорее Мен, чем Затрикия:)
А еще Никлас Хилбом, один из первых, кто предложил правила для этой игры. С его правилами можно познакомиться и даже сыграть по ним здесь: https://ludii.games/variantDetails.php?keyword=Knossos%20Game&variant=183
Так что восхищаюсь вашей типологией с одной лишь поправкой в том, что человечество шло не от манкал к походным играм, а как раз наоборот, от походных игр с высоким влиянием элементов случайности к военным походам все еще с некоторым влиянием случайностей, но уже с большим влиянием тактики, а затем к чисто тактическим военным играм, играм захвата территории, позиционным и "посевным" типа манкалы. Именно такой порядок подтверждают археология и антропология!
Ваша мысль про связь игр с деятельностью человека и их прикладное значение просто великолепна и вызывает моё искреннее восхищение. Единственный нюанс, который мне хотелось бы уточнить, это ваша хронология. Манкалу уже давно не относят к самым древним играм. Многие исследователи убедительно доказали, что манкала - игра намного более поздняя, чем игры бронзового века, о которых вы пишете во второй части и которые вы относите к типу походных, а те свидетельства более раннего существования манкалы, на которые опирались ранее, давно подвергнуты критике и разбиты в пух и прах. Более того, вам наверняка будет интересно почитать работы Тьери Деполиса, например, его научную статью здесь - https://sciendo.com/pdf/10.2478/bgs-2020-0007 Где он предлагает свою типологизацию и хронологию игр и аргументирует ее не только с позиции археологической науки, но и с точки зрения культурной антропологии, а именно связи появления игровых механик с развитием мышления людей. Вы тоже связываете появление игровых механик с развитием опыта людей. И надо сказать, что главная идея Тьерри Деполиса, что включающие в себя элементы случайности игры на несколько тысячелетий опережают все чисто стратегические игры без генераторов случайностей (какими являются манкалы,а также многие позиционные игры и некоторые военные игры в терминах вашей типологии), не только не противоречат вашей типологии, но скорее дополняют и подтверждают ее. В вашей типологии манкалы стоят особняком, а могли бы занять вполне естественное место где-то недалеко от игр позиционных. Я, конечно, понимаю вашу идею, что земледелие и распределение ресурсов - это весьма ранний человеческий опыт, но все-таки неоспоримые археологические и антропологические данные о том, что манкалы появились позже, а не раньше Бронзового века,невозможно сбросить со счетов.
Мне очень нравится ваша типологизация игр, спасибо вам за такой прекрасный труд. Хотела поделиться с вами размышлениями о Затрикии. Дело в том, что про нее же все-таки кое-что известно. В этом замечательном блоге, посвященном древним играм, Эли Гуревич цитирует еще один набор правил помимо правил, предложенных Дмитрием Игоревичем Скирюком, - https://www.ancientgames.org/knossos-game-zatrikion/ А в комментариях к его статье про Затрикию пишет Alexios Pliakos, опубликовавший в 2015г. статью, иллюстрирующую, что это не игра, а календарь - https://www.academia.edu/37720493/One_and_four_year_Minoan_solar_calendars Лично мне, когда я увидела Затрикию впервые, она мне показалась похожей не столько на игру 20 квадратов или Ур, сколько на игру Шэн, особенно если сравнить ее с образцом из Лурестана, хранящемся в Лувре, нельзя не заметить просто поразительное сходство - https://www.pinterest.ru/pin/639511215808184183/ Но, познакомившись с интерепретацией Алексиса Плиакоса, я склоняюсь к тому, что скорее это все-таки календарь, чем игра...