Начну с того, что я очень люблю играть в настольные игры соло, в одиночестве. Друзья, разделяющие мое хобби тоже имеются, но далеко не всегда у нас есть время, возможности собраться вместе. В моей коллекции пока находятся всего 6 настольных игр, в которых есть соло-варианты правил. Сегодня хочу рассказать об игре "Подземелье", а именно о тех правилах хоумрулах, с которыми я играю и с которыми ИНТЕРЕСНО играть (в базовый вариант соло-режима практически невозможно играть).
P.S. сразу оговорюсь, что мои правила объединяют, дополняют и изменяют правила пользователя Mr_Bob (отсюда, с Tesera) и иностранного товарища Robert Olesen.
Основная идея была в том, чтобы задействовать все элементы оригинальной игры (накопление и спользование риска, розыгрыш эффектов монстров, захваты\сдвиги и тд), а так же чтобы сделать игру интереснее, сложнее, но при этом, чтобы можно было ее пройти.
Без лишних слов перейдем к правилам.
Делим колоду приключений (с черепом на рубашке) на 4 стопки:
1) Колода риска (все проклятья, ловушки, монстры, сдвиги\захваты и тд. КРОМЕ пункта 3, см.далее)
2) Колода славы (все сокровища и преимущества КРОМЕ пункта 4, см.далее)
3) Босс (Повелитель мертвых в "гробница повелителя мертвых", Некродракон в "драконы беспощадной пустыни" и аналогичные, в зависимости от коробки "подземелья") и его приспешник (1 любой самый сильный монстр, у которого больше всего очков риска)
4) Стопка расходников-сокровищ (все предметы сокровищ, которые имеют разовый эффект и могут применяться мгновенно, то есть зелья, свитки и тд.)
Далее, замешиваем стопку 4 и стопку 1. Должна получиться колода с картами риска и картами расходников-сокровищ
Выкладываем случайным образом 3 задания, но 1 из них выкладывается взакрытую, то есть у вас должно лежать на столе 2 открытых задания и 1 закрытое (рубашкой вверх). Закрытое третье задание можно открыть после выполнения любого из 2 открытых заданий
Выкладываем 3 карты из стопки 2, остальную колоду кладем рядом, это "магазин"
Выкладываем вход в подземелье и 4 прохода, как в оригинальных правилах
В самом начале игры герой получает 1 очко славы и 1 очко риска
В самом начале игры герой получает 1 карту из стопки 2 СЛУЧАЙНЫМ образом, то есть у вас в начале будет 1 сокровище или 1 преимущество
Выполнить 3 задания, вернуться ко входу в подземелье, там же сразиться с приспешником и боссом, победить их
Если в данных правилах не указано чего-либо, то сверяетесь с оригинальными правилами.
При переходе по локациям, очки славы не начисляются, начисляются только очки риска (сколько написано на локации, столько и начисляем себе риска)
Торговать (тратить очки славы на сокровища и преимущества) можно только на карте локации "вход в подземелье"
Игрок получает три случайных задания. Цель: выполнить все задания и выбраться из подземелья.
Колода приключений (рубашки карт с черепами) делится на две части: одна становится Колодой риска (красные и серые карты), другая — Колодой славы (желтые и синие карты). Ни те, ни другие игрок сам по себе не играет. Карты риска применяются случайно, Карты славы приобретаются в лавке в городе.
Да, в этом варианте правил есть лавка торговца, в которую попадаешь прямо из «Преддверия гробницы» (вход в подземелье). Ассортимент в лавке невелик: три товара (карты из Колоды славы), каждый из которых приобретается за Очки славы. Покупать можно сколько угодно с учетом ограничений персонажа на носимые вещи и преимущества. Сразу после покупки Карта славы попадает к игроку и считается подготовленной с использованию, а ее место в лавке занимает следующая карта из Колоды славы.
Товары в лавке
В начале у игрока уже есть одна Карта славы, выбираемая бесплатно из первоначального ассортимента лавки.
Также у игрока в начале игры есть одно Очко славы и одно Очко риска.
Еще у него есть три Жетона славы, которыми он может отмечать локации в подземелье как «безопасные» после того, как преодолеет случившуюся с ним там неприятность. Отметка — дело добровольное, но необратимое. Потраченный Жетон славы нельзя ни вернуть обратно, ни переместить. Зато «безопасная» локация больше не принесет случайных неприятностей.
Вот мы и подошли к тому, с чем столкнется герой в подземелье: к ловушкам и схваткам с чудовищами.
Чудовища из Колоды риска
В одиночном режиме нет Фазы злодеяний, этот этап хода просто пропускается. При каждом входе в не «безопасную» локацию, в которой герой еще не бывал в этом ходу, нужно преодолеть ловушку на входе, если она есть (или другие условия локации, например, нападение доппельгангера). После этого нужно посмотреть, сколько риска указано на локации и сколько риска у героя есть сейчас. Большее число становится Показателем риска. Бросаем кубик один раз и сравниваем выпавшее значение с Показателем риска. Если оно меньше или равно ему — произошло случайное столкновение, берем верхнюю карту из Колоды риска и играем ее; если больше — с героем ничего плохого не произошло, но число очков риска у него увеличивается на столько, сколько указано на локации. Таким образом, очень скоро столкновение с чем-то нехорошим станет неизбежным.
При случайном столкновении количество Очков риска у героя не меняется, а карта из Колоды риска играется сразу же. Если там ловушка — преодолеваем угрозу от нее с учетом особенностей локации (некоторые локации увеличивают угрозы от ловушек). Если проклятие — оставляем его на столе (оно будет действовать столько, сколько на нем указано) и берем следующую карту из Колоды риска. Если это карта с перемещением («Сдвиг измерений» или другая подобная) — убираем ее в низ Колоды риска, такая карта не используется. Если же произошло столкновение с чудовищем — оно нападает на героя.
Бой идет по обычным правилам. Так же, как и всегда, есть возможность контратаки за очко действия. Особенность в том, что после боя, если чудовище не повержено, оно никуда не уходит и игроку надо решить: провести ли еще раунд боя или отступить в ту локацию, из которой он пришел. В случае отступления не тратится Очко действия и не нужно проходить никаких проверок (ни на ловушки, ни на случайные столкновения), чудовище же остается сидеть там, где оно напало на героя. Это отмечается на карте чудовища и на карте локации одинаковым количеством жетонов здоровья или одинаковыми маркерами сопровождения. В локации может быть только одно чудовище и при следующем заходе в эту локацию оно нападет на героя безо всяких проверок на случайное столкновение.
Отметки о чудовищах в локациях
Если герой успешно преодолел случайное столкновение или одолел сидевшее в локации чудовище, он получает столько Очков славы, сколько указано на локации, а его Очки риска уменьшаются на величину, указанную на локации. После этого локация может быть отмечена как «безопасная», если игрок хочет это сделать и у него остались неиспользованные Жетоны славы, которых в начале игры, напомню, у него три.
В данном варианте правил нет Фазы сброса/добора карт.
Последняя особенность предлагаемых правил касается Фазы локаций и Исследования (делается за Очко действия в Фазе подвигов): новая локация может быть добавлена только к той, в которой в данный момент находится герой. Если же сделать это никак не возможно, Карта локации убирается под Колоду локаций и берется другая, сверху. Если же ни одна из вытянутых локаций не подходит в текущей, Фаза локаций просто пропускается, а Очко действия, если локация открывалась Исследованием в Фазе подвигов, возвращается игроку.
Вот и все. Получается настольная rouge-like игра с возможностью планировать свой маршрут с учетом известной части подземелья и сидящих в нем чудовищ, а также накопленного риска и ассортимента в лавке в городе.
Описанные выше правила можно применить для совместного режима, когда игроки вместе выполняют задания, а не стараются убить героев друг друга. Подойдет для тех, кто не хочет соревнований и обид, что не редкость при игре в Подземелье по обычным правилам.
В зависимости от количества игроков, берутся три случайных задания на двоих игроков, четыре задания на троих или пять заданий на четверых. Цель: выполнить все задания и выбраться из подземелья хотя бы одним из героев.
Игроки ходят по очереди, первый игрок определяется в начале игры жребием.
Герои могут обмениваться сокровищами (желтые карты), но не преимуществами (синие карты). Для обмена герои должны находится в одной локации и тот герой, который принимает сокровище, должен отдать тому, кто сокровище отдает, столько Очков славы, сколько сокровище стоит.
Почти те же правила, что описаны выше, можно использовать и для игры в режиме «каждый сам за себя».
У каждого игрока, как по обычным правилам, два личных задания. Плюс одно общее задание на всех. Цель: выполнить три задания и выбраться из подземелья. Кто сделает это первым, тот и победил в игре.
Игроки не могут обмениваться сокровищами, но могут нападать друг на друга, как по обычным правилам: один раз за ход, за одно очко действия в Фазе подвигов.
Изложенное выше — набор дополнительных и измененных правил Подземелья. Оригинальные правила напрашиваются на несколько трактовок и располагают к введению «домашних» особенностей. Надеюсь, предлагаемый мной вариант правил позволит многим игрокам-одиночкам получить больше удовольствия от игры без компании, а также приблизит ощущения от игры к тем, которые ожидаются от жанра «dungeon crawler».