Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
игры |
Coppertwaddle
|
компании |
Surprised Stare Games Ltd
|
проекты |
Настольные раскопки
|
Дата: | 24 октября 2011 |
9.4732 |
- |
Наверное, это скучно — ВСЁ ЗНАТЬ про что-то. Хотя бы потому, что абсолютное знание лишает нас радости открытия, торжества первопроходца или просто способности удивляться.
Мир настольных игр формирует свою историю, свои залы славы с премиями и акколадами, свои залежи ископаемых под слоем тлена и рухляди.
Часто случается так, что массовое пристрастие к каким-то трендам не позволяет игровому сообществу вовремя оценить какую-то достойную внимания игру. Либо какой-то шедевр затмевается ещё более ярким шедевром. Либо общество потребления зависит от маркетинга настолько, что гениальнейшее произведение вынуждено кануть в Лету из-за низкобюджетного внедрения в массы. Ещё бывает так, что молодое поколение просто не успело копнуть глубже периода своего активного познания, да и не всегда точно знает, где лучше копать, чтобы нарыть что-то интересное не только дедушкам и бабушкам. Дедушки думают, что внучата знают, а мужики-то не знают! Помимо фактора времени и маркетинговых монстров есть еще один «враг». Это... броские картинки, роскошное оформление посредственных игр или просто поделок, затмевающие своим фальшивым блеском лучшие творения. Да мало ли ещё причин!
Мы попробуем периодически извлекать с пыльных полок малоизвестные, полузабытые или совсем неведомые игры, обладающие теми или иными шедевральными качествами, неожиданными достоинствами, какими-то загадками или интересной историей.
Сегодня — это английская игра Coppertwaddle. Средневековая игра с духом ККИ.
Лет десять назад современный издатель Surprised Stare Games Ltd на своём сайте довёл до сведения масс историю этой игры. Вот она вкратце...
ок. 1470 — изобретение игры неким Джеральдом Вустерским.
1476 — после успеха в 1474-м его популярного шахматного трактата «The Game and Play of Chess Moralised» Уильям Какстон опубликовал первую печатную версию «Коппертводл», известную в разных местах как Cooper’s Tort, the Tort, Coopers Twaddle или Cooper Twaddle. (twaddle — по-англ. «чушь, чепуха».)
1495 — Платон Бенедетти печатает в Болоньи первую католическую версию игры; она становится популярной в монастырях и при некоторых европейских дворах, но её ждёт осуждение папской инквизицией.
1526 — на французском языке опубликована лютеранская версия. В Англии известна как 8-й фолиант.
1534 — при дворе Генриха VIII формируется сообщество коппертводлерсов, под патронажем то ли Анны Болейн, то ли самого короля (этому королю иногда также приписывают авторство знаменитой песенки Greensleeves, — К.Г.)
сер. XVII в. — игра запрещена Кромвелем.
1660-1680 — после реставрации монархии игра расцвела при дворе Карла II. Версия игры этих времён дошла до XX в.
1927 — выпущено издание с более чёткой, современной структуризацией очерёдности ходов, вариантами и домашними правилами.
2000 — издание Surprised Stare Games Ltd, которое можно назвать вустерским вариантом предыдущего издания.
М-да... остаётся только недоумевать, как такая предтеча ККИ оставалась неизвестной широкой публике. Как?
Ну, многие уже догадались, что верить этой истории — всё равно, что верить, будто в Tichu играет полмиллиарда китайцев. Китайцы не играют в «Тичу», Анна Болейн не играла в «Коппертводл» ни до, ни после обезглавливания, и во времена Шекспира не было сигарет «Друг» с собачкой на этикетке.
Так что же представляет собой сама игра?
Это современная мистификация английского геймдизайнера Тони Бойделла, псевдосредневековая карточная игра. В механике игры прослеживаются все «новейшие достижения современной науки». А именно: деление карт на типы, деление хода на фазы, долгоиграющие способности некоторых карт, короткоиграющие специальные способности других, некоторые условности, связанные с ориентацией карт друг относительно друга и проч.
И это всё в скромной колоде с 55-ю картами, в которой, хоть топор вешай, витает плотный дух первых ККИ (MtG, On the Edge и др.). К слову, почти десятилетие спустя появится другая компактная настольная игра, насыщенная элементами других крупных известных игр, — крохотная коробочка карт Fzzzt! объединила в себе идеи Dominion и Ticket to Ride: the Card Game. Х-мм... угадайте с восьми раз, кто автор Fzzzt!.
В Coppertwaddle играют двое одной общей колодой. Всего три типа карт. Названы они в угоду феодальной мистификации несколько необычно. Прежде всего, это т.н. Threlms. Не ищите это слово в современных словарях. Я сам не знаю, что это. Если есть этимологические догадки — смело отписывайтесь. По игровой же сути это субъекты и объекты, персонажи, предметы-символы, явления. У каждого threlm’а есть сила (power) и текст, содержащий в т.ч. срабатывающую способность («абилку»). Эти карты в определённый момент, раз в два хода, т.е. каждый раз, когда игрок исполняет роль Гардиана, а не Челленджера, по одной штуке выкладываются в зону Domain игрока, которая в свою очередь состоит из 8 ячеек, по четыре в двух рядах. Ближний к сопернику ряд предназначается для существ благородных, т.е. ноблей. Ну, а кто «рылом не вышел», пейзаны — во второй ряд.
Два других типа карт — это примерные аналоги энчантментов и инстант в «Мэджике»: Declarations и Favours, хотя немного отличаются по способу выкладки/игры и условию произведения эффекта.
Нарушая хронологию изложения правил, скажу, что нобли могут атаковать (в этой игре — «грабить») только ноблей, а пейзаны только пейзанов. Причём ближайшие соседи по ряду могут оказывать атакующему поддержку, не участвуя непосредственно в грабеже, а защищающийся нобль может получить ещё и поддержку от стоящего ровно за его «спиной» пейзана. Атаковать можно только одного threlm’а.
К силе атакущих и к силе атакованного прибавляется сила поддерживающих, учитываются абилки и эффекты от карт других типов. Если атака прошла успешно, то «грабанутый» threlm перемещается в domain победителя схватки на оговоренное правилами место. После чего гордые (proud) участники грабежа перестают быть гордыми и переворачиваются, закрываясь от стыда. Стыда, как можно догадаться, хватает только на один ход. Мэджиковский tap здесь заменен на cover. Если атака не прошла, то все остаются гордыми. Может так случиться, что цель в процессе атаки сама спрячется (cover). Тогда перехода в чужой домен не происходит.
Резолв схватки принципиально отличается от мэджиковского тем, что в «Коппертводл» нет т.н. стека. Более того, все эффекты учитываются после окончания всех действий. И если какой-то модификатор был по ходу выведен из схватки, то извините, приходите завтра...
Цель всей партии (раунда) — заполнить все 8 своих ячеек (diches) гордыми объектами-субъектами.
После чего победитель получает очки, равные суммарной силе своих объектов-субъектов с добавлением бонусов от деклараций и фаворов.
Играются три партии (a Suite). Баллы начисляются так: за победу в партии — 1 балл; за самую крупную победу — 1 балл, за большую сумму очков по итогам трёх партий — 1 балл.
Таким образом, иногда случается, что две скромные победы не дают суммарного выигрыша.
Эти краткие, за вычетом нескольких нюансов, правила не передают, конечно, атмосферы игры. Атмосферу создают оформление, тексты и пожелания издателя соответственно одеваться к игре. Добавлю, что поспособствует игре какая-нибудь староанглийская музыка. Лютня или вирджинал. Впрочем, сгодится и вечнозелёный Jethro Tull. Но и это не всё. Игра не может не нравиться по чисто игровым причинам. Геймплей не перегружен. Простота механики и хитрые тактики хорошо сбалансированы.
Так получилось, что последний раз я играл в Coppertwaddle лет восемь назад, причём самодельными проксями, которые куда-то подевались. И когда я задумался над тем, какую игру первой откопать для этой рубрики, мне захотелось не только рассказать о ней, но и приобрести, наконец, фабричный экземплярчик. Завернуться в плед возле камина и разложить партеечку под Greensleeves.
Greensleeves was all my joy,
Greensleeves was my delight;
Greensleeves was my heart of gold,
And who but Lady Greensleeves?