| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| игры |
Neuroshima Hex!
Lords of Waterdeep Шахматы The Duke Мой любимый Франкенштейн Mascarade |
| клубы |
Хоум Кафе (Закрыт)
|
| проекты |
Good Content Challenge
|
| Дата: | 23 июня 2015 |
![]() |
| 7.0425 |
![]() |
- |
Прогуливаясь по волнам комментариев, нашёл перчатку, оброненную Slim_Slam_Snaga. Решил, что не стоит шутить с Рандомом, и принял эстафету.
— Профессор?
— Да, голубчик, а не появились ли у вас, дорогой мой, ноги?
— Профессор, как раз сегодня утром приобрёл на рынке у немало известного Вам Генриха прекрасное копыто, подойдёт ли Вам это?
— Ох, голубчик, это копыто прекрасно подойдёт к тем рогам, что совсем недавно так дерзко подкинул мне ваш коллега.
Из диалога Профессора и Студента (МЛФ)
Первые настольные игры, которые попались на моём пути, были довольно давно, и, возможно, я даже не вспомню, как они назывались. Хотя нет, «Белая ворона» и «Приключения на Луне» — эти названия отложились в моей голове надолго, если не навсегда. Я не говорю о лото, карточных играх, шахматах, шашках и прочих. Уже позже, когда я от скуки и отсутствия новых интересных игр под действием компьютерных «Варкрафтов» (первого и второго) придумывал напольную игру-стратегию для своих друзей, задумался о том, чему посвятить эту игру: муравьи, жуки, человечки, гномы? Возможно, уже тогда я первый раз задумался об абстракциях.
Сейчас в век высоких технологий, когда научные работы балансируют на гранях между науками, когда всё сильнее смешиваются разные стороны нашей жизни и то, что раньше казалось немыслимым, сейчас уже кажется абсолютно обыденным. Это веяние времени затрагивает и настольные игры. Об этом и пойдёт речь ниже.
Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.
Что такое абстрактная игра? Игра, оторванная от сеттинга? Или игра с отсутствием случайного фактора? Как сейчас понять, что именно подозревает продавец-консультант в магазине игр, называя ту или иную игру абстрактной?

Скажем, вроде бы простой пример: шахматы — эта древняя игра имеет глубокую тематику и вполне понятный сеттинг, хотя если попытаться убедить кого из Мира Настольщиков, что шахматы — игра не абстрактная, можно столкнуться с явным недоумением.

Тут я натыкаюсь ещё на один интересный пример, который был рождён недавним разговором с одним из моих друзей-настольщиков. Neuroshima Hex! — явный пример, в моём понимании, абстрактной настольной игры, хотя NH! имеет явную привязку к сеттингу и довольно хорошо выраженный фактор случайности, но тем не менее я чётко осознаю, что если киборгов и мутантов заменить гномиками и големами, ничего не изменится, кроме арта, а если уж совсем сурово — я нашёл в сети пяток фанатских армий, которые весьма неплохи.
— Мой генерал! Вражеская конница прорвала правый фланг! Строй разорван!
— Отправьте туда Герхарда, он легко развеет эту угрозу.
— Мой господин, но это оголит тыл и откроет брешь по центру.
— Перекинем туда гвардию и перейдём к наступлению. Выполняйте.
— Да, мой король.
Из записей Белого офицера (ШМ)
Эти армии вписываются в игру и вообще не имеют никакого арта — это просто набор гексов и треугольничков. Однако мой друг настаивал на том, что «Нейрошима» — игра не абстрактная, а вот The Duke — абстрактная. Где же проходит эта тонкая грань между абстрактной и неабстрактной игрой? Неужели форма игровых плиток как-то влияет на это? Думаю, вряд ли.
С другой стороны, если рассуждать таким образом, на сколько ещё игр можно наклеить ярлычок «абстрактная»? Этот вопрос я пока оставлю без ответа.

Многие игры, которые общепризнано считаются абстрактными, имеют явно выраженный случайный фактор. Скажем, «Просто Гениально» или Tsuro. Ведь никто не спорит что эти игры абстрактны, правда?
Всё выше изложенное должно было подвести вас к мысли о том, что понятие «абстрактная игра» крайне размыто и чётко определить абстрактность игры — дело не простое.
Что же мы имеем в реальной жизни? Скажем, недавно попавшая мне в руки игра «Маскарад». Казалось бы, просто набор карт, которые просто имеют какие-то свойства и которые можно играть. Вроде бы очень абстрактно... Но Король получает чистый профит в виде трёх монет, а куртизанка получает деньги только с персонажа мужского пола, Игрок прямо таки играет в угадайку с другим претендентом на победу. И вот мы снова балансируем на грани абстрактности.

С другой стороны, иногда бывает так, что геймдизайнеры по какой-то безумной причине лишают игры конкретности, подталкивая их к грани абстракности. О чём я? Где-то месяц назад я поиграл в «Лордов Ватердипа». Казалось бы, классический Еврогейм, но, Боги мои, может ли мне кто-нибудь объяснить, почему издатели решили использовать вместо обычных казалось бы миплов «коней в вакууме», а точнее кубики, разноцветные кубики? Как? Зачем?

Эти вопросы живут в моей душе и я не надеюсь получить на них ответы.
Ещё один пример. Очень неодназначная игра — «Мой любимый Франкенштейн». Казалось бы, очень антуражная игра, довольно мрачная, но если разобраться... Убираем антураж, заменяем карты на обычные игровые, и але-гоп! Получаем обычную абстрактную игру на сбор комбинаций... И как теперь определять игру? Как абстрактную? Я запутался.

Однако пора подходит к заключению.
Деление игр на Америтреш, Еврики, Абстрактные и не очень и прочие — гнездится в наших с вами головах. Каждый сам для себя решает, какая игра лежит перед ним, и его отношение к игре во много определяет характер поведения игрока за столом. А иногда и сами создатели игр подталкивают свои игры к порогу абстрактности, а дизайнеры абстрактных игр всё чаще пытаются вдохнуть в свои игры что-то более одухотворённое, чем просто набор фигур или тайлов, тем самым меняя угол зрения игроков, по каким-то причинам не любящих абстрактные игры. Ещё больше всех нас путают новые игры, в которых сочетаются по несколько механик, соседство которых в одной игре ранее было просто немыслимым для нас, любителей поиграть. Всё это путает нас и ведёт к тому, что скоро трудно будет разделить игры по категориям, для нас с вами привычным сегодня.
Для кого-то «Нейрошима» — это набор разнофокусных гексов, а для кого-то это целая история.
Внимательно изучив перчатку, нашёл в ней бумажку с адресатом — Aganov — и решил тёмной ночью подкинуть перчатку ему в почтовый ящик.