После очередных игровых сессий, решил прошерстить дневники, чтобы выявить, так сказать knowledge gap сайта. Ну не получается у меня, как у Юры, писать про "партию в Star Realms №132". Вроде нащупал gap - не представлен на русском сравнительный анализ игр серии Tiny Epic, коих вышло на данный момент 3.
На днях получилось целенаправлено сыграть за неделю во все Tiny Epic'и. Об этом опыте и хочу поделиться с сообществом.
Пойду, думаю, в хронологическом порядке.
Tiny Epic Kingdoms
В настольном мире, можно сказать, мода на минимализм: от Coin Age и Love Letter до... вот, указанного Tiny Epic Kingdoms. ТЕК, по сути, поставил некую грань: вот если дальше усложнять, будет уже не минимализм, а неполноценная (точнее, классическая) настольная игра на псевдо 4Х a la Eclipse/Runewars с ампутированными механиками. Проще говоря, такой вот межевой камень по границе сложность-адекватность. Обзоров на сайте много, поэтому повторяться не буду. Хорошо проработанная (но с условностями - та же "построй башню" которая ради очков), простая (но не слишком - разные расы подразумевают разные стратегии) игра, в которой был заложен принцип серии: одна проверенная механика + по мелочи. В данном случае - выбор действия-роли за ход, как в этом вашем Puerto Rico, ваш выбор даёт аналогичное действие соперникам. В качестве малой механики - контроль территорий. Рандома нет - всё зависит от действий других игроков. Разрыв в конце партии редко бывает более 15-20% между первым и последним. Мини-доп не обязателен, но он собственно, делает игру этим самым 4Х, потому как в оригинале никакого eXplore нету, а с допом мелочь (tiny), но приятно.
Tiny Epic Defenders
Вторая игра серии. Роднит её с первой игрой лишь название и художник-оформитель. В остальном же - совершенно другая игра. Есть брать аналогии, то сразу на ум приходит Pandemic, чью механику игру чуть менее чем полностью повторяет. Так как обзора на русском я как-то не нашёл, остановлюсь на правилах и сути игры подробнее, через призму сравнения с Пандемией. Карты, как таковой, нет, есть случайно генерируемое на двусторонних картах поле: 6 карт территорий + столица, которую мы, собственно, дефендим. Играем, как и в Pandemic'е, героями с уникальными свойствами и задача наша бегать по миру и зло удалять по курсу один Action point - минус один Evil point (ну и герои, которые могут это делать эффективнее по разным показателям). Генерится зло колодой хода, полный аналог колоды заражения в Pamdemic'е, за исключением того, что в этой же колоде замешаны карты активации персонажа, что создаёт дополнительные трудности для игроков, так как ты не можешь угадать, когда именно будешь активировать своего персонажа. На территориях мы обозначаем уровень проникновения зла (тм) симпатичным деревянным маркером .
Колода хода маленькая - меньше десяти карт, но в конце "раунда", когда все карты вышли, "бито" переворачивается, добавляется случайная карта монстра, замешивается, и поехали заново. В остальном же: грамотно координируем действия, запоминаем вышедшие карты, копим артефакты (кои дают за победу над "злыми" монстрами) для битвы с боссом. Босс - суть тот же монстр, только уж больно толстый, да и спец-свойствами усложняет жизнь как в этом вашем Аркхеме проснувший древний.
Мини-доп - это пара монстров и героев. Ничего особенного, хотя герои, признаться, эпичненькие.
Резюмируя: да, как вы уже догадались получился ремейк Pandemic'а в фэнтезийном стиле. Т.е. если нравится фэнтези-тема и/или Pandemic - тогда это игра для вас. В противном случае, вряд ли продукт сей будет интересен: в отличие от ТЕК, TED ничегошеньки нового в игромир не вносит. Я "докинул" игру в заказ, чтобы играть с дочкой.
Tiny Epic Galaxies
Третья и последняя, на данный момент, игра в серии, на этот раз про космос. Родственных связей с предыдущими собратьми по издательству-автору не замечено, а художник вовсю осваивал стандартный урок в фотошопе "рисуем далёкую планету". Первые ассоциации с Eminent Domain отбрасываем - они поверхностны и базируются только на внешнем сходстве и сути (планетной колонизации).
По моему убеждению, это - лучшая, на данный момент, игра в серии. Тезисно объясню почему:
Коротко по правилам. Каждая планета/карта, коих выкладываем кол-во игроков +2 - это не только ценные ПО, но и ценное действие. Планету можно "охмурять" через экономическое или дипломатическое воздействие (1-ая и 2-ая грани на кубах действия). Планеты ещё проиводят энергию или культуру (3-ая м 4-ая грани действия). А можно ещё и полететь на планету непосредственно (5-ая грань), чтобы выполнить планетарное действие. Когда планета "охмурена" и вы её "затащили к себе в галактику", планетарное действие доступно только вам, через активацию 6-ой грани.
Да, о гранях. Каждый ход мы бросаем кол-во кубов, соответствующее нашему уровню цивилизации. Потом решаем, в каком порядке их активировать и/или перекидывать. Если вы активируете куб - любой игрок может выполнить ваше действие, потратив единицу культуры.
Ресурса, как уже было сказано, два: культура (потратить - выполнить действие соперника) и энергия (тратится, в основном, на перекидывание кубов) и они необходимы для прогресса цивилизации.
Хоть кубы = рандом, игра даёт много разнообразных решений по его уменьшению, как, скажем, в Alien Frontiers (оттуда же, видимо, пришли и скрытые карты цели). Возможность копировать действия совсем сводит рандомность на минимум - главное запастись культурой.
Конец игры - кто-то набрал 21+ очков. Надо отметить, что игра намного длиннее предыдущих двух, из-за даун-тайма. Ведь действий действительно много, раздумья над вопросом "тварь я дрожащая или кубы перекинуть право имеющий" могут занимать у отдельных индивидов более минуты. В остальном же игра замечательная. Если выбирать только одну Tiny Epic - выбор однозначно на TEG. Противопоказания: фобия кубов и аллергия на тематику. И да, мини-доп, впервые за серию, это не просто "+ 3 героя/расы", а новые две мини-механики: спутники и планетрные орудия. Мною, пока не опробован, но смотрится симпатично.
В следующих сериях Tiny Epic...
Доп к Tiny Epic Kingdoms: Heroes Call новые расы, локации, башенки-укрепления и ГЕРОИ.
Tiny Epic Western: теперь с салуном, блэкджеком и куртизанками. Пока тестируют. В феврале планируется традиционный вброс на kickstarter.
P.S.
Игра EPIC card game к серии Tiny Epic отношения не имеет.
Галактики сыграли пару раз. Играли втроём, первый раз тупили с час, второй играли бодрее, управились минут за 40. Некоторым мешает наличие элементарного английского текста, кого-то накрывает паралич анализа - особенно когда раскачаешься до 7 кубов ;-)
Рандом в игре есть, но он скорее не в кубах, а в планетах. Ситуация, когда на столе 5 планет и все энергетические, очень уплощает игру, лишаяя её механики повторюшничества.
Хочется играть ещё, чтобы подержать в руке офигительные кубики...
А у меня кубы разного размера :(
На кривые кораблики люди жаловались, про кубики первый раз слышу. Вроде бы они высылают компоненты на замену.
Пролил свет на Tiny серию, спасибо!
Я играл только в Kingdoms, и она показалась... "убогой". Думал, что остальные игры - это ее копии в разных сеттингах. Теперь жажду попробовать Galaxies на кэмпе!
Ага. Привезу.
Хороший обзор. Присматривался к ТЭГ, поскольку очень интересна тематика космо 4Х, а, если все это еще и быстро и неперегруженно, то вообще мечта просто)
Ни разу не 4Х. Скорее eminent domain на кубах.
Картиночки бы кликабильные да побольше.
Понятно, что я в гугле не забанен, но совсем маленькие жеж, ничего не видно :(
+ 1
Tiny epic pictures. До компа дойду - исправлю.