Рейтинг 8.90

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 8.9078
-

2016-й. Игровой. Мой. редактировать

время: 31 декабря 2016 место: Химки - Ирма - Тверь - Москва - Пошехонье - Эссен, далее везде

Привет, дорогой друг-настольщик!

 

Если ты читаешь этот текст, значит я пересилил свою лень и сподобился написать очередную заметку в дневнике, по возможности кратко изложил свои ощущения (и только ощущения, без описания игр, разбора правил и прочей аналитики) от прошедшего настольного года, который выдался ударным: три (с хвостиком) кэмпа, Эссен, over 666 (на самом деле уже больше) партий, более 150 новых игр и море фана.

 

Для оформления дневника использованы фото с сайта BGG и моего архива.

 

События

 

 

Spiel 2016

 

Деньги на поездку были отложены сразу после отчета Майкла о 2015-м, в графике отпусков время под нее было забетонировано, а приятная компания подобралась ближе к самой выставке.

 

Ощущения — "огонь!", как любят говорить в "Лавке игр". Сначала ты несколько недель просматривешь игры, которые обещают привезти на выставку, отбираешь для себя наиболее интересные, распечатываешь план выставки, отмечаешь на нем стенды издательств и места каких-то интересных мероприятий, составляешь список покупок... А потом едешь и тратишь еще кучу денег, психанув в последний вечер перед отъездом! :)

 

Похоже ли это на наш Игрокон? И да, и нет. Да — потому что на обеих выставках можно увидеть все, что представлено в заданном ареале обитания, соответственно в Европе и в России, можно окунуться в атмосферу праздника, когда в одном месте собирается огроное количество людей, объединенных общим интересом. Масштаб мероприятий сравнивать сложно — он различается на порядок, а по количеству разнообразных игр и на два (с учетом всех барахолок со старыми играми, названия которых мало что скажут и молодым гикам).

 

"Улов" составил пару десятков сыгранных партий, из которых запомнились больше всего Terraforming Mars, Adrenaline, Crazy Karts, Sabbat Magica, Ulm и NOT ALONE. Про первые две уже немало написано на Тесере и не только, ниже пару слов про другие.

 

Crazy Karts — веселые покатушки (мы играли двое на двое) на машинках по "минному полю", игра быстрая и азартная, в которой важна командная работа и предугадывание действий соперников.

 

Sabbat Magica — та самая игра, которую долго угадывали на моей фотографии. В целом обычное евро, но зацепила (только меня из партнеров по столу) ярким оформлением и тематикой. Играем за магов, которые соревнуются в пугании окрестных жителей при помощи битья зеркал и призывания призраков.

 

Ulm — крепкое евро с интересной механикой выбора действий на раунд. Далеко не всегда можно сыграть те действия, которые хочется, но есть в этом своя прелесть по оптимизации использования доступных возможностей для максимизации получаемых очков.

 

NOT ALONE — кооперативный survival-horror с "предателем". Люди прилетели (на свою голову) на неизвестную планету Artemia, и теперь неизвествое существо на правах хозяина старается переубедить гостей покинуть эту планету, подавляя их волю. Игра пополнила коллекцию, о чем ни капли не жалею — во всех сыгранных партиях нервы игроков были на пределе, а судя по процессу игра отлично масштабируется на любое количество участников. Да скоро вы и сами попробуете издание от Гаги, чего уж там :)

 

Кроме NOT ALONE, шкаф пополнили Cry Havoc (купленный не без приключений в последний вечер лично у пана Игнация), Inis, распродажные Archipelago, Koryo, Battle Line, дополнения к 7 Wonders Duel, Grizzled, Colt Express, Instanbul, Cyclades, Battlelore. Покинули шкаф после нескольких партий In the Name of Odin (очень красивая, но простоватая для меня и компании) и Bohnanza Das Duell (для быстрых дуэлей есть Jaipur, Sobek, да даже 7 чудес).

 

Поеду ли снова? Да, обязательно, при первой же возможности. Только не буду обещать привезти кучу игр другим, а то свои хотелки в чемодан не влезают! :)

 

 

 

Зимний кэмп 2016 в Ирме

 

После летнего в Пошехонье и осеннего в Твери нельзя было не попробовать зимний в Ирме. Долгая дорога (спасибо Майклу и всей честной компании) прошла без приключений, и уже в обед мы начали с филлеров типа Pixel Tactics и Epic, и заверте... Euphoria, Dead of Winter, Quatermaster General ("Италия — великая страна!"), Factory Fun, Cadwallon с дополнением, Cthulhu Wars... Жаркие споры во время партий и камин согревали при -30 за окном (а вот ночью приходилось спать в одежде и под двумя одеялами). Загадки из "Угадай мелодию" и "КВН" не давали зациклиться только на настолках. А вот последующий марш-бросок из Ирмы в Тверь на другой кэмп — это уже отдельная история...

 

Летний кэмп 2016 в Пошехонье

 

Шестьдесят мест на летний настолкэмп разлетелись 1 декабря 2015 года за час с небольшим. Это все, что нужно знать про кэмпы от Юшиных. 

 

Если зимний кэмп прошел под знаком Grizzled, то символ летнего — однозначно Codenames. В ресторане в него играли практически постоянно с ужина и до упора, сам сыграл партий 15-20 в разных ролях. В остальном все то же самое — сутки настолок, редкие часы сна, "препати" с ребятами с юга России в Ярославле, "афтерпати" с москвичами там же... К сожалению, интересных игр летом было меньше, чем на других кэмпах (из новых для себя игр могу выделить только 51 State и Seasons). Но это претензия только к самому себе, потому что по уровню организации и собираемой компании сравнить такое мероприятие с другими очень сложно.

 

 

Игры

 

Теперь перейдем непосредственно к игровым "номинациям". Сразу предупреждаю: все "номинанты" — исключительно для меня, потому что среди них хватает и игр, которые изданы достаточно давно, но попробовать или распробовать удалось только в прошедшем году. Мест не будет, и количество игр в разделах разное. Начну разочарований, чтобы им не заканчивать.

 


Разочарования, или игры, которые не понравились

 

Dead of Winter — всем понравилось, мне нет. Хотя нет, вру, мне понравилось, как Миша надрал всех предателем, это было очень красиво и без шансов для нас, но сама игра мне напомнила нелюбимый мной УА — много суеты с карточками, локациями, проверками и т.п. Что скажете, стоит дать игре еще один шанс?

 

Dark Moon — в процессе объяснения правил преподносился как "BSG light". Если BSG такая же, то играть в нее я в нее не сяду, портому что по сравнению с ней даже Гномы-вредители выглядят верхом совершества среди игр с предателем.

 

Android: Mainframe — скучный абстракт, разбавленный несколькими уникальными убер-картами для каждой корпорации из мира Андроида. Возможно, любителям бэка и механики take that игра будет интересна, но я даже после трех партий в разных компаниях распробовать не смог.

 

Assassin's Creed: Arena — неплохой арт, неплохая задумка, но совершенно невнятный процесс с кучей неконтролируемого рандома и сомнительным удовольствием от игры (еси чо, то сыгранную партию я выиграл).

 

The Oracle of Delphi — в целом мне не нравится "point salade" от Фельда. С одной стороны, здесь он немного отошел от своей привычной мешанины из очков. С другой — это все те же 12 ПО, которые нужно набрать разными способами. Красивое модульное поле, "подкрутка" кубиков при помощи ронделя, pick-up and deliver, сбор сетов... Механик много, а результат довольно непонятный — не в плане правил, нет, а в плане ощущений от процесса, и желания повторить особо нет.

 

 

 

Открытия, или не самые новые игры, которые "открыл" только в этом году

 

7 Wonders: Duel — подарок себе на прошлый Новый год, пара десятков партий, начиная с 1 января, обидные поражения на прошедшем турнире, но я не наигрался! Рандом присутствует, и в первую очередь при драфте чудес — немного обидно остаться с одним чудом с повторным ходом против трех у противника. В базе от такой возможности может зависеть исход всей партии (в случае с научной или военной победой), и только в дополнении появился легальный способ пропустить ход при помощи использования богов. Дополнение добавляет новые возможности, но убирает гильдии и по первому ощущению чуть-чуть перегружает процесс базовой игры: он теряет свою элегантность, растёт даунтайм. А вот что не взял металлические монеты — это обидно, придется ехать за ними через год :)

 

Claustrophobia — давно хотел попробовать, чтобы составить свое мнение, поэтому при возможности купил с рук сразу с дополнением, а на ДР получил и второе. На майском кэмпе в Твери Майкл показал и научил, потом сыграл партию с ним, потом еще, и понеслось... За год дома сыграно около 12 партий, пройдены только первые сценарии, но играли все время за одну сторону и до тех пор пока каждый сценарий не выиграет каждый игрок. Предпокрашеные миниатюры людей (и упырей), огромные тайлы катакомб, простой, но азартный кубомет... Каждая партия — это отдельное приключение, своя история, обычно не очень длинная. При этом один и тот же сценарий можно как бездарно слить, так и выиграть одной левой — очень много зависит даже не столько от кубов, сколько от выхода тайлов подземелья и приходящих карт. Несмотря на весь рандом в отдельных партиях, игра не выглядит несбалансированной в целом и продолжает приносить удовольствие. Возможно, это лучший америтреш начального уровня на двоих. В планах на 2017 пройти максимальное количество сценариев из базы и допов.

 

Battlelore — перед прошлым НГ удалось увести у Морта из-под носа последнюю коробку локализации по акции за какие-то копейки по нашим временам, но выдавил жетоны только пару месяцев назад, после чего взялся за освоение. Здесь уже от кубов зависит больше, но без опыта, правильной тактики и оценки вероятностей исходов своих действий победить непросто. Под елкой меня ждет комплект дополнений, поэтому баталии продолжатся и в новом году.

 

Dungeon Lords (с дополнением) — всего одна партия, но какая! Целая ночь борьбы с толпами грабителей подземелий, скрип мозгов и немного удачи. Все игры Хватила, с которыми знаком, выглядят очень... комплексными, что ли, и при этом цельными. Много всего наворочено, но не выглядит нагромождением ради усложнения, отдельные механики подогнаны и выглядят логичными, правда от обилия возможностей все равно иногда теряешься или что-то забываешь. От покупки игры останавливает только то, что мало кто готов слушать правила часа полтора-два, а для партии строго рекомендуется четыре человека. "Спин-офф" Dungeon Petz при этом показался попроще в плане освоения, но и удовольствия от него поменьше.

 

В принципе, первые три игры этого раздела закрывают для меня и номинацию дуэльных игр года, к которым для разнообразия можно добавить более короткие Battle Line от Книциа и Longhorn от Каталы.

 

 

 

Новинки

 

Inis — "все говорят, что кино для дураков, а мне понравилось!" Мне нравится арт. Мне нравятся компоненты (которые так удобно использовать для прототипов других игр :)) Мне нравятся простые правила (локализация сделает игру доступной для всех). Мне нравится такой драфт. Мне нравятся комбо. Мне нравится просчет действий соперников (хотя это пока получается далеко не всегда). Мне нравится весь процесс. Кто со мной играть?

 

The Arrival — в игре есть общий враг (которому можно подыгрывать), есть не совсем обычная тема, есть подлянки противникам (обычное дело), а другой стороны в игре есть и кооперативная часть, когда все могут объединиться против одного игрока, чтобы он не выиграл по другому условию победы, чем то, в котором соревнуются остальные. В этом чем-то напомнило За Шотландию!, только продвинутую и намного более разнообразную. Хорошее и крепкое евро, рекомендую попробовать.

 

Terraforming Mars — одной неполной партии с самостоятельным изучением правил на Эссене хватило, чтобы понять — в это можно и нужно играть, и партий 5-10 должно быть весьма интересно. С одной стороны, ничего особо прорывного в игре нет. С другой — тема выбрана удачно, уникальные карты будут писать каждую партию новую историю освоения Марса. Это уже потом появятся какие-то выигрышные стратегии, но и дополнения тоже не за горами!

 

 

 

Семейные игры — ну как семейные... евро не самой высокой сложности

 

Viticulture (Essential Edition) — однозначное открытие. Тематичное, красивое, неагрессивное и масштабируемое от 1 (!) до 6 человек евро. Процесс, немного медитативный в начале партии, перерастает в гонку за очками к пятому-шестому "году", когда за ход можно набрать более половины из 20-ти требуемых очков (на моей памяти доходили и до 32, при том, что очки набираются только в процессе игры, без последующего подсчета). Дополнения, входящие в данное издание, добавляют партиям вариативности, но я бы рекомендовал устраивать мини-драфт для карт винограда и заданий, чтобы уменьшить случайность их прихода. Т.е. добирать при выполнении соответствующего действия на одну карту больше, затем лишнюю сбраасывать — все равно данные колоды обычно не прокручиваются даже до половины, чего нельзя сказать о посетителей виноделен. Разумеется, в планах прикупить себе в подарок Tuscany Essential Edition.

 

Imperial Settlers — киньте в меня камнем, но Поселенцы нравятся мне больше, чем New Era. Да, меньше кризисности, но тут мне больше по душе поиск оптимального решения из большого числа вариантов, чем выдавливание по капле из ограниченных ресурсов. Да, игра сильно зависит от прихода нужных имперских карт, и в отдельных сочетаниях рас часто можно после пары ходов выделить явного фаворита, но играть интересно и весело, и даже в таком случае можно весело "набигать на корованы" соперника.

 

Instanbul — дополнения добавляют в игру новые пути по добыче рубинов, но эти новые пути по опыту нескольких партий кажутся более предпочтительными, делая некоторые старые локации невыгодными и даже мешающими или отвлекающими. В базе игра более сбалансирована, но возможно, что эту проблему можно решить определенными раскладками поля.

 

 

 

Дополнения к любимым играм

 

The Grizzled: At Your Orders — доп из серии "ну а теперь мы все же дадим вам шанс выиграть" :) С дополнением играть стало веселее и немного проще, можно настраивать сложность игры под компанию, доведя игру до полного хардкора. К сожалению, многие игроки ленятся отслеживать условия на конкретный раунд, поэтому в целом процент побед пока остался на том же уровне. Появились новые возможности для победы, но лидер должен правильно оценивать возможность такой победы, прежде чем бросаться на последний штурм.

 

Colt Express: Marshal & Prisoners — доп из серии "империя наносит ответный удар", потому что теперь можно играть за самого шерифа! Его игровой процесс сильно отличается от всех остальных — у маршала есть свои задания, которые надо выполнить, чтобы выиграть в партии с участием остальных бандитов. Новый вагон с заключенными, которых можно освобождать и использовать, менее интересен, потому что это немного убивает романтику беззаботного грабежа поезда.

 

Room 25: Season 2 — доп из серии "must have". База пресновата, а новые комнаты и новые персонажи (те же, но у каждого появились свои уникальные абилки) сильно повысили разнообразие действий. Редкая партия проходит скучно, даже если заключенные проигрывают в первые 2-3 хода. Теперь усложним и добавим кубик "Аудитория" — промку с Эссена...

 

 

 

Абстракты, даже если они косят под евро

 

Quoridor — получен в одном из маттрейдов и вряд ли покинет коллекцию, несмотря на неплохую реализацию для Андроида. Тактильные ощущения и выражение лица живого противника в процессе партии — бесценно. Игра быстрая, по-хорошему злая, но винить в проигрыше можно только себя. До глубины шахмат или игр серии GIPF ей может и далеко, но в качестве быстрого развлечения достойных альтернатив для меня немного. За год по количеству партий уступила чуть-чуть только Hanabi и слегка обогнала Grizzled.

 

Kingdom Builder (с дополнениями) — приобщился к классике, причем сначала на телефоне. С живым людьми партии безусловно интереснее и разнообразнее, потому что каждый новый противник играет по-своему. Два больших дополнения, которые спокойно смешиваются с базой, делают партии каждый раз уникальными. Наверняка у бывалых игроков есть готовые паттерны для конкретных участков карты и условий получения ПО, мне же нравится выжимать каждый ход максимум, меньше думая о стратегии на партию.

 

Ricochet Robots — простая с точки зрения правил, но головоломная в части процесса небольшая игра. Задачка на нахождение оптимального маршрута из точки H в точку G с помощью подручных средств понравится не всем, но мне очень даже зашла. Противопоказана людям, которые не умеют строить планы и воплощать их в жизнь :)

 

Здесь же хотя бы одной строкой хочу упомянуть игры Taluva (увы, не deluxe-версия) и Patchwork (в том числе и электронная версия), которые тоже доставили немало приятных минут в 2016 году.

 

 

 

"Русские идут!", или игры отечественных авторов

 

"Три богатыря" этого года — Взлет разрешенСтальная арена и Master of Orion. Первая должна отлично заходить не очень обидчивым новичкам и любителям Манчкина, на вторую смотрю как на претендента в коллекцию в качестве филлера (но вместо чего?), а третья дает возможность поностальгировать старичкам по тому, что раньше Орион был ярче, а гидропоника была зеленее, чем теперь. Сказано про них уже много, повторяться не буду, но попробовать последние две и составить свое мнение советую любому.

 

 

Патигеймы, но для гиков, разумеется!

 

Про Codenames не слышал только ленивый. Эта игра на отгадывание слов лично мне нравится больше, чем "классика" от Контакта до Alias и прочего подобного рода игр, и "патигейм года" — вполне заслуженное звание. Минусы тоже есть, но это скорее не минусы самой игры — есть люди, которым противопоказано быть ведущими, а есть люди, у которых очень туго с любыми ассоциациями... Ну и конечно, быть ведущим и подстраиваться под команду чаще интереснее, чем отгадывать самому, для игры важен метагейм в течение какого-то промежутка времени. Есть желание попробовать версию с картинками.

 

Далее могу предложить нечасто встречающиеся в наших краях Monster My Neighbour и Deep Sea Adventure. Первая — игра про неуловимого Джо (читай, монстра по соседству), который в случае победы получит немного ПО. Проблема в том, что все остальные, как правило, играют против него. Но никто не мешает подкинуть карту монстра другому участнику, а потом замочить его и получить ПО уже за это :) Пять (в моей pnp-версии — шесть) раундов проходят быстро, а ситуации в игре могут расходиться в компании на локальные мемы.

 

Вторая — игра на жадность во всей красе. Несколько водолазов, общий на всех запас кислорода, но самые ценные сокровища лежат на глубине, поэтому придется рисковать. Переноска каждого "сундука" забирает все больше и больше кислорода, а любой расчет может быть нарушен кубиком, когда два-три хода игрок стоит без движения и наблюдает, как его более удачливые товарищи вытаскивают из воды менее ценные сокровища, но остаются в живых...

 

 

 

Электронные, или игры в телефоне или на компьютере

 

Благодаря телефону тоже познакомился с рядом настольных игр, хотя некоторые попробовал вживую раньше, чем на мобильном. Общая беда игр с компьютером — это либо слишком слабый AI (например, как в Patchwork или Carcassonne), либо слишком сильный (хотя бы пока его не раскусишь, как, например, в Zaborr — мобильной версии Quoridor) или быстрый (Galaxy Truckers). Поэтому здесь на помощь приходят разнообразные challenge, который встраивают в игру разработчики. В этом отношении мне больше всего понравилась кампания в Castles of Mad King Ludwig (так и не прошел на три короны все сценарии, часть только на две — очень много зависит от выхода комнат) и глобальная кампания в Космических дальнобойщиках (+ масса ачивок в нескольких разделах). Интересно, выпустят ли все же когда-нибудь приложение для игры в Dungeon Twister... (и да, я в курсе про BGA).

 

Factory Funner на соответствующем сайте, Race for the Galaxy в приложении от Keldon, Caylus производства неизвестного автора, ряд игр на BGA — все это может выручить, когда друзья подводят в последний момент, но живого общения все равно не заменят.

 

 

Новые надежды, или игры, в которые хочется играть в новом году

 

Здесь просто небольшой список "заветов" себе самому на следующий год, а там посмотрим, сбудется или нет.

 

Попробовать:

  • Cry Havoc (когда выйдет доп)
  • Аrchipelago (когда осилю правила)
  • Earth Reborn (!!!)
  • Star Wars: Rebellion (если кто-нибудь поделится)
  • Cyclades: Titans (со всеми допами разом)
  • Warhammer 40K Conquest (но лениво делать pnp)
  • Mombasa, Great Western Trail и прочие интересные евро последних лет...

 

Board Game Challenge 10x10:

  • Teraforming Mars ("Лавка игр", не подведи со сроками, качеством и переводом!)
  • Forbidden Stars (освоить и выиграть у Майкла)
  • Battlelore (аналогично, только против его нежити)
  • Dungeon Twister (нувывсевсёпоняли, одним словом...)
  • Claustrophobia (и дополнения, конечно!)
  • 7 Wonders: Duel (плюс выступить на турнире лучше, чем в первый раз)
  • Grizzled (выиграть хотя бы раза три! :)
  • Colt Express (ну а во что же еще собирать родных-то, не в Runewars же)
  • Krosmaster Arena (а это уже с ребенком на двоих)
  • О мышах и тайнах (пройти кампанию, только надо бы уже докрасить хотя бы мышей...)
  • Seasons (запасной вариант) 

 

(оптимистично) Покрасить:

  • О мышах и тайнах
  • Dungeon Twister с дополнениями
  • Cadwallon: City of Thieves с дополнением
  • ... короче, на покрас надо выделять времени не меньше, чем на игры :)

 

На этом всё. Всех с наступающим Новым годом, удачи на кубиках, достойных соперников, интересных партий и отличных новых игр!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
tolya21 написал полгода назад: # скрыть ответы

Вообще не вижу в чем Dark Moon похожа на BSG

GingerBreadMan написал полгода назад: #

Ммм, ну много чем как бы)

Michael написал полгода назад: # скрыть ответы

Отлично подвел итоги!
Запиши меня на Inis и Earth Reborn :)
И турнир допов Dungeon Twister очень тянет продолжить, крутая игра же!

bootty написал полгода назад: #

Записал :)

Dungeon Twister отличная, но я очень люблю в нее долго подумать...

Catman написал полгода назад: # скрыть ответы

Всё по сути, чётко, с обоснованием, читал с интересом!

P.S. "Взлёт разрешён" пробовать не рекомендуете?

bootty написал полгода назад: # скрыть ответы

Попробовать могу порекомендовать, но надо быть готовым к тому, что процесс подразумевает прямые гадости противникам, а это не все любят

Catman написал полгода назад: #

Ага, значит хорошо! :) Надо будет попробовать! Спасибо!

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: #

Хороший лонгрид!

popovks написал полгода назад: #

10
Данжен твистер есть на плейстейшн, но как там насчет ИИ и дополнений я не знаю, не играл.