Очередное воскресенье выпало на 14-е февраля. Хоть и буржуйский, но всё же праздник, так что уверенности в том, что игротека состоится, не было. Пришлось подвесить в группе голосовалку. 5 человек изъявили желание поиграть в выходные, и было принято решение игротеку проводить.
О существовании этой игры я узнал из барахолки Игроведа. Коробка с игрой про поезда за 6300 привлекла моё внимание. Стало дико интересно, чего же такого должны напихать в коробку, что она столько стоит. Поиски на БГГ привели к интересной информации: первая версия данной игры называлась Railroad Tycoon. Думаю, найдутся те, кто помнит одноимённую компьютерную игру Сида Мейера. В моём детстве мне, правда, больше нравилась Transport Tycoon Криса Сойера своим разнообразием транспорта. Хотя, конечно, основная часть времени в ней приходилось уделять именно поездам. В общем, ностальгия, общий интерес к градострою и удачно подвернувшийся момент, когда я заглянул не на наш местный Авито (скудный выбор кстати), а на Московский, наличие в оной Москве друзей, которые могут переправить что угодно... Все факторы сложились и в пятницу 12-го игра добралась до меня. Цены на Авито были явно вкуснее, 3250 с доставкой за RoW считаю очень удачным приобретением. Из негатива - только слегка порванная коробка, которая разошлась на углах в верхней и нижней частях. А вот компоненты были в идеальном состоянии, некоторые даже не вскрыты, та же Мексика (мне досталась игра 2010 года с 2-мя дополнениями в комплекте). Всё было немедленно заклеено и о покупке отрапортовано коллегам по игровой ячейке. С меня тут же потребовали принести картонный гробик (3,6 кг) на ближайшую игротеку.
О партии в данную игру, думаю, больше расскажет Сергей в своём отчёте, от себя только пару слов. Так как игра довольно масштабная и все игроки, в неё играли первый раз, мне приходилось много отвлекаться на пояснения правил и возможностей в игре (хоть при прочтении правила и показались мне довольно простыми и не очень объёмными, на деле же оказалось, что не все сразу всё усвоили с моего рассказа). Вот за этими постоянными отвлечениями, раздачей денег, долговых расписок и всего остального я потерял нить игры и безнадёжно отстал, сконцентрировавшись на локальных перевозках. И, хоть и начал развиваться с довольно плотно заселённого северо-востока, так и не развил нормальную транспортную сеть. В какой-то момент я решил бросить все силы на получение карты операций за путь Нью-Йорк - Канзас. Я посчитал, что надежда была только на эти 20 ПО, и это придало мне хорошее ускорение, но ожидания достигнуты не были, к тому же долг на завершающих ходах в 30к за постройку Западного пути окончательно подрубил мою экономику. Итог - последнее место.
Партия в RoW заняла у нас что-то около трёх часов. Так что всем, кто пришёл не к началу и не попал в неё, пришлось самоорганизовываться. За ними я не особо следил. Видел, что там играли в дуэльные семь чудес, пэчворк, что-то про подземелья. За эти три часа даже успели прийти и уйти пара человек из нашей ячейки, которым планы на вечер не позволяли задержаться подольше. После игры мы сделали перерыв. Когда мы с Димой возвращались с перекуса, на столе уже была разложена BSG. Мне, конечно, очень хотелось попробовать, но пришлось перераспределиться и пятеро улетели в космос, а ещё пятеро принялись строить города вокруг чудес света.
В этот раз нам довелось сыграть с дополнением Города. Доп даёт возможность играть ввосьмером, командами по 2 человека и в общем добавляет масштаба. В том числе с ним мы строим не по 6, а по 7 зданий за эпоху. К тому же появляются две новых механики: дипломатия и долги. Небольшое время на объяснение новых правил и игра началась. В этот раз моим соседом снова стал Дима. Это означало военную гонку. Он очень любит красные карты. Мне же наоборот кажется, что на войну тратится слишком много сил и что очков можно набрать больше другими способами. Красные карты я обычно строю, если ничего другого не остаётся, а на деньги менять карту не требуется. Ожидания оправдались, вот и ожидаемые -3 от правого соседа. В этой партии нам не встретилось ни одной карты дипломатии, и её мы так и не опробовали. Зато чёрные карты внесли определённой новизны в целом. Кто-то хапнул неплохо денег, кто-то 5 щитов в войну. Мне же на первом ходу досталась карта удвоения одного ресурса, что для Гизы с её чудесами было очень в тему. Не скажу, что партия для меня оказалась завораживающей, карта не шла. Всего одно здание, построенное по цепочке, зато куплено три гильдии. В итоге я остался третьим. Вадим, со своим чудом из допа на 15 ПО, стал вторым, а первым стал Дима. Помимо закуса по войне с Ирой он успел настроить кучу синих карт. Девушки в этой партии умелым градостроительством похвастать не смогли. Итог: 59-57-50-43-39.
Railways of the world. Игра вторая
После 7 чудес Вадим и Вика нас покинули, а космонавты всё ещё бороздили просторы вселенной. Мы с Димой решили пойти ещё на один заход в поездах. На этот раз выбрали карту Мексики. Она и места меньше занимает и на меньшее количество игроков должна выдать больше пересечений. В партии было всего 8 маркеров пустых городов, так что я ожидал короткой игры. Уже со второго хода фаза торгов показалась нам очень странной, и мы решили просто передавать ход по кругу, уж слишком легко саботировать выборы. Как показала практика, решение было не очень верным, но и базовые правила нас не устроили. На будущее мы решили, что торги нужны обязательно, но и саботаж должен быть отменён. То есть, первый игрок предыдущего раунда делает ставку или отказывается от неё. Если отказался - это значит, сказал "пас" и ход переходит второму игроку, а вот если он сделал ставку - это значит, что торги считаются активными, независимо от решения второго игрока. Если второй игрок скажет "пас", то право первого хода остаётся за оппонентом, но оппонент должен уплатить свою ставку в банк. Без этого хоумрула появляется неуправляемый рандом, при базовых правилах невозможно адекватно отреагировать на выход вкусной карты операций.
Как ни странно, но товары мы перевозили очень равномерно, довольно часто выпадали карты операций на урбанизацию городов, много усилий было брошено в важные пути и апгрейд паровозов. Так что игра затянулась. По ощущениям мы играли часа полтора-два. Где-то на 2/3 партии настал момент, когда трек ПО окончился. В правилах по этому поводу мы ничего не нашли, так что решили сами, что будем двигаться по второму кругу, но с сохранением з/п, как на 99-ой отметке трека. А почему так случилось? А потому, что дороги у нас очень сильно пересекались, что возить выгодно вокруг а не напрямую, потому, что карты станций на чужих дорогах частенько появлялись в игре. Закончили мы в итоге на отметке 166 ПО. Победа за мной по количеству тайлов дороги, 33-29.
Очень странная ситуация с этим треком ПО. Что скажете, господа знатоки?
В целом впечатления от игры сугубо положительные. Думаю, разложим её ещё не раз.
Пока мы доигрывали, часть игроков успела сходить подкрепиться. По их возвращении мы разложили довольно хорошо чтящуюся у нас Гиперборею. В этот раз на шестерых. Троим уже доводилось играть в неё, а вот для второй тройки игра была в новинку. Так что, как обычно 15 минут на правила и в путь. Соперники были достаточно опытные в настолках, так что даже новички оказались довольно конкурентоспособны. В этот раз играли без расовых способностей. Так и новичкам проще освоиться, да и нам удобнее, не разобрались мы ещё по нормальному с расами, кажется, есть некий дисбаланс, а может просто перевод правил подкачал, надо будет с этим отдельно поразобраться. Первые ходы обычно одинаковы у большинства, но в этот раз Андрей I (у нас снова было два Андрею, так что я по старой практике буду их величать I и II в порядке их посадки относительно движения часовой стрелки) решил преподнести сюрприз. Он выбрался на серебренные тайлы и захватил храм на 3 движения по треку радуги. Сие действо внесло определённые коррективы в мои планы, пришлось воевать вместо марш-броска в центр, где был храм с 3-мя ПО и самоубийством. Первым я туда так и не добрался. Зато вполне удачно снова пролез в науку. Хорошая вещь шпионство, всегда огромный выбор технологий. И вот с этим шпионством у нас случился затык. У одного из игроков (Стаса) так же было шпионство, только, в отличие от моего, с дополнительной плюшкой и с любым третьим кубиком активации. А воровал он частенько у Андрея II технологию, которая позволяла прокручивать кубики - доставать один из мешка, сбрасывать любой открытый, а потом класть в мешок любой другой. Если не иметь ограничений, получается, что можно прокручивать мешок до конца или попадания серых кубиков. Дима уверяет, что в правилах нет ограничений. Но напрашивается ведь, что технологии с кубиковой активацией должны использоваться лишь раз в ход. Что-нибудь могут сказать эксперты? А может даже и направить к хорошим правилам на русском или к эррате с полным списком необходимых изменений, разъяснений и ошибок в правилах. Все мы были бы очень признательны. В общем, Стас крутил кубики, а я вот наоборот, делал всё для покупки технологий. На чём и заработал первую победную плашку в игре.
Кубики в тот день сильно старались мешать, лезли, когда не надо, но я их укрощал. А партия, кстати, шла вполне равномерно. Андрей I решил применять альтернативные тактики и частенько пытался короткими уколами выбить почву из-под ног у соседей, то одну цепочку действий сломает, то другую. Часто приходилось лавировать, а то и пересматривать свои действия. Агрессивная игра, но победы так и не принесшая. В какой момент всё сломалось у Андрея II, я так и не понял. То ли несколько раз кубы отвратительно пришли (по количеству или по цвету), то ли технологии он выбрал неудачные, но у него откровенно ничего не получалось. Надеюсь, неудачная попытка не отбила у него желание поразобраться в этой замечательной игре. Стас часто прокручивал мешок, что, как мне кажется, лишило его нескольких дополнительных действий. Фича с воровством и повторной активацией воровства за счёт сворованного хоть и интересная, но и увлекаться не стоит. Катя. А вот Катя в середине игры, похоже, прониклась пониманием и начала активную экспансию вперёд и влево. Именно она первой проникла в центральный храм и там же принесла себя в жертву, за ней пробрался Дима, а там и моя очередь пришла. Правда я убил воина в начальной деревне. У меня была надежда на взятое ранее клонирование, я даже разок успел его применить, но меня, один фиг, выбили с центра. А вот второй приход Кати был уже надолго, ведь пришла она с технологией двойного щита, который обновлялся каждый ход. Я должен её поблагодарить, что она своей агрессией сдерживала Диму и не давала ему мешать мне. Дима у нас любит повоевать. Он, похоже, с радостью принял этот вызов. Вот эта война его и погубила. Технологии он брал на скорость и удобство перемещения. Это конечно забавно, но приносит мало ПО. Надо будет ещё попроверять, но по последним играм в Гиперборею у меня сложилось впечатление, что путь войны здесь не самый эффективный. Хотя в конце игры оказалось, что военных трофеев (не считая призраков) у меня больше других, вот такой мирный воин, убивал только при необходимости, а не за-ради ПО.
Так сложилось, что партия была довольно быстрой. Вообще игра размером своей коробки говорит, что она будет долгой и серьёзной. В итоге получается такое относительно быстрое и не сверхнапряжное евро. А если ещё и все игроки опытные, то есть время пообщаться параллельно. В общем, Дима меня особо не трогал, да и смысл, у меня всё происходило на планшете, а не на карте. Как видно по фото, в конце игры моих воинов (красных) всего 2 на поле. В этот раз научная стратегия снова принесла мне победу, хоть и с небольшим отрывом от Кати. Кажется, если бы она играла не в первый раз - то свободно обошла бы меня.
На этом закончилась наша праздничная игротека. В пике на ней присутствовало 12 человек, кто бы мог подумать, а мы ещё сомневались в целесообразности её проведения. Всё-таки настольщики - больные люди, а по сему, следующая игротека состоится 22 февраля. Ждём всех желающих, будем рады новым друзьям.
Что-то как-то совсем не верится, что в RotW может закончиться трек очков. Есть чувство, что где-то вы неправильно играли. Платили ли дивиденды с Bounds в конце каждого раунда? Если перевозили грузы по чужим путям, то оба игрока получали очки за этот отрезок или один?
"Если перевозили грузы по чужим путям, то оба игрока получали очки за этот отрезок или один?"
Я так понимаю, оба, как и написано в правилах, и подозреваю, что это и стало причиной такого конфуза - по фотке видно, у них там кольцевая, если по ней на 6-8 возить через чужие - нормально можно набрать очков обоим =)
За бонды выплачивали. За проезд по чужому пути получали оба. Один за длину перевозка, второй за то, что пользовались его путями в размере пользования.
Сейчас уточню в правилах, но за участок пути очки получает только его хозяин. За каждый участок очки получает только 1 человек.
Хех, а кстати да) Костя нас неправильно научил, а сами мы исессно правил не читали. В русских правилах прикрепленных к карточке так и написано: "Например, игрок, обладая паровозом уровня 3, доставляет синий кубик товара в синий город по трем участкам, из которых два его собственные, а один другого игрока. Он получает 2 очка, другой игрок - одно очко."
Из-за этого правила частенько везти по чужим путям очень невыгодно. Так, как вы играли, тот, кто везет, всегда получает ощутимо больше очков, чем оппонент, и смысл в такой перевозке есть почти всегда. А если играть по правилам, то оппонент может получить даже больше очков, чем человек, перевозящий груз, поэтому желание возить за чужой счет возникает нечасто :)
Да, я тоже уже прикинул, что по правилам получается совсем другая игра. Уже хочется попробовать =)
Ага, я в RotW не люблю ощущение, что никак не удается выбраться из долгов (у меня, по крайней мере). Ни на что не хватает денег, паровоз дальше третьего уровня у меня практически не получается развить (у других игроков получается, я же обычно пытаюсь развести все халявные кубики на короткие расстояния). А вам с таким быстрым накоплением очков наверняка было слишком вольготно ;) Буду ждать отзыв о следующей партии.
Советую еще полностью перечитать правила уже с точки зрения поигравшего человека. Мы в компании всегда после первой партии перечитываем правила - частенько обнаруживается, что что-то упускали.
Н-да. Забавная ситуация. Мы 2 года оказывается играли не по правилам. И только один раз недавно получилось так, что трека не хватило. Мне кажется, если играть по правилам, то догнать лидера будет практически невозможно. В начале игры можно хорошо оторваться, если выходят удачные карты. И ты выигрываешь за них торг. Можно очков на 7-8 убежать довольно таки быстро. Кстати, кто как играет карту "немедленно выполните 2 действия"? Мы играли так, что ты берешь эту карту, сразу ее сбрасываешь, и выполняешь 2 действия. Или нужно брать ее, пропускать ход, а потом выполнять сразу 2 действия?
Честно говоря, мы начали играть в игру вообще без карточек, и нам так понравилось, что долгое время не могли себя заставить добавить их в процесс. Только недавно пару раз сыграли с ними. Поэтому нюансы по карточкам я не помню.
Без карточек смысл аукциона наверное пропадает? За что там особенно бороться? :)
Да, аукцион тоже выкинули ;)
"И эти люди учат меня коммерции" © ))))))
Если верить переводу из моей коробки - то все карты операций с крестами выполняются немедленно после взятия.
Самые сильные торги получаются в игре, когда перед началом выложена одна или несколько карт двойного действия. И еще например карта, дающая 4 очка, тому кто первый привезет в этот город кубик. За первый лот приходится брать 3 или 4 Бонда. Но оно того стоит. Лидер отрывается далеко. Его можно нагнать, когда остальные игроки возят грузы по соседям, но только не по дорогам лидера. К середине игры лидер меняется. И все играют против нового лидера. И по очкам довольно таки близко друг от друга. Взаимодействие очень большое. Но бывает очень обидные ситуации :) поэтому жен к игре стараемся не допускать. :) себе дороже :)
По Стиму знаю, что в этом и прикол, что каждый получает очки только за провоз товаров по его участкам (независимо, кто осуществляет перевозку). Причем нельзя провозить по маршрутам, если число участков другого игрока больше, чем число участков самого перевозчика.
Почему сразу "Костя научил". Я тоже буду стрелки кидать тогда, "Саша научил".))
Вот из правил из коробки: "Каждый путь, по которому был перевезён кубик товара, прибавляет 1 очко на счётчике дохода. При
доставке товара не запрещается пользоваться путями других игроков (они тоже получают по 1-му очку за каждый их использованный путь)..." И всё-равно огромное ему спасибо за перевод.
Перечитал оригинал, действительно, там только хозяин перегона получает ПО.
Не, ну а кто?)) мы сами правила не читали, как ты объяснил так и играли))) Ладно, чо, главное было весело, а сильного полома в игре на пятерых не видно. В следующий раз попробуем играть по правилам автора)
но вообще, моя первая реакция на этот факт была аналогичной ))
В Гиперборее нами были упущены 2 момента:
1) в начале хода игрок проверяет, сколько фигурок у него на поле. если меньше 3х, то доставляет недостающие в столице(как раз Андрею II бы помогло, по-моему, он пару ходов с двумя только был)
2) шпионажем нельзя использовать технологии со шпионажем(один раз использовалось Костей, особой разницы не сыграло)
>Фича с воровством и повторной активацией воровства за счёт сворованного хоть и интересная, но и увлекаться не стоит.
Если имеется в виду "глазик", т.е. шпионаж, то им нельзя активировать карту со шпионажем.
Скорее всего имеется в виду, что за счёт шпионажа была активирована чужая "Алхимия", после чего был снят кубик с карты шпионажа, ей вновь активирована "Алхимия" и т.д.
По расовым способностям смотрите официальный FAQ на BGG, авторы многое поменяли. Правда, синюю расу с её Дипломатией не пофиксили, они продолжают тащить.
Ошибся, есть неофициальный вариант по ним. К сожалению, проблему голубой расы он не правит, скорее делает сильнее другие абилки.
Зато есть инфа по допу от автора:
Development is 96% done.
It's mainly up to the publisher, maybe they will decide something after Nurenberg.
Да как-то уже сразу хочется опасаться допа от автора, может он ещё что поломает.
Надеюсь, что наоборот) Т.к. потенциал у игры огромный! Если все привести в порядок, то игра будет просто супер! Были партии, когда по счастливой случайности у всех были технологии примерно одинаковой силы, вот тогда игра поистине была суперской, а вот когда есть перекос, то чувствуется дисбаланс, что навивает уныние...(
>Но напрашивается ведь, что технологии с кубиковой активацией должны использоваться лишь раз в ход
Можно. Увы. В игре есть убер технологии, это все шпионажы, упомянутая тут Дипломатия (добрать 3 кубика из мешка, и соседи добирают 1 кубик), технология раздачи серых кубов и ещё пара. И мотать кубы в мешке — ключевое занятие, т.к. позволяет чаще активировать города. Увы, тут у игры есть дисбаланс, и пока от него не придумали защиты. Я уже пробовал несколько хомрулов с BGG, пока слабо помогает. Мне предлагали друзья вообще выкинуть из игры эту карту с 3-мя кубами.