Жанр paragraph game возник в начале 1980-х и был связан с интересом издателей к расширению типов игровых механик и эстетических жанров, которые можно было представить в настольных играх. Говоря проще, все чаще дизайнеры задавались вопросом, а чем еще, кроме стратегий и варгеймов, могут быть игры и, в частности: могут ли настольные игры передавать различные оттенки приключенческого жанра, и могут ли настольные игры хорошо подходить для соло-игроков? Положительный ответ на оба вопроса, конечно, был известен и раньше, и с другими механиками, но, в частности, и paragraph games позволили реализовать эти цели.
Paragraph game следует отличать от игры-книги. В paragraph game текстовые параграфы выполняют роль, схожую с той, что выполняют карты случайных событий. Но, во-первых, в 1980-е, хотя карты в играх, конечно, были, но были довольно дороги, и большинство игр старалось обходиться без них. Кроме того, параграфы своей хитрой нумерацией позволяли размещать на нескольких страницах книги правил механики, для реализации которых потребовалась бы не одна, а несколько колод событий разного типа. Некоторые вещи колодой сделать сложно/неудобно: отправить игрока к конкретной карте/событию, а не к случайному. Сейчас, конечно, так делают, именно с картами, но, хотя карты и красивее, параграфы все-таки удобнее для этих целей. Как бы то ни было, важно понимать, что этот тип игр никак не связан с choose your own adventure (CYOA): здесь нет заранее определенного сюжета, в рамках которого игрок выбирает развилки. Вместо этого, сюжет целиком формируется динамически из тех элементов, которые случайным или полу-случайным образом встречает игрок и тех решений, основанных на механиках, которые он принимает. «Основанных на механиках» значит, что если с игроком приключилась битва, он разрешает ее механиками боя; если требуется проверка умения, он руководствуется правилами для этого умения; если он встретил торговца, он обращается к правилам торговли.
Сейчас жанр paragraph game, насколько я знаю, не имеет устоявшегося названия, но популярен и переживает второй расцвет. Из современных игр, более-менее чистым представителем жанра как он существовал в 1980-е, когда возник, будет, например, This War of Mine: в игре есть большой набор механик, а также огромный выбор случайных событий, представленных текстом. Игры же типа Tainted Grail, ISS Vanguard, Sleeping Gods – это гибриды paragraph game и CYOA, так как в них текст, хотя и предлагает большой набор случайных событий, все же в первую очередь представляет ветвящийся, но прописанный заранее сюжет – что характерно именно для CYOA и совсем не былj характерно для paragraph game.
Вот список некоторых из наиболее заметных OG игр, представителей жанра paragraph game:
Barbarian Prince (1981) Sherlock Holmes Consulting Detective (1981) The Return of the Stainless Steel Rat (1981) Star Smuggler (1982) Damocles Mission (1983) Voyage of the B.S.M. Pandora (1981) Ambush! (1983) Tales of the Arabian Nights (1985) Star Trek III (1985) Star Trek: The Adventure Game (1985) Battle Hymn (1986) City of Chaos (1996)
Некоторые игры по франшизам неигровых жанров эпохи 1970-х-1980-х. Список абсолютно не претендует на полноту (крупные лицензии, типа Star Wars и Star Trek, намеренно не включаю, потому как эти игры наиболее известны), а скорее представляет собой «некоторые любопытные игры по лицензии, о которых вы могли не знать или забыть», из тех, которые знаю и смог вспомнить я (что тоже, мягко говоря, не все):
Starship Troopers (1976) Sauron (1977) War of the Ring (1977) Gondor: The Siege of Minas Tirith (1977) John Carter Warlord of Mars (1979) Dune (1979) The Return of the Stainless Steel Rat (1981) Judge Dredd (1982) Elric (1984) Platoon (1986)
Жанр paragraph game возник в начале 1980-х и был связан с интересом издателей к расширению типов игровых механик и эстетических жанров, которые можно было представить в настольных играх. Говоря проще, все чаще дизайнеры задавались вопросом, а чем еще, кроме стратегий и варгеймов, могут быть игры и, в частности: могут ли настольные игры передавать различные оттенки приключенческого жанра, и могут ли настольные игры хорошо подходить для соло-игроков? Положительный ответ на оба вопроса, конечно, был известен и раньше, и с другими механиками, но, в частности, и paragraph games позволили реализовать эти цели.
Paragraph game следует отличать от игры-книги. В paragraph game текстовые параграфы выполняют роль, схожую с той, что выполняют карты случайных событий. Но, во-первых, в 1980-е, хотя карты в играх, конечно, были, но были довольно дороги, и большинство игр старалось обходиться без них. Кроме того, параграфы своей хитрой нумерацией позволяли размещать на нескольких страницах книги правил механики, для реализации которых потребовалась бы не одна, а несколько колод событий разного типа. Некоторые вещи колодой сделать сложно/неудобно: отправить игрока к конкретной карте/событию, а не к случайному. Сейчас, конечно, так делают, именно с картами, но, хотя карты и красивее, параграфы все-таки удобнее для этих целей. Как бы то ни было, важно понимать, что этот тип игр никак не связан с choose your own adventure (CYOA): здесь нет заранее определенного сюжета, в рамках которого игрок выбирает развилки. Вместо этого, сюжет целиком формируется динамически из тех элементов, которые случайным или полу-случайным образом встречает игрок и тех решений, основанных на механиках, которые он принимает. «Основанных на механиках» значит, что если с игроком приключилась битва, он разрешает ее механиками боя; если требуется проверка умения, он руководствуется правилами для этого умения; если он встретил торговца, он обращается к правилам торговли.
Сейчас жанр paragraph game, насколько я знаю, не имеет устоявшегося названия, но популярен и переживает второй расцвет. Из современных игр, более-менее чистым представителем жанра как он существовал в 1980-е, когда возник, будет, например, This War of Mine: в игре есть большой набор механик, а также огромный выбор случайных событий, представленных текстом. Игры же типа Tainted Grail, ISS Vanguard, Sleeping Gods – это гибриды paragraph game и CYOA, так как в них текст, хотя и предлагает большой набор случайных событий, все же в первую очередь представляет ветвящийся, но прописанный заранее сюжет – что характерно именно для CYOA и совсем не былj характерно для paragraph game.
Вот список некоторых из наиболее заметных OG игр, представителей жанра paragraph game:
Barbarian Prince (1981)
Sherlock Holmes Consulting Detective (1981)
The Return of the Stainless Steel Rat (1981)
Star Smuggler (1982)
Damocles Mission (1983)
Voyage of the B.S.M. Pandora (1981)
Ambush! (1983)
Tales of the Arabian Nights (1985)
Star Trek III (1985)
Star Trek: The Adventure Game (1985)
Battle Hymn (1986)
City of Chaos (1996)
Некоторые игры по франшизам неигровых жанров эпохи 1970-х-1980-х. Список абсолютно не претендует на полноту (крупные лицензии, типа Star Wars и Star Trek, намеренно не включаю, потому как эти игры наиболее известны), а скорее представляет собой «некоторые любопытные игры по лицензии, о которых вы могли не знать или забыть», из тех, которые знаю и смог вспомнить я (что тоже, мягко говоря, не все):
Starship Troopers (1976)
Sauron (1977)
War of the Ring (1977)
Gondor: The Siege of Minas Tirith (1977)
John Carter Warlord of Mars (1979)
Dune (1979)
The Return of the Stainless Steel Rat (1981)
Judge Dredd (1982)
Elric (1984)
Platoon (1986)