Любите ли вы огороды? Ну, знаете, такие вот поля или участки, которые потом делятся на грядки и засеиваются различными культурами. Скажем, картошкой, помидорами, огурцами, морковкой и так далее. Скорее всего, вашим ответом будет «нет». Какой современный городской человек осознанно станет ковыряться в земле ради урожая, который ещё надо собрать, а после этого и где-то хранить, не говоря о каких-то дополнительных манипуляциях. Нет для подобного необходимости. Сегодня можно совершенно спокойно приобрести любые овощи в магазине типа супермаркет. Я сам особой любви к огородам не испытываю, поскольку некоторое время в своей юности я, назовём это так, помогал родителям на подобных объектах. Хотя с возрастом моё отношение несколько изменилось.
Переводя же данное вступление в игровую плоскость, можно совершенно спокойно признаться, что в настольных играх огородом да фермами заниматься, конечно, приятнее. Сидишь себе фишки перекладываешь, карточки шлёпаешь. Только успевай урожай собирать вместе с очками победными. И будет тебе счастье (а вот солений на зиму не будет). Но ведь на самом деле не всё же так гладко протекает, вполне справедливо рассудили Михаил Александров (ранее отметившийся «Волками Одина» от «ТёмаBrew») и ребята из ульяновской студии JetBox. Подобное упущение они и решили исправить. В результате проделанной ими работы в конце прошлого года свет увидела игра со скромным, не сказать даже незатейливым, названием «Грядка».
И оно вполне себе говорящее. Поскольку полностью описывает чем именно мы будем заниматься на протяжении всей игры. Всё у нас вертится вокруг грядки, на которую предстоит засеивать разнообразные овощные культуры – те самые картофель, помидоры, баклажаны, капусту и т.д. (хорошо, что кабачков нет, любви я к ним не испытываю). И не только засеивать, но ещё и удобрять их, защищать от различных вредностей с помощью подручных средств. Можно даже теплицу соорудить. Цель всего этого – обеспечить гарантированный сбор заслуженного урожая осенью. Ну, а поскольку мы говорим о настольной игре, то здесь каждый элемент реализован в виде карт, которыми и будем всё проворачивать. Теперь немного подробнее.
Как вы уже поняли, по своей сути «Грядка» является карточной игрой. При этом она предлагает три режима игры. Пока мы с Женей попробовали только соревновательный, поэтому сегодня расскажу о нём. Личная грядка игрока представляет собой планшет, состоящий из двух частей. На одной имеется три ряда для посадок, на второй – ещё два. Соответственно, именно сюда мы и будем сажать разнообразные овощи. Также формируется общий рынок из пяти случайных карт. Столько же выдаётся игрокам. Карт, кстати, в игре имеется три разновидности: семена культур, удобрение и различные инструменты. В соревновательном режиме также выкладывается несколько карт общих заказов, и по три каждому игроку. Мы готовы играть.
Раунд в «Грядке» состоит из четырёх фаз-времён года. Весной каждый игрок выполняет до трёх действий. На выбор в любом сочетании можно сделать следующее: обменять одну карту с руки на карту из «рынка»; взять одну карту с колоды; разыграть имеющиеся на руке карты удобрений; и засеять (то есть, тоже разыграть) любое количество карт семян одного типа, выложив их на ряды планшета. Затем летом открывается одна карт вредностей. Здесь может встретиться всё, что угодно: и насекомые могут поесть урожай, град или ливень – повредить посадки, а то и вовсе крот придёт и попортит что-нибудь. Игроки могут отбиться от подобных напастей (кроме града, от него защиты нет), сбросив карту соответствующего инструмента.
Дальше наступает осень, и растут все незатронутые овощи. Для отражения данного факта мы поднимаем на один уровень (коих всего четыре) карты на планшете. Если что-то из посаженного достигает самого верхнего уровня, то оно считается созревшим, и такая карта переносится в личный погреб. Наконец, зимой игроки смотрят, могут ли они выполнить какой-либо из имеющихся заказов, будь то личный или общий. Если в погребе имеются необходимые овощи, то они сбрасываются, а карта заказа переворачивается. Если же выполняется какой-то из общих заказов, то эту карту игрок берёт себе, но вместо неё должен отдать один из невыполненных личных заказов. Затем всё начинается заново. Круговорот овощей продолжается до тех пор, пока кто-то не выполнит три заказа.
Вот и вся игра. Как можно понять, «Грядка» – это, выражаясь научным языком, карточный филлер. При этом детско-семейного формата с соответствующими последствиями. То есть, у нас есть набор простых правил, которые тем не менее воспринимаются без проблем, поскольку основные принципы логично работают в рамках выбранной темы. И по этой же причине, как мне кажется, принимаемые решения могут казаться очевиднее, но только потому, что они понятны именно благодаря выбранной теме. Да, конечно, есть некоторые механистические условности, например, что мы можем выполнять не более трёх действий за ход, но «Грядка» всё-таки является игрой. Зато в связи с подобным подходом её может освоить человек, совершенно незнакомый с современными настолками, включая и ребёнка. Именно такая концепция стояла во главе дизайна, если верить самому автору, и она реализована на сто процентов.
За несколько партий, которые мы с Женей наиграли в соревновательный режим «Грядки», только один момент показался спорным при игре вдвоём. А именно чуть большая случайность при получении карт игроками. Да, есть рынок, предназначенный для компенсации данного момента, однако при игре вдвоём он оказывается более статичным, чем мог бы быть при полном составе. Подобное влияние вероятности кому-то может не понравится, поскольку она дополнительно усугубляется случайностью при выходе карт вредностей. С другой стороны, созданная Михаилом система, кажется, неплохо это учитывает, потому что проигравшему в наших партиях всегда недоставало совсем чуть-чуть для победы. Буквально одного раунда. Значит можно предположить, что данный аспект разработчики учли. Тем временем нужно ещё сыграть в кооперативный режим и посмотреть, как «Грядка» поведёт себя там.
Эту и другие заметки можете почитать в моём Телеграм-канале "Заметки настольщика": https://t.me/zametki_nastolschika