Оценка пользователей
9.1619
Оценить:
-

Как Красить Игровые Миниатюры Эпизод 10

время: 22 января 2010

Как Красить Игровые Миниатюры

Эпизод 10

Типы Красок

Добро пожаловать на курс покраса игровых миниатюр от design19studio

Самое полное и современное руководство по лучшему хобби в мире – от азов до мастерства на понятном языке. Эпизоды выходят на Пикабу и Яндекс-Дзене, иногда на Тесере

При перепечатывании любой части любого эпизода ссылка на автора обязательна

© design19studio 2025

В прошлом эпизоде мы обсуждали специальные ручки для художников и начали говорить про акриловые краски

В этом эпизоде разберём все существующие краски Citadel по их видам и подвидам

Таблица Менделеева Для Акрила

Невозможно полноценно рассказать о типах современных акриловых красок для миниатюр без обсуждения различных техник покраса миниатюр – но также верно и обратное. Краски изготавливают под техники, а техники затачивают под краски

Я выбрал начать с красок, поэтому полноценные разъяснения о том, чем полусухой драйбраш отличается от персидской каколукии будут позже. Но если что-то захочется уточнить по техникам прямо сейчас, спрашивайте в комментариях

Зато, когда приступим к полноценным эпизодам про техники, уже не придётся дважды объяснять, чем проливки отличаются от глазурей

Для начала изучим все существующие типы красок линейки Citadel, чтобы понять, зачем вообще существует столько разных банок

В будущем выйдут несколько эпизодов, целиком посвящённых детальнейшему разбору всей палитры с рассказом о КАЖДОЙ краске (кроме сухих красок и красок для аэрографа), с расставлением всех красок по ранжиру внутри своих категорий, указанием года выхода и рассказом о их свойствах и способах работы с ними – полноценная таблица (с разбивкой по цветовым триадам и прочим показателям) будет доступна в начале первого из таких эпизодов

Сейчас же лучше не сосредотачиваться на отдельных красках, а попытаться охватить картину целиком

Рекомендую скачать книгу How To Paint Citadel Miniatures в редакции 2012 года. Она есть, например, на Рутрекере в PDF и DJVU вариантах. Это издание вышло сразу после появления современной линейки красок и в нём можно увидеть полный список красок всего тогдашнего релиза, разбитый по соответствующим разделам и рассортированный так, как это задумывалось изначально

Существует только на английском, но очень наглядно

Официальные Ресурсы Games Workshop

Для начала стоит зайти на официальный сайт GW, посвящённый их краскам – citadelcolour.com

Там лежит приличное количество базовой информации по краскам, в том числе в видеоформате. К сожалению, нужно владеть английском хотя бы на школьном уровне

Есть приложение для телефонов Citadel Colour: The App, но любезные англичане совсем недавно отключили возможность установки в российском регионе, поэтому про него рассказывать не буду

Факт: ещё год назад приложение было доступно, так что это дополнительная инициатива от инициативных. Англичанка гадит. Видимо, придумывание новых санкций уже идёт с трудом

Есть фирменный онлайн-магазин, на котором мы также сейчас купить ничего не можем, но зато можем поглазеть-повыбирать – warhammer.com/en-GB/paint

Есть официальный Ютуб-канал – youtube.com/@officialwarhammer

Когда-то на нём выходили очень хорошие ролики по покрасу, но потом старая команда разбежалась (Дункану привет), а новые толстые синеволосые тётеньки и мальчики с серьгами в разных ушах откровенно халтурят

Тем не менее, новичкам там всё ещё есть что посмотреть. Введите в поиске разделе по этому каналу слово «essentials» - и увидите несколько десятков роликов, в названии которых будут слова «how to». Те, что идут примерно две минуты, являются дублями с сайта citadelcolour; лучше посмотрите те, что идут по пять-шесть минут, они более развёрнутые. Даже если вы не понимаете английский, всё равно сможете хотя бы посмотреть на то, как держат кисти во время работы, какими движениями растушёвывают краску на палитре и т.д. Ролики максимально простые, но доходчивые

Я также отобрал и скачал с этого канала лучшие, на мой взгляд, восемь десятков роликов, в каждом из которых наглядно объясняется какая-нибудь несложная, но интересная техника покраса (многие из этих роликов достаточно старые, ещё дункановских времён и уже удалены с канала) – и сделал конспект-разбор по каждому из них. В сумме получилось 5 больших PDF-файлов. Это было нужно для внутренних нужд студии, в качестве учебных материалов для будущих художников предприятия и, вероятно, я не стану выкладывать их в открытый доступ. Но если кому-то очень нужно – спрашивайте. Зачем вообще упомянул? Вдруг вызовет интерес

Ниже отрывки из конспекта про оформление подставок под льдисто-снежный покров и про создание армии адских псов, сотворённых из бурлящей лавы

БАЗОВЫЕ КРАСКИ – BASE PAINTS

Это те самые краски, которые представляются в воображении непричастных людей, когда они пытаются визуализировать процесс покраса. Как правило, весь покрас представляется ими в виде нанесения одного плотного слоя укрывистой краски разных цветов на разные участки поверхности миниатюр

На самом деле это краски, разработанные для того, чтобы стать первыми нанесёнными цветами на поверхностях загрунтованных моделей, то есть, быть тем самым первым слоем, от которого будет отталкиваться дальнейший покрас. Логично, что они действительно сделаны максимально укрывистыми. Ведь их задача – перекрыть своим цветом цвет нанесённого ранее грунта или другой краски

Полное перекрытие нижележащего цвета после первого слоя не всегда возможно, особенно, когда светлая базовая краска наносится на тёмный грунт, но базовые краски, хотя и более грубые относительно других видов, помолоты достаточно мелко для того, чтобы было возможно последовательно нанести несколько слоёв не опасаясь за потерю детализации миниатюры. Конечно, если соблюдать технологию и не наносить неразведённую краску жирным слоем прямо из банки

Факт: несколько тонких слоёв всегда лучше одного жирного

Конечно, можно базовыми красками и ограничиться. Есть даже специальное название для такого покраса – сюрприз, он называется базовый

Но лучше сразу принять, что это всего лишь первый этап

Даже если поначалу базовый покрас кажется хорошей идеей, вы довольны тем, как это выглядит, и готовы остановиться, то всё равно, скорее рано, чем поздно, передумаете. С точки зрения рабочего процесса базовый покрас это самая муторная, некреативная часть, с точки зрения визуала – плоский, лишённый жизненной искры результат

Если совсем уж не хотите сильно заморачиваться с покрасом, делайте тогда монохром. Это и проще, и красивее

Это Интерцессор из Warhammer 40.000, покрас которого остановили сразу после нанесения базовых красок

Он, безусловно, выглядит лучше, чем до покраса, но всё равно остался плоским, пластиковым. При этом, как не парадоксально, хороший базовый покрас подчас сделать сложнее, чем комплексный

Стыки между областями разных цветов не будут ничем маскироваться и придётся очень тщательно прорисовывать границы. Обратите внимание на границы между бронзовым и чёрным. Если вы только начинаете свой путь в покрасе, такая тонкая прорисовка при такой высокой цене за ошибки может казаться невыносимо сложной. Между тем, после затенений и высветлений эти стыки автоматически начнут выглядеть гораздо лучше, даже если изначально сделать их не слишком ровным

А это его собратья Аннигиляторы из фентезийной Age Of Sigmar, фигуры сравнимого масштаба. Не будем сейчас обращать внимания на подставки, посмотрим на сами модели

Согласитесь, что эти парни выглядят гораздо объёмней и выразительней. Хотя _весь_ покрас был выполнен при помощи пары старых растрепавшихся кистей, во время работы не потребовалось _ни одно_ точное движение. Даже светящиеся элементы на шлемах и головах были выполнены при помощи техник, которые позволяют расхлябанность – это вам не бронзового орла на синей груди космодесантника красить

Факт: троих золотых Аннигилятора в такой монохром можно покрасить быстрее, чем одного синего Интерцессора в вот такой базовый покрас

Надеюсь, вы убедились, что базовый покрас как вещь в себе не имеет никакого смысла

Это действительно всего лишь первый шаг

Вот здесь наш Интерцессор после одной лишь обработки проливками стал выглядеть уже заметно лучше – обратите внимание на обретшую глубину бронзу. И это ещё до каких бы то ни было высветлений. Но мы забегаем вперёд

Поскольку базовые краски предполагают дальнейшее высветление, их палитра состоит из довольно тёмных цветов. Например, жёлтый Averland Sunset чуть-чуть не дотягивает до светло-коричневого, а краска, выступающая в роли основы для создания цвета человеческой кожи, Bugmans Glow, довольно темна даже по меркам жителей южных арабских стран

Сколько всего существует базовых красок?

57

Изначальная палитра состояла из 34 красок. Практически все из них сохранились, разве что неудачный белый Ceramite White был заменён на Corax White. У GW давняя проблема с белыми красками, они слишком быстро пересыхают прямо в своих банках. Замена полностью проблему не решила, но хоть что-то. Заодно поменялась сама концепция белого базового цвета – теперь он немного темнее чисто-белого и его можно светлить дальше

Со временем добавились новые цвета, в том числе весьма полезные Catachan Flesh, который используется в качестве первого слоя для действительно тёмной кожи и Retributor Armour, настоящий базовый золотой цвет, которые почему-то отсутствовали в первом релизе

Кроме того, хороши три новых серебристых металлика – отличное дополнение к единственному до того момента Leadbelcher’у – и новый чёрный Corvus Black. Этот цвет, как и новый белый, слегка недотягивает до звания «дальше некуда светлить темнить», и порой бывает полезнее старого идеально чёрного Abaddon Black, который дальше никуда темнить уже точно нельзя

Большинство новых базовых красок, включая упомянутые выше, были добавлены в 2019 году, то есть во время выхода на сцену Контрастных красок (среди них две основные подложки для Контрастов, Wraithbone и Grey Seer, но мы опять забегаем вперёд)

Таким образом, изначальное количество базовых красок было постепенно увеличено более, чем в полтора раза. Ни одна другая уже существовавшая в 2012 году категория красок таким крупным обновлением похвастаться не может

Но, честно говоря, было ли оно нужно? Исходные цвета на то и исходные, что служат всего лишь начальной стадией итогового цвета. Базовых цветов и раньше было достаточно, а теперь и вовсе с избытком

Сколько базовых красок нужно начинающему художнику?

Для лучшего решения задачи подбора первой палитры для новичка я бы исходил из потребностей для самого первого планируемого покраса

Повторенная многократно истина повторяется снова: мы не хотим превратить серые модели в индийский базар, мы хотим прежде всего подчеркнуть их рельеф и объём. Поэтому не нужно пытаться купить сразу все семь базовых цветов радуги, плюс чёрный, серый, белый, телесный и коричневый, и думать, что палитра в сборе. Лучше уж покрасить персонажа всего двумя-тремя основными цветами, но для каждого цвета взять несколько затемняющих и осветляющих оттенков

Например, если вы собираетесь красить настольную игру про викингов, в которой есть армии синего, красного, жёлтого и серого цветов для разных игроков, возьмите по одной банке соответствующей базовой краски для каждой армии. Добавьте телесный для лиц и кистей рук, коричневый для деревянных и кожаных деталей экипировки, серебряный и медный для оружия – и обойдитесь без оранжевого и фиолетового

У нас получилось восемь базовых цветов. Можете добавить ещё парочку на свой выбор, например бежевый цвет для светлых волос. Но тогда итоговая палитра с сопутствующими красками других типов может перевалить за сорок

Либо второй вариант – возьмите только два базовых металлика, а всё остальное покрасите Контрастами

Сколько базовых красок в моей палитре?

Если не считать металлики – 4 (четыре)

Grey Seer и Wraithbone в качестве подложек к Контрастам, Mechanicus Standard Grey и Steel Legion Drab для покраски ободков подставок. Почему так мало? Потому что я крашу в технике Контраст+, о которой расскажу в соответствующих разделах. Для неё базовые краски не столь необходимы, а для моего фирменного стиля этой техники и вовсе не нужны – особенно после приличного расширения линейки Контрастных красок в 2022 году

Если считать металлики, прибавьте к моей палитре ещё 9 банок, то есть все металлики, которые есть

ЛЕЙЕРЫ – LAYERS

Layer в переводе с английского значит слой

Этот тип красок похож на предыдущий с одним главным отличием – он менее укрывист. То есть, для того, чтобы полностью закрыть цвет подложки лейером, может уйти не один и не два слоя

Это сделано специально – лейеры созданы для того, чтобы высветлять базовые краски. Высветление производится путём нанесения лейеров на выступающие поверхности участков, уже покрашенных базовыми красками. Помните ранние эпизоды? На выступающие поверхности объектов, как правило, попадает больше света, но миниатюры слишком маленькие, чтобы этот эффект играл в полную силу – и нам нужно воссоздать его обманным путём, осветлив нужные участки самостоятельно, наложив парочку лейеров, один светлее другого

Если бы лейеры были такими же укрывистыми, как базовые краски, цветовые переходы между ними были бы слишком резкими. С другой стороны, в большинстве случаев два-три слоя лейера дают достаточно хорошее перекрытие подложки, и поэтому их вполне можно использовать в качестве базовых, если вам вдруг понадобится какой-то конкретный цвет. Точно также можно высветлять базовыми красками, если взять достаточно светлый оттенок – но цветовой переход у них получается более резким

Логично, что лейеры обычно светлее базовых. Как правило, два лейера и одна базовая краска образуют триаду – заранее выверенную комбинацию, при которой высветление будет выглядеть наиболее гармонично. То есть, почти все лейеры можно разбить на группы по два. Условно, лейер первого уровня и лейер второго уровня

Сколько всего существует лейеров?

93

В первом релизе их было ровно семьдесят штук. Чуть позже появилась небольшая линейка Edge – то есть Краевые краски. Это были девять очень светлых оттенков, которые предназначались для краевых, то есть самых тонких финальных высветлений по самым сильно выступающим граням моделей. Позднее их перемаркировали и встроили в линейку лейеров, и теперь они тоже здесь

Среди более поздних новинок выделяется парочка отличных очень светлых лейеров для металликов, а также два лейера из триады для покраски тёмной кожи (для той самой базовой краски Catachan Flesh)

Единственный лейер, который мы потеряли – бронзовый Runelord Brass. Вместо него сейчас выпускают базовую краску с тем же названием. Причина? Наверное, какая-то есть

Главный недостаток этой внушительной линейки, на мой взгляд, отсутствие лососевого цвета, такого нежно розового, с лёгким отливом в бежевый. Что-то вроде Centaur Skin от Army Painter. Впрочем, его легко получить, добавив в Pink Horror или Emperors Children немного Kislev Flesh или Flayed One Flesh. Пожалуй, это единственный цвет, который мне иногда приходится получать искусственным путём, смешивая краски. Всё остальное уже намешали до меня

Сколько лейеров нужно начинающему художнику?

Ровно в два раза больше, чем количество выбранных базовых красок – либо выбранных вместо базовых красок Контрастов. Если совсем экономить, то не в два, а ровно столько же, но это уже серьёзная экономия на качестве. Если вы приобрели ручки-металлики, можно попробовать обойтись без металликов-лейеров

Сколько лейеров в моей палитре?

Все. Чем больше палитра высветлений, то есть финальных оттенков, тем лучше

МЕТАЛЛИКИ

Металлики, на самом деле, это всего лишь подвиды базовых красок и лейеров, которые придают покрашенным ими поверхностям металлический отблеск. Но всё же они достаточно специфичны для того, чтобы часто говорить о них как о небольшой отдельной группе

Это тяжёлые, плохо перемешивающиеся краски, которые всё время норовят расслаиваться. Ими легко пережирнить, кисти с металликами обязательно надо споласкивать в отдельных стаканчиках и так далее

Подробнее о нюансах, как всегда, позднее, а пока запомним: есть подвид базовых красок – базовые металлики и подвид лейеров – металлики-лейеры

ГЛАЗУРИ – GLAZES

Реликтовый тип красок, который существовал в начале жизни нынешнего цикла красок, но исчез после появления Контрастов за ненадобностью

Глазурь – это сильно разведённая краска, которая используется для лёгкой тонировки уже наложенных цветов или для сглаживания переходов после слишком резких высветлений. Её можно получить самому из любой обычной краски, сильно разведя её в медиуме, в пропорциях 1 капля краски на 4-10 капель медиума. Контрасты разводить ещё проще, а результат получается ещё лучше, да и цвета есть на любой вкус. Плюс, некоторые из Контрастов сами по себе сильно прозрачные, почти что глазури по консистенции

Заводских, баночных глазурей было всего четыре – жёлтая, красная, синяя и зелёная, синяя. Помянем

ПРОЛИВКИ – SHADES

Жидкие полупрозрачные краски, которые используются для создания реалистичных затенений

Полностью воссоздавать игру светотени на трёхмерной поверхности миниатюр вручную, конечно, можно, но очень сложно, долго и не нужно. Проливки помогают автоматизировать процесс нанесения теней. Они легко растекаются по поверхностям и собираются в углублениях – чем глубже углубление, тем больше там соберётся краски и тем темнее получится оттенок

В большинстве случаев проливки не нужно разводить водой, можно использовать прямо из банки. Самый простой полноцветный покрас – кроме богопротивного базового – получается путём макания покрашенной в базовые цвета миниатюры в банку с коричневой проливкой

Я серьёзно, одно время Army Painter рекомендовали этот способ в качестве основного. Если вы никогда раньше не занимались покрасом, то удивитесь, насколько сильно может преобразиться вид модели всего за несколько секунд

Лучше, конечно, красить кисточкой, используя проливки разных цветов для разных частей модели. Альтернативный метод – красить проливками как обычными красками, только по самим углублениям, чтобы потом пришлось меньше высветлять

Сколько всего существует проливок?

19

Когда-то людям приходилось делать проливки самостоятельно, разводя обычные чернила, а в 2012 году модельный ряд проливок составлял уже целых 12 цветов. Хотя вы до сих пор можете попробовать сделать специфичную проливку самостоятельно, очень сильно разбавив медиумом обычную тёмную краску

Одно время три проливки – кожа, коричневая и чёрная – также выходили в глянцевых вариантах, но они не получили широкого распространения и ныне не выпускаются. Я пытался для чего-нибудь их приспособить – идея-то вроде удачная – но у меня тоже не пошло. Не пригодились они никак

Три года назад GW изменили формулу проливок, заставив их поменьше скапливаться на выступающих поверхностях, то есть вид пролитых моделей стал более приглаженным и менее испачканным. И добавили целых 7 абсолютно новых цветов, включая интересную Berserker Bloodshade, помогающую рисовать реалистичную кровь. А самой полезной лично для меня оказалась Soulblight Grey, при помощи которой я делаю монохромные подложки

Сколько проливок нужно начинающему художнику?

Две или три, в следующей последовательности – коричневая, телесная и чёрная

Сколько проливок в моей палитре?

Все. Их не так много, они занимают всего одну секцию моего модульного органайзера. Чем больше проливок – тем больше свобода в затенении/тонировании. Но тру-покрасчики, разумеется, обходятся одной коричневой

На этом сегодняшний эпизод заканчивается

Мы завершим обсуждение всех типов акриловых красок в следующем эпизоде

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Saber_ss20 написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо за ликбез. Есть возможность выложить впоследствии весь материал выложить в виде pdf?

DeLorian написал 4 месяца назад: #

Пожалуйста :-)

PDF выкладывать, наверное, не буду. Вообще этот курс изначально - материал для внутреннего пользования моей студии. Цикл общих статей до конца доведу, но конспекты по техникам скорее всего публичить не стану

DeLorian написал 4 месяца назад: #

Напишите в личку свой е-мейл, вышлю по первому ПДФ статей и конспектов