Для современного человека сообщение о том, что Япония воюет с Голландией на Индийском и Тихом океанах, наверное, будет равнозначно анекдоту про столкновение флотов Монголии и Швейцарии. Но таковы были суровые реалии Второй Мировой.
До начала игры в WMTtE я знал об участии Голландии в той войне только по фильму "Оранжевый солдат", из которого помню только то, что там играл Рутгер Хауэр. В общем, имел обширные исторические познания по этому вопросу.
Но хватит о Голландии и об Оранжевых. По совету "страших товарищей" было решено сыграть в исторические сценарии We Must Tell the Emperor, предлагаемые в дополнении. И начать было решено с начала.
Сценарий начального периода войны: расстановка базовая, играются карты с 1 по 19 - период от атаки на Пёрл-Харбор (декабрь 1941) до боя за Мидуэй (июнь 1942).
Если правильно понял правила (а у меня тут явное расхождение с правилами, приведёнными в "Стратагеме" №5), очки за сценарий начала войны рассчитываются следующим образом:
суммируются номера позиций всех фронтов, кроме ABDA. Или же, в случае, когда фронт был выбит и его жетон находится вне игры - за него начисляется 10 очков. К этой сумме прибавляются номера позиций маркеров ресурсов.
1 игра
Целью в партии была выбрана попытка повторения "японского блицкрига", с целью создать максимально возможный "периметр безопасности" вокруг Японии.
Ход игры во всех партиях, по большому счёту, повторял ход начала войны:японцы методично перемалывали голландско-австрало-британо-американские силы в регионе, одновременно бодаясь с китайцами на континенте.
После розыгрыша последней карты, расклад на поле был такой:
Ресурсы:
Армия-Флот [4], Престиж [1], Нефть [1].
Силы противников:
Нимитц - Новые Гибриды [6], на один шаг от Мидуэя ближе к Японии, сопоставление с историческим результатом: -1.
Макартур - Порт-Морсби [5], соответствие историческому положению, р.: 0.
ABDA - Ява [5], удалён, соотв., р.: 0.
Британия - Бирма [4], несоотв. - Бирма была британцами уже потеряна, р.: -1.
Китай - Гуйджоу [5], несоотв. -"азиатский Паттон" генерал Сюэ Юэ будет выбит японцами из столицы Хунаня только в 1944, р.: +2.
Общее расхождение с историческим положением сил: 0.
Итог партии: 26 очков.
Результат по таблице - крупное поражение Японии. Как это ни странно. До "исторического результата" не хватило 5-ти очков.
Таким образом, несмотря на достижение поставленной в партии задачи и достаточным соответствием историческому положению сил на июнь 1942, тем не менее, итог плачевен.
Чем это объяснить? Похоже, что проигрыш - результат "недобора" ресурсов, которые восполнялись по остаточному принципу. В длинной партии, такое наплевательское отношение к обеспечению привело бы к большим проблемам в последующих периодах войны.
2 игра
Теперь упор был сделан на ресурсы, что принесло свои ощутимые плоды в виде приятных бонусов к атаке. Это позволило успешно оттеснить американцев и британцев и даже попытаться выбить их с ТВД. С Макартуром это получилось, с Уэйвеллом нет.
Ресурсы:
Армия-Флот [4], Престиж [2], Нефть [4].
Силы противников:
Нимитц - Мидуэй [7], соотв., р.:0.
Макартур - выбит с ТВД, несоотв. - американцы с автралийцами смогли закрепиться в Порт-Морсби, р.: +5.
ABDA - Ява [5], удалён, соотв., р.: 0.
Британия - Индия [6], несоотв. - Цейлон японцы не штурмовали, р.:+1
Китай - Хубэй [3], несоотв. - японцы взяли Ухань (столицу провинции) ещё в 1938 , р.:-1
Общее расхождение с историческим положением сил: +5.
Итог партии: 36 очков.
Результат по таблице - ощутимая победа Японии!
По этому поводу тут же была распечатана бутылка замечательного рисового "Бордо" довоенного урожая. Кампай!
3 игра
Особых задач не ставилось, была попытка повторить успех второй партии.
Ресурсы:
Армия-Флот [5], Престиж [2], Нефть [5].
Силы противников:
Нимитц - Маршалловы острова [4], несоотв., р.: -3.
Макартур - Порт-Морсби [5], соотв., р.: 0.
ABDA - Ява [5], удалён, соответствие, р.: 0.
Британия - Индия [6], несоотв. - Цейлон японцы не штурмовали, р.:+1
Китай - [5], несоотв., р.: +2.
Общее расхождение с историческим положением сил: 0.
Итог партии: 32 очка.
Результат по таблице - ничья, исторический исход.
Вывод
При игре в начальном периоде стоит внимательно следить за количеством ресурсов и пытаться запасать их по максимуму.
В этом смысле данный сценарий вполне и вполне историчен.
2ая партия удалась)
Собственно несколько вопросов:
1. В чем расхождение с правилами, приведёнными в "Стратагеме" №5? Подсчет маркеров камикадзе/уивдро это на других этапах войны.
2. Играли с 3 допкартами из дополнения?
3. Сражения на море проводили и тратили на это очки ресурсов?
4. Выбивали противников тратя ресурсы?
1. В журнале так:
"- сложите сумму всех ячеек на которых стоят союзные части (кроме ABDA) ИЛИ добавьте 10 за каждую союз-ную часть на поле (не выбитую из игры)
- суммируйте и добавьте к ранее полученному числу № ячейки каждого ресурса"
У меня получился другой перевод, но вот какой правильнее...
2. Игрались все карты с 1 по 19.
3. В первой игре не проводил, в остальных Коралловое море и Мидуэй, кубик падал удачно - либо успех, либо ничего. Т.е. потерь ресурсов не было, тратились только действия.
4. Макартур был выбит с последней позиции в результате отступления по карте событий, в этом случае ресурсы и действия не тратятся, но надо удачно бросить кубик на 5 или 6 (выпало 5). Англичан пытался выбить в обычном порядке, но не повезло - потратил 2 действия и нефть, но бросок был неудачен. Больше выбивать не пытался.
Интересно было узнать, что кто-то в России смотрел фильм "Оранжевый солдат".
По "Первому каналу" показывали, если не путаю. Но давненько дело было.