В этой статье я хочу сравнить две похожих по механике игры от одного издателя Орлеан и Альтиплано, надеюсь, это поможет игрокам в принятии нелегкого решения, брать ли одну из игр, если играл в другую.

Орлеан вышел в 2014-м году, на BGG имеет заоблачную среднюю оценку 8.1 при 14 тыс. голосах и 25-е место среди лучших настольных игр. Альтиплано посвежее, вышла в 2017-м году, но оценка уже ниже 7.6 при ~3 тыс. голосах (обычно с ростом количества голосов оценка снижается).
Орлеан я считаю очень хорошей игрой. В ней мы впервые насладились реинкарнацией декбилдинга - бэгбилдингом, когда по ходу игры формируешь свою ресурсную базу, складывая ее в мешочек, и каждый ход берешь ресурсы оттуда. Здесь есть стандартные механики для "билдингов", связанные с "чисткой" мешка, когда со временем выбрасываешь лишнее. У Орлеана было несколько проблем. Первая была связана с имбовостью ряда зданий, игроки, которые успевали их купить, имели преимущество. Очень быстро это решили хомрулом, когда каждый игрок мог до начала партии мог вывести из игры самое имбовое здание. Вторая проблема была в реиграбельности, когда за 5 партий вы находили идеальную стратегию, и играть становилось не очень интересно. Эта проблема устранилась дополнениями, которые сильно разнообразили процесс.
Про Альтиплано я буду рассказывать через призму Орлеана: что изменилось и понравилось ли это нововведение. Базовая механика осталась та же: вы вытягиваете из мешочка ресурсы (раньше они были рабочими, но суть та же) и одновременно выкладываете на планшет, чтобы активировать действия. Затем по очереди эти действия реализовываете. Но вот детали процесса поменялись.
1. Каждое действие привязано в Альтиплано к определенной локации, когда в Орлеане можно было делать все, где угодно (кроме небольших ограничений с действиями на карте).
Отношение: нейтрально.
Все изменение заключается в том, что нужно прослеживать логистику при планировании. К "я буду делать это" добавилось "потом я пойду туда", а также увеличилась значимость одного из ресурсов, который ответсвенен за передвижения.
2. Ресурсы после использования складываются в корзинку, а не сразу в мешок. После того, как мешок пуст, вся корзинка возвращается в мешок. Это делает игру ближе к классическому декбилдингу и сокращает влияние удачи, когда тянешь ресурсы из мешка, так как из него уйдут все ресурсы до пополнения.
Отношение: понравилось.
Мы попробовали добавить это правило в Орлеан, и игра еще улучшилась. Возможно, тем, кто ценит как раз отличие игры от классического декбилдинга, это изменени придется не по душе.
3. Чистка мешка (когда вы уничтожаете в своей "колоде" ресурсы определенного цвета): в Орлеане нужно было конкурировать за чистку рабочих определенного цвета на общем планшете, в Альтиплано у каждого свое "кладбище" ресурсов, приносящее определенное количество очков в конце игры.
Отношение: скорее не понравилось, конкуренция при чистке делало игру более конфликтной.
4. Взаимодействие с другими игроками: в Альтиплано стало значительно меньше. В Орлеане мы соревновались за множество элементов: покупку зданий, постройку на карте, бонусы в виде человечков, нужно постоянно было следить за фермером. В Алтилано осталась только гонка за зданиями действий, картами бонусов и ограниченное количество ресурсов. Игра стала ближе к соло игре, где каждый копается в своем планшете.
Отношение: критически не понравилось!
5. Вариативности в Альтиплано больше. Во-первых, каждый начинает с уникальной возможностью, во-вторых, с уникальной целью, задающей стратегию развития на игру. Ну и спустя год после выхода игры к ней анонсировано первое дополнение.
Отношение: понравилось.
6. Длина партии в Альтиплано может сильно варьироваться, здесь нет ограничения по числу ходов, как в Орлеане. Помню партию, где каждый из игроков не хотел тригерить окончание партии, потому что считал, что еще рано и можно пофармить очки, в итоге все растянулось на 3 часа.
Отношение: не понравилось.
В качестве резюме. Мое отношение к Альтиплано скорее негативное из-за снижения взаимодействия между игроками и затягивания длины партии. Это значительно перевесило все плюсы игры. В добавок мне не очень понравились цепочки ресурсов, когда камни превращаются в рыбу, но это скорее придирки. После 2 партий в Альтиплано игру решено было продать, т.к. играть больше не хотелось, а вот в Орлеан мы с удовольствием регулярно играем. Хотя и с хомрулом на декбилдинговую корзинку из Альтиплано.
P.S. Как сейчас помню искусственную хайп-акцию по Альтиплано на прошлом Эссене, когда игру завезли в очень ограниченном количестве, и к ней скапливалась огромная очередь прямо на открытии выставки, а через 10 минут ее полностью раскупали. А потом отсутствие игры в "дешевой" рознице еще полгода. Отличный пример того, что не все, что сильно хайпят, будет шедевром.
P.P.S. Спасибо Евгению Храмову за картинку к статье и интереснейшие партии в обе игры.

9

7.5