Мое знакомство с «За Шотландию!» началось в начале этого года на Игроконе. Тогда она называлась «In my defens» и вошла в Топ-3 лучших работ «молодых разработчиков», в жюри которого я был. Уже в тот момент игра обладала очень проработанным прототипом с отличным артом и была почти готова к изданию. И вот несколько дней назад игра собрала необходимое финансирование на Бумстартере и будет издана. Поэтому самое время поделиться впечатлениями о ней.
В «За Шотландию!» нам предстоит стать главами кланов Скоттов в период войн Шотландии за независимость. Каждый ход вы стоите перед выбором: защищать Родину или поддержать Английского короля ради собственного благополучия, король щедро платит за предательство. Но если слишком часто помогать королю, то Англия одержит верх, и победит самый преданный Шотландии игрок.
Победные условия различаются в зависимости от исхода партии. В случае, если в итоге победит Шотландия, побеждает самый богатый игрок. Если Англия, тот, кто набрал меньше других «кинжалов», которые отмечают очки предательства.
В игре всего 2 ресурса — золото и армия.
Каждый ход состоит из 2 стадий. Сначала разведка доносит (карта Событий) нам о том, какая численность наступающей армии Англичан, а также размеры их обозов, деньги за разграбление которых верные стране Шотландцы получат в случае победы. В случае поражения верных Шотландцев им полагается моральная компенсация (обычно в разы меньше, чем при победе). С другой стороны посланник Англичан сообщает, сколько мешков золота выдадут, тем, чьи войска будут биться за короля.
На второй стадии игроки по очереди делают 3 действия. Сначала мы покупаем войска или собираем налоги, причем есть 4 варианта:
— Взять 1 монету,
— Взять 2 армии,
— Заплатить 1 монету и взять 4 армии,
— Дать по одной армии каждому из игроков, причем одну армию сразу выставить на поле боя на сторону Шотландии.
Затем мы отправляем войска на поле боя... только вот под чьими знаменами они будут сражаться, пока не понятно.
И наконец, наступает время принятия нелегких решений: каждый игрок тайно голосует своими жетонами выбора, за кого будут выступать его войска. Один из игроков обладает Жетоном Чести (который каждый ход передается другому игроку), который заставляет его однозначно выбрать сторону Шотландии. Жетоны одновременно вскрываются, и игроки рассчитывают результаты боя: сумма армий верных Шотландцев против силы армии Англичан и Шотландцев-предателей, у кого больше, побеждает в сражении. Каждому из предателей выдается карта, содержащая от 1 до 3 кинжалов. С каждой победой Англии независимость Шотландии становится на один шаг ближе к провалу, а в случае 4 поражений победит Англия, а с ней и самый честный и благородный игрок, обладающий наименьшим количеством кинжалов. Ну и с кинжалами нельзя перебарщивать, даже если победит Шотландия, то игрока, набравшего слишком много кинжалов, могут признать предателем, и победа ему не достанется.
За честность есть еще одна плюшка — карты волынок, которые можно использовать в определенный момент игры для получения бонусов. За картами стоят реальные исторические события, происходившие во время войны.
«За Шотландию!» зацепила с первой демо-партии, по-моему, это была одна из немногих игр, которые мы решили доиграть до конца. Правила довольно простые для восприятия, чтобы их понять с нуля, достаточно 5 минут. При этом процесс держит до самого конца партии: каждый ход нужно просчитать, что будут делать другие игроки, и выбрать лучшее для себя действие. Но даже если к середине игры вы отстаете по деньгам, если были слишком преданы Родине, то можете попробовать поменять условия победы, помогая Англии победить.
Через какое-то время мне удалось повторно поиграть в «Шотландцев», и должен заметить, что игра очень зависит от тех, с кем в нее играть. Разные компании по разному оценивают необходимую награду за «кинжал в спину», и поэтому стоит попробовать игру с разными людьми.
Еще на выставке игре была замечена «Правильными играми», которые довели ее в итоге до издания. Игра была настолько хороша, что я принял посильное участие, чтобы приблизить этот момент, за что заслужил упоминание на коробке. Теперь с точки зрения интересности игры делятся для меня на 4 категории по возрастанию:
— неинтересные игры,
— игры на 1 раз,
— игры, в которые хочется играть,
— настолько интересные игры, что хочется нужно сделать все, чтобы их издать. «За Шотландию!» в этой категории.
Еще несколько дней «За Шотландию!» можно будет приобрести на на Бумстартере. Выгодных отличий от покупки в розницу довольно много:
— Цена более чем на 30% дешевле будущей розничной цены,
— Скорость, поддержавшие игру получат ее первыми сразу после издания,
— Уникальные компоненты, в версии игры на бумстартере будут улучшенные элементы — уникальный маркер первого игрока, а если немного доплатить, то и люкс версия маркера трека поражений — железная фигурка рыцаря.
— 6-й уникальный клан, если проект соберет 150 000 руб. (а до этого осталось совсем немного), которого не будет в обычной версии.
Как резюме: рекомендую игру всем любителям просчитывать чужие действия, блефа и нетипичных решений, а также золота, Шотландии и крутых Отечественных разработок. За Шотландию!