Недавно я первый раз выиграл в 7 Wonders. По мои подсчетам это была моя 16 партия в 7 Чудес. Для того, чтобы добиться победы после 15 случаев fail-ов, я разработал целую теорию по достижению победы, коей и хочу с Вами поделиться.
Начнем с нескольких наблюдений, которые были выведены на основании собранной мною статистики. В игре в течение 3 эр Вы используете по 6 карт, т.е. за игру Вы примените 18 карт (чудеса, позволяющие строить доп. карты будем считать исключением из теории). Побеждают, в основном, игроки, набравшие 60 — 70 очков. Наиболее эффективные игроки тратят 4-5 карт на ресурсные (коричневые, серые) и денежные карты (желтые, приносящие деньги).
На основании этих наблюдений, вот первые 3 аксиомы:
1. Вам нужно набрать минимум 60 очков.
2. Вы можете потратить 4 карты на ресурсы и карты, приносящие деньги.
3. Остается 18 — 4 = 14 карт, которые должны приносить победные очки. Каждая такая карта должна принести 60 / 14 = 4.3 очка с карты.
Если разбить эффективность карт на эры: карты ресурсов получаются только в первых 2 эрах. Скажем в каждой из 2 эр Вы будете использовать по 2 карты ресурсов/денег. Тогда можно разбить нужные 60 очков по эрам:
3.1. В первой эре у Вас будет 2 ресурсных/монетных карты и 4 карты для победных очков, каждая из которых должна принести 2 очка.
3.2. Вторая эра — 2 ресурсные/монетные карты, 4 карты, каждая из которых приносит по 4 очка.
3.3. Третья эра — все 6 карт должны принести победные очки, каждая по 6 очков.
Итого выходит 4 * 2 + 4 * 4 + 6 * 6 = 60 очков. Ну и 4-я и 5-я аксиома по использованию ресурсных и монетных карт.
4. Ресурсы следует выбирать те, которые необходимы для Вашего чуда или чудес Ваших соседей. Денежные карты являются более слабой заменой ресурсам, берите их только если у Вас проблемы с наличностью.
5. После 2-й Эры у Вас не будет возможности добавить ресурсы. Постарайтесь, чтобы у Вас и Ваших соседей в совокупности были все типы ресурсов после 2-й Эры, иначе Вы сильно ограничите себя в развитии.
Ну а теперь разберем, насколько эффективно приносят победные очки другие карты. Для теории используем только карты из игры на 3-х, при большем числе игроков он зачастую повторяются, нововведения несуществены:
1. Чудо, сторона А.
Чудеса бывают разные, для нашего примера мы разберем Пирамиды, которые приносят только победные очки.
Карта | Очков | Очков за карту | |
1 | 3 | ||
2 | 5 | ||
3 | 7 | ||
Всего | 3 | 15 | 5 |
Прочие чудеса принесут Вам 10 очков за 2 карты или те же 5 очков за карту. По сути своей чудо приносит даже больше очков необходимого минимума, просто каждую Эру можно скидывать 1 карту на Чудо. Поэтому признаем Чудеса необходимыми к применению, хотя вторая стадия чуда иногда дает малоэффективное свойство, его можно использовать вместо выкладывания других карт. Это в теории, в реальности же постройка чуда позволяется Вам избавиться от ненужных карт, поэтому желательно, чтобы у вас всегда были ресурсы (или деньги для покупки у соседей) следующих 1-2 стадий.
2. Гражданские карты:
№ Карты/ Кол-во карт |
Очков | Очков за карту | |
1 | 3 | ||
2 | 2 | ||
3 | 2 | ||
Эра 1 | 3 | 7 | 2.3 |
4 | 3 | ||
5 | 4 | ||
6 | 5 | ||
Эра 2 | 3 | 12 | 4 |
7 | 5 | ||
8 | 6 | ||
9 | 7 | ||
10 | 8 | ||
Эра 3 | 4 | 26 | 6.5 |
Всего | 10 | 45 | 4.5 |
Гражданские карты приносят именно столько очков, сколько нужно! И эти очки Вы однозначно получите! Кроме того, часть из них дает цепочки для других синих карт. Строить обязательно!
3. Война.
Таблица, сколько очков с карты Вы получите, если победите при использовании 1 или 2 карт за эру. В учете победных очков добавляются те -2 очка, которые Вы не потеряете при победе.
Карта | Очков | Очков за карту | |
Эра 1 | 1 | 4 | 4 |
2 | 4 | 2 | |
Эра 2 | 1 | 8 | 8 |
2 | 8 | 4 | |
Эра 3 | 1 | 12 | 12 |
2 | 12 | 6 | |
Всего | 2 | 24 | 12 |
3 | 24 | 8 | |
4 | 24 | 6 | |
5 | 24 | 4,8 | |
6 | 24 | 4 |
Война может быть гипер эффективной, здесь все зависит от количества карт, которые Вы использовали для победы, а следовательно от Ваших противников. Обычно после того, как Ваше преймущество в войне становится 2 * Номер эры, Ваш противник сдается и перестает строить военщину, т.к. он посчитает ее неэффективной. В итоге мы зачастую видим, как 18 очков (+6 неотнятых) достигаются 3-4 картами, что делает их самыми эффективными в игре! Поэтому использование войны- ключ к победе, но нападать надо первым.
4. Наука:
Здесь 2 таблицы. Что будет, если собрать всю науку, и если собрать только Циркули и Колеса (без наборов).
Таблица 1:
Карта | Очков | Очков за карту | |
Циркуль | 1 | 1 | |
Колесо | 2 | 1 | |
Дощечка | 3 | 8 | |
Эра 1 | 3 | 10 | 3.3 |
Циркуль | 4 | 3 | |
Колесо | 5 | 3 | |
Дощечка | 6 | 3 | |
Дощечка | 7 | 12 | |
Эра 2 | 4 | 21 | 5.25 |
Циркуль | 8 | 5 | |
Циркуль | 9 | 7 | |
Колесо | 10 | 5 | |
Колесо | 11 | 14 | |
Дощечка | 12 | 14 | |
Эра 3 | 5 | 45 | 9 |
Всего | 12 | 76 | 6.3 |
Таблица 2:
Карта | Очков | Очков за карту | |
Циркуль | 1 | 1 | |
Колесо | 2 | 1 | |
Дощечка | |||
Эра 1 | 2 | 2 | 1 |
Циркуль | 3 | 3 | |
Колесо | 4 | 3 | |
Дощечка | |||
Дощечка | |||
Эра 2 | 2 | 6 | 3 |
Циркуль | 1 | 5 | |
Циркуль | 2 | 7 | |
Колесо | 3 | 5 | |
Колесо | 4 | 7 | |
Дощечка | |||
Эра 3 | 4 | 24 | 6 |
Всего | 12 | 32 | 2.7 |
Здесь 2 варианта: либо Вам очень везет, и Вы собираете много науки и много эффективных очков. Но будьте уверены, как только противники увидят, что Вы собираете, количество поступающих в руку карт науки резко уменьшится. Вообще на науке реально выиграть, если Вы единственный, кто ее собирает. В других случаях Вы обречены. И не искушайтесь бесплатными цепочками. Наука — не выбор победителей.
5. Торговля и монеты.
Тоговые карты вообще рассматривать не будем. Я не рекомендую использовать торговые посты, они менее эффективные, чем свои ресурсы. Желтые карты дают победные очки на 3-ей стадии и почти всегда < 6 необходимых (исключение карта Арена, приносящая ровно 6 очков: 3 очка и 9 монет , если у Вас полностью построено чудо). Монеты же являются просто средством покупки ресурсов у соседей, и пусть победные очки, которые они принесут, будут для Вас просто приятным сюрпризом. Кстати, не забывайте при сравнении 2 альтернатив получения очков вычитать из победных очков монеты, на которые Вам нужно купить ресурсы у соседей.
6. Гильдии.
Гильдии на 3-й стадии — это чит, который может принести грамотно использовавшему ее игроку 10-15 очков с одной карты. Очень часто побеждает именно тот, кому попалась такая карта в нужное время с нужными соседями. Обычно это самые эффективные карты для 1-2 счастливчиков, получивших их первыми. Я даже подумываю об их ислючением из игры.
Итак подведем итоги: Самые эффективные карты 7 Wonders для получения победных очков:
1. Гильдии - фиолетовые.
2. Война - красные.
3. Чудо.
4. Гржданские — синие.
5. Наука — зеленая.
6. Коммерция — желтые.
Таким образом, одна из победных стратегий, показавших себя неплохой на практике (1 победа из 16 — это целых 6% вероятности победы):
— Строим по 2 карты за эру необходимых для чуда ресурсов.
— Как можно быстрее собираем войну, чтобы противникам она стала неинтересной.
— В свободное время строим синие карты. Когда нет синих карт, строим чудо.
— Следим а ресурсами, необходимыми для чуда и за деньгами.
— Молимся, чтобы Вам пришла правильная карта гильдии. (это ключевая часть стратегии)
— Гадим противникам, уходящим в науку, подкладывая нужные карты под чудо.
— Если у Вас проблемы с деньгами, не бойтесь выкладывать карты, приносящие деньги.
Все это должно вывести Вас на 60+ очков, при условии, что повезет с раскладом карт, и противники не объявят Вам полное эмбарго, лишив наличности.
Ну и закончить хочется тем, что недавно 7 Wonders вышла на 1-е место нашего рейтинга, и я нахожу это вполне заслужено.