| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
![]() |
| 7.7633 |
![]() |
- |
«Всё меняется и теряет свой первоначальный облик и смысл. Раньше Рай пестрел захватывающими дух видами и пресыщал впечатляющими пейзажами. Но дней великолепия и благоговения оставалось всё меньше, и они всё дальше от настоящего момента. Запомните их тщательно, быть может, это были последние такие дни, а, скорее всего, так и есть. Земля сломлена, как и люди. Рая больше нет. Темнота. Холод. Рай пал.»
Такими словами на boardgamegeek.com начинается описание игры Paradise Fallen: The Card Game для 2–4 игроков, выпущенной в 2013 году. Автором игры значится Andrew Wright (II), причём это первая его игра, выпущенная хоть и молодым, но всё равно игровым издательством Crash Games.
Задача, собственно, самой игры — исследовать определённое количество островов Гавайского архипелага и помешать соперникам сделать то же самое. К сожалению, зачем это делать, мне неведомо — кроме описания с BGG, других кусочков сюжета я не нашёл, что немного подпортило первое впечатление. Но, с другой стороны, картинка с коробки создаёт впечатление постапокалипсиса, а остальное можно додумать самому.
Итак, в коробке формата «Джайпура» и «Собека», но с гораздо более толстыми стенками, мы находим:

Лучше сдохнуть, чем в рай попасть!
«Металлопокалипсис» (Metalocalypse)
Карты архипелага выкладываются в случайном порядке сеткой три на три, причём между ними желательно оставить расстояние в одну карту. Каждому игроку выдаётся пять карт из колоды и фишка каноэ (не путать с каналоэ!), которую он немедленно водружает на центральный остров.
В свой ход у игрока есть следующие возможности:
1. Если у нас на руках есть карточки препятствий (о них подробнее ниже), мы можем их разыграть перед всеми другими действиями.
2. Можно переместиться между островами, потратив столько еды, сколько указано в углу карточки архипелага. Как обычно, движение по диагонали запрещено. Не обязательно плыть на соседний остров, можно и дальше, но еду нужно отдавать за каждый посещённый по пути кусок земли.

3. Можно исследовать остров, скинув карту этого острова и находясь на нём.
4. Можно воспользоваться свойством исследованных островов.
5. А вот использовав карты действия, можно игнорировать, перемещать или менять местами препятствия, брать карточки из сброса и даже двигаться по диагонали!
Препятствие — это то, во что упирается взгляд человека,
когда он отрывает этот взгляд от своей цели.
Том Краузе
Расстояние между островами на игровом столе мы оставили не просто так. Дело в том, что именно в эти промежутки (а иногда даже и под острова) поместятся разнообразные карточки помех. Эти карты отмечены символом завихрения. Удачно разыграв таку карту, можно помешать планам соперника и надолго оставить его куковать на одном из островов! Более того, на одном и том же месте может быть несколько препятствий.

Итак, есть карты, которые играются на остров, подкладываясь под него.
«Зелёный туман» (Green Mist) усложнит прибытие на остров аж на две еды, зато ровно на столько же облегчит отплытие на другой остров.
«Водоворот» (Whirlpool), в пику предыдущей карте, упрощает приплытие, но увеличивает количество рациона, необходимое для перемещения на другой остров.
А «Племя изгоев» (Rogue Tribe) заберёт у вас две еды, как только вы ступите на остров, на котором оно обитает.

И есть карты, которые играются между островами.
Так, «Коралловый риф» (Coral Reef) увеличивает на два рацион, нужный для перемещения между двумя островами.
«Рейдерское племя» (Raiding Tribe) отнимет у вас одну карту.
По опыту скажу: не стоит бездумно играть карту рядом с островом, на котором находится соперник, чтобы сиюминутно ему помешать. Сначала нужно продумать, хотите ли вы в перспективе посетить и этот клочок суши.
Сомнению любого рода может положить конец лишь действие.
Томас Карлейль
Собственно, три карты действий — «Движение» (Traffic), «Ускользнуть» (Elude) и «Отвести» (Avert) — позволяют совершать манипуляции с препятствиями. Первая поменяет два препятствия местами, вторая — разово избежать влияния одного препятствия, а третье может даже передвинуть препятствие в другое место.

Ещё две — «Спастись бегством» (Flee) и «Лавировать» (Maneuver) — влияют на передвижение. Flee поможет скакнуть через «край» карты, а вторая — таки двигаться по диагонали (и, кстати, таким образом избежать препятствий между островами).

И наконец, карта «Бартер» (Barter) позволит, скинув одну или две карты, взять две или три соответственно.

Можно сыграть хоть все карты действий с руки, лимита нет.

Жизнь — это остров в океане одиночества...
Джебран Халиль Джебран
Эти карты нужны нам для того, чтобы исследовать остров, на котором мы находимся. Так, например, находясь на острове Оаху и сыграв соответствующую карту, мы исследуем этот остров. Карта не сбрасывается, она кладётся перед игроком. Во-первых, для того, чтобы игрок не забыл, какой остров он исследовал, а во-вторых, каждый исследованый остров даёт раз за игру возможность воспрользоваться его свойством (для обозначения этой возможности на карточку острова кладётся жетон каналоэ).
Не буду подробно останавливаться на свойствах островов. Скажу только, что некоторые из них позволяют скидывать и добирать карты (или просто добирать), исследовать остров без непосредственного его посещения, передвигать препятствия или бесплатно возвращаться на уже исследованные острова.
После использования свойства жетон каналоэ скидывается.
Острова, изображённые на карточках, кстати, географически точны.
И хеппи-энд всего лишь конец.
Станислав Ежи Лец
Закончив все возможные манипуляции с картами и свойствами островов, игрок имеет право скинуть все ненужные карты в сброс и добрать до пяти. Предела карт на руке нет, но если к концу хода у вас окажется более пяти карт, то добрать новые не удастся. Так что если у вас на руке масса карт неисследованных островов, а питания нет, лучше не ждать у моря погоды, надеясь, что еда возникнет сама собой, а поскидывать часть карт. Конечно, каждой карты острова в колоде несколько штук.
После себя не оставляешь ничего, кроме смутных воспоминаний,
а с собой забираешь только впечатления, не больше.
Терри Пратчетт, «Дамы и господа»
Кажущаяся с первого взгляда тривиальной в процессе игры стратегия раскрывается и становится разносторонней. Тут и простой ресурсный менеджмент, и непрямое взаимодействие между игроками (препятствия), и даже пространственной мышление (а-ля «Коридор»). Достаточно мрачные тона оформления обосновываются подоплёкой постапокалипсиса, а жетоны каналоэ и каноэ (да, это по-прежнему разные слова) деревянные. Обязательно надо попробовать поиграть большим составом, чем вдвоём, потому что, чую, на поле будет твориться трэш и угар от препятствий.
Отдельно стоит отметить достаточно подробно написанные правила. Причём в конце брошюрки, помимо тщательно расписанных свойств всевозможных карт, указано, как правильно произносить те или иные названия островов.
Внимание! В правилах есть неточность. Картинка примера использования препятствий противоречит правилам игры.

Фотографии взяты с сайта boardgamegeek.com.