Оценка пользователей
7.8329
Оценить:
-

Набег на Владивосток

время: 20 июня 2017 место: Екатеринбург-Москва

Вывести корабли в море — это и дурак сумеет, но надо так планировать операции, чтобы корабли и вернулись целы.

Пикуль В.С. Моонзунд.

 

После триумфального успеха тактического сценария из Great War at Sea: Russo-Japanese War мы с Дмитрием, не откладывая, приступили к подготовке игры оперативного сценария. Мы сразу выбрали сценарий №12 «Набег на Владивосток» из раздела, посвящённого деятельности владивостокского отряда крейсеров. Это небольшой сценарий продолжительностью всего 30 ходов (шесть суток), действие которого разворачивается с 4 по 8 марта по новому стилю 1904 г. в Японском море.

 

 

Цит. по: Егорьев В. Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. / флагман 2-го ранга, проф. В. Е. Егорьев, нач. кафедры воен.-мор. географии Воен.-мор. академии им. т. Ворошилова. — М.-Л.: Военмориздат, 1939.

 

Мы сперва просто хотели сыграть этот сценарий по почте. Но тут вмешалась третья сила в лице Константина, который тоже выразил интерес к игре. Поначалу я предложил ему должность модератора, но потом решил, что, имея опыт трёх оперативных сценариев, модератором стоит выступить мне. Смысл состоит в том, что оба игрока присылают ходы модератору, который сравнивает их на предмет контакта между флотами противников. При этом оба игрока находятся в полном неведении относительно движений флотов друг друга и в этом отношении находятся совершенно в том же положении, что и адмиралы, противостоявшие друг другу в реальности.

 

Great War at Sea (и её сестра на вторую мировую) отличается от большинства игр тем, что в неё нельзя просто вот так сесть и начать играть. Нужно сначала сформировать флоты из кораблей, перечисленных в сценарии, дать флотам задания (перехват, рейд, транспортировка, минирование, бомбардировка и т.п.), в рамках заданий написать приказы (как правило, движение из зоны в зону) для каждого из флотов на несколько ходов вперёд (а для некоторых заданий до конца игры или возвращения в порт). Коль скоро приходится это проделывать, с таким же успехом можно продумать план предстоящей операции.

 

Последовательность каждого хода (4 часа) такова:

 

Фаза погоды

Фаза приказов

Фаза движения флотов

Проверка контактов

Тактическая фаза

 

Русские в сценарии получают по три победных очка за каждое торговое судно, потопленное в зоне большого японского порта или в зоне по соседству с таковой, и по одному очку за все другие потопленные торговые суда. Японцы получают по одному очку за каждое попадание главным или средним калибром при обстреле Владивостока. Для победы любой из игроков должен набрать минимум 10 победных очков и больше, чем у противника. Кроме очков за достижение целей, установленных в сценарии, игроки также получают известное число очков за потопление и повреждение вражеских кораблей.

 

Из специальных правил сценария следует отметить запрещение заходить в Жёлтое море. В марте вокруг Владивостока лёд, а ходы сумерек считаются ночными. Начальные погодные условия — дымка. Игроки могут иметь по четыре флота каждый, и мы сейчас рассмотрим силы сторон.

 

Японцы располагают мощным отрядом Камимуры в Фузане и дополнительными силами в Майдзуру, которые, впрочем, могут двигаться только после того, как будет усмотрен вражеский корабль или будет потоплено торговое судно. Константин-сан разделил отряд Камимуры на два, сам Камимура поднял флаг на «Идзумо» во флоте №2.

 


 

Российский отряд крейсеров с некоторыми дополнительными элементами сосредоточен во Владивостоке. Дмитрий разбил их на три флота. Иессен (хотя начальником отряда тогда, кажется, был Рейценштейн?) поднял флаг на «России» во флоте №4.

 

 

В первые сутки сценария русские флоты осторожно выходят из Владивостока вслед за ледоколами, пробивающими канал во льду. Далее их пути расходятся: Иессен с крейсерами следует курсом на зюйд-зюйд-ост (север вверху справа), а вспомогательный крейсер (наверное, это вооружённый транспорт «Лена») — на ост-зюйд-ост. Японцы так же осторожно выбираются из прибрежных вод у Фузана и следуют двумя отрядами параллельно друг другу курсом норд-ост. Флоты во Владивостоке и Майдзуру пока находятся в портах и показаны для наглядности. Погода к первому ходу вторых суток (седьмому) улучшилась до ясной.

 

 

На вторые сутки сценария (ходы с седьмого по 12) днём стояла ясная погода, а ночью сгустился туман. Иессен прошёл за кормой у японских флотов и подбирается к Цусимскому проливу. На другом конце Японского моря «Лена» подходит к Цугарскому проливу. Во Владивостоке отряд миноносцев вышел из базы и занял позицию на внешнем рейде. Японцы, похоже, просто патрулируют, но никто пока в их сети не попался.

 

 

На третьи сутки (ходы 13-18) в ход 13 из Оминато радиотелеграфируют о замеченном вражеском судне на подступах к Цугарскому проливу. Главная Квартира дала добро на ввод в дело отряда в Майдзуру, который в 14-й ход выделил быстроходный флот №4 из безбронного крейсера (авизо) «Мияко» и трёх миноносцев. Движение Иессена через Цусимский пролив также не осталось незамеченным японскими береговыми наблюдателями, и из Такесики прилетели тревожные сообщения. На следующий ход (15-й) следуют радиотелеграммы из Сасебо и Хакодате о замеченных вражеских кораблях. Я в ажиотаже отправил Константину сообщение с «Ниигата» вместо «Хакодате», получилось очень естественно. В 16-й ход Сасебо радиотелеграфирует о нескольких вражеских кораблях в зоне порта. Русские безуспешно ловят торговцев в темноте. Погода: почти круглые сутки стояла дымка, к утру стало ясно.

 

 

На четвёртые сутки наконец завязались морские бои. В первом бою у входа в Цугарский пролив отряд адмирала Камимуры из четырёх крейсеров без труда потопил русский вспомогательный крейсер. Владивостокские крейсера только потопили на рейде Сасебо пароход, как на них налетел другой японский отряд крейсеров. Русский флот №4 состоял из следующих кораблей:

  • Броненосный крейсер «Рюрик»
  • Броненосный крейсер «Россия» под флагом Иессена
  • Броненосный крейсер «Громобой»
  • Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Богатырь»

Японский флот №1 включал следующие корабли:

  • Броненосный крейсер «Асама»
  • Броненосный крейсер «Якумо»
  • Броненосный крейсер «Адзума»

Бои решено было проводить по базовым правилам, чтобы сильно не тормозить процесс. Там всё действительно просто. В первом раунде флоты сражаются на дальней дистанции, ведут огонь только орудия главного и среднего калибров. У крейсеров первых (в игровом смысле) нет, поэтому все японские корабли бьют по «Рюрику» (историки!) 12 факторами, а все русские — по «Асаме» (кинозрители!) 14 факторами. Оба обстреливаемых корабля получают по попаданию, но если «Рюрик» отделывается потерей одного фактора среднего калибра, то «Асама» теряет две единицы корпуса и один фактор движения. Любители считают число стволов, профессионалы спрашивают, на чьей стороне преимущество в скорости. Теперь оно перешло к русским, японцы не могут выйти из боя, а русские во втором раунде сокращают дистанцию. Теперь стреляет ещё и вспомогательный калибр, и торпеды, и весь огонь с +1, кроме допотопных торпед. Японцы по-прежнему стреляют по «Рюрику», по-прежнему с 12 факторами, а у русских «Рюрик» и «Россия» обстреливают «Асаму» с шестью СК и одним ВК, а «Громобой» и «Богатырь» ведут огонь по «Якумо» с семью СК. Везучий «Рюрик» получает два попадания и лишается одного СК и одного ВК, невезучая «Асама» — одно, но критическое (лишается трёх СК!), а «Якумо» — сразу три попадания (лишается торпедного аппарата и двух СК). Японцы не могут пускать торпеды из-за того, что у них подводные аппараты, применение которых штрафуется модификатором -1. А вот русские пускают торпеды с тем же распределением, и «Россия» ухитряется добиться попадания в... «Асаму», у которой затоплен погреб последнего фактора СК. В конце раунда решительные японцы топят «Асаму» («Асама» на дне морском!), чтобы попытаться разойтись на дальнюю дистанцию. Технически это можно представить себе так, что её оставили на добивание противнику, как тот же «Рюрик» в бою у Ульсана. Третий раунд начинается на дальней дистанции. Русские добиваются по попаданию в «Якумо» и «Адзуму», а японцы наконец накрывают «Рюрик» критическим попаданием, потеря двух ячеек корпуса, снижение скорости, преимущество в которой переходит к японцам, те прекращают бой и уходят в базу. Славная победа! Русские тоже дают отмену операции.

 

 

В последние сутки японцы бросились назад, но немножко не успели перехватить владивостокские крейсера.

 

 

Осталось подсчитать очки.

 

ПО Японцы Русские
Условия сценария 0 3
Потоплено 3 17
Выведено из строя 7 9
Итого 10 29

 

Итого объявляю победу Дмитрия, которого и поздравляю. Он дерзнул зайти туда, куда в ту войну не ступала нога российского моряка! Константина тоже благодарю, ему сильно не повезло в бою, где противник отстрелялся хорошо, а он неудачно. Недаром морское сражение в этой системе называют «судом Божьим». Было очень интересно модерировать. Надеюсь повторить опыт на более сложном сценарии и хочу услышать комментарии участников. Набег на Владивосток не состоялся, но был проведён набег на Сасебо. Так бывает в «открытых системах».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
MakVlad написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, с большим интересом прочитал отчёт!
Я бы сделал тактический режим ещё проще, чтобы не отвлекал от оперативного режима.
И да, с модератором гораздо интереснее и реалистичней!

Andreas написал 8 лет назад: #

Мне в этом плане всегда нравилось, как сделаны подлодки в серии на вторую мировую войну: идёт несколько бросков по серии таблиц, состав сил и обстановка дают модификаторы. Можно было сделать какую-то матрицу, которая давала бы результат быстрее. Но ветераны серии против, они даже по почте любят играть долгие тактические сражения на увеличенных картах по многу недель. Индийское кино, одним словом.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы
Далее в программе

Сейчас выложу в известном месте (условный знак — полоса губной помады на столбе) раздел про Макарова. Чего там только нет! Помимо Артуровских сценариев и эскадры Вирениуса, ещё базирование Макарова на Владивосток и высадка японцев во Владивостоке с боями на суше!

Nardamon написал 8 лет назад: #

Я всегда готов к продолжению!

deleted14 написал 8 лет назад: # скрыть ответы
Заметки на камбузе

В свое время я недолюбливал игры на военно-морскую тематику и всячески избегал в них играть. Однако с годами повзрослел и стал проявлять сдержанный интерес к ведению боевых действий на море. Для начала долго искал достаточно простую, но в тоже время релевантную систему для хождений по воде. В итоге, по совету Андрея, остановился на утюгах от Беннигхофа.
О сценарии в целом: Для меня этот сценарий был первым и глядя теперь на карту вижу собственные детские ошибки. Все-таки я ожидал от японского адмирала более агрессивной игры, и от этого ожидания планировал собственные действия, но тут уж произошло то, что произошло. Хотя я мог поймать в море и отряд из 4-х крейсеров на 14 к 8 по орудиям... Свой план строил из расчета того, что меня долго не заметят, однако береговое наблюдение дало свои плоды (а я о нем позабыл).
О бое: что могу сказать? То что Рюрик не расколошматили - повезло, при чем очень сильно. Вообще, надеялся разменяться 1к2 в свою пользу в лучшем случае, а то и вообще 1 к 1.
По игре: Игра порадовала небольшими, но достаточно полными правилами. Большинство необходимых моментов учтено. Единственной проблемой я бы назвал правила на бой. Его следует играть по развернутым правилам, т.к. в базовой версии они достаточно "рандомны", как выразится местная публика. С другой стороны, в достаточно больших сценариях играть каждый бой на полную катушку - непозволительная трата времени. Смело рекомендую игру как начинающим, так и опытным флотоводцам, а также всем интересующимся РЯВ.
зы: хочу отметить важную особенность игры, она практически идеально подходит для игры по переписке.
Спасибо Константину за интересное оппонирование, а Андрею за организацию партии и ее модерирование! Ну и за знакомство с морской тематикой)

Andreas написал 8 лет назад: #

Отличие развёрнутых тактических правил от базовых заключается в том, что в первых добавлено двухмерное (впрочем, очень абстрактное) маневрирование и показана разница в скорости для отдельных групп кораблей. А система нанесения повреждений такая же. Надо сказать, что бои кораблей одинаковых классов на русско-японскую в данной системе неизбежно долгие, потому что классические эскадренные броненосцы лучше держали удары, чем наносили их. Поэтому бои между ними получаются долгими (как в Жёлтом море), и исход их часто решает удачное попадание (опять-таки как в Жёлтом море).
Было бы очень интересно сыграть с модератором черноморские сценарии первой мировой («Гёбен» против броненосцев; «Гёбен» против дредноутов). Да и бегство «Гёбена» через всё Средиземное море в начале войны...

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Я, если честно, не понял про агрессивную игру от японцев. Наступательное действие я мог произвести только одно - бомбить Владивосток, но с учетом лимитов ходов я мог сделать это только раз за игру. Мала вероятность того, что на 22 кубах я бы выбросил 10 шестерок, то есть бомбардировки для победы в сценарии мне не хватило бы.

Оставалось только пытаться перехватывать русские крейсера, но море большое, портов, рядом с которыми они могут каперствовать, несколько и где они покажутся - неизвестно.

В этом сценарии вся активность идет от русских, а японцам остается только парировать набеги. Чтобы не проиграть русским вообще было достаточно ничего не делать, просто стоять в порту 30 ходов :-)

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Кроме того, для обстрела Владивостока надо было идти три зоны через лёд туда и три обратно, каждый раз бросая за каждый корабль на повреждение корпуса (русских сопровождают ледоколы). Шанс невелик (1 из 11), но чем больше кораблей участвовало бы в обстреле, тем больше бросков...
У меня была мысль за японцев отрядить для обстрела «Чин-Иен» и «Мацусиму» из Майдзуру, когда те освободятся, но, посмотрев сценарий, вижу, что это такая улита, которая будет неизвестно когда.
С другой стороны, исторически Того приказал Камимуре устроить что-нибудь этакое, причём конкретно обстрел не приказывал. И Камимура справился, устроил обстрел, Рейценштейна сняли...
Это действительно открытая система, кому что в голову взбредёт.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Если бы хотя бы 2 ПО за попадание по порту давали, то это имело б смысл. А так в рамках сценария совершенно бесполезное действие, занимающие к тому же все японские силы практически на весь сценарий - русские крейсера могут резвится в японских водах сколько угодно.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Резвиться на самом деле русским крейсерам как-то не очень: на поиск торговцев они могут тратить только одну зону движения, потому что все порты находятся в прибрежных водах с ограниченным движением в одну зону! Шанс найти торговца равен 1 из 6 днём и 0 ночью. Пароход этот потопили случайно, как оно и должно быть.
Здесь вообще сценарные очки представляют собой топор, вокруг которого варится каша: никто не может выиграть сценарий, опираясь только на них.
Можно представить себе, как русскими руководил бы Рейценштейн: вся активность исходит от японцев, они могут успеть дважды обстрелять Владивосток с их-то скоростью в две зоны в ход, надо сидеть в базе и навязать им бой на отходе, когда они расстреляют боезапас.:)
Это всё-таки морская война, где побеждает более активный и предприимчивый. Все сценарии, кстати, показывают одно: как только российский флот проявляет хотя бы минимальную активность, у японцев тут же возникают проблемы.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А зачем обязательно в зоне порта ловить торговцев? Можно же и в соседней или через одну - трать себе две скорости и вероятность уже выше. И вообще, распространяется ли ограничение прибрежных зон на движение в 1 зону в ход на возможность тратить 2 движения на пиратство?

deleted14 написал 8 лет назад: #

По спецправилам сценария:

1) Порт и рядом - торговая активность 3
2) 2 зоны - 2
3) 4 зоны - 1

Решил работать по крупному, но как и написал выше, забыл о стукачах на берегу =) Да и у Сасебо все зоны получаются прибрежными. А еще я забыл, что в данном сценарии нет различий между крупными и мелкими портами.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Распространяется, это я тем временем у дизайнера выяснил.:)

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Эх, все приходится у дизайнера выяснять :-)

Andreas написал 8 лет назад: #

Доктор James Stear хороший мужик и оперативно отвечает. Был бы доктор Беннигхоф, так и сидели бы на суше и спорили, как в это играть.
Ещё я попутно выяснил, что японские черемоши «Чин-Иен» и «Мацусима» не обязаны подтверждать попадания при обстреле берега и что русские могут иметь флоты с заданием «рейд», только если это разрешено в специальных правилах сценария.

deleted14 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Попытка Председателя свести переговоры к заурядной драке встретила серьёзные возражения со стороны Его Высочества.(с)

А я и правда ждал какой-никакой атаки на Владивосток)... Ну да ладно, спишем на издержки планирования и неопытность адмирала.
С другой стороны, так можно свести сценарий к банальной драке, а не уничтожению торговцев/погони за рейдерами. Но система "открытая", позволяет варьировать.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Иногда в этой системе победные условия прям таки заставляют действовать неисторично.

Мне вообще за русских сразу же такая тактика в голову пришла в этом сценарии: все четыре крейсера направить в набег на Майдзуру (корабли оттуда никуда не денутся), потопить там все, кроме китайского броненосца, и отступить. В принципе достаточно большая вероятность обеспечить нужное превосходство в ПО.

deleted14 написал 8 лет назад: #

А если бы поймали по пути?) Чем мне эта система и нравится - слишком много если. 100% вперед не запланируешь.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Можно было поставить корабли в Майдзуру на береговую оборону, это не было бы нарушением условия, что они не должны двигаться.
Можно много говорить о том, реально ли выиграть за ту или другую сторону, тем более что мы знаем, как Avalanche Press Ltd. набивает по столько сценариев в коробки: делает их на глазок. Но здесь мы имеем неоспоримый факт, что сценарий удалось сыграть, определив победителя, и не факт, что победитель мог быть только такой: японцы не так уж уступали в силе в решающем бою и сражались прямо в своей базе, какового удовольствия был лишён Зиновий Петрович (да и Карл Петрович). Значит, «рамка» сценария оказалась достаточно надёжной.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Ну из Майдзуру-то они бы все равно никуда не делись :-)

Сценарий хороший и результат есть и историчность была как надо. Это я уж так, придираюсь. Идеал трудно достижим, но эти системы близки к моему пониманию той войны на море.

Особенно, если играть с посредником. +100% к ощущениям!

Andreas написал 8 лет назад: #

Тогда бы на них не могли напасть в порту.
А других (оперативных) морских систем как бы и не густо.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы
От японского адмирала

Спасибо Андрею за модераторство и Дмитрию за противостояние! Игра получилась очень интересной. Теперь становится понятно, почему Камимура долго и безуспешно гонялся за русскими крейсерами - море большое, поди, найди их :-)

Наверно не надо было разделять эскадру крейсеров и патрулировать где-нибудь посередине в надежде успеть потом догнать вскрывшиеся корабли русских. Но я сыграл так, как думал, что бы сделал на месте русских и ошибся.

Игра с посредником гораздо интереснее простой игры, там ты видишь перед собой флоты и можешь неисторично за ними гоняться (есть, конечно, и флоты-обманки, но они не дают полного эффекта), а тут перед тобой пустая карта и враг может быть везде.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Действительно, читателям следует иметь в виду, что оба игрока не видели ходов друг друга.
Хотя у японцев есть в этом плане два преимущества: береговое наблюдение и работающая радиосвязь, которая давала им возможность более гибко реагировать на изменение обстановки. Но, пожалуй, это сыграло отрицательную роль.:)

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Береговое наблюдение могло вообще не сработать, если бы русские корабли к берегам не приближались. Случайно на них в море наткнуться очень сложно.

Andreas написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Им всё-таки надо как-то очки набирать. А пройти Цусимским или Корейским проливом незамеченным днём вообще сложно.

Nardamon написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Я думал, что русский флот разделится и будет каперствовать у нескольких портов, поэтому и разделился. Можно было бы вспомогательным крейсером помаячить, а потом в других местах пиратствовать. Но у русских был другой план :-)

Andreas написал 8 лет назад: #

Действительно, это тот случай, когда никаких подпорок нет, что именно придумает противник (и даже что сделает!), неизвестно. Попробуйте так сыграть! А игра определяется как раз замыслами обеих сторон, как они друг на друга наложатся.

Imago написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Интересная система и хороший отчет! В свое время избавился от turning point, из-за "не нашей истории".Почему подводные аппараты японцев штрафуются на -1? Все еще раздумываю о русско-японской войне, это мне ближе.

Andreas написал 8 лет назад: #

За две мировые войны единственное попадание, достигнутое крупным кораблём из подводного аппарата, принадлежит британскому линкору «Родней», поразившему потерявший ход «Бисмарк». И то не очень достоверное.:)