Как Красить Игровые Миниатюры
Эпизод 12
Базовые Техники

Добро пожаловать на курс покраса игровых миниатюр от design19studio
Самое полное и современное руководство по лучшему хобби в мире – от азов до мастерства на понятном языке. Эпизоды выходят на Пикабу и Яндекс-Дзене, иногда на Тесере
При перепечатывании любой части любого эпизода ссылка на автора обязательна
© design19studio 2025

В этом эпизоде поговорим о владении кистью и начнём говорить о базовых техниках покраса (не путать с техникой базового покраса – хотя и она тоже будет)
Итак, вы запланировали свой первый проект и даже успели подготовить и загрунтовать все модели для этого проекта
Подготовлено удобное кресло, выставлено правильное освещение, фигурки стоят перед вами на столе, и вы первый раз в жизни берёте в руку кисточку с целью поводить ей не просто по чистому белому листу, а по рельефной поверхности миниатюр
Как держать кисть?
Примерно так:

(Обратите внимание, это левая рука. Если вы правша, то мысленно отзеркальте картинку)
Или так:

Кисточка должна лежать в руке, опираясь на две условные точки – нижняя часть кисточки на крайней фаланге среднего пальца, верхняя часть кисточки на участке кисти вашей руки между указательным и большим пальцами. Сверху кисточку прижимает крайняя фаланга большого пальца. Такие образом, кисточка зафиксирована по одной линии и сверху, и снизу, и не будет юлить из стороны в сторону. Этот хват напоминает то, как держат палочки для японской еды, кто ими пользовался, тому будет проще
Насколько низко или высоко должна быть посажена кисточка?
На ваше усмотрение. Кто-то любит, чтобы кончик кисточки находился у самых пальцев, кто-то оставляет большой отступ. Мой большой палец прижимает кисточку где-то в районе трети длины, считая от пучка
Красьте аккуратными движениями «по шерсти», то есть водите кисточкой по окрашиваемым поверхностям под углом на себя. Освоить удобный хват и подобрать оптимальные движения помогут две вещи: наблюдение за другими и набор собственного опыта
На Ютубе существует очень много каналов, где профессионалы подробно демонстрируют покрас моделей от начала и до самого конца, ролики иногда могут длиться больше часа. Посмотрите хотя бы несколько таких видео не слишком перематывая, мысленно примеряя движения и хват на себя. Затем попробуйте сами
Это как езда на велосипеде или плавание. Сколько не объясняй, но пока сам не поедешь/поплывёшь, не научишься
Чем больше времени будете красить, тем точнее и естественнее будут становиться движения. Это неизбежный процесс. Разница становится заметна уже после десятка часов практики. После сотни вы прокачаетесь очень ощутимо. Я провёл с кистью больше десятка тысяч часов и скорость аккуратного покраса по сравнению с моими первыми потугами увеличилась почти на порядок, то есть раз в десять. Это не шутка. То, на что раньше уходило до получаса, теперь делается за три-четыре минуты

Если попробовать сформулировать мои собственные ощущения от покраса в первые дни, то, скорее всего, сами собой вылезут два слова: исправление ошибок. Я постоянно залезал кистью не туда, закрашивал помарки, потом закрашивал помарки, возникшие при закрашивании помарок и т.д.
Но, пожалуйста, не думайте, что вот это и называется покрасом. Это обучение и притирка. Потом руки научатся и всё будет в радость
Во-первых, со временем придёт понимание рельефа, особое подсознательное восприятие 3Д поверхностей, над которым вы работаете. Все эти неровности, выступы, впадины и прочие трещинки перестанут мешать и начнут помогать. Вы будете интуитивно понимать, на какой угол поднять кисть, как сделать так, чтобы краска как будто сама останавливалась на нужных границах, не затекая куда не следует, как краска вообще себя будет вести после нанесения и куда потечёт. Само количество необходимых движений для одних и тех же операций сократится в разы
Во-вторых, рано или поздно вы поймёте, что точность покраса – это не самое важное. Предельная точность не нужна при закрашивании многих участков модели, при драйбраше, при использовании проливок, при наложении текстурной пасты, и т.д. Нужно скорее понимание техник и минимальная аккуратность. Обратите внимание на листья деревьев на первой иллюстрации к этому эпизоду – ни одна ветка с листьями не потребовала никакой точности вообще. Они сами покрасились
ПОКРАС ОБЫЧНЫМИ КРАСКАМИ – БАЗАМИ И ЛЕЙЕРАМИ
Это первое, что вы должны научиться делать
Да, я, например, в качестве первого слоя на миниатюре вообще чаще всего использую Контрасты, но давайте о этих красках чуть позже, хорошо? Набейте руку на классических техниках и начните с того, чтобы покрасить свою первую миниатюру в несколько базовых цветов базовыми же красками

Перед вами Космодесантник из ордена Ультрамаринов, пехотинец-Инфернус, главным оружием которого является прометиевый огнемёт
Если вы изначально загрунтовали миниатюру грунтом Macragge Blue, отлично, можно сразу красить детали. Если нет, то сначала придётся нанести пару слоёв одноимённой синей базовой краски. Затем будет нужно покрасить линзы на шлеме и оружие в чёрный, а аквилу (символ в виде орла) на груди, края наплечников и некоторые части оружия – бронзой
Это достаточно контрастные по отношению друг к другу цвета, то есть все помарки будут очень хорошо заметны. Особенно это касается бронзы
Давайте для начала разберёмся, как вообще обращаться с «обычными» красками
Всё нижеописанное также касается не только базовых красок, но и лейеров, хотя обращаться с последними одновременно немного проще и немного сложнее: проще, потому что они не такие густые, а сложнее, потому что они не такие укрывистые
Для начала взболтайте баночку с краской. Обычные краски не требуют особого взбалтывания, но чем однороднее консистенция, тем лучше. Если банка уже была открыта ранее и слишком загустела, в неё можно добавить несколько капель Lahmian Medium, это сделает краску чуть более жидкой, сохранив её свойства. А вот если краска уже начала расслаиваться на составляющие, дело хуже. Если не удастся размешать и разбавить краску до приемлемого однородного состояния, вероятно, её лучше выкинуть и взять новую. Металлики, и базовые, и лейеры, нужно взбалтывать активнее прочих красок – они расслаиваются гораздо охотнее
Затем банку нужно открыть. Есть два научных течения с разными взглядами на то, что должно происходить дальше Одни люди считают, что нужно быстро набрать краску на кисть для последующего нанесения на палитру и немедленно захлопнуть крышку в целях предотвращения высыхания содержимого банки. Другие полагают, что язычок внутри открытой крышки цитаделевских красок создан специально для того, чтобы служить посредником между баночкой и палитрой – сначала краска обильно набирается на язычок, и только затем порционно, по мере надобности, забирается оттуда прямо на палитру, где и происходит дальнейшая растушёвка

Я скорее придерживаюсь второго направления. Не так уж быстро сохнут эти ваши краски, а забирать краску с язычка субъективно удобнее
Факт: некоторые покрасчики используют для забора красок из банок специальные отдельные кисти, чтобы меньше портить основные
В любом случае, прямо ли из банки, с язычка ли, но капля краски в итоге попадает на палитру. Никто не красит без этого промежуточного этапа. Вы не Том Сойер, а ваши миниатюры не деревянный забор

Что такое растушёвка краски? Это разбавление краски водой до нужной консистенции
Неразведённые краски слишком жирны и густы, они являются таковыми уже сразу после первого вскрытия банки, а потом постепенно загустевают ещё сильнее. Но производить их сразу изначально более жидкими нельзя, поэтому придётся разбавлять непосредственно перед нанесением на миниатюру
Наберите кисточкой немного воды из стакана и смешайте с краской на палитре. Искусство творить годные пропорции – это то, что лично мне далось с самым большим трудом. Только года спустя я научился делать это с определённой долей мастерства, когда как-то в моей голове как будто внезапно что-то щёлкнуло (отчасти из этих трудностей, к слову, вытекает моё предпочтение к технике Контраст+, ведь Контрастные краски, как известно, не нужно разводить, ими можно красить прямо из банки)

(Как оказалось, надо всего лишь класть больше воды. Я шёл к этому три года, в Азкабане! И, главное, умом я ведь всё понимал с самого начала)
Повозюкайте краску по палитре до такого состояния, когда она начнёт слегка просвечивать, это будет предельная степень разведения. Затем попробуйте слегка поджирнить, подгребая в область растушёвки краску с наиболее плотных участков до тех пор, пока не нащупаете оптимальную степень разведения той части краски, которая находится в кисти

Набранная с палитры на кисть краска должна быть достаточно жидка и укрывиста одновременно. Это противоречащие друг другу свойства, именно поэтому найти баланс поначалу будет не так легко. Основная задача – по итогу не пережирнить и не перегустить

Вверху показана растушёвка с сильным разведением базовой краски Phoenician Purple. Чрезмерно разведено? Возможно. Но от такой степени разведения вполне можно оттолкнуться и нащупать нужную пропорцию
На первое время должна помочь следующая ассоциация – хорошо разбавленная краска по консистенции должна напоминать молоко
Не пугайтесь всех этих сложностей – если даже я в итоге научился правильно растушёвывать, то и вы точно сможете. Со временем процесс будет занимать всего несколько секунд и станет одной из расслабляющих составляющих этого хобби. Вы быстро перестанете волноваться и начнёте получать удовольствие
Акриловая краска позволяет наносить едва ли не десятки слоёв без видимой потери детализации модели, если краска достаточно хорошо разведена. Но всего один жирный слой может всё убить, поэтому волноваться волнуйтесь, но всё-таки _не жирните_
Аксиома: несколько тонких слоёв всегда лучше одного толстого
Финальным этапом забора краски на кисть перед началом самого покраса станет избавление волосяного пучка от излишков набранного материала. Здесь опять встаёт дилемма – нам не нужно слишком много краски на ворсе, но и слишком мало тоже плохо, поэтому опять помогут разве что просмотры видео профессионалов за работой и постепенный рост собственного опыта
Чем тоньше ворс кисти, то есть чем меньше её номер (например, у двойки ворс тоньше, чем у четвёрки), тем меньше краски нужно набирать на кисть. Но здесь на передний план выступает проблема пересыхания. Допустим, вы правильно развели краску – но пока вы поднесёте кисть к модели, она может снова успеть загустеть
Это одна из причин, почему я предпочитаю работать с кистями максимально возможного для каждой конкретной ситуации размера
Прощаясь с палитрой, проведите кончиком кисти по её чистой области, одновременно закрутив кончик движением на себя на себя. Тем самым вы избавитесь от излишков краски в ворсе и заострите этот кончик, сделав его более пригодным для точных работ
Итак, в одной руке кисточка с набранной в ворс хорошо разведённой краской, в другой – приготовленная к покрасу миниатюра. Держите ли вы фигурку за подставку или в специальной держалке – дело вкуса. Удобнее ли вам вращать миниатюры в руке или держать её ровно, подбираясь кисточкой с разных сторон – тоже самое
А вот для редких случаев, когда нужно покрасить что-нибудь с предельной точностью, есть хороший объективный совет для минимизации дрожания рук и лучшей координации движений – во время работы с кисточкой упритесь локтями обеих рук на поверхность стола
Ещё более ультимативный способ синхронизировать обе руки – положив локти на стол, упереть обе кисти друг о друга в районе оснований ладоней. Пространство для манёвра кистью сократится, но если у вас пальцы хотя бы средней длины, это рабочий вариант

Небольшое отступление
На картинке выше показан пример покраса миниатюр от древних. Это фарфоровые статуэтки 19 века из музея Императорского Фарфорового Завода в Санкт-Петербурге, куда я недавно заглядывал
Тогдашним господам был доступен только условно базовый покрас условно базовыми красками по моделям с крайне невысокой степенью детализации. Покрас достаточно удачный, во многом из-за того, что он относительно минималистичен и совмещён с элементами так называемого фри-хенда – от слов Free Hand, буквально Свободная Рука – то есть рисования линий и узоров как на плоском листе, без учёта поверхности моделей, обратите внимание на розочки на платье и клетчатые штаны
Но боюсь, что на миниатюрах с хотя бы чуть большей детализацией такой покрас смотрелся бы уже простовато
...И вот кисть заскользила по миниатюре
Не водите ворсом по поверхности перпендикулярно под прямым углом, так вы убьёте кончик. Красьте всегда с наклоном. Вы и кончик убережёте, и время сэкономите за счёт увеличения единовременно охватываемой площади покраса. Многие вещи и вовсе удобнее красить боковой гранью кисти, то есть пучком, почти горизонтально положенным на окрашиваемую поверхность. Например, боковыми гранями точнее рисуются ровные линии
Не старайтесь добиться идеального однородного покрытия с первого раза. Даже если вы работаете с укрывистой базовой краской тёмного цвета, могут понадобиться два или даже три слоя для того, чтобы вся покрашенная поверхность стала однородной
Наносите последующий слой только тогда, когда убедитесь, что старый полностью высох. Если случайно содрать не до конца просохший нижний слой, частицы акрила, оставшиеся на поверхности, не дадут исправить оплошность простым дальнейшим закрашиванием, может потребоваться полное удаление краски с миниатюры. Но на самом деле это не так страшно, как звучит. Совсем небольшая осторожность, и вы с этой проблемой не столкнётесь
То есть, либо корректируем ошибки сразу, либо дожидаемся полного высыхания краски и перекрашиваем по полностью высохшему слою
Факт: вообще, перекрашивать и исправлять сложнее, чем красить с нуля; проще набить руку и научиться не допускать ошибок, чем научиться их исправлять. Как ни странно, это _действительно_ проще

Металлики обладают большей плотностью и худшей укрывистостью, поэтому к ним нужно иметь особое внимание. Но даже если первый слой будет примерно таким, как на картинке выше, три-четыре тонких слоя в итоге дадут хорошую однородность и полное закрытие цвета подложки. А как мы помним, для хорошо разведённого акрила и десять слоёв не приговор
Порядок закраса деталей на миниатюре можно сравнить с одеванием – люди сначала надевают нижнее бельё, затем рубашку, потом свитер и наконец пальто, а миниатюрам сначала красят самые «нижние» и труднодоступные части. Красьте модель так, как будто вы её одеваете. Самые мелкие и самые сильно выступающие детали красьте в самую в последнюю очередь

Спросите меня, пока я сплю, что ужасного в покрасе выше, и я во сне вам отвечу – глаза
Нет, серьёзно, вы ведь видите, что в попытке детально прорисовать глаза художник превратил реалистичный в целом скульпт мужской головы в тюрбане в карикатуру?
Очень важно решить, до какой степени детализации будет вестись работа. Новичкам обычно бывает трудно считывать тот факт, что на миниатюрах многое видится совсем не так, как на полноразмерных моделях с человеческий рост. И важно понимать, что какие детали можно и нужно прорисовывать, а на что необходимо всего лишь намекнуть
В тех же мультфильмах ведь не стараются всё время рисовать персонажей с одинаковой детализацией. По мере их отдаления от камеры пропадает всё больше деталей
Прорисовка глаз на миниатюре формата 54мм – это совсем не тоже самое, что прорисовка глаз на миниатюре формата 28мм

Факт: если стараться прорисовывать абсолютно все детали, есть великий шанс превратить покрас в карикатуру
...Не бойтесь красить внахлёст
То есть, если вы красите деталь, все остальные участки вокруг которой будут закрашены позже, то её не обязательно красить точно. Можно сильно сэкономить время, очень быстро закрасив бронзовый шлем, даже если при этом будут задеты края остального доспеха – какая разница, если этот доспех всё равно будет закрашен на следующем этапе?
Одна из типичных ошибок новичков, помимо стремления добиться максимальной укрывистости уже при первом слое (и любви к безумным глазам с яркими белкАми) – боязнь залезть одним цветом на другой
Отмотайте ближе к началу эпизода и посмотрите ещё раз на Космодесантника с огнемётом. Представьте, что художник при покрасе чёрных деталей слишком бы боялся задеть краской ручку оружия, а затем, крася саму ручку бронзовым, боялся бы залезть металликом уже на чёрный цвет. Между этими деталями могла бы остаться тонкая неровная полоса подложки синего цвета
Такие недокрашенные стыки очень характерны для любительского покраса, по ним моментально определяются покрасчики, которые не потрудились хотя бы минимально изучить предмет перед началом работы
Правильная методика: при покрасе чёрным обязательно заберитесь краской немного за границы требуемой области. Во-первых, вы сэкономите время, если не будете стараться сделать линию стыка аккуратной уже на этом этапе, а во-вторых, в дальнейшем, при работе с бронзой, у вас будет больше пространства для манёвра
Если вы всё ещё смотрите на Ультрамарина, то обратите внимание, что при покрасе верхней бронзовой детали огнемёта художник всё-таки чрезмерно залез на чёрный цвет, а ведь сверху по бронзе красить больше ничем не собирались. Вот как раз при исправлении таких помарок и нужна максимальная точность движений, но не стоит заморачиваться с корректировкой очень сильно, пытаясь делать линии стыков идеальными. При дальнейшем затенении границы между цветами всё равно станут выглядеть гораздо естественней
Например, вот так:

После высыхания краска слегка меняет цвет, обращайте внимание на этот аспект – во-первых, это поможет точнее определять момент полного высыхания, а во-вторых, точнее предсказывать финальный результат. Например, слой высохшего лейера может сильнее слиться с цветом подложки и дать более плавный градиент, чем казалось при его нанесении

Это примерно все основные премудрости базового покраса
Более глубокое раскрытие нюансов, связанное с тем, как покрасить _быстрее_ при полном сохранении качества, будет позже
Про то, как выбирать цвета тоже расскажу позже, а сейчас совсем немного доложу прописных, но часто странным образом ускользающих от покрасчиков истин:
Много цветов – не всегда хорошо
Большая детализация – не всегда лучше
Чрезмерная аккуратность – иногда может вредить
Не заманьячивайтесь при своих первых попытках базового покраса. Выберите модели, большая часть поверхности которых должны быть покрашена одним цветом, как у синего Ультрамарина. Затем вберите всего лишь несколько дополнительных цветов и навешайте их сверху на основную подложку, в порядке «одевания» фигурки
Помните, что когда вы закончите, у вас на руках будет не полноценно покрашенная миниатюра, а только заготовка для следующих этапов
Ваша основная цель – понять, что к чему и набить руку

В следующем эпизоде поговорим о дальнейших этапах покраса – затенениях и высветлениях
Место для вопросов и комментариев
как найти все эпизоды с самого начала?
вопрос исчерпан, нашёл тут же в ваших дневниках
Либо на Яндекс-Дзене