Оценка пользователей
8.1834
Оценить:
-
-AdRiver-

Stalingrad '42 — первое впечатление

время: 05 ноября 2020 место: Казань

Я давно обещал подписчикам сыграть в какой-нибудь оперативный варгейм и написать по нему репорт. Даже устраивали голосование по этому поводу в ходе которого ожидаемо победил Stalingrad '42. Как известно обещанного три года ждут и вот наконец я подготовил свое мнение по этой игре. В этот раз я не стал писать много текста, а сделал много фотографий. Все любят смотреть красивые фоточки и не любят читать, даже если это правила варгейма.

Кстати если хотите еще больше обзоров на варгеймы то вступайте в нашу группу в ВК Паблик о суровых варгеймах, а также в чат в теллеграмме, где всегда можно обсудить варегймы.

Вот так выглядит коробка Stalingrad '42, будто вы не знали
 
Вот так выглядит коробка Stalingrad '42, будто вы не знали

Stalingrad '42 — это новая игра из так называемой «оперативной серии Марка Симонича». Как понятно из названия, она посвящена Сталинградской битве от начала операции «Блау», до отражения контрудара Манштейна. Однако кроме Сталинградской битвы, в игру включена и битва за Кавказ, так что можно сказать, это новое издание старой игры The Caucasus Campaign.

Наполнение коробки крайне богатое
 
Наполнение коробки крайне богатое

Если говорить в целом о серии, то она представляет игры среднего уровня сложности, которые более комплексны, чем, к примеру, серия SCS, но до грандов жанра типа той же East Front Series не дотягивают. Это далеко не монстр-варгеймы, а игры с вполне человеческим лицом и с временем на партию около восьми часов. В этих игр нет «правил серии» и «модульных правил», каждая игра комплектуется своей отдельной книгой правил, но многие моменты типа связок зон контроля встречаются в каждой игре серии. Изучив правила одной игры из серии, можно легко понять его собратьев.

 
Полная игровая карта оказалась огромной, она еле-еле поместилась на мой стол
Похоже мне все же потребуется более обширное пространство для игры в полную кампанию
 
Полная игровая карта оказалась огромной, она еле-еле поместилась на мой стол

Stalingrad '42 оказался не самой простой игрой в серии. Все же у меня до этого был опыт только Normandy '44 и «Сталинград» явно сложнее. Как видно даже карта для него в полтора раза больше, если «Нормандия» вполне удобно умещалась у меня на столе, то вот «Сталинград» провисает по краям. В игре имеется три сценария и полная кампания. Я конечно решил для пробы разложить первый сценарий, чтобы вообще понять как работает механика и что тут творится.

Вот карта на которой происходит первый сценарий, она уже более-менее удобоварима
 
Вот карта на которой происходит первый сценарий, она уже более-менее удобоварима

Первый сценарий предлагает разыграть операцию «Блау» от начала сражения, до отдачи знаменитого «Приказа 227». Эпизод интересный и покрываемый не каждым варгеймом про Сталинград. Ведь по большей части в таких варгеймах мы встречаем бои непосредственного в городе, операцию «Уран», либо операцию «Зимняя гроза», а вот самое начало битвы остается гораздо менее освещенным. Это большой плюс Stalingrad '42.

Все фишки, что есть в коробке. Также заботливо положили трей
А вот так фишки умещаются в трее, свободного места осталось немного
 
Все фишки, что есть в коробке. Также заботливо положили трей

Но даже в первом сценарии, который казалось бы «обучающий» фишек используется очень много. Лишь из нескольких ячеек я не взял каунтеры, все остальные оказались плотно упакованными на карте. Этому конечно очень помогли листы расстановки, которые позволяют быстро ориентироваться на карте и тратить лишь минимальное время на самый муторный процесс — расстановку сценария.

Фишки раскиданы по листам расстановки и готовятся оказаться на карте
 
Фишки раскиданы по листам расстановки и готовятся оказаться на карте

Причем первый сценарий и полная кампания используют одни и те же листы расстановки. Так что если после отыгрыша сценария вы захотите узнать «а что было дальше?» к вашим услугам уже окажется полная кампания. Я несколько неправильно развернул карту. Ее надо было повернуть на 90 градусов, а то мне приходилось лезть через весь стол, чтобы подвигать части у Воронежа. В следующий раз обязательно это учту.

А вот так выглядят фишки уже после расстановки — достаточно симпатично
Союзники немцев выделены другими цветами и мы всегда можем понять где итальянцы, а где румыны
Советские же части начинают в подготовленных позициях, но их совсем скоро выбьют оттуда
 
А вот так выглядят фишки уже после расстановки — достаточно симпатично

К самой игре прилагается обширная книга с игровыми примерами и примечаниями разработчика. Я решил начать именно с нее, ведь она позволяет понять все основные механики непосредственно на практике, просто двигая фишки по полю и читая заботливо подготовленный текст.

Первый немецкий ход оказался тяжелым для советских войск, их фронт оказался прорван
 
Первый немецкий ход оказался тяжелым для советских войск, их фронт оказался прорван

Как я заметил по игре, у немцев имеются очень ограниченные ресурсы — два авиакорпуса и два очка снабжения на каждый ход. Поэтому они конечно могут начать наступление по всему фронту, но это малоэффективно. В результате они понесут тяжелые потери, ведь советские войска начинают в оборонительных позициях. Куда эффективней каждый ход концентрировать все ресурсы на одном направлении и пытаться прорвать фронт.

Советские войска попытались контрударами остановить прорыв, но немцы выдержали удар
 
Советские войска попытались контрударами остановить прорыв, но немцы выдержали удар

Также в игре присутствует правило «отчаянной обороны». Это правило позволяет при удачном броске кубика игнорировать результат отступления. Только вот беда — советские части не могут прибегать к «отчаянной обороне» до выхода приказа 227. Немцы же с помощью подобной возможности очень хорошо могут сдерживать советские контрудары.

На следующем ходу нанесла удар 6 армия, которая также прорвала советские позиции
 
На следующем ходу нанесла удар 6 армия, которая также прорвала советские позиции

Однако после прорыва линии фронта советским войскам становиться очень трудно создать новую линию обороны. Позади них — голая степь с малым количеством рек и лесов. Выстраивать на такой местности оборону против сильных немецких частей крайне трудно.

Во время советского хода приходилось только отступать, а некоторые части оказались отрезанными от снабжения
 
Во время советского хода приходилось только отступать, а некоторые части оказались отрезанными от снабжения

Снабжение в игре ведется от железнодорожных путей. И конечно его легко можно заблокировать зонами контроля и связками зон контроля. А если учесть, что связки зон контроля нельзя пересекать и вообще зоны контроля «липкие» и часть останавливается, когда входит в нее, то вывести части из окружения без деблокирующего удара становится сложно.

Немецкие войска продолжили давить отступающие советские части, только у Воронежа формировалось что-то типа стабильной линии фронта
Первая танквоая армия также перешла в наступление и прорвала фронт.
 
Немецкие войска продолжили давить отступающие советские части, только у Воронежа формировалось что-то типа стабильной линии фронта

Как я понял эффективно оборонятся здесь можно только в населенных пунктах или вдоль крупных рек, которые действительно дают большие бонусы при обороне. Пытаться же выстраивать против немцев оборону в открытом поле — бесполезно. Ее прорвут после первого же давления и советские войска покатятся еще дальше на восток.

Советские войска начали отступать за Дон, чтобы хоть там сформировать линию фронта
Чтобы избежать окружения, после пробития обороны в одном месте, требуется срочно отводить войска находящиеся рядом
 
Советские войска начали отступать за Дон, чтобы хоть там сформировать линию фронта

А вот если войска без снабжения уже ход и не могут получить его даже по открытой местности, то есть находятся в окружении, они не только ополовинивают свои характеристики, но и начинают нести потери. Причем идет бросок на каждую часть в стопке и на 1-4 она теряет уровень. Очень жестко. Конечно имеются модификаторы, но ими не всегда можно воспользоваться, особенно советским частям. Так что окружения здесь нужно избегать любым способом.

Ситуация на конец 3-го хода очень похожа на то, что случилось в реальности — советские войска отступают, а часть из них угодило в «котел» северо-восточнее Харькова
 
Ситуация на конец 3-го хода очень похожа на то, что случилось в реальности — советские войска отступают, а часть из них угодило в «котел» северо-восточнее Харькова

Stalingrad '42 — хорошо проработанный варгейм оперативного уровня. Он с достаточно высокой исторической достоверностью отражает ситуацию данного периода и позволяет отыграть ее на столе. Обладая кучей особенностей данного сражения в начале можно запутаться во всех правилах и модификаторах, но разложив игру первый раз, в следующий уже становится гораздо легче. Все же все эти особенности вполне логичны и легко запоминаются.

Пишите интересен ли вам варгейм Stalingrad '42 и хотите ли вы полноценных репортов по нему, а также вступайте в нашу группу в ВК Паблик о суровых варгеймах, а также в чат в теллеграмме.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Huntter написал полгода назад: #

Общее представление о варгейме и уровне сложности игры в него статья даёт. Спасибо. Побольше таких.) На паблик подписан. Просвещение в массы

w_holeman написал полгода назад: # скрыть ответы

Хотелось бы что-то вроде топа варгеймов для новичков или статью «с чего начать»

MakVlad написал полгода назад: #

Начать следует с темы, которая вам интересна, с эпохи, которая нравится. Потом масштаб. После этого уже можно искать игру подходящей сложности.

JoMikel написал полгода назад: #

Как ни странно две самые популярные статьи у нас в паблике))
https://vk.com/@sternwar-r0
https://vk.com/@sternwar-r1

Van7 написал полгода назад: # скрыть ответы
Репорты

Очень хотелось бы видеть репорты, стрим и историческую справку по этой игре!

Vitozz написал полгода назад: # скрыть ответы

посмотрите в вконтакте, в "Паблик о суровых варгеймах".

В ахиве статей есть "Stalingrad '42 — первое впечатление"

Vitozz написал полгода назад: #

Ха, тупанул )