маленькие хитрости (часть 1): http://tesera.ru/user/Kahag/thought/381216/
маленькие хитрости (часть 2): http://tesera.ru/user/Kahag/thought/383604/
Итак, мы подходим к третьей части статей. В первой части мы узнали особенности правил сёги и, следующие из них, особенности (вроде силы слабых фигур и важной роли жертвований). Во второй части был описан типичный дебют, применяемый против новичка, и объяснено, почему он почти обязательно будет применён, если противник узнает в вас новичка[1], а также указаны некоторые меры противодействия.
Вилка.
Здесь же будут рассмотрены собственно хитрости и начнём мы вот с чего: как известно, в сёги играют на одноцветной доске. Но давайте представим, что доска размечена цветами, подобно шахматной:
Тогда мы увидим очень интересную вещь: оказывается короли, ладьи и слоны стоят на полях одного цвета; а значит, ладья легко может попасть на «вилку», например, так:
(при условии, конечно, что защищающий ухо ладьи конь куда-то ушёл).
Или так – после попытки осуществления ладьёй богина или её отступления (весьма популярного, но, ещё раз подчеркну, неподходящего для новичка) на поле перед своими пешками[2]:
Но как слон вообще мог оказаться на таком поле (особенно во втором случае, когда он оказывается на фланге позади ладьи)? Ведь, для того, чтоб походить сюда, он должен был бы уже держать короля под ударом, после чего отступить на поле, с которого будет угрожать ладье (что, естественно, невозможно). Впрочем, для более-менее разобравшегося с правилами сёги игрока, такой вопрос не стоит – очевидно, что слон попросту был сброшен.
И отсюда можно вывести очень важный нюанс сёги: подобно тому, как правило сброса делает понятие «жертвы» гораздо более широким и применяемым в сёги, чем в шахматах, потому что получив позиционное преимущество можно заставить противника вернуть материальное, так и понятие «вилки» становится гораздо шире, так как «вилкующая» фигура не должна так или иначе добраться до нужного поля, а может просто быть на него сброшена.
А отсюда мы сделаем целую кучу выводов (но читайте внимательно, всё это необходимо понимать).
Во-первых – собственно «вилкующие» фигуры. В шахматах, в силу своего хода, это, как правило, конь[3]. В сёги, за конём также остаётся эта прерогатива, однако первейшим и главнейшим исполнителем является слон, с которого, совершенно неслучайно, и началась статья.
Объяснение этому довольно очевидно: слон является дальнобойной фигурой, в то время, как конь в сёги очевидно слабее шахматного. Но тогда, казалось бы, первой из угрожающих фигур следовало бы назвать ладью; на самом же деле всё совсем не так. Дело в том, что ладья и слон, являясь опасными и дальнобойными фигурами, вместе с тем, и вследствии того, являются сильнейшими фигурами сёги, а значит, могут быть разменяны только в весьма специфических случаях.
Здесь, кстати, мы слегка прервёмся, чтоб затронуть подтему:
Сравнительная сила фигур сёги.
Для начала я приведу оценку семнадцатого мэйдзина (высший титул в сёги, а также во многих других видах спорта) Кодзи Танигава (http://transshogi.narod.ru/shogitown/situation/page02.htm):
пешка – 1 токин – 12
копьё – 5 превращённое копьё – 10
конь – 6 превращённый конь – 10
серебро – 8 превращённое серебро – 9[4]
золото – 9
слон – 13 конь дракона – 15
ладья – 15 император-дракон – 17.
Впрочем – у другие авторов вы найдёте оценки, расходящиеся с данной в полтора-два раза. Пока что нам важно понять другое, именно сравнительное соотношение эффективностей; она, приблизительно, такова:
Пешка – конь и копьё[5] – серебро – превращённое серебро и золото – превращённые конь и копьё – превращённая пешка – слон – ладья – конь дракона – император-дракон.
Возвращаемся к основной теме.
Итак, ладья и слон – фигуры слишком ценные, чтобы их бездумно применять ради вилки; в частности, их почти невозможно применить с тем, чтобы атаковать защищённые фигуры (так как размен будет невыгоден). Отсюда следует второе важное упражнение для новичка[6]: размещать свои фигуры так, чтоб они постоянно прикрывали друг друга.
Но, у слона (важность которого при вилках я отметил выше) есть важные преимущества (в этом аспекте). Во-первых, так как ладья сильнее слона, её он может выбирать целью, даже когда она защищена. Во-вторых, если речь идёт о матовой атаке (или, иногда, об угрозе прорыва позиции) – золото и серебро, контролирующие 6 и 5 полей вокруг себя могут оказаться более ценными фигурами в бою, на ограниченном участке доски, а значит слон, при определённых условиях, может быть разменян и на них.
Так что, повторюсь, слон в руке является самым опасным источником вилок.
Второе место занимают кони – по той же причине, по которой вилками занимается шахматный конь. Правда тут, в сёги, их возможности куда уже, зато, пребывание в руке, придаёт им огромную маневренность. К тому же, кони – одни из слабейших фигур сёги и легко меняются на другие.
Третья фигура – серебро. Это может показаться странным, но вспомните его, не раз подчёркнутую, способность наносить удары назад (что очень редко для сёги) – и вы поймёте его ценность для вот такого удара:
или такого:
но сокрушительным эффектом обладает такой:
как видно – между ладьёй и золотом стоит пешка, не позволяющая им приблизиться друг к другу для защиты. Получив в руку серебро – ищите возможность атаковать таким путём (а также множеством его вариаций) золото и золото или золото и ладью. Слабость серебра в сравнении с этими фигурами, делает вилку эффективной, даже когда обе из них защищены.
Только четвёртое место принадлежит ладье. Помимо того, что она не располагает характеристиками для вилки, присущими слону, она, также, очень подходит для мата; следовательно, хотя вилки ладьёй могут ставиться очень эффективно, как правило, получив ладью в руку, не стоит слишком спешить её сбрасывать, дожидаясь возможности сделать это, окончательно сокрушая противника.
Золотом вилка почти не ставится (тем более что, в тех редких случаях, когда это возможно, обычно может справиться и серебро). Кроме того – это также очень ценная для матования фигура (приберегайте золото в руке для последнего удара), которую, как и ладью, не стоит спешить сбрасывать.
Копьё выглядит очень привлекательно для «связки» фигур (а, иногда, и правда так применяется). Но, на самом деле копьё, скорее, пугающая, чем атакующая фигура (о чём будет написано ниже).
Итак… Этими фигурами осуществляются вилки. Теперь посмотрим, какие отсюда следуют выводы (они довольно универсальны, но особую значимость большинство из них приобретает, если слон уже есть в руках – у вас или у противника):
Копьё.
На первый взгляд может казаться странным, что копьё причисляют к слабейшим фигурам сёги, да ещё и ставят ниже коня, с его робким ходом, достигающим, всего лишь, две клетки. Копьё – фигура дальнобойная (что особенно важно для неизбалованных такими фигурами сёги), и выглядит очень мощным. Но давайте посмотрим на такой, примерно, расклад:
Что мы тут видим? Дальнобойное копьё нацелено в короля (да, к тому же, в руке есть ладья, готовая развить атаку). Страшно? Не для пешек:
раз:
и два:
В силу предсказуемости своего хода – дальнобойное копьё легко будет уничтожено всего лишь парой пешек. Если, конечно, они у вас есть! Как видите – если в руке у вас есть пешки – копьё становится их лёгкой добычей; при отсутствии пешек в руке – игра невозможна, даже простенькое копьё превращается в могучую силу, целящуюся в ваш лагерь!
А теперь – слегка модифицируем прежнюю позицию:
в чём тут отличие? У чёрных образовалась новая пешка в руках (очевидно – сделанная из отобранной белой по той же вертикали). Материальное положение улучшилось. А общее?
Теперь чёрные не могут сбросить свою пешку, как преграду копью (так как, на данной вертикали, уже есть своя пешка)! И, вот именно теперь-то, атака копьём расцветает во всей красе, пусть бы у чёрных в руках были все пешки (кроме единственной, стоящей позади копья) – они ничего не могут поделать с атакой! И вынуждены либо понести крупные материальные потери, либо отступить королём, создавая ещё туманную, но угрозу матовой перспективы[9] (и, очень возможно, последует и то, и другое)!
Отсюда можно сделать два важных вывода: в силу неповоротливости своих фигур, сёги – игра очень позиционная. Это не шахматы, где фигуры могут быть довольно легко перестроены, а главное – перенесены в другую часть доски. Достижение выгодной позиции на том участке боя, где вы планируете удар/прорыв/мат – вполне стоит крупного материала.
И – пешки выдвигаются для того, чтоб быть разменяны (в большинстве случаев). Не атакуйте пешками бездумно; если у них нет конкретной цели, старайтесь оставить их там, где они есть, чтобы, уже фактом своего нахождения на границе вашего лагеря, они мешали попасть в него вражеским фигурам (и не позволяли им пройти сквозь строй); сбрасывайте туда, куда хочет сбросить противник (от себя дополню эту пословицу: или ходите туда; или заранее держите там свои фигуры). Ну и, конечно, провоцируйте противника на лишние ходы пешками. Например, так:
разумеется, данная позиция не вполне адекватна (пешка сброшена без всякой поддержки). Но – намекает; будь это реальной атакой, над чёрными нависала бы пешка, просто пешка… Способная защищать фигуру, которая будет сброшена перед ней, а, если эта фигура будет взята (после чего возьмёт и пешка) – превратиться в мощного токина.
Сюда можно добавить и третий вывод (хотя он достаточно очевиден): не увлекайтесь копьём и не переоценивайте его значимость. Но, если представится случай сбросить его за линией вражеских пешек – делайте это и наслаждайтесь мощью.
Особым случаем является подобное применение копья:
при всей кажущейся искусственности позиции (как и прочих, показываемых мной), как раз нечто похожее – отнюдь не редкость в играх новичков (да и не только). Не редкость – именно подобное, вообще же суть не в связке копьём ладьи; суть в возможности (при определённых, конечно, условиях) копья, если оно защищено, атаковать более сильную фигуру с соседней клетки (таким образом, защитную пешку сбросить, попросту, некуда). Имейте такие расклады в виду.
Закончу свой анализ странноватым нюансом из личного опыта, вроде бы очевидным, но не раз ставившим в тупик весьма опытных игроков.
Я, как правило, играют весьма прямолинейную версию богина, в которой открываю ухо ладьи (чего, вообще-то, делать не рекомендуется… другое дело, что я достаточно опытный игрок и предпринимаю меры для того, чтоб не позволить вражескому слону легко атаковать ладью. А короля вообще заранее убираю подальше).
Так вот – вражеская контратака, не раз и не два, пыталась воспользоваться моей прямолинейностью и, пока я целился в голову слона (точнее на прорыв через неё[10]), вражеская ладья пыталась ловко «просочиться». Когда для этого почти всё готово – довольно забавно наблюдать замешательство противника, внезапно понимающего, что поля возле ладьи надёжно перекрыты:
Вообще – рекомендую обращать внимание на взаимодействие копей, коней и пешек на углах. Хотя пословица и говорит на краю всегда есть шансы – в реальных играх, я не так уж часто встречал хорошие там прорывы (что, впрочем, скорее говорит о не очень профессиональном уровне, как моём, так и оппонентов, чем о неправильности пословицы).
Ещё уточню, что я, конечно, не намекаю на глупость и наивность моих противников. Скорее тут дело в том, что, при правильно выстраиваемой крепости, золото всегда должно уйти (как гласит пословица – держи короля и ладью врозь, подразумевая, что бой должен проходить там, где ладья, а крепость короля выстроена в далёком от него, спокойном месте). Но я, возможно, слишком буквально понимаю другую пословицу: с золотом на нижней горизонтали можно жертвовать ладьёй, намекающей на то, что, находясь на нижней горизонтали, золото прикрывает все поля вокруг себя:
и, как следствие, стараюсь не ходить золотом без нужды. На самом деле это очень опасно; стартовое положение золота очень удобно для вилки конём:
Что ж, меня больше интересует возможность, не тратя лишние ходы на золото, скорее прорвать линию противника; когда это удаётся, отдать золото за коня бывает не так уж проблемно, в свете других выгод.
И ещё одно: на самом деле атака по краю интересна весьма и весьма. Новичкам, которые, несмотря на уровень своего опыта, уже обратили внимание, что копьё - фигура очень интересная и многогранная, рекомендую поискать информацию по "воробьиному копью"; даже пара принципов, почёрпнутых оттуда, способна, иногда, поставить противника в очень непростое положение. Идея же - в выдвижении копья и расположении ладьи за ним.
[1] Потому что, в отличии от «детского мата», не является методом исключительно против новичка, а позволяет, встретившись с адекватной обороной, развить ситуацию до полноценного дебюта «богин».
[2] Правда, в последнем случае, речь идёт о «связывании»; но, так как тут соль в другом (см. следующий абзац – в сбросе) я не буду рассматривать эту особенность отдельно.
[3] В этом, кстати, и есть «фишка» коня. Он ходит отнюдь не буквой «г»; он ходит на шаг по вертикали-горизонтали (как ладья) и ещё на шаг по диагонали (как слон). Хотя ладья и слон – фигуры дальнобойные, но, совмещение конём, в одном ходу, движения от той и от другой фигуры придают ему совсем особые возможности.
[4] Напоминаю о силе слабых фигур; чем слабее фигура (из равных, после превращения, пешки, коня, копья и серебра), тем значимей её превращённое состояние.
[5] Детальней соотношение коня и копья будет рассмотрено ниже.
[6] Первым было, ранее упоминавшееся, наблюдение за своим лагерем, с целью недопустить туда нежелательные сбросы вражеских фигур. Второе упражнение куда важнее; первым, иногда, можно и пренебречь: по мере развития игры, лагеря так или иначе раскроются, и кто будет слишком внимательно следить за обороной своего, пропустит хороший момент для своего сброса и атаки. Так что – цель первого упражнения, всего лишь, не позволить противнику вторгнуться слишком рано и быстро. А вот второе касается более важной вещи – недопущения взятия фигур противником даром.
[7] Кто забыл – так называют поля расположенные спереди по диагонали. Впрочем, для данного случая, хорошо бы позаботиться и о полях по диагонали сзади.
[8] Иногда (например, как на третьем рисунке про серебро) – такая атака хороша и в исполнении слона.
[9] Разумеется, сама позиция, составленная мной, весьма нереалистична. Но, будь более реалистичной расстановка чёрных фигур – атака тоже была бы «по-настоящему».
[10] В сущности, настоящий богин в этом и заключается; несмотря на уязвимую позицию вражеского слона, он непременно уйдёт, если ваш противник, хоть что-то понимает в сёги; ваша цель – не поймать слона, а, воспользовавшись ходами, которые противник потратит для устранения угрозы, сосредоточить силы, достаточные для прорыва в этом месте.
Чё-то всё больше хочу это попробовать. Фоток бы положили реальных, чтоб совсем уж заманить =)
фото есть в первой статье)
А дальше диаграммы идут - их же, обычно, и делают, как диаграммы.