Оценка пользователей
7.1226
Оценить:
-

Взгляд на войну со стороны фишки.

время: 17 октября 2013

Намедни довелось потестить с Артёмом Харининым очередной его варгейм, на тему Наполеоновских войн. За основу была взята система Наполеоник 20 и переработана до неузнаваемости – единственное, что осталось от неё, это передвижение фишек в стратегическом режиме, и... пожалуй, и всё.  Так как большинство игр этой серии задействуют немного фишек, но для того формата, что мы играли, всё же их многовато, то был выбран бой, где фишек совсем мало (для чего это было сделано, станет ясно ниже). Итак, Гроссберен. Французы пытаются прорваться мимо пруссаков и их союзников – шведов, англичан и русских. Артём рассмотрел силы сторон в той битве, и для каждого корпуса сделал вот такие карточки:

 

Карточки французов.IMG_0170       

 

 Карточки союзников.IMG_0169

 

Правила просты. На стратегической карте фишки маневрируют и пытаются занять лучшее положение для атаки. Потом, когда корпуса сходятся вплотную, соперники раскладывают карточки войск по определенным правилам: можно ставить войска в два ряда, в первый ряд сначала выставляется не более 3-ёх полков или батальонов. У каждого полка есть хиты, если в течение битвы он все теряет, то полк разгромлен. Также справа от картинки указано оружие, которым можно атаковать полк, и иногда модификаторы, влияющие на вражеские потери. Атака производится с помощью карт тактики, которые раздаются в начале боя каждому игроку (соответственно войска можно выставлять уже после того, как увидел, что за карты пришли в руку).

 

IMG_0176

Пришли хорошие карты на артиллерийские атаки- 2 залпа картечью и атака ядрами. Проблема в том, что для залпа картечью придётся выкатить пушки в первую линию…

 

IMG_0172Момент боя. Саксонцы атакуют засевших в деревне (дающей бонусы при обороне) гренадеров и ведут обстрел казаков,  атакующих саксонских егерей. Батальон фрайверка использует рассыпной строй по карте тактике, дающей бонус при стрельбе по ним, но штыковая атака при этом ослабевает.

 

Карты тактики делятся на атакующие карты, с помощью которых можно производить атаки, и собственно тактические, дающие какие-либо плюшки в определённых ситуациях. Атаковать можно ружьями, карабинами, штыками, саблями\палашами, картечью и ядрами. Атаковать можно теми полками\батальонами, имеющими соответствующее вооружение. Например, Егеря вооружены карабинами, и атаковать по карте атаки ружьями не могут. Атаковать можно не более 2-ух раз за ход одно подразделение; то есть если 2 ваших батальона стреляют по одному вражескому, в этот же ход нельзя его атаковать третьему. Первым атаки назначает атакующий, и раскладывает карты атаки, показывая, кто и чем кого будет атаковать. Затем защищающийся кладёт карты атаки, используя правило, что батальон, который атакован, может атаковать только атаковавшего его (сковывается). После того, как все выложили свои карты атаки, можно выложить карты тактики:

 

 Пример тактических карт.IMG_0174

 

После разрешения всех атак надо добрать карты и можно произвести перегруппировку войск из линии в линию (как правило, это убрать раненых и выставить свежие силы, исходя из карт, пришедших на руку). Выигрывает бой сторона, или выбившая все войска противника из первой линии, или, когда прокрутится полностью тактическая колода, нанесшая больше потерь. После подсчитывается соотношение потерь, и проигравшая сторона уменьшает мораль.

 

Я не буду досконально рассказывать все правила, там есть свои нюансы, впрочем, как и в любой другой хорошей игре (например легкая кавалерия может уклониться от штыковой атаки пехоты и т.д.). Я только хочу рассказать о своих впечатлениях.

 

Игра очень понравилась. При всей своей условности она довольно точно отображает тактику Наполеоновской эпохи, вплоть до построения  в каре и заслона артиллерийских батарей пехотой во время атак противника. Нравится относительная безрандомность боёв, кубик не используется! Очень нравится дизайн карт – Артём постарался, у каждой стороны своя форма и цвет. Нравится, что к стратегической части добавилась тактическая, причём время на партию осталось прежним (правда, думаю, это максимум фишек, используемых при игре, иначе всё же битвы будут слишком затягиваться). 

 

В процессе игры.IMG_0167

 

В процессе игры.IMG_0168

 

Нравится простота правил, впрочем, не перерастающая в самоочевидые решения – не игра играет тобой, а ты несешь ответственность за происходящее на поле боя. Нравится историческая составляющая (Артём как историк составлял полки не от фонаря, пропорции войск, входящих в корпуса, соблюдены). Вобщем, получился такой довольно нетипичный представитель карточных варгеймов.

 

В клубе «Стратег» в него отыграно уже множество партий, игра нравится, и главное - баланс-то есть! Ну а в нашей партии союзники были разгромлены и морально сломлены.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
GansFaust написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за отчет и свежие новости отечественного игростроя =)
По игре:

1)Механика тактических боев здорово напомнила Борговскую античку (C&C Ancints) со всеми ее пороками:
- Почему ты не атакуешь кавалерией во фланг, это же очевидно?!
- У меня нет карточки активации кавалерии.
Занавес

2) "Нравится относительная безрандомность боёв, кубик не используется!"
Это не так. В игре есть карточки, полностью определяющие тактику, поэтому от них рандома и так более чем достаточно. Если бы был еще и кубик, это была бы чистая C&C, от которой потеряли поле, поэтому договорились играть на карточках.

3) "нравится дизайн карт"
Мне тоже =) Тёме лучи добра!

4) "время на партию осталось прежним"
Было бы неплохо написать, какое оно было до этого ;-)

5) "не игра играет тобой, а ты несешь ответственность за происходящее на поле боя."
Я вот как-то смутно себе представляю, как это игра мною не играет, когда вся моя тактика будет определяться по принципу "придет в руку нужная карточка или нет". Этим грешит практически любой варгейм, где слишком много завязано на карточки.
Что тут определяет сам игрок? Как разложить карточки в тактическом бою исходя из своей руки? Карточки которой он мало того еще и не выбирает...

Artem написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Сразу скажу - я автор этого дела.
Издавать как бы не планирую - игра для нашего клуба.
Зачем это? Это не самостоятельная игра, как вы думаете, а лишь детализация того, что происходит в базовой игре. Просто мне слишком часто задают вопросы, показывающие, что люди не знают организацию корпусов времен наполеоновских войн. Поэтому в рамках обучения я решил показать, что любой корпус того времени - сложная интегрированная структура.
Что же до механики, то это совершенно не Борг, а "сухопутная" реинкарнация знаменитых "Морских сражений". Заметьте, что юниты здесь имеют разные типы атаки, в зависимости от используемого вооружения (калибры орудий / торпеды). У Борга такого и близко нет.

Англичан здесь ровно столько, сколько и было - Германский Легион, который как раз в боях у Гроссберена и отличился.

Pirx написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Мнэээ... А я тогда правильно понимаю, что на фото с карточками войск Коалиции не все их юниты?

Leks написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Правильно. Карточек клал для фото, чтобы попали все уникальные юниты.

Pirx написал 10 лет назад: #

Тогда ок ::)

GansFaust написал 10 лет назад: #

Тем, а морские сражения хоть какое-то отношение к реальным боям имеют? Это абстрактная карточная игра, где на карточки вместо корабликов прилепить можно все что угодно. Это даже еще более абстрактно, чем творчество Борга. А проблема та же - не ты определяешь тактику, а твои карты в руке.

Как в игре реализован туман войны и маневрирование?

Artem написал 10 лет назад: #

По поводу того, что игрок ничего не решает.
Весь акцент здесь на оперативном маневрировании и эффекте "тумана войны" ДО столкновения. Тактика же - лишь тот же бросок кубика.
Кроме того, введение карточек полков / батальонов позволило отразить уменьшение численности корпусов, побывавших в бою, тогда как базовый маркер "разбиты" это отражал недостаточно верно.

Trommell_of_war написал 10 лет назад: # скрыть ответы

"например легкая кавалерия может уклониться от штыковой атаки пехоты и т.д."

Например, и тяжелая тоже с легкостью это сделает. "Атака" штыками пехотой может быть только в том случае, если кавалерия сама накатилась. На "зеленом форуме" и на "Поле боя" спорили неоднократно (и до банов участников) - и пришли к следующему: даже штыковых атак, как таковых, не было - одна сторона обычно сматывалась.
А вот палаши и сабли по пехоте (особенно - в ливень) - да и кавалерийские пики, даром, что их так немцы любили - это обыденная правда жизни.

Artem написал 10 лет назад: #

Там любая конница может уклоняться от штыковой. Просто легкая обязана это сделать. Типа пехота готова ее встретить, стоит в каре и все такое.
А вот с тем, что штыковых атак не было не согласен категорически. Достаточно вспомнить бой за флеши при Бородине. Или еще более эпичный пример - Прейсиш Эйлау. В последнем случае, следуя этой логике, когда погода испортилась и стрелять стало очень сложно, вообще все должны были "смотаться". Ан нет - самая кровопролитная рукопашная схватка в истории - до 20 000 с каждой стороны. Очень красочно ее, кстати, описал Денис Давыдов.

Pirx написал 10 лет назад: # скрыть ответы

А англичан не многовато?

Leks написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Англичане выходят по кубику, проверка каждый ход, на шестерку:)Причем в битве им даже не удалось поучаствовать.

Pirx написал 10 лет назад: #

У меня вот как-то и отложилось, что в кампании 1813 года их там было немного, невнятно и без души ::)

BrazUno написал 10 лет назад: # скрыть ответы

Вообще, выглядит довольно интересно. Автор уже ищет издателей? :)

Leks написал 10 лет назад: #

Пока не знаем, какую из разработок первой показывать издателям:)

BrazUno написал 10 лет назад: # скрыть ответы

у вас похоже, подписи к фотографиям карточек французов и союзников перепутаны :)

Leks написал 10 лет назад: #

Это да, что есть, то есть)