В этой заметке, я хотел бы не только рассказать об очередной партии в «Оборону Порт-Артура», но и спросить совета о некоторых игровых моментах у опытных варгеймеров. А так же представить на ваш суд небольшое дополнение, которое я придумал для этой игры. Внимательно выслушаю ваши советы/критику/замечания. Заранее благодарен.
***
Днём мы заранее договорились с кузеном о вечерней игровой сессии, и даже распределили роли: Я буду играть за русских, оппонент – японцами. Дело в том, что это моя третья игра в «Оборону Порт-Артура», и две из них я проиграл, играя именно за русских. Создаётся впечатление, что в обороне победить невозможно (разве что, при очень сильном везении)…
После ужина и чаепития, и, попутного обсуждения предстоящей игры и возможных стратегий мы таки разложили игру и приготовились:
Прошу обратить внимание на диспозицию русской пехоты. Я намеренно оставил пустыми локации, соседствующие с локациями с начальной расстановкой японских войск. Решил уйти в «глухую оборону». Возможно, это было ошибкой. Но мне требовалось усилить ключевые позиции, особенно на северо-восточном направлении.
Итак, игра началась. Обратив внимание на расположение моих пехотинцев, оппонент начал с… артподготовки («сюрпрааайз!»). В правилах есть историческая сноска, в которой разработчик игры примечает, что японская артиллерия отличалась крайне низкой эффективностью. Откровенно говоря, в игре не заметно, что бы японцы плохо подготовили свою артиллерию к этой войне. А вот русские пушки – вот это да-а-а! Эффект от моих пушек был чрезмерно малым. Хотя исторически, дело обстояло совсем наоборот.
Но вернёмся к нашей партии. Противник сконцентрировал мощь своей артиллерии именно на пулемётах в ключевых локациях: 24, 23 и 22. Я понял, что он готовит плацдарм для марш-броска своей пехотой. Запахло жаренным. Возможно, я поступил опрометчиво, но в тот момент мне это казалось единственным верным решением: Я начал перебрасывать пехотные части на восток, оставляя на западе лишь некоторые части и группы частей. В основном резервную пехоту. Более того, японская пехота практически не открывала огонь. А я был вынужден, что бы хоть как-то уменьшить количество японской пехоты, готовящейся к штурму. Таким образом, практически на всех ключевых локациях, я лишился бонуса (защитного фактора от локации – маркер «Ведётся стрельба»), таким образом, даже облегчив оппоненту обстрел моих же войск.
После внушительной артподготовки, японцы перешли в наступление с… северо-запада (ещё один «сюрпраааайз!»). Тут я напомнил себе игрока в теннис. Когда бедолага пытается отразить удары противника, буквально летая из одного угла корта, в другой. Теперь мне понадобилось усилить гарнизон локаций 16 и 25. А где взять людей? А людей не хватает. Артиллерия, в этом направлении, находится на локации 27, и просто не дотягивает до японской пехоты. Таким образом, пушки пока молчат…
Каким-то чудом мне удалось отразить первый штурм. Просто нереальное везение. Ключевые локации: 23 и 22 – человеческий ресурс практически на исходе. Мне некого выслать на помощь, от артиллерии толку мало, пулемётов не осталось,… Японцы уже предвкушают скорую победу.
Конец первого хода. Японцы выдвинулись по всем флангам. Даже не открывая пехотного огня. Я же по всем локациям уже лишился бонуса.
Конец первого хода. Обратите внимание на потери. Я потерял три пулемёта и четыре пехотные части, в то время как японцы лишились 12 пехотных частей и одной артиллерийской. И они всё ещё в подавляющем большинстве. На этих чертей никаких патронов и снарядов не хватит.
Второй ход. Японцы уже вошли в некоторые ключевые локации. Огонь, преимущественно, ведётся внутри локаций. Ураганные перестрелки, потери обеих сторон просто ужасны. Но, если для японцев такие потери не беда, то для русских они просто катастрофичны.
Конец второго хода. Надежд больше не осталось. И людей тоже. Японцы же прут нескончаемой толпой. (Стрелками указал, откуда и по каким точкам вела огонь японская артиллерия)
Видимо Фортуна решила мне улыбнуться. Я отбил второй штурм. Я не знаю, как это получилось. Просто защищался из последних сил.… Нет, Фортуна не просто мне улыбнулась, она приобняла меня за шею и поцеловала взасос. Иначе я не могу объяснить, как мне удалось отразить второй штурм.
Конечно же, итог этой партии предсказуем. В конце третьего хода, мне просто не хватило пехоты, что бы хоть как-то выдержать и третий штурм. Ах да, и пушки… Чёртова артиллерия показала себя не с самой хорошей стороны.
Конец третьего хода. Вот, в общем-то, и всё… Ключевая локация «№23» под японским контролем.
***
А теперь некоторые мысли по этому поводу. Во-первых, маркер «Ведётся стрельба». Прекрасный игровой момент от автора игры Тецуя Накамуры. Но представьте себе такую ситуацию: В локации расположена русская пехотная часть, которая открывает огонь по противнику находящемуся в соседней локации (соответственно, на локацию с русской частью устанавливается маркер «Ведётся стрельба», который нивелирует бонус к защите от самой локации).
Далее, ответным огнём эта русская пехотная часть уничтожена. На эту же локацию, в свою очередь, заходит совсем другая пехотная часть. И она тут же оказывается лишённой бонуса к защите от локации! Спрашивается: при чём тут вторая, только что вошедшая часть? Огонь-то вела (и соответственно раскрыла свои позиции) совсем другая часть! Получается, вторая пехотная часть просто несправедливо лишена бонуса. Не будет ли логичнее, выставлять маркер «Ведётся стрельба», не на саму локацию, а именно к той части или группе частей, которая открыла огонь? Благо самих маркеров более чем достаточно. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счёт.
*** Теперь прошу вас обратить своё внимание к русской артиллерии. Это не артиллерия, это недоразумение какое-то. Мало того, что она просто не может быть перемещена, так и пользы от неё минимум. Если я не ошибаюсь, исторически, именно русские пушки показали себя в этой битве с наилучшей стороны. В связи с чем, я придумал следующее дополнение (честно признаюсь, ещё не тестировал): Маркер «Капитан Шихлинский», который устанавливается в начале игры русским игроком в одну из локаций с артиллерией. И при каждом выстреле артиллерийской части или группы артиллерийских частей из этой локации добавляет «+1» к силе огня. Более того, единожды за ход, русский игрок может перебросить оба или один кубик во время бомбардировки из локации с маркером «Капитан Шихлинский» (при этом маркер переворачивается на неактивную сторону, но продолжает прибавлять «+1» к силе огня артиллерии). Почему именно Шихлинский? Прошу ознакомиться: Википедия Особенно для нас важен раздел «Русско-японская война»: «за искусную и успешную, с 13 по 17 октября 1904 года, артиллерийскую оборону форта № 3 и укрепления того же №, причём, действуя вверенной ему полубатареей против превосходных сил противника, нередко лично наводя орудия за убылью наводчиков, неоднократно приводил неприятельскую артиллерию к молчанию и отбивал попытки японской пехоты завладеть подступами к упомянутым укреплениям». Возможно это дополнение покажется вам неуместным, и даже каким-то образом "ломающим" игру, но я хотел бы выслушать ваше мнение. Благодарю за внимание.
Эльман, приветствую!
Несколько комментариев.
1) Правильно ли вы группировали пехоту и артиллерию при совершении действий?ЕМНИП можно сгруппировать не более трех фишек пехоты и двух артиллерии.
2)Зачем переворачивали при потерях именно пулеметы? Артиллерия ведет огонь по сектору в целом и потери выбирает сам обороняющийся. Соответственно, при наличии пулемета и возможности реагировать стрельбой на вход японцев в сектор, пулеметы надо беречь до конца.
3) Использовали ли вы стрельбу как реакцию на вход противника в область? =)Можно стрелять не переворачиваясь))
4) Если использовали п.3, то вовсе не обязательно стрелять в соседние сектора и раскрывать свои позиции.
5) Кардинальная ошибка не оборонять предполье. В хороших раскладах на этих направлениях можно задержать японского игрока от 1 до 3 ходов.
6) Оптимальной стратегией за русских является сохранение максимально долго возможности ведения огня реакцией на вход частей противника. А тех, кто выжил стараться подчищать артиллерией. Стараться удержаться в предполье и не вести без нужды огонь в соседние области.
7) Штурм в игре происходит одновременно, для удобства он разделен на действия. Поэтому если уж огонь стали вести из области, то позиции всяко раскрыли. =)
8)Артиллерия это вообще тот момент игры, который я бы существенно улучшил вынеся ее на карточки и т.д. Твой вариант тоже имеет право на существование. =)
Здравствуйте Дмитрий!
1) Абсолютно точно, по правилам: 2 или 3 руглярных, не более двух частей резервных и артиллерии.
2) Вот тут вот и вся загвоздка. Я не правильно понял правила, и решил, что противник ведёт огонь по отдельной части или группе частей (как в правилах с реакцией на вход). И главное всех окружающих убедил в том, что именно я правильно трактую правила (авторитетом давил). Позорище..
3) Да. В обязательном порядке.
4) Здесь несколько иная ситуация сложилась :) Я стрелял в части, которые уже выполнили ход (для уменьшения количества живой силы противника, в преддверии штурма).
5) Да. К сожалению, теперь понимаю, что совершил грубую ошибку. То же самое мне подсказал Виктор Бухаров...
6) В выходные у нас очередная игровая сессия. Так что буду пробовать новую тактику :)
7) Ну да, теперь когда раскрылась моя ошибка (пункт 2), то теерь всё становится на свои места :)
8) Спасибо! Если у вас как нибудь будет время и желание, то думаю я не единственный человек, который хотел бы ознакомиться с вашей доработкой.
Рад, что помог уточнить кое-какие моменты.
1) Не забывайте, что даже при группировании максимальный бонус для ведения огня не составит больше "+1". Даже при группировании артиллерии с одинаковой силой.
2) Да, вся стрельба ведется по области.
И пара советов: области, которые ближе к японцам вначале следует укрепить сильнее. Держитесь за предполье. Если будет выгорать потерять фишку/две, но не пропустить еще на ход японцев - смело меняйте войска на время. Всегда имейте резерв.
Ждем отчет о повторной партии =)
Спасибо за отчет, интересно. Сам играл в нее один раз, и проиграл за русских, причем достаточно быстро. Игра фановая, потренироваться надо.
Настоящий бенефис системы Storm over на «Тесере» (и это только начало)!
Мне кажется, творения Накамуры следует воспринимать так, как они есть, лёгкими играми «на тему», особенно в рамках данной системы. Его творчество на этом направлении достигло апофеоза в игре What Price Glory?, где уже не важно совершенно ничего, кроме комбинаций карточек, а тема для игры кажется взятой произвольно. Поэтому и модернизационный ресурс этих игр невелик.
Возможно вы правы, я уж слишком серьёзно отнёсся к игре. Но только потому, что очень понравилась подобная механика, да и тема очень привлекательна для меня. Спасибо за ваше мнение.
Астрологи объявили неделю «Порт-Артура»…