Оценка пользователей
8.5231
Оценить:
-
-AdRiver-

Штурм хутора Березов. Отчет по сценарию Panzer Grenadier: Kursk: South Flank

время: 17 сентября 2017

   Выбрать сценарий «под отчет» из игры «Panzer grenadier. Kursk: south flank» оказалось достаточно непростой задачей.   Для первого репорта хотелось выбрать что-то небольшое, но интересное по сюжету и отражающее различные аспекты системы.    И вот здесь-то и возникла проблема: в  одном сценарии совсем нет артиллерии, в другом очень мало пехоты, а в третьем  происходит избиение одной из сторон. В итоге после штудирования доброго десятка однокартовых сценариев (а всего их в модуле 40!) выбор пал на самый первый – «Berezov Bound». Конкуренцию  у своих "сверстников" он выиграл за счет большого разнообразия юнитов, любопытных условий расстановки и неплохой сбалансированности ситуации.   Да и потом вполне логично начинать именно с самого первого сценария.

 

  Итак, на дворе 5 июля 1943 года, 6 часов утра, самое начало операции  «Цитадель». Батальону дивизии СС «Дас Райх» необходимо в течение 3 часов (12 ходов) взять хутор Березов, обороняемый частями 52 гвардейской стрелковой дивизии при поддержке противотанковой батареи.

 

 Задействованные типы юнитов

 

   Расстановке фишек на поле в «Panzer grenadier» предшествует процедура отбора лидеров. В отличие от других тактических игр, сценарием задается только количество офицеров и их звания, а вот качество каждого из них определяется случайным образом.  Для этого помещаем фишки лидеров в соответствии со званиями  в контейнеры и вытаскиваем вслепую из каждого контейнера нужное количество каунтеров.  Например, я играл за Красную армию, и сценарием мне полагался 1 майор, 1 капитан и 5 лейтенантов.

 

 

 Фишек в "Южном фасе" очень много, в трей поместились только юниты

 

   Набором лидеров обе стороны остались недовольны. Учитывая, что лидеры мне полагались гвардейские, я был вправе рассчитывать на большее количество  фишек, дающих бонусы, а мой соперник мечтал получить хотя бы одного лидера с модификатором морали +2, но нашим надеждам не суждено было сбыться. Вообще эсэсовские лидеры, а в «Kursk: south flank» немцы представлены только войсками СС, в своей массе просто какие-то «капитаны Германия», и чтобы вытащить фишку с низкой моралью и нулевыми модификаторами нужно очень сильно постараться. 

 

 

Маркер хода перемещается не по традиционному треку хода, а своего рода часам. Один ход- ровно 15 минут.

 

 

    Я еще не успел до конца отойти от знакомства со своими лидерами, как уже нужно было организовывать оборону деревни, расположенной в самом центре игрового поля. Композиционная особенность сценария состоит в том, что атакующие, немцы, выходят не с одной стороны карты, как чаще всего бывает, а с двух, причем противоположных. Иными словами, немцы могут как появиться сразу всем батальоном с одной из сторон, так и разделить свои силы и брать хутор «в клещи». 

 

   Поскольку расстановка открытая, и мой противник  при подготовке своего выхода уже будет знать расположение моих сил, я решил разместить примерно одинаковые группировки пехоты и противотанковых средств в полях к северу и югу от деревни. В самом населенном пункте  расположились «хрупкие» минометы и батареи орудий ЗИС-3, немного пехоты и взвод танков «Грант», которому я отвел роль мобильного резерва (как оказалось, зря, поскольку по условиям  сценария грязь снижает подвижность техники). Кроме того, два взвода автоматчиков укрылись в небольшом лесу к югу от хутора.

 

 

 

   Именно отсюда, с юга, мой противник и решил развивать свое наступление, разбив силы на две  группы. Первая, пехотная и более крупная, двинулась в сторону поля, в то время, как три взвода самоходок «Штуг III» при  поддержке роты пехоты  стали обходить лесной массив.

 

   Первая кровь проливается ближе к концу первого получаса боя- один из немецких пехотных взводов несет потери под огнем моих пулеметов. Противник пытается мощной группировкой с взводом самоходок с ходу сокрушить в ближнем бою моих автоматчиков в лесу. Однако, вопреки математическим шансам, потери снова несут немцы. Дальше – больше.  «Застрявшие» в ближнем бою «Штуги» оказываются «подсвеченными» для моих противотанковых орудий. Взвод ПТР и 57-мм пушки устраивают самоходкам «перекрестный огонь», в результате которого часть машин оказывается подбита.

 

Правило «перекрестного огня» работает следующим образом: если техника в течение хода уже была обстреляна с неприлегающего гекса, каждая следующая атака, при условии, что фишка осталась на том же месте,  происходит с модификатором +2. Это очень мощное средство, без которого не обходится ни один танковый бой.


 

   Несмотря на потери, «отходить к канатам» мой противник не собирался. К 6-45 его пехотная группировка плотным кольцом «садится» на мои оборонительные позиции в поле. Под мощным огнем мои бойцы стремительно теряют боеспособность. Один из лейтенантов бросает своих солдат и бежит в сторону деревни.

 

 

 

   Я пытаюсь реагировать, перебрасывая части оказавшейся невостребованной своей северной оборонительной линии. Также на помощь выдвигается мой единственный танковый взвод. Противник действует достаточно хитро: понимая, что главная цель- это хутор, стремится повязать мои подразделения ближним боем, используя при этом небольшие силы.

 

   Спустя примерно полтора часа с начала боя моя группировка в поле практически разбита: сопротивление продолжает лишь один окопавшийся взвод. В лесу дела у немцев идут не столь хорошо, и сломить  сопротивление автоматчиков с подоспевшими на помощь стрелками им по-прежнему не удается.

 

 

 

  Я продолжаю охоту на самоходки противника, и под «перекрестный огонь» коварно подкравшихся противотанковых ружей и танков «Грант» попадает еще один взвод «Штугов». К сожалению для меня, эта контратакующая акция  тут же приводит к уничтожению всех моих танков. Ответный огонь из мощных орудий немецких самоходок не оставляет никаких шансов «Грантам». Я явно принял опрометчивое решение: размен оказался не в мою пользу, да и ленд-лизовские  машины с их весьма неплохими показателями атаки по небронированным целям очень бы пригодились при обороне деревни.

 

Не могу не отметить любопытную ситуацию с дистанциями боя. Дело в том, что «бронебойный» огонь  «работает» со значительно большего расстояния, чем атаки по небронированным целям. То есть противотанковые орудия могут атаковать танки еще до того момента, как те получат возможность хоть что-то им сделать, а расстояние в 5 гексов (1 километр) – это уже практически убойная дистанция для «бронебойного» огня, в то время, как «убить» небронированную цель с такой дистанции очень сложно.   

 

  Немцы, понимая, что партия перевалила за экватор, всеми силами устремляются к деревне. Мой оборонительный огонь не слишком результативен, и пехота противника несет весьма скромные потери. Оставшемуся во вражеском тылу взводу удается выйти из ближнего боя и занять укрепление, но помешать немецкому наступлению он не в силах. Зато мне снова удается провернуть трюк со взводом ПТР и «перекрестным огнем», причем батарее ЗИС-3 удается уничтожить сразу весь взвод самоходок!

 

 

 

 

   Однако, этого мало, чтобы сбить атакующий порыв. 4 пулеметных взвода и артиллерия противника в несколько подходов обрабатывают деревню, и за 45 минут «до сирены» немцы входят в Березов. Гвардейские советские части не уступают немцам в показателе морали, и это особенно важно во время ближнего боя. В 9 часов утра, на момент окончания партии,   хутор разделен пополам: каждая из сторон контролирует по одну гексагону и еще в двух продолжается ближний бой.

 

 

 

 

   Внешне может показаться, что  немцы одержали  уверенную победу, однако подсчет очков говорит, что все не так-то просто. Я «настрелял»  16 победных очков: 14 - за уничтоженные немецкие юниты и еще 2 очка - за один удержанный  гекс деревни. Результат моего противника- 22 (19+3) очка, однако по условиям сценария для минимальной победы нужно набрать на 5-9 очков больше противника. Таким образом, всего 2 очка склонили чашу весов в пользу немецкого игрока и не позволили мне свести партию к ничьей!

 

   Полагаю, что причиной моей неудачи стала своего рода «танкобоязнь», которая заставила меня уделить слишком много внимания уничтожению бронетехники соперника. По самой системе еще раз отмечу пару моментов, о которых уже писал в обзоре.  Во-первых, во время игры практически никогда не думаешь, что хорошо бы что-то там выбросить на кубах. Мало результативная таблица боя  очень быстро отбивает желание испытывать удачу и заставляет игроков мыслить в категориях планирования и организации боя.  Второй момент-  необходимость взаимодействия родов войск. Налаживать его подталкивают различные механики и модификаторы. Например, идти в ближний бой лучше связкой лидер + пехота + бронетехника, а действовать  даже самыми суровыми танками без поддержки пехоты и артиллерии – крайне неудачная идея.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Andreas написал 3 года назад: # скрыть ответы

Прекрасный отчёт, большое спасибо!

Насчёт малорезультативной таблицы очень верное замечание.

Как раз на следующей неделе собираемся сыграть в «Восточный фронт».

Жаль только, что они танки назвали «Грант», у нас они, кажется, назывались «Ли» или М3(с), а «Грант» вообще был какой-то британской модификацией.

centox написал 3 года назад: # скрыть ответы

Может именно эти танки из Великобритании были поставлены?) Да уж, странно, что они в своих же танках и запутались. Написали бы уж просто "M3", как в некоторых играх сделано.

Andreas написал 3 года назад: # скрыть ответы

Кажется, что таких перепоставок американской техники по ленд-лизу не было. Англичане ведь сами свои танки поставляли (наверняка среди фишек есть «Черчилли»). А «Гранты», наверное, просто из пустыни перекочевали статическим методом.

centox написал 3 года назад: # скрыть ответы

Из Desert Rats скорее всего и переехали. В Army at dawn у американцев есть фишки "Ли". Могли бы уж для второго издания "Южного фаса" их "перекрасить".

Andreas написал 3 года назад: # скрыть ответы

Там всё-таки показатели обобщённые, фишки взвод изображают. Что «Грант», что «Ли»... Британцы вроде бы какую-то свою башню ставили, вот это и был «Грант». Да и дизайнер, наверное, брал старые фишки, когда прикидывал, так и остались.

BrazUno написал 3 года назад: #

Могу и ошибаться, но что "Грант", что "Ли" это именно названия данные англичанами американскому М3 и его американской же модификации с обновленной башней и улучшенной радиосвязью. Первый американский танк получивший собственное именное обозначение появился позже, и это был "Стюарт". И да, в СССР по ленд-лизу поставлялись только более ранние М3.

BrazUno написал 3 года назад: #

Покопал тут по теме Ли/Грант: "В октябре 1940 года англичане заключили контракт с "Болдуин", "Лима" и "Пульман" на производство M3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на M3 за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия. Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка. Эта модификация получила британское обозначение "Грант". Все 200 заказанных машин поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1942 г. 167 "Грантов" составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. M3 "Грант" значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил.
11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки M3, которые получили обозначение "Ли". К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 M3, и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки M3 (позднее - М4). Когда М4 сменили M3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным тогда "Матильдами", "Стюартами", и "Валентайнами". Часть их передали Австралии."

para написал 3 года назад: #

Обзор супер. Сподвиг меня не продавать мою коробку PG,а опробовать ее.

ASB написал 3 года назад: #

Спасибо, интересно написано об интересной системе. Прочитал и данную статью, и более ранний обзор.

Victor34 написал 3 года назад: #

Отличный обзор!
Спасибо.

WildWespe написал 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо! Прочитал с огромным удовольствием, жду еще отчетов!) сам в такое не играю, но читать каждый раз очень интересно!

Regxty написал 3 года назад: # скрыть ответы

Отчего бы самому не испробовать?

WildWespe написал 3 года назад: #

Не-не. Heroes of Normandie с кучей допов и Axis and allies naval miniatures с огромной кучей миник кораблей полностью закрывают для меня спектр игр по второй мировой). Мне правда ооочень нравятся подобные варгеймы, но HoN'a при всех его недостатках мне более чем достаточно. Даже нарочито мультяшно-комиксовые рисунки отрядов/техники/вооружения мне скорее нравятся, нежели нет.