Мои первые (и очень положительные) впечатления о крутой и невероятно рандомной настольной игре Claustrophobia. Это настоящее, суровое и кровавое приключение в стиле Dark Fantasy. Исключительно на двоих, только дуэльный режим Люди Vs Демоны. У многих сдадут нервишки, а кто-то сможет продолжить свой путь к выходу сквозь толпы злобных троглодитов и демонов. Как выжить в этом мрачном мире? Когда под твоим контролем сплошные заключенные и бандиты... А удача абсолютно не на твоей стороне...
Настольная игра Claustrophobia - чистеший дайсофест, где бросок кубиков решает абсолютно все. Планировать что-либо на ход вперед невозможно. Что тебя ждет в следующем тайтле подземелья? Ловушка, полчище троглодитов, сундук или какой-нибудь алтарь? Каждое движение вызывает чувство страха и опасения. Атмосфера безнадежности, как и в Last Night, остро ощущается при игре за людей. Если удача не на твоей стороне, то ты будешь пробиваться к выходу через огромное количество препятствий, весь израненный и униженный троглодитами.
Ход состоит из 4 фаз. По две фазы на игрока. В "первой" фазе игроки бросают кубы и распределяют их. Каждый людский персонаж имеет определенные статы на определенном кубе, поэтому важно максимально правильно распределить атакующие и защитные функции между героями. Демоны же тратят кубы на получение очков призыва, разные пакостные абилки и на получение карт превосходства. С каждым ходом доступные варианты для людей уменьшаются - раны, получаемые в боях 1vs3, блокируют линию характеристик, активируемых на определенном кубе. Наиболее оптимальным вариантом является увеличение защиты палладина или брута, и передвижение на 2 клетки наемникам-ворам.
Рандом правит балом. В бою кидаются кубы на выпадение значения выше защиты жертвы. Кубы решают какими способностями и возможностями будут награждены люди и демоны. Неизвестный тайтл может оказаться совершенно любым - можно попасть на череду ловушек и респа троглодитов, а можно спокойно гулять по пустым катакомбам. В любом сценарии со 2 партии становится понятно, какую тактику продвижения в глубины Ада стоит выбрать для людей или демонов. Данная предсказуемость стратегии лечится абсолютно непросчитываемым будущим, из-за чего приходится постоянно корректировать свои планы.
Красоту игры описывать бессмысленно. Только ленивый не говорил о великолепных компонентах настольной игры "Клаустрофобия". Покрашенные миньки, большие и красочные тайтлы, карты с различными рубашками и артом, красивая книга правил со сценариями - наслаждаться этой неподдельной красотой можно долгие часы. Почему другие производители по дефолту покрашенные миньки не делают в играх?
Мы отыграли несколько осмысленных партий в первый сценарий "Выжившие" c Антоном Харабуровым. Краткий обзор и впечатления от начала путешествия:
Сценарий "Выжившие":
Первое задание оказалось вполне сбалансированным, как мне показалось. Равные шансы на победу имеют и люди, и демоны. У банды Палладина на начало партии мушкет, рандомная карта, Аура Предсказания и Аура Храбрости. Именно две эти ауры делают палладина самым важным персонажем среди людей. Цель сценария - пройти 10 тайтлов и найти выход из подземелья. Сделать это должны минимум 2 человека, и наиболее вероятными героями являются вор и палладин. Демону нужно агрессивно действовать и пытаться как можно быстрее уничтожить воров (с абилкой "Проходить сквозь врагов" и палладина. Аура Предсказания дает людям огромное преимущество - выбирать тайтлы по своему усмотрению. Но рано или поздно настанет момент, когда три верхних тайтла будут или с негативными свойствами, или тупиками. Перемещаться лучше группой, находясь как минимум в соседних тайтлах. А вот Брута со способностью "Импрессив" стоит оставить в начале пути. Он будет работать на защиту тыла. Если основная группа наткнется на абсолютно тупиковую ветвь подземелья, то у Брута появляется реальный шанс найти первым выход из катакомб.
Первая (учебная) партия "Антон Люди Vs Эдгаррус Демоны". Я сказал Антону, что за Людей очень легко выигрывать. Не думаю, что он мне тогда поверил... Антону категорически не везло ни на тайтлы, ни на броски кубов. Пройдя всего 2-3 тайтла, команда Палладина застряла в тупиках. Орды троглодитов и Подземный Охотник настигли людей, не дав им ни проийти вперед, ни отступить. Я, как Лорд Демонов, был агрессивен и беспощаден к человечешкам. На кубах постоянно выбрасывал 5-6. Насиловал людей, унижал и убивал. Израненные и измученные герои пали очень быстро. Их участь была предрешена. а потерянный Антон со словами "Да тут вообще шансов нет!" сдался силам Зла. Easy play.
Вторая партия получилась более осмысленной. Конечно, ведь за людей играл теперь я. "Эдгаррус Люди Vs Антон Демоны". Настроившись на позитивный лад, я решил добраться до конца подземелья! Но через несколько секунд вся храбрость и надежда на светлое будущее пропали... Безысходность и безнадежность уже в первый ход стали моими спутниками. Я отправил трусливого воришку исследовать подземелье отдельно от остальной группы. Первые два открытых тайтла давали преимущества демону - плюс кубик, подземный туннель для троглодитов. Основная группа надеялась на более успешную экспедицию. Но и тут вмешались демонические силы рандома! Провал в подземную реку, а за ним - гнездо троглодитов. Последовал злорадный смех Антона и циничные фразочки на тему "Ну да, у людей все шансы выиграть". Но силы людей решили не сдаваться!
Я был полон решимости выиграть! Вор-путешественник стал исследовать катакомбы на предмет сундуков, но ему (когда не нужно!) попадались пустые тайтлы. Через несколько ходов катакомбы привели его к неминуемому тоннелю с троглодитами. Слуги Антона давно ждали моего героя... Численное преимущество было на стороне Злых сил, поэтому вор сгинул мгновенно в адскую бездну. Основная группа продолжала движение в тьму. И попались тупиковые тайтлы с сундуками (когда не нужно!). Поток свежего воздуха нагло обманул героев. Координаты выхода переместились к стартовой точке. А туда добраться было нереально. Полчища троглодитов и Демон стали непреодолимым препятствием. В ожесточенных и непрекращающихся боях мои герои получали огромное количество ран, попутно забирая на тот свет нескольких троглодитов. "Судьба насмехается надо мной" - подумал я, и был абсолютно прав. Владыка Тьмы в лице Антона полностью уничтожил мои силы. Мы не раз истерически ржали в этой партии из-за "преимущества" людей.
Третья партия. Расстановка сил осталась прежней. Я был еще более полон решимости выиграть за людей, доказать Антону свою избранность! В уме сложился примерный план спасения человечества.
Решив изучать подземелье постепенно, я медленно открывал ближайшие тайтлы. Палладин активно пользовался Аурой Предсказания (Выбор из 3 тайтлов). Польза от данного таланта была огромна. Я закрывал проходы тупиками или сундуками. Антон не мог нигде появиться по дефолту, не использовав специальные абилки Владыки Зла. Негодование росло с каждым ходом. Накаченный брут защищал комнату с пентограммой, а остальные герои направились в северный туннель. Жалкие троглодиты не могли ничего поделать с таким активным продвижением. Верный Брут жертвовал собой, не дав пройти врагам! Дальнейшие тайтлы не таили в себе особо кровавых сюрпризов. Выход из катакомб был уже виден. Но юркий воришка с трудом прорвался к нему - на его пути стоял Демон и троглодит. Антон лишил персонажа способности "проходить сквозь врагов" и бросил кубы на атаку в надежде убить человека. Но воришка выжил! И в ответ убил одного троглодита! Он добрался к выходу, оставив позади огромного и мощного демона. Грустный Антон признал свое поражение, а я ликовал от первой человеческой победы! Да-да, вы не ослышались. Лишь один мой персонаж добрался выхода. Мы забыли то, что нужно вывести двоих персонажей. Мой палладин и его напарник были в нескольких тайтлах от выхода. Вероятность их спасения была низкой. Частично израненные, без полезных карт и способностей, они могли бы стать легкой добычей для Антона. Но время назад не повернуть! Я выиграл, пускай и нечестно! В следующем походе Антон отыгрался за людей, и уже победил по справедливости. Он стал активно пользоваться аурами палладина, более осторожно играть. Один из воров застрял в тупике с троглодитами и был сожран. Остальные герои плотной группой продвигались к выходу. Я не смог убить проворного и израненного воришку, что и стало решающим моментом партии. Антон был тогда на волоске от проигрыша. Что случилось потом? Подоспевший палладин и брут раскидали всех моих слуг, убив второго демона по счету. Человечество спасено!
Впечатления о игре сугубо положительные. Must have, Must Play. Эпическое, непресказуемое приключение. Случаются ситуации, когда атмосфера безысходности зашкаливает. Бывает везет, и герои легко преодолевают все препятствия. Баланс в сценариях (коих очень мало) на стороне людей, как мне кажется. Демону очень нужны "негативные" тайтлы для задержки спасителей человечества. Не хватает разнообразия в абилках и карт. Но в конечном итоге судьбу партии решает рандом. Еврогеймерам и любителям расчетов проходить мимо.
В ближайшее время напишу свои впечатления о Chaos in The Old World, Мертвый Сезон: Долгая Ночь, и Gorechosen (спасибо Саше!). Следите за жизнью BraveBoyz - у нас много сюрпризов для вас, дорогие поклонники!
Играл в эту игру много раз, проходил почти все сценарии. По поводу эпичности ничего не могу сказать, так как любой сценарий играется в среднем за 30-40 мин. На мой взгляд короткая продолжительность партии и большое присутствие рандома говорят не в пользу эпичности, но это лишь моё личное мнение. По самой игре могу сказать следующее. В первой миссии баланс в сторону зла, во второй - немножко в пользу людей. Все последующие (без аддона) за людей играть гораздо легче.
Небольшое время партии это плюс, повод разложить игру перед тем, как остальные друзья придут, например. Включил мрачную музыку и пошел изучать подземку. Без сомнений, хотелось бы более продолжительные партии и чутка меньше рандома. Но игру уже не поменять, нужно получать удовольствие от того, что есть.
Стоит фору Демону давать в сценариях, получается?
Думаю, что да. Но вы поиграйте сначала так, а потом сами всё увидите. Игра от этого конечно не сильно теряет, так как за демонов всё равно можно выиграть. Но по свое практике скажу так, что в первую миссию демоны побеждали большее кол-во раз. Я её вообще за людей прошёл только раза с пятого. Вторая 50/50. А вот все остальные уровни демоны практически всегда курили в сторонке. Но может быть у вас будет по другому. Напишите свои впечатления когда сыграете, интересно узнать.
Дали фору демонам (+3 очка в начале). Не помогло. Люди выигрывают с большим шансом, чем демон. Демону надо выкидывать 5-6 в боях ПОСТОЯННО, иначе вечно не хватает ходов.
Балансом здесь не пахнет вообще.
Поддерживаю вышенаписанное! Я даже сегодня первый доп прикупил. И это.. Да простят меня фанаты десента - эта игра является огромным камнем в огород этого самого Десента.)
Десент не понравился вообще. Тот же дайсофест, но очень уж ванильный и беззубый. Куча возможностей, абилок и значков на кубах совершенно не придают игре глубины, лишь затягивают время партии. А отсутствие органайзера является еще одним ощутимым минусом для Десента. В Клаустрофобии органайзер удобный, практичный и сразу в комплекте.
Особенно великолепно у Клаустрофобии получился баланс более, чем для двух игроков.
"о крутой и невероятно рандомной" - вот прямо в точку!
Храбрые парни, присоединяйтесь к Играем в настолки! ;)